Специфика деятельности видов транспорта — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Специфика деятельности видов транспорта

2022-12-30 31
Специфика деятельности видов транспорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основная производственная деятельность транспорта – перевозки и погрузочно-разгрузочные операции, которые дополняются другими видами работ. При управлении транспортом нередко возникают вопросы выбора вида транспорта или способа транспортирования, в условиях, когда нормативно-справочная информация отсутствует, и выполнить экономические обоснования не представляется возможным.

В этом случае при решении управленческих задач полезно учитывать конкретные технико-экономические особенности каждого вида транспорта.

Железнодорожный транспорт. Особенностями этого вида транспорта являются его универсальность, высокая провозная способность и регулярность (всепогодность) перевозок. Скорость доставки грузов в среднем составляет 260-270 км/сут., при маршрутных перевозках – 350-370 км/сут.

Постройка железных дорог требует больших затрат, причем основная часть их падает на постоянные устройства (железнодорожные пути, станционные устройства, искусственные сооружения). Экономическая эффективность железных дорог во многом зависит от объема перевозок, поэтому их целесообразно строить при больших потоках массовых грузов, измеряемых миллионами тонн в год, с устойчивыми темпами их прироста во времени. Железные дороги эффективно обслуживают пригородные зоны крупных городов, отрасли обрабатывающей и добывающей промышленности, успешно осуществляют связи между городами и промышленными центрами страны.

Морской транспорт. Преимуществами данного вида транспорта являются наличие естественного глубоководного пути, большая грузоподъемность транспортного флота, малая энергоемкость. Морские перевозки осуществляются в условиях достаточно высокой продолжительности навигации (около 330 суток) со скоростью в среднем не ниже, чем на железных дорогах – 350-550 км/сут. Средняя себестоимость перевозок грузов морским транспортом зависит от вида плавания, рода груза и дальности перевозок и в целом несколько ниже, чем на железнодорожном транспорте. Существенное влияние на себестоимость оказывает тип используемого флота и способ организации перевозок. Морской транспорт играет главную роль во внешнеторговых перевозках, а также в обслуживании малодоступных районов.

Речной транспорт. Данный вид транспорта обладает теми же достоинствами, что и морской, но с рядом ограничений, например, сезонность работы в северных широтах. Средняя продолжительность навигации на реках России около 200 суток, скорость доставки грузов в ряде бассейнов, не ниже, чем у железнодорожного транспорта – 280-300 км/сут. Себестоимость речных перевозок грузов в 2,5 раза ниже железнодорожных, уровень производительности труда такой же, как и на железнодорожном транспорте (около 2 млн. приведенных т-км).

Автомобильный транспорт. Данный вид транспорта характеризуется высокой маневренностью, возможностью прямой доставки грузов «от двери до двери» и сравнительно высокой скоростью доставки грузов (350-400 км/сут.). Однако средняя себестоимость перевозок грузов в 20-25 раз выше, чем на железнодорожном транспорте. Кроме того, автомобильный транспорт характеризуется ограниченной грузоподъемностью транспортных единиц, высокой энерго- и трудоемкостью перевозок, недостаточно высоким уровнем безопасности. Несмотря на указанные недостатки, автотранспорт незаменим при внутригородских и пригородных перевозках, а также как технологический вид транспорта на предприятиях промышленности и сельского хозяйства.

Воздушный транспорт. К преимуществам данного вида транспорта относятся наличие естественной среды, играющей роль транспортного коридора, высокая скорость доставки грузов и пассажиров в любые, самые отдаленные точки суши и мирового океана. Себестоимость перевозок грузов на воздушном транспорте весьма высокая – в 60-70 раз выше, чем на железных дорогах. При этом себестоимость пассажирских перевозок в 10-12 раз ниже грузовых (перевозка одного пассажира с багажом 90 кг, приравнивается к 1 тонне груза). Средняя скорость перевозок на воздушном транспорте составляет около 400 км/ч. К недостаткам воздушного транспорта относятся высокая энергоемкость, зависимость от погодных условий, ограничения по габаритным размерам и массе перевозимых грузов. Воздушный транспорт – основной в международном пассажирском сообщении. В грузовых перевозках самолеты используются при доставке на дальние расстояния ранних овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также почты, ценных и дефицитных грузов.

Трубопроводный транспорт. Особенностями данного вида транспорта (нефтепроводы, продуктопроводы, газопроводы) являются отсутствие подвижного состава (как следствие, порожних пробегов), устойчивый режим работы независимо от состояния погоды и климатических условий, простота эксплуатации и режима управления перевозками, в которых непосредственно транспортирование и погрузочно-разгрузочные мероприятия слиты в едином процессе. Трубопроводы являются специализированным (не универсальным) видом транспорта, что благоприятно сказывается на экономических показателях. Себестоимость перекачки нефти и нефтепродуктов в 2-3 раза ниже себестоимости железнодорожных перевозок. В эксплуатационных расходах высока доля затрат на содержание постоянных устройств, мало зависящих от объема перекачки, а также энергозатрат. Удельные капитальные вложения ниже, чем у железнодорожного транспорта примерно в 2 раза. Трубопроводный транспорт целесообразно использовать при транспортировании массовых однородных грузов из мест добычи к местам переработки при мощности потоков от сотен тысяч до миллионов тонн в год.

 В таблице 1.1 перечислены ключевые преимущества и недостатки разных видов транспорта.

 

Таблица 1.1. Анализ преимуществ и недостатков разных видов перевозок

Виды транспорта Преимущества Недостатки
1 2 3
Железнодорожный транспорт   Быстрая доставка на большие расстояния. Независимость от климатических условий. Большая грузоподъемность (3-4 тыс.тонн – один состав). Сравнительно низкие тарифы. Способность перевозить самую широкую гамму различных грузов.   Наличие перевалки грузов (пересортировки вагонов). Необходимость прочной упаковки. Зависимость от географического расположения железнодорожных путей. Необходимость переформирования составов в пути.
Автомобильный транспорт   Маневренность. Срочность доставки. Возможность организации современных видов доставки («от двери до двери»). Большая экономичность при перевозке на небольшие расстояния. Зависимость от автодорожной сети. Малая грузоподъемность. Относительно высокие тарифы.  

 
Продолжение табл.1.1

1 2 3
Морской транспорт Высокая производительность за счет большой грузоподъемности судов. Мобильность (морские суда можно направить в любую точку мира) Практически неограниченная пропускная способность морских путей сообщения. Относительно низкая скорость. Сравнительно небольшая частота движения. Необходимость тщательной упаковки грузов. Некоторая зависимость от погодных условий.
Воздушный транспорт Высокая скорость доставки. Спрямление пути. Высокая сохранность груза в пути. Более низкие страховые затраты (из-за минимального времени перевозки). Высокие грузовые тарифы. Зависимость от погодных условий. Ограничения по размеру и весу. Удаленность аэропортов от предприятий.
Трубопроводный транспорт Независимость от погодных условий. Низкая себестоимость. Высокий уровень автоматизации операций (залив, перекачка, слив). Ограниченность номенклатуры перемещаемых в пространстве грузов. Высокая стоимость сооружения.
Речной транспорт   Высокая провозная способность по рекам. Низкая себестоимость перевозок, особенно массовых грузов и грузов, не требующих срочной доставки. Возможность перевозки значительных партий грузов. Возможность использования в районах, где не развита автодорожная и железнодорожная сеть. Необходимость в строительстве гидротехнических сооружений. Сезонность работы на большинстве рек мира. Необходимость считаться с естественным географическим расположением водных путей и частым несовпадением их с направлением грузопотоков.

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.