Эксплуатационные расходы на транспорте — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эксплуатационные расходы на транспорте

2022-12-30 29
Эксплуатационные расходы на транспорте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Системный анализ экономических процессов на транспорте предполагает необходимость рассмотрения различных видов расходов, связанных с текущей производственной деятельностью на транспорте. Доля транспортных затрат в совокупном общественном продукте держится примерно на уровне 9%. Транспортные расходы по видам транспорта в зависимости от основных операций транспортного процесса приведены в табл. 3.1.

Общество в целях повышения эффективности функционирования экономики заинтересовано в том, чтобы снижать уровень транспортных расходов, поскольку в процессе перемещения транспорт, являясь неотъемлемым условием производства, не создает новой вещественной продукции, но увеличивает потребительскую стоимость перевозимой продукции в конечных пунктах назначения.

 

Таблица 3.1. Транспортные расходы по видам транспорта (в %)

Вид транспорта

Транспортные расходы всего

Из них:

На перемещение На погрузочно-разгрузочные операции
Ж/Д 23,9 19,1 4,8
Морской 5,6 4,7 0,9
Речной 2,0 1,4 0,6
Автомобильный 65,1 46,3 18,8
Нефтепровод 1,0 1,0 -
Прочие (газопроводы, линии электропередач) 2,4 2,4 -

Реализация товаров и услуг не может осуществляться по ценам отправителя. Это мнение правильно, но в ряде случаев специализация и кооперирование производства могут быть дороже, чем затраты на производство, перевозку и использование продукции. Кроме того, следует учитывать условия эффективного разделения труда. Тем не менее, задача экономии транспортных расходов весьма актуальна.

Эксплуатационные расходы – это ежегодные текущие, полностью переносимые на стоимость продукции затраты транспортных предприятий. Следует различать удельные расходы, средние и дифференциальные.

Обычно эксплуатационные расходы относят на основную деятельность по перевозке грузов и пассажиров, багажа, почты. Различают полные, т.е. относящиеся ко всему объему перевозок и транспортной работы, и удельные эксплуатационные расходы, относящиеся на 1 тонну или 10 тонно-км, называемые себестоимостью перевозок.

Структура эксплуатационных расходов по видам транспорта не однородна (см. табл. 3.2). На различных видах транспорта существует специфика расчета эксплуатационных расходов. Так, на воздушном транспорте затраты на погрузочно-разгрузочные работы включаются в эксплуатационные расходы, на автомобильном и водном – нет. В эксплуатационные расходы автотранспорта не включаются затраты на ремонт и содержание автомобильных дорог, а в эксплуатационных расходах внутреннего водного транспорта не включаются затраты на содержание водных путей. На железнодорожном транспорте затраты на ремонт и содержание путей входят в эксплуатационные расходы.

Таблица 3.2. Структура эксплуатационных расходов (%).

Элементы затрат Промышленность Железнодорожный транспорт Автотранспорт
Заработная плата с начислениями 16,6 41,9 47,5
Топливо всех видов для подвижного состава, хозяйственных и технологических целей 3,9 9,5 15,0
Сырье и основные материалы 64,6 - 14,0
Вспомогательные материалы 4,5 7,4 1,0
Запасные части - - 4,0
Электроэнергия 2,5 6,2 1,0
Амортизационные отчисления 4,8 28,2 16,0
Прочие денежные расходы 3,1 6,8 1,5
Всего 100 100 100

Эксплуатационные расходы приходятся на основные операции транспортного процесса: начально-конечную и движенческую. На начально-конечную операцию приходятся все расходы, связанные с приемом, оформлением и выдачей груза, с его погрузкой и выгрузкой, с подготовкой подвижного состава к перемещению.

На движенческую операцию приходятся все расходы, непосредственно связанные с процессом перемещения. Доли расходов на начально-конечные операции в процентах к общим расходам в зависимости от дальности перевозок на различных видах транспорта приведены в табл. 3.3.

Таблица 3.3. Доля затрат в зависимости от дальности перевозок

Вид транспорта

Дальность перевозок, км

100 500
Железнодорожный 80 45
Морской 94 91
Речной (самоходные суда) 87 58
Автомобильный 12 3
Воздушный 63 25
Трубопроводный без погрузки и выгрузки 30 10

Существуют эксплуатационные расходы, слабо связанные с дальностью, например, средние удельные затраты (себестоимость перевозок) на автомобильном транспорте в силу малых затрат на начально-конечные операции мало зависит от дальности перевозок.

С объемом перевозок тесно связаны расходы на обслуживание подвижного состава, на топливо и горюче-смазочные материалы и т.д. Расходы, слабо связанные с объемом перевозок, получили название постоянных.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.