Основание города Индрапрастхи — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Основание города Индрапрастхи

2022-12-20 35
Основание города Индрапрастхи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Когда Дурьодхана узнал, что Пандавы-живы и породнились с царём панчалов, злоба и страх охватили его. Кляня Пурочану, он отправился к отцу и потребовал, чтобы тот созвал тайный совет. Пришли на тот совет сыновья Дхритараштры, и Бхишма, и Дрона с Ашваттхаманом, и Крипа, и Шакуни, и Карна, и Видура. И объявил Дурьодхана, что Пандавы-живы и требуют доставшуюся им в наследство половину царства.

- Но полцарства им будет мало, - сказал старший сын Дхритараштры. - Они кончат тем, что поглотят нас, если мы не воспрепятствуем им. Поэтому мы должны измыслить средство, чтобы не дать им усилиться.

И Дурьодхана предложил тайные и коварные средства, чтобы ослабить или погубить Пандавов.  

- Подошлём к ним искусных в тайных кознях брахманов, - сказал он, - и пусть они посеют раздор между сыновьями Кунти и сыновьями Мадри. Или же подкупим царя Друпаду, его сыновей и сановников дарами, чтобы они покинули Пандавов и отказали им в помощи. Или пошлём туда надёжных людей, чтобы они тайно извели Бхиму, он среди братьев сильнейший, и Арджуна в битве не одержит победы, если Бхима, Волчья Утроба, не будет охранять его с тыла. Или пусть наши люди восстановят дочь Друпады против её мужей, это будет нетрудно сделать, раз их у неё так много. Пусть возбудят в ней ревность или же сделают так, чтобы Пандавы перессорились из-за неё между собой.

- Ты уже пытался извести Пандавов тайными кознями, но потерпел неудачу. Эти средства не годятся для борьбы с героями. Лучше разобьём и уничтожим их в бою, пока они не собрались с силами, - сказал Карна.

Но Бхишма, Дрона и Видура не согласились ни с Дурьодханой, ни с Карной.

- Половина царства принадлежит Пандавам по праву, - сказали они царю Дхритараштре. - Отдай её им, и они будут тебе друзьями и союзниками. Только так ты смоешь позор за сожжение смоляного дома, ибо в народе говорят, что это было сделано по твоему наущению.

И хотя Дурьодхана, Карна и Шакуни возражали против этого совета, царь склонился к мнению старших, мысля о том, сколь опасной будет война с Пандавами и панчалами, если не удастся погубить их иными средствами. И послал Видуру гонцом к Пандавам с приглашением вернуться и вступить во владение своей половиной царства.

И, распрощавшись с царём панчалов, Пандавы с Кунти и Драупади возвратились в Хастинапур. И народ приветствовал их на улицах, когда шествовали они во дворец, сопровождаемые Дроной и Крипой, которых выслал им навстречу Дхритараштра.

Когда Пандавы явились во дворец, царь Дхритараштра сказал:

- Герои, я отдаю вам полцарства. И чтобы не было в государстве раздора, отправляйтесь в отведённую вам часть страны и стройте там себе столицу.

И Пандавы отправились в местность к западу от Хастинапура, называемую Кхандавапрастха, которую отдал им во владение Дхритараштра. Там, на берегу Ямуны, среди леса они стали строить город. Они вырубили деревья, выкопали рвы, возвели крепостные стены и башни, провели за ними улицы с дворцами и домами для горожан. В город, названный Индрапрастхой, стали стекаться ремесленники и купцы, брахманы и воины, певцы и музыканты. И слава о красоте и богатстве города разнеслась по земле.

Частым гостем в Индрапрастхе стал Кришна, вождь племени вришниев, который подружился с Арджуной.

И однажды Арджуна отправился в Двараку, город на морском берегу, где правил Кришна, там должен был справляться праздник рода Яду, на который сошлись многие цари и герои. Кришна принял Арджуну с почётом, а через несколько дней они отправились вдвоём на гору Райвата недалеко от города, где и проходили празднества и где воздвигнуты были здания, блистающие драгоценными камнями и золотом. Там звучала музыка, и певцы, сказители, плясуны и скоморохи развлекали собравшийся народ. Властители рода Яду одаривали там брахманов, пришедших для свершения обрядов, и день напролёт длился пир. Были там и Баларама со своей женой Ревати, и Уграсена, царь вришниев, глава рода Яду, двоюродный дед Баларамы и Кришны, с тысячью своих жён, и многие другие цари с жёнами, и царевичи и царевны.

На том пиру увидел Арджуна деву, и стрела бога любви пронзила его сердце. Кришна заметил, что Арджуна не отводит от неё взора, и сказал с улыбкой:

- Я вижу, герой, что и твоя душа подвластна волнениям любви. Это - моя сестра Субхадра, и, если она приглянулась тебе, я готов быть твоим сватом.

- Эта дева полонила моё сердце, - сказал Арджуна. - Скажи, Кришна, что я должен сделать, чтобы она стала моей супругой?

- Ты можешь дождаться её сваямвары, как это принято у кшатриев, но этот путь - ненадёжен, мы ведь не знаем, расположено ли к тебе её сердце и выберет ли она тебя или помыслами её завладеет другой. Не менее достоин кшатрия и другой путь - похищение девы. Я советую тебе похитить мою сестру, пока она не выбрала другого, - сказал Кришна.

И Арджуна последовал совету Кришны. Когда на другой день Субхадра отправилась на Райвату в сопровождении брахманов, чтобы совершить приношение божеству горы, сын Панду тайно последовал за ней на колеснице, а слугам сказал, что отправляется на охоту. Когда же дева, совершив обряд, возвращалась в город, он схватил её и, посадив на колесницу, помчался с ней в сторону Индрапрастхи, на восток.

Брахманы, сопровождавшие Субхадру, вернулись в Двараку и, ворвавшись в дом совета, рассказали о случившемся. Глава совета стал бить в литавры, призывая вришниев к оружию, сбежались воины, и поднялся шум. Баларама, хмельной от выпитого на празднестве вина и обуреваемый гневом, грозился отомстить Арджуне, оскорбившему гостеприимство Ядавов, и повелел снаряжать колесницы для погони. Но Кришна остановил родичей.

- Нет для нас оскорбления в поступке сына Панду, - сказал он. - Древний закон разрешает кшатрию похищение невесты. Арджуна не захотел оскорбить племя вришниев, предлагая им выкуп за Субхадру, как корыстолюбивым купцам, сваямвару же счёл делом ненадёжным. А раз он полюбил мою сестру и хотел взять её в супруги, он не мог поступить иначе, как похитить деву, следуя давнему обычаю воинов. Арджуна принадлежит к роду Куру, и нет нам унижения, породниться с ним, и он и Субхадра - достойны друг друга.

Такими речами он успокоил Своего брата и вришниев и уговорил их послать гонцов за Арджуной, чтобы они пригласили его вернуться в Двараку.

Вришнии последовали совету Кришны. Арджуна вернулся с Субхадрой в Двараку, и здесь была отпразднована их свадьба. Примирившись с вришниями, Арджуна покинул город на берегу моря, сопровождаемый их благими пожеланиями, и вернулся в Индрапрастху с Субхадрой, и Кришна сопровождал их и остался в столице Пандавов на долгое время.

Драупади порицала Арджуну за эту женитьбу, но Субхадра сумела завоевать её расположение кротостью нрава, она признала главенство старшей жены своего супруга и всячески ей угождала и служила беспрекословно. И Драупади примирилась с Арджуной. Со временем Субхадра родила Арджуне сына Абхиманью, который с юных лет отличался умом и отвагой и стал любимцем отца и его братьев. А Драупади родила пятерых сыновей - по одному от каждого из супругов. И Кунти, Драупади и Субхадра жили мирно при дворе Юдхиштхиры в Индрапрастхе. Старая же царица Сатьявати, прабабка Кауравов и Пандавов, ещё раньше покинула царский двор и удалилась в лесную обитель доживать свои дни отшельницей.

Арджуна и Кришна, ещё больше сдружившиеся после того, как замужество Субхадры породнило их, проводили время в Индрапрастхе в обществе царей и мудрецов, собиравшихся при дворе Юдхиштхиры. Однажды двое героев гуляли в окрестностях города и в уединённом месте, в лесу на берегу Ямуны, увидели брахмана высокого роста, с величественной осанкой, с ярко-рыжими волосами и бородой, блиставшими подобно золоту. Одет он был в чёрное платье, и облик его внушал почтение и трепет. Он приблизился к Арджуне и Кришне и сказал:

- Цари, накормите бедного брахмана, мне - ведома ваша щедрость. Но знайте, что я - прожорлив, и насытить меня - нелёгкая задача.

- Чего же ты хочешь, поведай нам, благочестивый брахман, долг кшатрия - не отказывать в просьбе тому, кто нуждается, - сказали витязи.

- Герои, я не ем обычной пищи. Я - Агни, бог огня, и в пищу мне годится лес Кхандава, окружающий построенный Пандавами город. Я давно бы пожрал его, но мне мешает Индра, в этом лесу обитает его друг, змей Такшака, и, охраняя его, повелитель богов всякий раз тушит своими дождями зачинаемые мной пожары. Только вы можете помочь мне, великие лучники, только вы можете отразить от леса ливни Индры своими стрелами, - сказал незнакомец.

- Мы - согласны, - сказали витязи. - Но для такого дела не годится обычное оружие.

Тогда Агни вызвал бога вод Варуну, и тот по его просьбе даровал Арджуне лук Гандиву с двумя неиссякающими колчанами стрел, а также колесницу, запряжённую белыми конями, со стягом, украшенным изображением обезьяны, Кришне же - метательный диск, разящий без промаха, и палицу, наносящую неотразимые удары. С этим оружием герои последовали за богом огня.

А тот покинул человеческий облик и превратился в пламя, охватившее лес Кхандава. Облака дыма окутали лес, и он наполнился шумом и треском, и звери, в нём обитающие, устремились на открытое пространство, спасаясь от огня. Но Арджуна и Кришна сражали их стрелами, чтобы никто не ушёл из леса живым.

Тогда Индра вступился за обитателей леса и послал грозовые тучи, проливающие дожди. Но Арджуна ливнем стрел преградил путь ливню, и ни одна капля дождя не упала на лес. И Агни спалил лес Кхандава, и погибли звери, и птицы, и змеи, жившие в нём, и рыбы, и черепахи, обитавшие в его водоёмах. Змей Такшака, друг Индры, остался в живых лишь потому, что в этот день его не было в лесу, но ему пришлось искать себе другое обиталище, и он затаил злобу против Арджуны и его рода. И ещё спасся из леса, обитавший там демон Майя, зодчий асуров, построивший многие города и крепости.

Когда лес уже догорал, Арджуна увидел его, убегавшего из царства пламени, и Агни, гнавшегося за ним на колеснице, управляемой богом ветра, и Майя воззвал к милосердию сына Панду. Арджуна простёр к нему руку и даровал ему своё покровительство, и Агни пощадил асура ради заступничества героя.

 Когда Арджуна и Кришна вернулись в Индрапрастху, вскоре явился туда и демон Майя. Он предстал перед Пандавами и сказал:

- Повелите, и я построю вам дворец, невиданный на Земле, подобный чертогу Индры, Царя богов. Я пойду на север, к вершинам Гималаев. Там на берегах горного озера, где совершали жертвоприношения данавы, я собрал множество драгоценных камней и самоцветов. Из них я воздвигну стены дворца, и он будет сверкать, как солнце. На дне того озера лежит палица исполинов, равная ста тысячам палиц простых воинов. Я достану её для героя Бхимы. Для Арджуны я принесу оттуда трубу из раковины, принадлежавшей богу Варуне, звуки её повергают в трепет врагов. Царь Юдхиштхира пусть владеет дворцом, который я построю.

Получив согласие Пандавов, Майя выполнил свои обещания. Он принёс из Гималайских гор сокровища, в Индрапрастхе он воздвиг дворец длиной в пять тысяч локтей, с золотыми колоннами, со стенами из драгоценных камней-самоцветов, со многими башенками и арками, украшенными статуями и картинами. Ветерки овевали покои дворца. Тот дворец стали охранять восемь тысяч ракшасов, огромных и могучих, с глазами цвета красной меди, с ушами, острыми как стрелы, ракшасы эти могли подниматься в воздух и летать. Внутри дворца зодчий соорудил из мрамора водоём, на поверхности воды плавали лотосы и другие цветы с золотыми и изумрудными листьями, и в том водоёме плавали золотые рыбки и черепахи, а вокруг бродили птицы с блистающим оперением. И много было вдоль стен дворца других водоёмов и прудов, окружённых деревьями.

Когда Юдхиштхира вступил во дворец, он устроил пир, на который пришли многие государи, и знатные воины, и брахманы, певцы и сказители, музыканты и скоморохи, они ели, пили, развлекались пением, музыкой и плясками и прославляли царя Юдхиштхиру и зодчего Майю.

Пандавы стали жить во дворце в довольстве и благополучии, окружённые роскошью и почётом. Но однажды Арджуна сказал старшему брату:

- Всё у нас есть, государь, - есть дворец, город и подданные, есть оружие, подаренное богами, но мало у нас земель и сокровищ. Позволь нам пойти с войсками во все стороны света. Мы покорим окрестные страны и заставим их платить тебе дань.

 Юдхиштхира согласился, и братья выступили в поход: Арджуна пошёл на север, Бхима - на восток, Сахадева - на юг, Накула - на запад. Они разбили в сражениях чужеземных государей, подчинили их власти Юдхиштхиры и вернулись в Индрапрастху с добычей. Сокровищница Пандавов наполнилась драгоценностями и золотом так, что её не могли бы опустошить они и за сто лет.

 Мир и благоденствие воцарились на земле под властью Юдхиштхиры. Процветали земледелие и торговля, исчезли грабители и плуты, жители богатели, не обременённые чрезмерной податью, и не было недовольных среди покорённых народов. Тогда решили Пандавы, что настало время для великого царского жертвоприношения, которое поведает миру, что достиг Юдхиштхира высшей власти и могущества среди царей.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.