Интерес к продолжению существования. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Интерес к продолжению существования.

2023-01-02 49
Интерес к продолжению существования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если появление на свет в этическом смысле происходит примерно на 28‑30 неделе развития, до этого срока кажется возможным предотвращение рождения. Если предпочтительнее не рождаться, лучше будет прервать беременность до этого срока.

Отсюда не следует, что прерывание беременности после указанного срока даже prima facie (при отсутствии доказательств в пользу противного) неправильно, т.к. можно предположить, что минимально‑сознательное существо может иметь некие моральные интересы, однако не обязательно – интерес к продолжению существования. Так можно утверждать, что prima facie недопустимо будет причинить боль минимально сознательному существу, но допустимо убить его безболезненно.

Приверженцем данной точки зрения является Майкл Тули.20 Его доводы (напоминающие доводы Раймонда Фрея, обозначенные выше)21 можно представить таким образом:

1) Утверждение: «Х имеет право на продолжение существования как субъект опыта и других умственных состояний» приблизительно равно утверждению «Х является субъектом опыта и других умственных состояний, Х способен желать продолжения существования как такой субъект, и если Х желает продолжить существование, другие prima facie не должны ему в этом препятствовать».22

2) Иметь желание – значит хотеть, чтобы определенное предположение стало правдой.

3) Для того чтобы хотеть, чтобы определенное предположение стало правдой, необходимо понимать это предположение.

4) Понимание этого предположения невозможно без обладания понятиями, в нем заключенных.

5) Таким образом, желания ограничены понятиями, которыми субъект обладает.

6) Ни плод (на любой стадии развития), ни младенец не имеют понятия о себе, как о субъекте опыта и других умственных состояний.

7) Следовательно, ни плод, ни младенец не имеют права на продолжение существования.

Профессор Тули говорит о праве на продолжение жизни в самом серьезном смысле этого слова. Меня скорее интересуют не права, а связанное с этим понятие интересов, потому я воспользуюсь доводами профессора Тули для решения вопроса, имеют ли плоды и младенцы интерес к продолжению существования.

Доводы содержат несколько крайне противоречивых допущений. Во‑первых, не очевидно, что интерес к продолжению существования (или право на это) заключается собственно в желании существовать. Желая продолжать существование, человек на самом деле желает гораздо большего, под этим подразумевающегося, а продолжение существования – лишь инструмент для удовлетворения этих желаний. Если существо, обладающее только сознанием, желает повторить приятный опыт, и если это желание и возникающий от этого интерес имеют этическую значимость, существо действительно может обладать интересом, пусть даже слабым, к продолжению существования.

В ответ можно заявить, что плод и даже новорожденный не обладают желаниями вообще. Не менее противоречиво, как интерес к продолжению существования соотносится с каким‑либо желанием. Вполне возможно, что интересам личности служит продолжение существования, однако это не означает, что личность того желает. Профессор Тули указывает на это, пересматривая свое исследование; он говорит: «право индивида на Х нарушается не только когда он желает Х, но и когда он желал бы Х, не будь он: а) в эмоционально нестабильном состоянии, б) временно без сознания, в) в таких условиях, в которых он не желает Х.»23При этом не учитываются некоторые смущающие контр‑примеры. Но почему бы не добавить еще условий? г) у индивида отсутствуют необходимые понятия. Условия а, б и в основаны на допущении, что индивид, попадающий под эти условия, имеет интерес к продолжению существования. Но многие также считают, что такой интерес может возникнуть у существа, обладающего сознанием, но не самосознанием себя, как объекта опыта. Если уж мы принялись втискивать некоторые случаи в понятие желания, почему бы не добавить еще? Вместо этого будет лучше сказать, что значение имеет не желание (сознательного существа), а интерес.

Даже если бы способность желать была обязательным условием, мы бы смогли оспорить второе допущение: «Иметь желание – значит хотеть, чтобы определенное предположение стало правдой». Можно смело утверждать, что младенец желает утолить голод, хоть и не может осмыслить предположение о голоде, еде и связи между ними. Стоит оспорить данное допущение, и весь аргумент развалится.

Хотя я считаю, что доводы профессора Тули нужно опровергнуть, в них есть зерно правды, требующее подкрепления. Говоря, что минимально сознательное существо может обладать интересом к продолжению существованию, мы не подразумеваем, что этот интерес так же силен, как интерес существа, обладающего самосознанием. Интерес, основанный на примитивном желании повторить приятный опыт, гораздо слабее интереса, основанного на самосознании, целях и планах. В последнем случае индивид гораздо более вовлечен в свою жизнь, и умерев, потеряет гораздо больше. Однако слабый интерес не означает отсутствие интереса вовсе.

Преимущество моих взглядов заключается в том, что этическая значимость расценивается не как нечто, что индивид имеет или не имеет. Я считаю, что этическая значимость варьируется по степени. Вполне логично, учитывая, что этическая значимость зависит от таких качеств как сознание и самосознание, и эти качества тоже развиваются постепенно. Было бы очень странно, если бы можно было убивать существа до определенного момента развития, а после этого момента убийство бы стало недопустимым.

Из чего следует, что не только вопрос, когда существо обретает этически значимые интересы, имеет значение в вопросе прерывания беременности. Имеет значение также насколько силен этот интерес. Слабые, ограниченные интересы будут легко перечеркнуты другими условиями. Например, это интересы других, качество будущей жизни и т.д.

Пока существо мало вовлечено в собственную жизнь, его слабый интерес к продолжению жизни будет побежден перспективой будущих страданий. Чем крепче интерес, тем серьезнее должен быть противопоставленный вред. Поэтому аборты на поздних сроках и даже убийство новорожденных могут быть этически оправданы, если существование в будущем будет особенно несчастным.

Существует два довольно известных довода, угрожающих утверждению, что этические интересы развиваются постепенно. Первый аргумент – «Золотое правило» Р. М. Хейра, второй – «Будущее, похожее на наше» Дона Маркиса. Оба направленны на то, чтобы доказать, что аборты даже на ранних сроках prima facie недопустимы.

Золотое правило.  

Ричард Хейр использует знаменитое «Золотое правило» для доказательства недопустимости абортов prima facie.24 Золотое, или кантианское, правило (в своей положительной форме) звучит так: «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой».25 Логически развивая это утверждение, он говорит: «если ты рад, как с тобой поступили, поступай так же».26 И т.к. «мы рады, что наше внутриутробное развитие не было прервано, и мы появились на свет… мы обязаны, при прочих равных, не прерывать беременность и позволить родиться человеку, чья жизнь будет похожа на нашу».27

Хотя многое было сказано о недостатках этого аргумента, я рассмотрю слабые места, подчеркнутые моими доводами. Конечно, не правда, что все рады, что их появление на свет не предотвратили посредством аборта. Профессор Хейр предусмотрел возражения таких людей. В ответ он заявляет, что даже такие люди хотели бы, чтобы их рождению не препятствовали, если бы они были рады родиться. Проблема в том, что профессор Хейр считает этическим камнем преткновения то, что люди предпочитают рождение. Если бы он принял за данность всеобщее предпочтение не‑рождения, тогда его утверждение звучало бы так: «даже если человек рад своему рождению, в противном случае он хотел бы, чтобы его появлению на свет воспрепятствовали». Очевидно, каким бы ни было утверждение, золотое правило приведет к выводу, противоречащему этому утверждению. Потому ответ профессора Хейра на те случаи, когда человек не рад своему рождению, теряет силу.

Как выяснить, что предпочтительнее – рождение или не‑рождение? В качестве довода в пользу рождения можно сказать, что большинство эмбрионов становятся людьми, впоследствии предпочитающими рождение. Статистически более вероятно, что будущий ребенок также будет иметь это предпочтение. Но, несмотря на статистику, есть две причины, по которым предпочтение может измениться.

Во‑первых, это принцип осторожности. Последователи данного принципа утверждают, что никто не пострадает, если ошибочно будет предположено, что человек предпочтет не‑рождение. Если же ошибочно предположить обратное (предпочтение к рождению), рожденный, несомненно, пострадает. Представим, что человек, основываясь на предположениях, решает, что будущий ребенок предпочтет жить. Отказавшись от аборта, человек не препятствует его рождению. Но если впоследствии оказывается, что рожденный человек предпочитает не жить, ему будет нанесен огромный вред этим неверным предположением. Противоположная ситуация: человек предполагает, что будущий ребенок предпочтет не жить. Он прерывает беременность. Если он ошибся, и рожденный все же предпочел бы жить, никто не пострадает от этой ошибки (попросту не будет существовать того, кто испытывал бы последствия). Можно возразить, сказав, что последствия ошибки испытывает плод, чье развитие было прервано. В ответ можно привести два аргумента. Во‑первых, данное возражение не открыто профессору Хейру. Он считает, что при условии прерывания беременности, «плод в тот момент не обладает теми качествами, которые послужат причинами для сохранения его жизни. Эти качества, которые не позволяют нам убивать взрослых и детей, плод приобретет гораздо позже».28 Довод профессора Хейра относится к потенциалу плода, а не к тем качествам, которыми он обладает сейчас. Во‑вторых, заявление, что плод обладает качествами, делающими аборт невозможным, умаляет весь смысл Золотого правила. Смысл заключается именно в том, чтобы доказать, что прерывание беременности может быть неприемлемо, даже если плод не обладает необходимыми качествами.

Во‑вторых, существует довод, приводимый мною в частях II и III: рождение несет вред. Если мои доводы убедительны и верны, тогда человек, считающий, что рождение принесло ему счастье, глубоко заблуждается, соответственно, его склонность в пользу жизни основана на ошибочных суждениях. Было бы глупо ссылаться на Золотое (или кантианское) правило, основываясь на неверном предположении. Почему мы должны, опираясь на него, решать, как поступать с другими? Допустим, существует распространенная склонность к курению, т.к. вред курения неизвестен людям. Воспользовавшись правилом профессора Хейра, люди, любящие курить, могут сказать: «Я рад, что меня побудили к курению, значит, я сам буду побуждать к этому других!». Конечно нам, знающим о вреде курения, такая мысль кажется дикой. Но если склонность подкрепляется неверными догадками, она не может быть достоверной, а потому будет еще более дикой.

Аналогично, тот факт, что многие люди рады своему появлению на свет, не является достаточной причиной для привлечения новых людей в эту жизнь. Тем более что склонность к рождению возникает на почве ошибочного мнения, что появление на свет благостно влияет на человека.

То, что предпочтение в пользу рождения является ошибочным, подкреплено еще одним доводом. Было упомянуто, что первое допущение, сформулированное им как логическое продолжение золотого правил – не верно. Одно дело – испытывать радость относительно какого‑либо свершившегося действия, и совершенно другое – считать, что человек был обязан так поступить. Не все, что нам нравится, должно совершаться. И мы можем желать, чтобы с нами поступали каким‑либо образом, но другие совершенно не обязаны так поступать.29 Это верно даже в том случае, когда суждения человека верны. Если же они искажены – тем более.

Если рождение действительно несет вред, и если на ранних стадиях внутриутробного развития человек еще не появился на свет в этическом смысле, он бы хотел, чтобы его появлению на свет воспрепятствовали. И, согласно золотому правилу, необходимо, чтобы так поступали и с другими.

Будущее, похожее на наше.  

Аргумент Дона Маркиса30 против абортов начинается с предположения, что недопустимо убивать нас – взрослых людей (или, по крайней мере, тех, чьи жизни стоят продолжения, кто не уличен в нарушениях, оправдывающих убийство).

Лучше всего объясняет эту точку зрения, по словам Дона Маркиса, тот факт, что если человек не появится на свет, он будет лишен ценности своего будущего. Будучи убитым, человек лишается будущего удовольствия, лишается возможности преследовать цели и исполнять планы. Многие эмбрионы имеют такое же ценное будущее, как и мы. Следовательно, говорит профессор Маркис, убивать эмбрионы так же плохо, как убивать нас.

Профессор замечает, что этот аргумент имеет множество достоинств. Во‑первых, он предотвращает проблему видового неравенства. Т.е. не утверждается, что жизнь человеческого плода ценна только лишь потому, что это человек. Если животные имеют ценное будущее, убивать их будет тоже неправильно. Кроме того, убийство не всегда неприемлемо: например, если качество будущей жизни настолько низкое, что будущее не имеет ценности. Во‑вторых, аргумент Дона Маркиса позволяет избежать проблем, вытекающих из мнения, что недопустимо убивать «личностей» – разумных существ, обладающих самосознанием. Согласно аргументу профессора Маркиса, а не согласно личностному критерию, убийство младенцев и детей так же плохо, как и убийство взрослых. В‑третьих, в этом аргументе не говорится, что плохо убивать потенциальных людей, т.к. иначе не объясняется, почему потенциальные люди имеют те же права, что и существующие. Аргумент основывается на настоящих качествах плода, а не на потенциальных.

Профессор Маркис рассматривает (и отвергает) два альтернативных взгляда на выдвинутый им аргумент. Первый альтернативный взгляд рассматривает наши желания: убивать людей плохо, т.к. при этом нарушается их желание продолжать жить. Однако этот взгляд не объясняет, говорит профессор Маркис, почему плохо убивать депрессивных людей, спящих, коматозных больных, в данный момент не имеющих или потерявших желание жить. И хотя некоторые придерживаются такого взгляда (в видоизмененной форме, разрешающей аборт),31 я предлагаю встать на защиту фактора, называемого Доном Маркисом «проблемой прерывания». По этой проблеме убийство недопустимо в том случае, если прерывается ценный опыт, активность, планы и цели. До самых поздних сроков внутриутробного развития, у плодов отсутствует опыт, а тем более, планы и активность (в любом релевантном смысле).32 Значит, согласно проблеме прерывания до наступления сознания аборт возможен.

Профессор Маркис говорит, что прерывание опыта само по себе не может быть неправильным. Если в будущем человека ждут страдания, прерывания опыта может оказаться даже желанным. Соответственно, имеет значение ценность опыта, который может быть прерван. Более того, только что прошедший опыт значения не имеет. По словам профессора, не важно, страдал ли человек в прошлом, был ли в коме, или наслаждался жизнью. Имеет значение только будущее. Таким образом, отношение профессора Хейра к тем случаям, когда человек не рад своему рождению, не годится.

Правда, такой вывод слишком поспешен. Ценность будущей жизни является важным, но не единственным фактором. А именно, говорится, что лишь существа с моральными интересами могут иметь интерес к ценному будущему. Т.е. недопустимо убивать лишь тех существ, которые имеют моральные интересы. Иными словами, для того, чтобы признать убийство неприемлемым, будущее должно быть ценным, и это должно быть будущее существ с этическими интересами.

Дон Маркис может ответить, что каждое существо, чье будущее похоже на наше, в силу достоинства этого будущего, имеет этически значимый интерес – интерес наслаждаться этим будущим. Непонятно, почему профессор Маркис считает, что относительно неразвитый плод в данный момент имеет этот интерес. Кажется, ответ заключается в том, что в этот момент мы можем однозначно признать, что это существо в дальнейшем будет наслаждаться своим будущим. Из слов автора аргумента становится понятно, почему контрацепция не подвергается критике. Контрацепция предотвращает приятное будущее, но в этом случае невозможно определить субъект лишения будущего. Профессор Маркис выделяет четыре субъекта вреда: 1) тот или иной сперматозоид, 2) та или иная яйцеклетка, 3) сперматозоид и яйцеклетка в отдельности, 4) сперматозоид и яйцеклетка вместе. Если субъектом вреда определить один сперматозоид, этот выбор будет произвольным (т.к. равно можно определить субъектом и отдельную яйцеклетку). Так же и наоборот. Сперматозоид и неоплодотворенная яйцеклетка также не могут быть субъектом вреда, т.к. в этом случае в перспективе будет слишком много вариантов будущего: будущее сперматозоида, будущее яйцеклетки, будущее человека, развившегося из этих двух клеток. Наконец, и яйцеклетка, оплодотворенная сперматозоидом, не может быть субъектом вреда. В действительности не существует комбинации яйцеклетки и сперматозоида. Если такая комбинация возможна только в перспективе, мы не можем знать, какая, из множества возможных, это будет за комбинация. Следовательно, субъекта вреда от применения контрацепции не существует.

Я не считаю, что вопрос этичности аборта или контрацепции, в отличие от вопроса появления на свет в биологическом смысле, зависит от личности существа. Дон Маркис явно не согласен со мной, однако от этого его взгляды приобретают странный смысл. Чтобы это понять, представьте, если бы природа человеческой репродукции была несколько иной. Например, если бы одна из гамет несла ДНК, а вторая была источником питания или катализатором деления для первой гаметы. Иными словами, если бы сперматозоид содержал весь генетический материал, а яйцеклетка требовалась только для питания,33 такие отношения можно сравнить с отношениями зиготы и матки. Если бы дела обстояли так, отдельный сперматозоид мог бы являться жертвой контрацепции. Т.е. в рамках аргумента профессора Маркиса, многое зависит от того, является сперматозоид гаплоидным или диплоидным.

В любом случае защиту от нежелательной беременности нельзя сравнивать с убийством. Разве обычная генетическая индивидуализация может иметь серьезное значение в вопросе, приемлемо ли предотвращать хорошее будущее? Если центром внимания является прекрасное будущее, обязательно ли это должно быть будущее генетически полных организмов? Разве не может это быть будущее сперматозоида лишь с половиной набора хромосом? Дабы избежать таких каверзных импликаций, я предлагаю считать, что значение имеет ценное будущее существ, обладающих этическими интересами.

Замечу, что мой аргумент имеет еще одно преимущество перед аргументом профессора Маркиса. Если бы единственно значимым фактором было ценное будущее, тогда убийство плода было бы страшнее, чем убийство тридцатилетнего взрослого, т.к. будущее плода (при прочих равных) продолжительнее, чем будущее взрослого. Он будет лишен бόльшего (заметьте, смерть тридцатилетнего кажется трагичнее смерти девяностолетнего по этой же причине). Однако по мнению большинства, смерть тридцатилетнего кажется трагичнее смерти неродившегося ребенка, что не вписывается в рамки этого довода. Объясняется это тем, что плод, в отличие от взрослого, еще не имеет интереса к собственному существованию. Что касается жизни тридцатилетнего и девяностолетнего, оба имеют этот интерес, но старший имеет меньше неизрасходованного будущего, чем младший. Или же иное объяснение: интерес к жизни девяностолетнего человека начинает угасать по причине ухудшения качества жизни, потому его смерть не так страшна, как смерть тридцатилетнего.

Есть похожие способы объяснить относительную тяжесть убийства эмбрионов, молодых и старых людей. Так, Джефф МакМахан разделяет временные интересы и жизненные интересы. Жизненные интересы рассматривают, что будет лучше или хуже для существа с продолженным существованием, что хорошо или плохо для жизни существа в целом».34 Временные интересы напротив, рассматривают, по каким субъективным причинам35 существо в конкретный момент имеет этот интерес. Если принять за основу личности субъективные причины, оба этих интереса одинаковы по протяженности. Но т.к. профессор МакМахан (вслед за профессором Парфитом)36считает психологическую непрерывность важнее личностной идентификации, личностные интересы и временные интересы расходятся. Из этих интересов вытекают конкурирующие взгляды на тяжесть смерти. Согласно первому взгляду, рассматривающего сравнительную ценность жизни, смерть недопустима, если суммарная ценность прерванной жизни меньше, чем ценность потенциальной (не прерванной жизни).37 Если оценивать так, смерть плода, несомненно, страшнее смерти взрослого. Однако, согласно второму взгляду, опирающегося на относительный интерес, тяжесть смерти оценивается в рамках временных интересов умершего.38 Профессор МакМахан придерживается второго взгляда, частично потому, что через этот взгляд объясняется, почему смерть взрослого тяжелее, чем смерть плода.39 По разумным соображения плод, в отличие от взрослого человека, не связан с личностью, которой он станет в прекрасном будущем.

Заключение.

Про‑чойсеры часто прибегают к аргументу, поддерживаемому мной: что на ранних сроках внутриутробного развития плод не обладает этической значимостью (правда, не все согласны, что эту значимость он обретает так поздно, как я считаю). Учитывая отсутствие этической значимости эмбриона и вредность появления на свет, люди должны изменить свое мнение об абортах. Сейчас большинство склонны выбирать продолжение беременности, хотя должны бы выбирать прерывание. Мой взгляд – это взгляд «за смерть». С этой точки зрения требуется обосновывать не аборт, а несостоявшийся аборт (т.к. в данном случае родившийся пострадает от появления на свет).

Существуют противоречия на тему того, в какой момент развития плод обретает этическую значимость. С точки зрения того, что сознание является необходимым критерием, это происходит довольно поздно. Возможно, сторонникам мнения, что вес имеют даже зачатки интереса к существованию, лучше будет считать, что эмбрионы на ранних сроках развития обладают примитивными интересами. Это может послужить своеобразным буфером против отрицания таких интересов.

Если же человек придерживается мнения, что ранние проявления интереса незначительны, а страдания, поджидающие ребенка в будущем колоссальны, он не обязан считать, что эмбрионы на ранних сроках имеют этическую значимость. Не буду подробно разбирать эти вопросы. Мне кажется, мнения разумных людей относительно тонкостей оценки этической значимости могут различаться. С учетом того, что подавляющее большинство абортов совершается на ранних сроках (пока отсутствует сознание), не вижу причин затягивать этот процесс до того момента, когда моральный статус плода становится неоднозначным.

Замечу, моя позиция не ограничивается тем, что каждая беременная женщина обязана прервать беременность на ранних сроках. Я говорю, что прерывание беременности предпочтительнее рождения. Что, естественно, не означает, что аборты должны производиться принудительно. Как я говорил в четвертой части, пока необходимо признать право людей на размножение (это право распространяется как на свободу зачатия, так и на свободу не совершать аборт). Мои доводы – это лишь совет беременной женщине, как ей следовало бы воспользоваться своей свободой. Я рекомендую прервать беременность, в то время как на продолжение беременности требуются серьезные причины. Проясню сразу: я не считаю, что такие причины в принципе существуют.

Взгляд «за смерть» может быть в интересах даже тех, кто его не поддерживает. Во‑первых, мой аргумент бросает вызов про‑лайферам, отвергающим законное право на прерывание беременности.40 В то же время про‑чойсеры не принуждают про‑лайферов делать аборт: они дают выбор. Что скажут про‑лайферы, желающие запретить аборты, если активисты про‑чойсеры внесут законопроект, согласно которому, каждая беременность должна быть прерванной? Такая политика про‑чойсеров принудит даже про‑лайферов делать аборт. Взглянув на дело с такой стороны, про‑лайферы могут по‑новому взглянуть на возможность выбора.

 

 

 

VI


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.