Недееспособность и «испорченная» жизнь. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Недееспособность и «испорченная» жизнь.

2023-01-02 46
Недееспособность и «испорченная» жизнь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хотя многие не готовы ограничивать право на деторождение, считается, что в некоторых случаях с моральной точки зрения неправильно заводить детей. Широко распространено мнение, что этически неправильно (сознательно или по неосмотрительности) допустить рождение ребенка с серьезными ограничениями здоровья, например – слепого, глухого, парализованного и т.д. Многие считают, что если существует риск серьезной инвалидности, лучше не начинать жизнь. Доходит до того, что некоторые предлагают обвинять таких родителей и давать их детям право подавать иски в суд за «испорченную жизнь».17

Проблема безличности и права инвалидов.  

В начале второй части я рассматривал возражения на тему того, что человек с серьезной инвалидностью пострадал от своего рождения. Возражение основывается на проблеме безличности. Напомню, что это значит. Противники не отрицают, что жизнь с серьезными увечьями и инвалидностью тяжела. Действительно, так и есть. Проблема безличности заключается в том, что, хотя такая жизнь и тяжела, невозможно сказать, что не‑существование, как альтернатива, лучше (т.к. не‑существующий человек не может испытывать блага). Соответственно, нельзя сказать, что появление на свет причинило вред рожденному.

Из этого вытекает вторая проблема: вопрос прав инвалидов. Самые ярые защитники прав утверждают, что иметь ограничения (или некоторые из них) – не плохо. Более сдержанные говорят, что инвалидность не настолько страшна, чтобы предотвращать появление на свет инвалидов. И те, и другие порицают средства предотвращения появления таких людей на свет, что включает предварительные генетические анализы, не говоря уже об абортах. Защитники прав инвалидов считают, что эти меры принижают ценность жизни людей с ограниченными возможностями и провоцируют плохое к ним отношение. Я намерен не только объяснить свою точку зрения, но и показать, что напротив – защищаю права таких людей.

Я сосредоточу свое внимание на серьезных, но не тяжелейших, формах инвалидности. Очевидно, что защитники прав инвалидов имею в виду носителей болезни Тая‑Сакса или Леша‑Найхана, чьи страдания настолько сильны, что в их интересах перестать существовать. Будет по меньшей мере наивно (а скорее, невежественно) уверять, что жизнь с такими заболеваниями стоит того, чтобы родиться, или, еще хуже, не так страшна. Потому я рассмотрю случаи, когда человек лишен возможности видеть, слышать или двигаться. К таким ограничениям здоровые люди часто относятся с ужасом. Конечно, люди с этими ограничениями предпочли бы быть здоровыми.18 Но если речь идет о выборе: существовать с ограничениями или не появляться на свет вовсе, многие инвалиды предпочтут первое. Еще больше инвалидов выберут продолжение существование со своими ограничениями, нежели его прекращение. Что идет вразрез с мнением здоровых людей, которые заявляют, что предпочли бы умереть, чем иметь эти ограничения. Любопытно, что приобретя инвалидность, зачастую люди меняют свое мнение.

Из этого должно стать видно, что серьезные, но не самые страшные ограничения являются предметом разногласий, и именно поэтому я должен рассматривать эти случаи.

Инвалидность как социальный конструкт.  

Защитники прав инвалидов продвигают аргумент (часто неправильно понятый), что инвалидность является социальным конструктом. Иными словами, они считают, что это общество своим мнением делает инвалидов инвалидами. Сталкиваясь с этим аргументом, люди зачастую слишком быстро его отметают, предполагая его абсурдность. Если человек не можем ходить или слышать, как это может быть мысленной конструкцией общества? Однако это не совсем правильное понимание сути аргумента. Конечно, общество не влияет на способность человека слышать и ходить. На самом деле речь идет о том, что необходимо разделять неспособность и инвалидность.19 Слепой не способен видеть, глухой – слышать, а паралитик – двигаться. Эти ограничения становятся инвалидностью лишь в определенных социальных рамках. Например, когда в здании отсутствует пандус, и неспособность ходить превращается в неспособность наравне со всеми получить доступ в здание. Защитники прав инвалидов часто говорят, что каждый человек обладает той или иной неспособностью. Например, ни один человек не может летать, но это не делает нас ущербными, т.к. существуют вспомогательные средства в виде лестниц и лифтов и т.д. Это не приходит нам в голову только лишь потому, что не иметь крыльев – нормально для человека. Если бы у всех были крылья, а у некоторых не было, бескрылые ощущали бы себя ущербными там, где для них нет специальных приспособлений. Таким образом, именно общество делает человека с определенной неспособностью инвалидом, исключая и отвергая его.

Важно то, что это не неспособность видеть или слышать делает человека инвалидом и ухудшает его жизнь, а общество, не желающее принять их особенность. Иными словами, жизнь человека с ограничениями становится тяжелой из‑за дискриминационной среды, в которой он находится.

Проблема восприятия.  

Предыдущий аргумент о том, что инвалидность – это социальный конструкт, подкрепляет другой аргумент, называемый проблемой восприятия.20 С данной точки зрения попытки предотвратить рождение людей с ограничениями неуместны, т.к. они несут неправильное и жестокое послание. Послание о том, что жизнь такого человека неразрывно связана с его ограничением, и начинать такую жизнь не стоит, что лучше бы людей с ограничениями не было. Это послание усиливает предрассудки относительно ценности жизни людей с ограничениями зрения, слуха, движения и т.д.

Для лучшего понимания связи двух этих аргументов, по аналогии рассмотрим расовую дискриминацию (пусть это и не лучший пример,21 однако связь с проблемой инвалидности имеется). Цветные люди часто подвергаются дискриминации по цвету кожи, что не связано с их генетической особенностью, а вызвано отношением общества. Логично предположить, что решить проблему можно, поменяв отношение общества, а не запретив рождение таких людей.

Точно так же и в случае людей с ограничениями, логичнее будет не предотвращать их появление на свет, а изменить социальные условия.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.