Этические проблемы численности человечества и их решение. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Этические проблемы численности человечества и их решение.

2023-01-02 42
Этические проблемы численности человечества и их решение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мои доводы относительно вреда рождения предлагают интересные решения многих этических проблем, касающихся численности человечества. Многие авторы не считают, что если людей больше не будет, это решит данные проблемы; напротив – они считают это очередной проблемой. Причина заключена в том, что они рассматривают только вывод – «больше людей быть не должно», но не сам аргумент. Иными словами, я хочу показать, что некоторые этические теории были отвергнуты лишь потому, что подразумевают подобные, якобы возмутительные, выводы. Однако теперь, когда я привел независимые аргументы в пользу того, что людям необходимо прекратить воспроизводство, должно стать ясно, что такие «возмутительные» выводы – это вовсе не слабое место, а преимущество моральной теории.

Проблема численности, озвученная профессором Парфитом.  

Четвертая часть книги Дерека Парфита «Reasons and Persons» – это locus classicus его этической теории о популяции. Доводы профессора многообразны и развернуты, поэтому не представляется возможным полностью привести их здесь. Я приведу сокращенную версию этих взглядов, прежде чем доказать, что мои аргументы лишь укрепляют взгляд профессора.

Профессор Парфит рассуждает о проблеме безличности. Как вы помните из второй части книги, эта проблема возникает, когда стоит выбор: произвести на свет человека с очень низким качеством жизни либо не производить вообще. Проблема безличности заключается в том, что сложно объяснить распространенное мнение, что начинать несчастную жизнь – плохо. Профессор Парфит утверждает, что моральный взгляд, «влияния на личность» не объясняет, почему это плохо. Люди, придерживающиеся теории «влияния на личность», расценивают действия с точки зрения того, как действия влияют на личность. Профессор Парфит объясняет, что согласно данной точке зрения, «негативно влиять на личность – плохо».17 Эта т.з., по его словам, не решает проблемы безличности, т.к. на человека, не существующего до момента рождения, нельзя повлиять негативно или позитивно. Не будучи рожденным, он не испытает выгоды от своего не‑рождения.

Именно неспособность этой т.з. объяснить проблему безличности заставляет профессора Парфита искать Теорию «Х»: теорию, способную разрешить проблему безличности, не создавая попутно других проблем. И именно потому, что т.з. «влияния на личность» не способна предоставить решение, профессор обращается к другой точке зрения – обезличенной. В то время как т.з. «влияния на личность» предполагает, что можно негативно повлиять на кого‑то, с обезличенной точки зрения не важно, претерпевает конкретная личность влияние или нет. Предполагается, что результаты следует рассматривать более объективно, без привязки к конкретной личности: если в одном случае жизнь будет лучше, чем другом, следует предпочитать лучший исход, пусть даже ни одна конкретная личность от этого не выиграет.

Эта точка зрения способна объяснить, почему будет плохо произвести на свет человека с очень низким уровнем качества жизни. Ведь такой исход хуже, чем альтернатива: не появляться на свет вовсе. С обезличенной точки зрения не важно, что не‑рожденный не испытает блага, достаточно того, что был выбран наилучший в данной ситуации исход. Таким образом, обезличенная точка зрения решает проблему безличности. Однако обезличенная точка зрения не может быть Теорией «Х», так как, хотя проблема безличности и решается, но также возникают другие проблемы. Чтобы понять это, необходимо выделить два типа обезличенной точки зрения:

Суммарная: «При прочих равных условиях наилучшим результатом будет тот, в котором жизнь будет состоять из большого количества хороших моментов, делающих эту жизнь достойной появления на свет».18

Средняя: «При прочих равных условиях наилучшим результатом будет тот, при котором в среднем условия человеческой жизни будут лучшими».19

Сначала рассмотрим проблему суммарной т.з.: небольшая популяция с высоким уровнем жизни живет хуже, чем большая популяция с менее высоким уровнем жизни (при условии, что в большей популяции количество людей перевешивает низкое качество жизни). Профессор Парфит демонстрирует два примера таких популяций в схеме 6.1.20

 

Схема 6.1

Ширина прямоугольника пропорциональна количеству человек, а высота – уровню качества жизни. Популяция А малочисленна, но с очень высоким качеством жизни. Популяция Z многочисленна, но качество жизни низкое. Да, жизнь в среде Z едва ли стоит того, чтобы жить. Однако суммарное количество хорошего в Z превышает суммарное количество хорошего в А. Таким образом жизнь в Z лучше, даже если качество жизни там ниже. Профессор Парфит справедливо полагает, что такая мысль попросту противоречива. Как следствие, профессор приходит к «противоречащему выводу».21

Дабы избежать противоречия, можно обратиться ко второй, средней т.з.: для оценки среднего благополучия необходимо поделить суммарное количество хорошего на количество людей в популяции. Получится, что в многочисленных популяциях средний уровень жизни значительно ниже, чем в малочисленных.

Хотя обезличенная средняя точка зрения и решает проблему безличности, она тоже не может быть пресловутой Теорией Х, т.к. не решает другие проблемы. Для объяснения этого Дерек Парфит просит нас представить два мира: в одном мире у всех людей будет очень высокий уровень качества жизни. Во втором мире ко всем этим людям с высоким уровнем жизни добавляются другие люди, чей уровень жизни не так высок, но все же достоин того, чтобы жить. Такую ситуацию профессор Парфит называет «пустым прибавлением». Поясним: пустое прибавление означает, «что в одном из двух возможных вариантов существует избыток людей, а) чьи жизни достойны продолжения, б) чье существование ни на что не влияет, в) чье существование не приводит к социальному неравенству».22

Итак, со средней обезличенной точки зрения второй мир хуже первого, т.к. средний уровень жизни ниже. Качество снижается из‑за дополнительного количества людей, чье качество жизни ниже, чем у остальных. Дерек Парфит считает такую ситуацию невозможной. Иначе бы предполагалось, что, существуй Адам и Ева с их блаженными жизнями, и еще миллиард людей с жизнями чуть хуже, это было бы плохо. Кроме того, такая точка зрения предполагает, что вопрос деторождения зависел бы от качества жизни всех существовавших прежде людей. Значит, «если жизнь древних египтян была очень высокого качества, в настоящий момент лучше не заводить ребенка».23 Но, по словам профессора Парфита, «египтология не должна в настоящем влиять на наше решение иметь или не иметь детей».24 Соответственно, такая точка зрения не подходит.

Почему анти‑натализм совместим с Теорией Х.  

Если всерьез отнестись к моим доводам, можно решить многие проблемы аргументов профессора Парфита. Ранее, во второй части, я говорил о том, что можно разрешить проблему безличности. Во‑первых, это можно сделать, воспользовавшись утверждением Джоэла Файнберга: появление на свет для определенного человека может быть хуже, чем не‑существование вообще. Я же придерживаюсь мнения, что даже если появление на свет не «хуже», оно может быть плохим для рожденного. И, так как у нас две альтернативы: «плохо» либо «не плохо», рождение причиняет рожденному вред. Альтернативный довод может показаться недостаточным, если понимать взгляд «влияния на личность», как было предложено мною: «нечто является злом, если влияет на жизнь человека и меняет ее в худшую сторону».25 Тем не менее, первая формулировка Дерека Парфита чересчур ограничивающая. В дальнейшем он отграничивает два влияющих на личность принципа – узкий и широкий. Вот так он описывает один из них:

Узкий принцип влияния на личность: «В узком смысле исход плох для личности, если событие Х хуже, чем событие Y, или плохо для Х человека». 26

Профессор Парфит полагает, что добавление условия («или плохо») не может разрешить проблему безличности, потому как, по его мнению, рождение не приносит вреда, если дальнейшая жизнь представляет ценность и достойна продолжения. Однако я указывал на двойственность выражения «жизнь, стоящая того, чтобы жить», что может означать как «достойна начинания», так и «достойна продолжения». Учитывая эту двойственность и тот факт, что рождение причиняет вред, можно сделать вывод, что ни одна жизнь не достойна начинания (при этом начатая жизнь может быть достойна продолжения). Таким образом, рождение (событие Х) всегда будет плохо для человека, даже если человек не считает, что пострадал.

Так как т.з. «влияния на личность» в самом деле может разрешить проблему безличности, нет необходимости обращаться к обезличенной точке зрения. Многим покажется, что мои аргументы направлены против этой точки зрения. Противоречащий вывод о том, что, при прочих равных, лучше иметь больше жизней, кажется еще более противоречащим моей точкой зрения, которая гласит, что создание новых жизней недопустимо, особенно если эти жизни едва ли стоят продолжения. Более заселенный мир с низким уровнем жизни в любом случае хуже, чем менее заселенный мир с более высоким уровнем жизни.

Некоторые предлагают учитывать мои аргументы в суммарной обезличенной точке зрения, чтобы избежать противоречащего вывода. Может показаться, что мои аргументы объясняют, что этот вывод возникает из‑за ошибочного мнения, будто хорошо создавать больше людей, чьи жизни будут достойны продолжения. Суммарную обезличенную т.з. можно скорректировать так, чтобы избежать этой ошибки и вывода. Один из способов избежать этих ошибок заключается в том, чтобы применять взгляд только к тем, кто существует или неизбежно будет существовать, не касаясь вопроса сколько людей должно существовать на земле. Иными словами, этот взгляд будет направлен на улучшение жизней уже живущих людей, а не на увеличение их числа. Правда, такая поправка имеет свою цену: скорректированная точка зрения уже не будет давать ответ на вопрос, сколько же людей должно быть.

Мои аргументы также проливают свет и на среднюю т.з. Эта точка зрения сталкивается с проблемой «пустого прибавления».27 С данной точки зрения нельзя создавать новые жизни, если при этом снизится средний уровень качества жизни всех существующих (сейчас и ранее) людей. В рамках этого взгляда кажется маловероятным утверждение, что нельзя создавать новые жизни, «стоящие того, чтобы жить» (читай «стоящие продолжения»). Мои доводы доказывают обратное.

Если ни одна жизнь не достойна начинания, нет ничего нелогичного в теории, предостерегающей от создания новых жизней (не достойных начинания), даже если новые жизни будут достойны продолжения. Я считаю, что определенно было бы лучше, если бы в райском саду помимо Адама и Евы больше никого не было.

И в то же время я не стремлюсь поддержать среднюю точку зрения, т.к. иначе, при падении качества жизни, перед людьми стояла бы задача произвести на свет новых счастливых людей (для поднятия усредненного качества). Помимо того, что такие выводы идут вразрез с моими, они предполагают, что современные люди при решении вопроса воспроизводства, должны задумываться, например, о качестве жизни древних египтян. И суммарная, и усредненная т.з. сосредоточены на количестве счастья, а не на благополучии людей. Предположение, будто счастье личности вторично и проистекает из общего счастья – ошибочно. Однако во второй части я пишу, что это не люди ценны тем, что создают больше счастья, а дополнительное счастье ценно тем, что делает жизнь людей лучше.

Я вижу возможность таким образом скорректировать обе точки зрения (и суммарную, и усредненную), чтобы избежать этой ошибки (не путать с проблемой «пустого прибавления» и проблемой противоречащих выводов). Согласно предлагаемой мною поправке, обе т.з. должны искать не суммарное или среднее счастье, а наименьшее общее или среднее несчастье. Иными словами, необходимо стремиться к уменьшению суммарного или усредненного несчастья. У этой поправки есть два преимущества. Во‑первых, исключается вопрос о том, сколько людей должно существовать на земле. Во‑вторых, взгляд подводит к выводу, что идеальная численность населения равна нулю. Этого мнения придерживаюсь и я: минимизировать и полностью устранить несчастье можно лишь при том условии, что люди и другие разумные существа перестанут существовать. Наименьшее среднее и наименьшее суммарное несчастье – это отсутствие несчастья. А в реальности полного отсутствия несчастья можно добиться полным отсутствием людей.

Есть желающие вообразить некий мир (при этом воскресив проблемы пустого прибавления и противоречащих выводов), в котором несчастья нет, а жизни отличаются лишь количеством счастья. При этом возникает масса других проблем. Во‑первых, не уверен, что мы сможем представить такой мир, учитывая несимметричность страданий и счастья. Как я говорил в третьей части, жизнь, в которой было очень мало хорошего, будет содержать и плохое (а именно – утомительные периоды продолжительного отсутствия счастья). Избежать этой скуки можно было бы, сократив продолжительность жизни, но укорачивание жизни есть еще одно зло.

Если предположить, что данной проблемы можно избежать, возникает вторая. Рассмотрим проблему противоречащего вывода. Что же именно в нем противоречит? Это мысль (с суммарной т.з.), что мир, густо населенный людьми, чьи жизни едва стоят того, чтобы жить, лучше мира, населенного меньшим количеством более счастливых людей. Но как жизнь может быть едва стоящей (читай «стоящей продолжения»), если в этой жизни не будет страданий, а отсутствие наслаждений будет «не плохо»? Иными словами, можно ли считать жизнь, в которой есть только хорошее, и вовсе нет зла, считать не достойной продолжения? Вспомним схему 6.1: если жизнь Z вполне стоит того, чтобы жить, тогда нет ничего отталкивающего в том, чтобы предпочесть сценарий Z вместо сценария А (даже если по‑прежнему считать это выбор ошибочным).

Теперь рассмотрим проблему пустого прибавления. Даже если бы было известно, что будущие жизни будут свободны от страданий, в рамках усредненной обезличенной точки зрения (и даже ее версии, минимизирующей несчастье) невозможно было бы избежать проблемы пустого прибавления. Основная причина возникновения такой проблемы заключается в том, что отказ от пустого прибавления в рамках усредненной т.з. противоречит предположению, что начинать новые жизни, стоящие продолжения – хорошо. Иными словами, дополнительные счастливые жизни могут быть нежелательны, если при этом снизится средний уровень качества жизни всех людей. В тех же случаях, когда новые жизни содержат частицу плохого, я утверждаю, что (с усредненной точки зрения) нужно отказаться от прибавления. И хотя мои доводы этого не показывают, все же они помогают преодолеть проблему. Согласно моим аргументам из второй части книги, некая жизнь, свободная от страданий и наделенная толикой добра не хуже, чем не‑существование – но и не лучше не‑существования. Потому невозможно выбрать между не‑существованием и существованием, не омраченным злом. Этот аргумент доказывает, что отношение к чистому прибавлению с усредненной точки зрения не так уж невозможно. Если бы между не‑существованием и безбедным существованием мы с уверенностью выбрали второе, а усредненный взгляд показывал, что создание таких жизней – плохо, тогда бы возникла серьезная проблема. Итак, если по одному критерию невозможно склониться за или против прибавления, а усредненный взгляд стоит против прибавления, тогда противоречия не возникает. Можно взглянуть на безличную усредненную точку зрения как на дополнительный фактор в пользу мнения, что чистое прибавление ни плохо, ни хорошо для «вновь добавленных».

Помимо решения проблемы безличности, проблемы пустого прибавления и проблемы противоречащих выводов, моя точка зрения также объясняет «асимметрию»:

При том, что непозволительно произвести на свет ребенка, чья жизнь не  будет стоить продолжения, нет никаких моральных причин произвести на свет ребенка, чья жизнь будет  стоить продолжения. 28

Учитывая тот факт, что появление на свет причиняет вред (даже если потенциальная жизнь будет счастливой), нельзя говорить о существовании морального оправдания для рождения на свет ребенка (или, по крайней мере, морального оправдания с учетом всех обстоятельств). Конечно, могут быть оправдания pro tanto29– например, интерес будущих родителей.

Итак, мои доводы почти полностью соответствуют тому, что профессор Парфит называет Теорией X:

1) решают проблему безличности;

2) избегают противоречащих выводов;

3) разрешают проблему пустого прибавления;

4) объясняют асимметрию.

Я не говорю, что моя точка зрения является Теорией Х. Моя точка зрения касается только того, что должно или не должно существовать больше людей, в то время как Теория Х является общенравственной теорией, одновременно касающейся вопросов численности человечества. Однако тот факт, что моя точка зрения в стольких пунктах совпадает с Теорией Х, говорит о том, что к моей точке зрения стоит относиться серьезно, невзирая на интуитивное отвращение со стороны большинства людей.

Контрактарианизм.

Вопрос, может ли контрактарианизм30 дать четкое понимание того, сколько людей должно жить на планете, вызывает множество споров. Дерек Парфит считает, что контрактарианизм не сможет в достаточной степени выполнить эту функцию.

В идеальной форме контрактарианизма принципы справедливости выбираются с, как ее назвал Джон Ролс, «изначальной позиции» – гипотетической позиции, в которой беспристрастность достигается лишением сторон позиции знания определенных фактов о них самих. Проблема заключается в том, считает Дерек Парфит, что стороны в исходной позиции должны, как минимум, знать что они существуют. И при выборе этических принципов, влияющих на будущих людей, полагать, что мы абсолютно точно будем существовать, это то же самое, что «при выборе принципов, ущемляющих женщин, полагать, что мы абсолютно точно будем мужчинами».31 Здесь заключена проблема, т.к. для идеального контрактарианизма крайне важно «не знать, будем ли мы способны вынести гнёт принятого нами принципа».32

Я вижу в возражении Дерека Парфита несоответствие: аналогия не показательна, т.к. только существующий человек может «вынести гнёт» любого принципа. И принцип, приводящий к тому, что потенциальные люди никогда не появятся на свет, на самом деле никак не влияет на уже существующих людей. Получается, не‑появление на свет никому не делает вреда. Ривка Вайнберг приходит к тем же взглядам, но иным путем. Она говорит, что «существование не является выгодой, которую можно передать другому», а значит, «ни люди в общем, ни личность в частности, не пострадают от принятия допущения существующей перспективы».33

Тем, кто не доволен таким объяснением, я предлагаю задуматься, можно ли изменить исходную позицию таким образом, чтобы стороны не знали, будут ли они существовать. Дереку Парфиту это не представляется возможным. Он объясняет это тем, что, хотя мы и «можем представить альтернативный мир, в котором нас не существует… мы не можем в самом деле полагать, что в реальном мире нас вправду может не существовать».34 И все равно, я не понимаю, чем объясняется то, что потенциальные люди не могут быть сторонами в исходной позиции. Почему сторонами должны быть именно люди «в реальном мире»? Почему мы не можем представить на месте сторон потенциальных людей? Некоторые могут возразить, что это метафизическая причуда – воображать, что потенциальные люди могут занимать исходную позицию.

Но ведь вся суть исходной позиции заключается в том, что она гипотетическая! Почему бы не представить, что гипотетические люди занимают гипотетическую позицию? Теория профессора Ролса по задумке должна быть «политична, а не метафизична»35, а исходная позиция (замечает профессор) – всего лишь показательный способ определения справедливых принципов правосудия. Это те принципы, которые было бы разумно принять, будь мы в самом деле беспристрастны.

Какой численности была бы популяция согласно этим принципам? Это зависит от разнообразных особенностей исходной позиции. Если мы допустим занятие исходной позиции еще не существующими людьми, а также сохраним остальные особенности, описанные профессором Ролсом, станет ясно, что согласно принятым принципам, идеальная численность населения (как настаиваю и я) – ноль. Профессор Ролс говорит, что стороны в исходной позиции будут максимизировать наихудшую позицию – т.е. они будут максимизировать минимум – т.н. «максимин». Многие авторы согласны, что, применимо к численности населения, принцип будет подразумевать, что численность должна быть равна нулю.36 Пока размножение продолжается, жизни некоторых из рожденных людей будут невыносимы (читай: не будут достойны продолжения), а единственный доступный способ избежать этого – не производить людей вообще.

Майкл Бейлс полагает, что такой вывод можно сделать только в тех случаях, когда речь идет о второстепенной выгоде. Если же говорить об основных благах – благах, которые гарантируют все остальные блага – вывод следует другой. Майкл Бейлс говорит, что «наихудшее положение занимают несуществующие, т.к. они не получают основные блага. Чуть более удачное положение у тех кто, возможно, будет, а возможно, не будет существовать. Если они все‑таки будут существовать, они получат основные блага. Следовательно, для наилучшего результата необходимо произвести как можно больше новых людей».37

В основе этого аргумента лежит ошибочное предположение, что не‑существование неблагоприятно по причине отсутствующих благ. Однако во второй части этой книги на Схеме 2.1 мы видим, что отсутствие благ не плохо, если не существует субъекта, лишенного благ. Таким образом, не‑существование не может быть наихудшим вариантом. Мои доводы показывают, что именно существующие оказываются в проигрышней позиции, а значит, максимин не всегда предполагает, что наилучшая численность населения Земли должна равняться нулю.

А противники максимина основываются именно на данном предположении (что оптимальная численность – нулевая). Точнее, они принимают этот вывод за доведенный до абсурда максимин. Мои доводы напротив, доказывают, что отвержение максимина неправильно.38Противника максимина зачастую считают, что имеет значение вероятность результата, а значит, стороны в исходной позиции должны иметь возможность рассуждать вероятностно. С целью избежать этого профессор Ролс вводит условие для исходной позиции. Мои аргументы показывают, что в вопросах численности не имеет значения, могут ли стороны рассуждать вероятностно, т.к. в любом случае появление на свет причиняет огромный вред, а значит, вероятность плохого результата равна 100%. Дело вероятности – то, насколько результат плох – очень или не очень. Тем не менее, в нашем случае это не имеет значения, т.к. человек уже знает, что вариант развития, в котором он существует, не имеет никаких преимуществ перед вариантом, в котором его не существует. И даже те, кто считают, что а) имеет значение вероятность исхода, б) интересы родителей и ребенка должны быть равны, в) размножение должно быть позволено «только когда оно не иррационально»,39 придут к тому же выводу, что и сторонники максимина. Если мои доводы верны, выбирать появление на свет всегда иррационально. И рациональные, беспристрастные стороны предпочтут не‑существование и нулевую популяцию.

 

Постепенное исчезновение.

Ранее я приводил примеры того, как мои аргументы могут решить многие известные проблемы этической стороны вопроса о популяции. Многие из этих проблем возникают именно из‑за нежелания признать, что появление на свет несет вред. И хотя моя точка зрения помогает преодолеть эти проблемы, она сталкивается с проблемами иного рода. Сейчас я рассмотрю эти проблемы и пути их решения.

Мой ответ на вопрос, сколько должно быть людей – ноль. Более того, я считаю, что людей не должно было существовать никогда. И учитывая, что до сих пор люди появлялись на свет, я считаю, что это нужно прекратить. Но ранее я говорил, что ответ «ноль» – идеальный ответ. Есть ли в реальном мире нечто, что может сгладить этот столь суровый ответ?

Снижение численности ведет к снижению качества жизни.  

Проблемы численности населения, которые мы рассматривали ранее, связаны с появлением на свет новых людей. Проблема безличности касалась того, почему производство на свет кого‑то – плохо. Проблема противоречащих выводов возникает, когда производство на свет новых людей снижает качество жизни уже живущих. Проблема пустого прибавления возникает от появления новых людей, чьи жизни «стоят того, чтобы жить». Мои доводы дают ответ на все эти проблемы: новые люди не должны появляться на свет.

Проблемы, с которым сталкиваются мои доводы, возникают не в связи с производством новых людей, а с отказом от воспроизводства. Наибольшей проблемой для многих людей будет неизбежное исчезновение, последующее за принятием моих взглядов. Позже я буду рассуждать, почему не стоит сожалеть о будущем, в котором никого не будет. Я считаю, что бóльшей проблемой является не само исчезновение людей, а путь, к нему ведущий.

В нашем густонаселенном мире считается, что возрастание численности населения связано со снижением качества жизни. Однако в других обстоятельствах снижение численности населения может также привести к снижению качества жизни. Это может случиться по двум причинам.

Во‑первых, резкое снижение рождаемости приведет в будущем к огромному число недееспособного населения (стариков), в то время как дееспособного населения будет меньше. Дееспособное население не сможет производить достаточно благ для поддержания прежнего уровня качества жизни. В данном случае не снижение численности приводит к проблеме, а соотношение молодого и старого населения.

Во‑вторых, снижение качества жизни может наступить вследствие снижения численности нового поколения ниже определенного порога. Например, представим, что единственные существовавшие люди – это Адам и Ева (Каин, Авель и Сет не были рождены). Адам умирает, и Ева остается в совершенном одиночестве. Ухудшение качества жизни произойдет не потому, что численность популяции сократилась в 2 раза, а потому, что численность упала ниже порога, необходимого для поддержания компании. Если бы у Евы были дети, по крайне мере, после смерти Адама, она не чувствовала бы себя одинокой.

Рождение всегда причиняет новым людям огромный вред, однако отказ от размножения может причинить вред уже существующим людям. И об этом стоит задуматься. Однако нельзя ради блага нынешних людей причинять вред будущим людям, нельзя продолжать и продолжать производство новых поколений. Потому я считаю, что создание новых людей может быть оправданно только с целью постепенного снижения численности населения.

Последние из людей, скорее всего, будут страдать (только если смерть человечества не будет быстрой и внезапной).41 Я вижу смысл убедиться в том, чтобы напоследок осталось как можно меньше людей, чего можно добиться постепенным и непрерывным снижением численности. Но я не питаю иллюзий. Даже если люди добровольно согласятся снизить численность популяции, они ни в коем случае не станут делать это ради собственного исчезновения. Потому, рассуждая на данную тему, я говорю не о возможных будущих событиях, а о наилучшем выходе, о том, что должно быть. Иными словами, я рассуждаю о теоретическом претворении в жизнь моих планов.

Рассмотрим две разных популяции, возможные в ближайшем будущем, представленные на Схеме 6.2.

 

Схема 6.2

Как и в Схеме 6.1, горизонтальная ось представляет размер популяции – чем шире, тем больше людей. Популяция «А» будет существовать, если размножение продолжится при уровне воспроизводства 75%. Популяция «В» будет существовать, если мы мгновенно прекратим дальнейшее размножение. В обоих случаях уровень качества жизни находится ниже ноля (выше этого уровня жизнь становится достойной начинания, а не просто продолжения). Эта схема отличается от предложенной Дереком Парфитом (Схема 6.1). И хотя он не считает, что все жизни на шкале выше нуля стоят продолжения (и таким образом, начало его шкалы не является точкой, после которой жизнь становится достойной того, чтобы жить),42 он считает, что некоторые жизни стоят того, чтобы жить, и каждая жизнь по умолчанию имеет положительную ценность. Согласно моим взглядам, жизни могут быть более или менее плохими, а не более или менее хорошими. Именно поэтому я использую отрицательную вертикальную ось: чем ниже качество жизни, тем ниже точка на шкале.

Группа людей 1 одинакова и в популяции «А», и в популяции «В». В популяции «А» первая группа людей существует до появления второй группы людей, и появление второй группы людей не дает упасть качеству жизни уже существующих людей. В популяции «В» отсутствие второй группы значительно ухудшает жизнь первой группы (хотя и не всех ее членов – некоторые умрут до того, как ощутят последствия отсутствия второй группы). Степень вреда для второй группы людей определяется тем, насколько плохи их жизни, т.к. вред появления на свет неотделим от вреда, наполняющего начатую жизнь. Иными словами, реальный уровень вредности жизни определяется тем, насколько плохо будет появиться на свет в такой жизни. Из соображений упрощения на схеме 6.2 я подразумеваю, что новые жизни будут иметь то же качество, что и предыдущие (то есть в популяции «А» жизни второй группы будут столь же плохими, как жизни первой группы, но не хуже). Это означает, что вторая группа людей – это не последние люди, иначе качество их жизни резко отличалось бы от качества жизни первой группы в популяции «А» и напоминало бы качество жизни первой группы в популяции «В». Размышляя о постепенном вымирании человечества, необходимо серьезно задумываться о качестве жизни всех людей, включая последнее поколение. В контексте данной книги я взгляну на вопрос упрощенно, фокусируясь лишь на судьбе одного нового поколения.

Учитывая, что появление на свет причиняет вред, оправдано ли появление на свет второй группы людей, если их появление сделает жизнь существующих людей лучше? Если рассматривать проблему в общем, моя точка зрения сталкивается с вопросами: 1) Можно ли создавать жизни ради улучшения настоящих жизней? 2) Если да, то при каких условиях?

Уменьшение количества людей до нуля.  

На эти вопросы нельзя ответить с точки зрения узкого принципа влияния на личность. Напомню, что принцип заключается в следующем:

«В узком смысле исход плох для личности, если событие Х хуже, чем событие Y, или плохо для Х человека». 43

Ранее я доказал, что эта точка зрения может разрешить проблему безличности. Эта же точка зрения может показать, почему популяция «В» на схеме 6.2 хуже для первой группы людей, и почему популяция «А» хуже для второй группы людей. И все же на поставленные два вопроса эта точка зрения не отвечает.

Широкий принцип влияния на личность, напротив – дает ответы на оба вопроса, однако, не учитывается теория о том, что появление на свет причиняет вред.

«В широком смысле результат для личности хуже, если результат Х будет менее хорошим для людей‑Х, чем результат Y  будет для людей‑ Y». 44

С этой точки зрения мы можем производить на свет новых людей ради улучшения уровня жизни уже существующих, если вред для существующих людей от отсутствия новых людей превзойдет вред, причиняемый новым людям при рождении. Но при каких условиях один тип вреда может быть серьезнее другого? Каких сравнивать? Дерек Парфит предлагает два вида широкого принципа влияния на личность, каждый из которых предлагает разные способы сравнения вреда:

Широкий суммарный принцип влияния на личность:

Результат для людей хуже, «если суммарная полезная выгода, получаемая людьми‑Х в ситуации Х будет меньше, чем суммарная полезная выгода, получаемая людьми‑Y в ситуации Y».45

Широкий усредненный принцип влияния на личность:

Результат Х для людей хуже, «если усредненная полезная выгода на человека, получаемая людьми‑Х в ситуации Х будет меньше, чем усредненная полезная выгода на человека, получаемая людьми‑Y в ситуации Y».46

Поскольку согласно моей теории каждый человек подвергся вреду, логичнее будет говорить не о выгоде, а о вреде:

Негативный широкий суммарный принцип влияния на личность:

Результат для людей хуже, «если суммарный вред, получаемый людьми‑Х в ситуации Х будет больше, чем суммарный вред, получаемый людьми‑Y в ситуации Y».

Негативный широкий усредненный принцип влияния на личность:

Результат Х для людей хуже, «если средний вред на человека, получаемый людьми‑Х в ситуации Х будет больше, чем средний вред на человека, получаемый людьми‑Y в ситуации Y».

Согласно любому из принципов, жизнь популяции «В» со схемы 6.2 хуже жизни популяции «А». Какой бы взгляд ни выбрать, вред, причиненный второй группе людей можно оправдать лишь уменьшением вреда для первой группы людей.

Из двух точек зрения – усредненная наименее правдоподобна. Возникновение новых жизней не увеличивает среднее количество вреда на человека, если качество жизни новых людей равно или превосходит качество жизни существующих людей. Таким образом, в рамках усредненного принципа, плохое качество жизни двенадцати миллиардов людей не хуже, чем такое же плохое качество жизни шести миллиардов. Но причинять такой вред вдвое большему количеству людей, несомненно, плохо! Суммарный принцип избегает такой проблемы, т.к. при данной точке зрения плохое качество жизни двенадцати миллиардов хуже, чем плохое качество жизни шести миллиардов. Таким образом, негативный широкий суммарный принцип влияния на личность дает ответ, в каких обстоятельствах рождение новых людей возможно, если при этом уменьшается вред для уже существующих людей: это возможно при снижении суммарного вреда для всех людей.

Некоторым этот ответ покажется неудовлетворительным, т.к. учитывается только общее количество вреда, а не то, каким образом этот вред распределяется между людьми, и что его причиняет. Например, есть разница, испытывает ли каждый человек малое количество страданий, или же малый процент от группы испытывает больше страданий. С этой точки зрения рождение небольшого количества людей, испытывающих больше страданий, хуже, чем рождение большого количества людей, испытывающих меньше страданий, пусть даже и общий объем страданий одинаков в обоих случаях. Другие считают, что лучше будет причинить вред существующим людям посредством отказа от рождения новых людей, чем нанести вред новым людям ради улучшения жизни уже живущих. Возможно, они считают, что активное причинение вреда (через рождение новых людей) – хуже, чем пассивное (через отказ от деторождения). Но скорее всего, сторонников такой точки зрения отталкивает отношение ко вновь рожденным людям как к средству улучшения жизни существующих людей. Тогда могут возникнуть основания для отказа от рождения новых людей, однако лишь в том случае, если появление новых людей уменьшит страдания лишь незначительно.

Некоторые будут удивлены, что принцип влияния на личность подвергается критике (например, относительно распределения вреда), обычно характерной для безличных, утилитарных взглядов. Может оказаться, что широкий суммарный принцип и широкий усредненный принцип вовсе не связаны с влиянием на личность! Дерек Парфит признает это, говоря, что каждая из двух точек зрения «подтверждает принцип объективности в отношении личности»47 или «в условиях, затрагивающих личность».48 Так все‑таки, затрагивают ли эти взгляды личность, или на самом деле являются безличными (объективными)? Безличное отношение не основывается на том


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.