Прерывание беременности: взгляд «за смерть» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Прерывание беременности: взгляд «за смерть»

2023-01-02 44
Прерывание беременности: взгляд «за смерть» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен! Проклят человек, который принес весть отцу моему и сказал: "у тебя родился сын ", и тем очень обрадовал его. И да будет с тем человеком, что с городами, которые разрушил Господь и не пожалел; да слышит он утром вопль и в полдень рыдание за то, что он не убил меня в самой утробе ‑ так, чтобы мать моя была мне гробом, и чрево ее оставалось вечно беременным. Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в бесславии?

Иеремия 20:14–18.

После того открыл Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет! Ночь та, – да обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев! … за то, что не затворила дверей чрева матери моей и не сокрыла горести от очей моих! Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? … Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно… или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света.

Иов 3: 2–4, 6, 10, 11, 13, 16.

Ранее я отстаивал мнение, что лучше не появляться на свет, но пока еще не затрагивал вопрос, когда же, на какой стадии развития человек появляется на свет? Пришло время поднять этот вопрос и связанные с ним проблемы. Многое будет зависеть от ответа. Объединив распространенные, весьма правдоподобные мнения и точку зрения о вреде появления на свет, можно сделать довольно радикальные выводы о вопросе прерывания беременности.

Так сложилось, что большинство полагает, что прерывание беременности необходимо оправдать вескими причинами. Про‑чойсеры справедливо считают, что достаточной причиной (по крайней мере, на ранних сроках) будет желание женщины. Однако акценты расставлены так, что первостепенной идет склонность в пользу продолжения беременности, а женщина должна привести аргументы (например, свое желание), чтобы обосновать свое решение в пользу аборта. И все равно некоторые совершившие аборт считают эту меру хотя и оправданной, но прискорбной.

Я считаю, что все должно быть ровно наоборот: если появление на свет причиняет страдания, и если человек еще не появился на свет (находясь на одной из стадий внутриутробного развития), аборт должен быть совершен. И аргументы потребуются для оправдания продолжения беременности. Отказ от аборта должен считаться провалом, для которого нужны веские причины. И чем серьезнее вред существования, тем более веские должны быть оправдания для этого провала. Если добавить третье условие (если появление на свет причиняет огромный вред), я думаю, этот провал вообще невозможно оправдать.

В предыдущих частях я говорил о наносимом вреде и его масштабах. В этой части я сосредоточу свое внимание на втором условии: а именно, в какой момент человек появляется на свет. Для сторонников консервативного мнения, что момент зачатия является также моментом появления на свет, не будет такой стадии развития, на которой еще можно прервать беременность. Я придерживаюсь другого мнения: человек начинает появляться на свет только на более поздних сроках беременности. В связи с этим я намерен опровергнуть консервативную точку зрения и другие.

Прежде чем отстоять свое мнение, я должен пояснить, что подразумеваю под словами «начинает появляться на свет». С точки зрения биологии это означает появление нового организма. С точки зрения этики – появление нравственных интересов. Я в своей терминологии использую именно второй вариант, что при этом не означает, что появление на свет с разных точек зрения происходит в разное время. Оба этих объяснения – лишь разные формулировки одного и того же. Выяснить, разнится ли время появления на свет с разных точек зрения – моя текущая задача.

Считаю необходимым разобрать, является ли момент зачатия моментом появления на свет. До зачатия существуют лишь яйцеклетка и сперматозоид. Они необходимы для зачатия, но, естественно, не идентичны будущему человеку (два не равняется одному). Следовательно, до зачатия существо еще не появилось на свет. Иными словами, мы все когда‑то были зиготой, но не были ни сперматозоидом, ни неоплодотворенной яйцеклеткой.1 В биологическом смысле ни один человек не может появиться на свет до зачатия, что также позволяет усомниться в том, что момент зачатия является моментом появления на свет. Хотя бы по причине вероятности деления на однояйцевых близнецов (такая возможность существует около двух недель после зачатия). Если же учесть вероятность рождения соединенных близнецов, момент появления личности на свет нужно сдвинуть еще дальше.2

Однако не стоит углубляться в биологическую точку зрения на вопрос появления на свет, т.к. меня интересует появление на свет в моральном плане. Я намерен показать, что этически человек появляется на свет гораздо позже любого срока, предполагаемого с биологической точки зрения. Чтобы понять, когда существо начинает обладать нравственными интересами (что является необходимым условием для появления на свет с этической точки зрения), необходимо для начала понять, что такое «интерес».

 

Четыре типа интересов.

Философы предлагают различные точки зрения на определение интересов, которыми могут обладать существа. Прежде чем сравнивать классификации других, я выдвину свою, после чего разберу, какие из интересов относятся к области этики.

Функциональные интересы: первый тип интересов относится к т.н. артефактам (скажем, машина или компьютер). У артефактов есть функции; что‑то может улучшить, а что‑то – ухудшить эти функции. То, что улучшает – хорошо, то, что ухудшает – плохо. Например, ржавчина для машины – плохо, наличие колес – хорошо.

Биотические интересы: Допустим, у растений другие интересы. Они функционируют; как и у артефактов, их функции могут быть улучшены или ухудшены. Но в отличие от артефактов, растения живые, и их интересы правильнее будет назвать не функциональными, а биотическими.

Интересы сознания: Животные, обладающие сознанием, также функционируют. Как и у растений, их функции биологические, но при этом они ощущают себя и свое сознание. Поэтому интересы таких существ я назвал интересами сознания. Под этим я подразумеваю не те интересы, чье наличие осознается, а лишь те, что присущи существам, обладающим сознанием. В качестве примера могу привести интерес избегать боли.

Интересы мышления: Некоторые животные (особенно человек) обладают не только сознанием, но и другими, более сложными характеристиками: самосознанием, языком, символизацией, абстрактным мышлением и т.д. Эти существа не только сознают, но и мыслят, что позволяет им знать, обдумывать и выражать свои интересы.

Как видно выше, эти интересы следуют один за другим. Поясню, что это значит: интересы перечислены по восходящей, и наиболее сложные интересы указаны последними. Таким образом, у артефактов самые ничтожные функциональные интересы, у живых существ чуть более развитые биотические, у существ, обладающих сознанием – еще более сложные, биотическо‑сознательные, а у мыслящих – самые сложные, биотическо‑мыслительные интересы.3

В классификациях, предложенных разными философами, некоторые из этих интересов объединены. Так Раймонд Фрей, отрицающий наличие у животных морали, подразделял интересы на два типа: 1) интерес к благополучию и 2) интерес как желание.4Когда говорят «что‑то в интересах кого‑то», речь идет о благополучии. Когда говорят «кто‑то заинтересован в чем‑то», речь идет о желании. Понятие «интерес», как желание благополучия, относится и к артефактам, и к растениям,5 и к животным, т.к. их состояние может быть как плохим, так и хорошим, и существуют факторы, на это влияющие. Однако профессор Фрей считает, что интересы‑желания присущи только существам, обладающим языком (например, взрослый человек или говорящий ребенок).6 Далее последует его объяснение.

Чтобы захотеть чего‑либо, существу нужно сперва понять, что он не обладает этим «чем‑то». Для понимания этого существо должно осознать, что утверждение «у меня это есть» не верно. Осознание невозможно без понимания связи языка и окружающей действительности. Понимание невозможно без владения языком. Таким образом, существо должно владеть языком (без которого невозможно иметь желания).

«Интересы к благополучию» профессора Фрея соответствуют моими первым трем интересами (функциональные, биотические и сознательные). Его же «интересы‑желания» соответствуют моим «интересам мышления». При этом (по мнению профессора) эти интересы не идентичны, а лишь присущи одним и тем же существам.

Философ‑эколог Пол Тейлор также разделяет интересы на два типа: когда «что‑либо в интересах кого‑либо», и когда «кто‑либо заинтересован в чем‑либо».7 Что отличает его классификацию от классификации профессора Фрея, это типы существ, которым присущи эти интересы.8 Классификация Пола Тейлора соотносится с моей иначе, чем классификация Реймонда Фрея.

Профессор Тейлор утверждает, что не только люди, но и животные, обладающие сознанием, также имеют интересы‑желания. Бессознательные животные и растения имеют интересы к благополучию. Артефакты не испытывают блага, и когда речь идет о благополучии, имеется в виду благополучие не артефакта, а его владельца. По мнению профессора Тейлора, артефакты не имеют интересов.

Джоэл Файнберг идет дальше профессора Тейлора и отрицает наличие интересов не только у артефактов, но и биотических организмов, не обладающих сознанием (например, у растений).9 Иными словами, он отрицает существование функциональных и биотических интересов, обосновывая это тем, что артефакты и растения не могут испытывать благо (пусть даже иногда мы говорим так, словно они могут). Отказавшись от такой классификации, профессор Файнберг косвенно стирает разницу между тем, что «в чьих‑то интересах» и тем, в чем «кто‑то заинтересован». В этом вопросе Том Риган10не согласен с Джоэлом Фанйбергом. Он настаивает на разграничении и называет то, что в чьих‑то интересах – Интересы‑1 (= интерес к благополучию), а то, в чем кто‑то заинтересован – Интересы‑2 (интерес‑желание). По его мнению, невозможно утверждать, что артефакты или растения вообще не испытывают блага, лишь потому, что они не испытывают осознанного блага или «счастья». Реймонд Фрей и Том Риган согласны, что все: артефакты, растения, животные, люди, имеют те или иные интересы (хотя профессоры и имеют разные взгляды на то, какие именно интересы относятся к области этики). Соотношение всех выше обозначенных классификаций наглядно показано в схеме 5.1.

 

Что‑то в интересах кого‑то

(Интересы‑1)

Заинтересованность кого‑то в чем‑то

(Интересы‑2)

 

Артефакты

Растения

Животные

Люди

Реймонд Фрей

 

Растения

Животные (обладающие сознанием)

Люди

Пол Тейлор

 

Животные (обладающие сознанием)

Люди

Джоэл Файнберг

 

Артефакты

Растения

Животные (обладающие сознанием)

Люди

Том Риган

 

Схема 5.1

Ошибочно будет определять, имеет ли какой‑то организм значимость с этической точки зрения, лишь по тому, есть у него интересы или нет. Наличие интересов может влиять на этическую значимость, но это не единственный фактор. Верно, если организм не обладает интересами, ему нельзя причинить ни вред, ни благо. И все же разумно предположить, что организм обладает интересами (пусть и не этическими). Тогда возникает важный вопрос: какие интересы относятся к этическим.

Как мы видим, на этот счет есть масса разногласий. Реймонд Фрей считает, что только Интересы‑2 имеют право называться этическими. Пол Тейлор относит к этическим интересам и Интересы‑1 и Интересы‑2. Джоэл файнберг также считает, что любой интерес является этическим, но лишь потому, что его определение интересов строго ограничено.

Я считаю недостаточными те классификации, где интересы разделены лишь на две группы, либо несколько типов интересов объединены в одну группу, либо несправедливо не учитываются некоторые типы интересов. По этой причине я предлагаю разделение на четыре типа, предусматривающее всевозможные толкования понятия «интерес». Теперь можно выяснить, какие интересы являются этически значимыми. Конечно, возможно еще более глубокое разделение на подгруппы (например, в зависимости от степени осознанности организма), однако такая классификация будет излишней и, соответственно, мало пригодной для наших целей. Кроме того, разделение будет происходить не по типу, а по степени. После определения, какие интересы относятся к области морали, разделение по степени не потребуется.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.