Антология текстов Лонгчена Рабджама по учению Дзогпа Ченпо. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Антология текстов Лонгчена Рабджама по учению Дзогпа Ченпо.

2022-11-27 26
Антология текстов Лонгчена Рабджама по учению Дзогпа Ченпо. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ум Будды.

 

Антология текстов Лонгчена Рабджама по учению Дзогпа Ченпо.

 

Тулку Тхондуп Ринпоче.

Перевод с английского: Марк Драчинский. Редакция: Святослав Завьялов. «Саттва», 2006.

 

 

Содержание.

 

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

Воззрение (основа).

1. КАК САНСАРА И НИРВАНА ПРОИСХОДЯТ ИЗ «ОСНОВЫ» В ВИДЕ «ВИДИМОСТЕЙ ОСНОВЫ», СОГЛАСНО ДЗОГПА ЧЕНПО.

Основа (жи, gzhi): изначально чистая (кадаг, da-dag) сущность (нгово, ngo-bo).

Как возникают видимости основы (gZhi-sNang).

Освобождение как изначальный Будда.

Возникновение заблуждения ('Khrul-Tshul).

Некоторые основополагающие моменты воззрения Дзогпа Ченпо.

2. КАРМА САНСАРНЫХ ДЕЙСТВИЙ – ПРИЧИНА БЛУЖДАНИЯ СУЩЕСТВ В ИЛЛЮЗОРНОЙ САНСАРЕ.

Природа (Ngo-Bo) кармы.

Сансарная карма.

Основа кармы – сокровищница-основа и сознания.

Различные аспекты сокровищницы-основы и восьми сознаний.

Как сознания порождают карму.

Различные состояния познания.

Какие сознания играют основную роль в трёх разных мирах.

Растворение сознаний.

Единство и проекции сознаний в различных состояниях.

Заключительное резюме.

Корень кармы – неведение.

Карма порождается добродетельными поступками, создающими заслуги, и неблагими действиями.

3. КАРМА ОСВОБОЖДАЮЩИХ БЛАГИХ ДЕЙСТВИЙ КАК СРЕДСТВО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ САНСАРЫ.

Общая освобождающая благая карма.

Благие поступки – причина освобождения.

Виды источника.

Иллюстрация присутствия сущности Будды в живых существах с помощью девяти примеров.

Цитаты из текстов, разъясняющих сущность Будды.

Качества сущности Будды.

Кто постигает сущность Будды?

Цель передачи учения о сущности Будды.

Различие между (понятием сущности Будды) в школе йогачара и понятием самобытия согласно некоторым другим школам.

Знак пробуждения источников.

Благо пробуждения источников.

Существа блуждают в сансаре из-за того, что не распознают источник.

Как развивается блуждание в сансаре.

Два неведения.

Как существа блуждают в сансаре.

Почему существа блуждают в сансаре.

Обретение освобождения благодаря пробуждению источника.

Совершенство сочетания двух накоплений.

Преодоление как крайностей сансары, так и состояния покоя.

Четыре последствия освобождающих благих действий.

Как проявляется карма и эмоциональные загрязнения.

Карма как результат взаимозависимой причинности.

Возражение тем, кто недооценивает закон причин и следствий.

Возражение нигилизму.

Возражение учению об уме как вершине мира.

Правильное воззрение на причину и результат действий.

 

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

 

Воззрение (основа).

 

Карма сансарных действий – причина блуждания существ в иллюзорной сансаре.

 

Во втором разделе речь идёт о карме и сансарных действиях (Srid-Pa sGrub-Pa'i Las). Он представляет собой сокращённый перевод первого раздела четвёртой главы Шингта Ченпо (SC-I, 78b-97а), основанной на сутрах Махаяны и других текстах, среди которых Кармасатака, Махаянаратнакута-сутра, Суварнапрабхасоттама-сутра, Аватамсака-сутра, Уттаратантра-шастра, Ратнавали, Мадхьямакаватара, Абхидхармакоша и Абхисамаяланкара.

В своём воззрении о карме как о причине блуждания в сансаре в результате омрачения Дзогпа Ченпо сходится с воззрением других традиционных текстов Махаяны. Обычные люди, обманываясь сансарой в силу своего неведения, привязываются к своей эгоистической самости, погружённой во тьму невежества и пронизанной ядом негативных эмоций. В результате они приковывают себя кармическими цепями к мукам сансары.

Буддисты считают, что до тех пор пока мы не просветлены, не освобождены, мы будем бесконечно блуждать в мире в силу взаимозависимого причинного возникновения наших поступков и следов, создаваемых этими поступками, основой которых являются наши умственные оценки и неведение. Десять негативных и десять позитивных действий тела, речи и ума с их следами порождают мучительные и приятные рождения в различных уделах бытия. Регулярное действие причин и следствий называется кармой. В разделе также иллюстрируется причинная связь внешних и внутренних феноменов в контексте взаимозависимого возникновения.

 

Некоторые основополагающие моменты воззрения Дзогпа Ченпо:.

 

Сокровищница-основа.

53а/5 Суть. Неведение и нейтральное состояние, принадлежащие к (категории) ума и психических событий, становятся основанием всей кармы и кармических следов сансары и нирваны...

Определение. Она называется универсальной сокровищницей-основой (Kun-gZhi), поскольку является основанием, где содержится множество кармических следов.

Классификация. Есть четыре аспекта.

а) Аспект (неведения, незнания коренной осознанности, которое) с изначальных времён возникает одновременно с коренной осознанностью, как золото и его окись. Этот аспект называется «абсолютной изначальной сокровищницей-основой» (Ye Don-Gyi Kyn-gZhi). Этот вид неведения, или непросветлённости, (определяется в качестве такового) по отношению (lTos-Pa'i) к просветлению и является первоначальным основанием всех сансарных явлений.

b) Нейтральное состояние, являющееся основой аспекта действия (кармы) и изначальным основанием, которое привязывает (существо) к сансаре и нирване его различными действиями. Это «первичная сокровищница-основа единства» (sByor-Ba Don-Gyi Kyn-gZhi).

c) Нейтральное состояние, являющееся аспектом различных дремлющих действий ума и психических событий, которые создают (рождения) в сансаре. Это «сокровищница-основа разнообразных следов» (Bag-Ch'ags sNa Tshogs-Pa'i Kyn-gZhi).

d) Неведение, являющееся основой возникновения трёх различных аспектов проявлений тел: плотного тела с его членами и вторичными частями, сформированного из атомов (в мире желаний); ясного тела света (в мире форм) и тела, проявляющегося как медитативная погружённость (в мире без форм). Это «сокровищница-основа тела кармических следов» (Bag-Ch'ags Lus-Kyi Kun-gZhi).

 

Изначальная мудрость.

61/2 Суть. Светоносная коренная осознанность, сущность Будды (татхагатагарбха)...

Определение. Это изначальная мудрость, поскольку она присутствует изначально (Ye) и является священным сознанием (Shes)...

Классификация. Есть три аспекта: изначальная мудрость, пребывающая в основе; изначальная мудрость, наделённая качествами; и изначальная мудрость, пронизывающая всё феноменальное бытие... Сущность, природа и сострадание суть коренная мудрость, пребывающая в основе. Изначальная мудрость всеобъемлющей сферы, зерцалоподобная мудрость, мудрость равенства, различающая мудрость и мудрость просветлённых деяний суть изначальная мудрость, наделённая качествами. Знание (абсолютной истины, то есть мудрость качества,) как оно есть (Ji-lTa-Ba mKhyen-Pa), и знание всех феноменов (относительной истины, как они проявляются, то есть мудрость количества) (Ju-sNyed-Pa тКhуеп-Ра), являются изначальной мудростью, пронизывающей феноменальное бытие...

Место. Местопребыванием ума является сокровищница-основа, а местопребыванием изначальной мудрости – дхармакая.

 

 

Природа (Ngo-Bo) кармы.

SC-1, 78b/3 Какова причина того, что с индивидом, пока он блуждает по мучительным циклам бытия, происходят различные события, причиняющие ему то счастье, то страдание? Это происходит вследствие кармы... Плод той или иной кармы, составленный из разных причинных условий, для каждого отдельного существа созревал в форме различных перерождений и возможностей, а также из приятных и неприятных переживаний. В Кармашатаке говорится:

 

Э-ма-хо! Мир возник из кармы.

Счастье и страдание являются рисунками кармы.

Формирование кармы происходит тогда, когда созревают условия.

Карма же (в свою очередь) порождает счастливые и болезненные (плоды).

 

А также:

Карма не будет исчерпана

И за сотни эонов;

Когда же наступит должное время и сложатся (обстоятельства),

Воплощённые существа наверняка будут переживать её последствия.

 

В сутре (Саддхарма)пундарика говорится:

 

Карма создаёт всё как художник.

Карма сочиняет всё как танцор.

 

С точки зрения причины кармы различаются две её разновидности. Первой является карма неблагих или недобродетельных поступков, порождающая страдания. Вторая – карма добродетельных поступков, которая накапливает заслуги, а также порождает сансарное счастье.

 

 

Сансарная карма.

79а/4 Сансара создаётся десятью видами благих действий, накапливающих заслуги, и десятью видами неблагих действий... Неблагие действия порождают страдания и перерождение в низших уделах бытия, а благодаря благим действиям обретается рождение в высших уделах бытия и среди счастливых существ.

В (Арья-саддхарма)смритьюпастхане говорится: «Неблагими деяниями обретают (жизнь) в низших уделах и страдание. Добродетельными деяниями обретают счастье и (рождение) в высших уделах».

 

 

Растворение сознаний.

86b/5 Когда засыпает существо мира желаний, (сначала) в сознании ума растворяются сознания пяти врат и омрачённого ума. Затем сознание ума растворяется в сознании универсальной сокровищницы, (после чего) на некоторое время возникает (состояние) ясности и немышления. Некоторые учителя новых тантр (сарма) утверждают, что люди, способные реализовать это состояние и созерцать в нём, пребывают в изначальной природе, не видя никаких снов. Сознание сокровищницы-основы растворяется в сокровищнице-основе, где нет мыслей. Затем при растворении сокровищницы-основы во всеобъемлющей сфере (Ch'os-dByings) растворяются грубые и тонкие восприятия, и возникает изначальная природа – свободное от измышлений (единство) ясности и пустоты. Когда мы постигаем её, (все) заблуждения отбрасываются... Затем они возникают снова. Из изначального состояния возникает сокровищница-основа, из неё – сознание сокровищницы-основы, а из неё – только сознание ума. При этом возникают разнообразные явления, (напоминающие) сновидения, и индивид начинает оценивать явления как объекты привычного восприятия ума.

 

 

Заключительное резюме.

89b/3 Светоносный Ум (семньид) есть основа и источник всего бытия. В Уме нет различения сансары и нирваны – они нераздельны и неизменны. Итак, это... – изначальная природа единства (sByor-Ba Don-Gyi gNas-Lugs), сущность Будды и источник сансары и нирваны. В Доха сказано:

 

Один лишь ум является семенем всего.

Для существ он создаёт сансару и нирвану;

Производит плод желаний:

Ум, подобный исполняющей желания драгоценности, тебя почтительно приветствую.

 

90а/2 В Гханавьюха-сутре сказано:

 

Различные стадии (пути) являются сокровищницей-основой.

Такова же и Татхагатагарбха (сущность Будды).

Эту сущность, обозначенную как сокровищница-основа,

Подробно разъяснял Татхагата (Будда).

Он объявил сущность сокровищницей-основой.

(Но) люди с низкими способностями этого не понимают.

 

Поскольку эта природа (gShis) есть причина совершенств, таких, как тела и мудрости (буддства), она называется незапятнанной изначальной сокровищницей-основой (Don-Gyi Kun-gZhi). Поскольку она является основанием сансары, её называют сокровищницей-основой следов с пятнами. Сущность (нгово) основания – сокровищница-основа – едина, но её рассматривают (как две) в силу опирающихся на неё различных качеств...

В природе самой луны нет ни нарастания, ни убывания, однако в силу обстоятельств люди на четырёх континентах видят различия между ростом и убыванием. Так же и в природе ясного света при достижении просветления нет ни истинного счастья, ни истинного страдания, однако существа в сансаре воспринимают различные воплощения как высокие и низкие перерождения. Если вы медитировали на абсолютном смысле (или обрели его), это называется достижением совершенства сокровищницы-основы как абсолютного смысла...

Карма порождается заблуждениями непросветлённого сознания ума. В сутре (Уданаварга) говорится: «Ум владыка всему, и он быстр. Ум – предшественник всего».

В силу подверженности концепциям (Кип-bTags) и незнания всецелой изначальной природы (Yongs-Grub), мы впадаем в зависимость (gZhan-dBang) от различных нечистых обманчивых видимостей. Для того чтобы обратить вспять сноподобную иллюзорную сансару, необходимо постичь всецело укоренённый Ум и медитировать на непогрешимом пути стадий зарождения и завершения, искусных методов и мудрости, и обрести сущностную природу в изначальном состоянии того, как оно есть.

Корень кармы – неведение.

91а/3 Все существа обманываются сансарой из-за мирского пристрастия к оцениваемому (объекту) и оценивающему (субъекту) в результате неузнавания саморожденного лика Ума. В (Праджняпарамита) санчаягатхе говорится: «Все живые существа с низшими, средними и выдающимися (способностями) возникли из неведения. Так сказал Благословенно-Ушедший».

Существа, перерождающиеся в низших уделах бытия, в среднем, т.е. человеческом уделе, и в высших уделах, т.е. в уделах богов, переживают счастье и страдание, (порождённое) их собственной разнообразной кармой. Корнем кармы является неведение, сопровождаемое тремя ядами и неблагой кармой, а также благими поступками, накапливающими заслуги, которые создают счастливые плоды сансары.

 

 

А. Неблагая карма.

91а/3 Есть десять видов неблагих действий, приводящих к впадению в нижние уделы бытия из высших и порождающих только страдания. Они таковы:

 

Три неблагие кармы тела: убийство, присвоение того, что не дано, и неправильное сексуальное поведение.

Четыре неблагие кармы речи: ложь, разделяющие речи (клевета), оскорбительная речь и пустословие.

Три неблагие кармы ума: алчность, недоброжелательство и неверное воззрение.

 

 

Последствия неблагой кармы.

93b/4 Вкратце. Неблагая карма порождается посредством неблагого объекта, неблагого намерения, неблагой мысли и неблагого усилия. Они создают три категории следствий. В великих писаниях приводится следующая их классификация: последствия созревшей кармы (rNam-Par sMin-Pa), (являющиеся основным плодом неблагой кармы), сочетаемость (последствие, соответствующее причине) (rGyu-mThun) и влияние (т.е. соответствующая среда) (bDag-Po). В наставлениях по учениям (комментариях) к этим трём добавляется четвёртое – накапливающееся последствие неблагой кармы (Byed-Pa'i 'Bras-Bu)...

1. Последствие созревания: в (сутре Арьясаддхарма) смритиупастхана сказано: Последствия созревания малой кармы (в результате любого из десяти неблагих действий) приводит к рождению в уделе животных; средней кармы – к рождению в уделе голодных духов; а серьёзной кармы – к рождению в уделе адов.

Когда последствие созревшей неблагой кармы изживается в одном из трёх низших уделов, даже если существо после этого перерождается в высшем уделе благодаря неким своим благим действиям, ему ещё предстоит пережить три вида поздних последствий негативной кармы:

2. Последствие, соответствующее причине, – бывает двух видов: плод, проявляющийся в действиях (Byed-Pa rGyu-mThun), и плод, проявляющийся в переживаниях (rnam-sMin rGyu-mThun).

a) О плоде, проявляющемся в действиях, в (сутре) Кармасатака говорится:

 

Поскольку существо выработало привычку к неблагим действиям, то даже после того, как (оно пережило последствия созревшей кармы), оно переродится в таком месте, где где ему придётся опираться на неблагие действия и совершать их.

 

b) Плод, проявляющийся в переживаниях: для каждого из десяти неблагих действий есть два подвида этой разновидности последствия.

В (сутре) Кармасатака сказано:

 

Даже если существо перерождается в уделе богов или людей (в силу его иных, благих действий), оно всё ещё будет переживать последствия неблагой кармы, такие как короткая жизнь, частые болезни из-за (неблагой кармы) (совершённого в прошлом) убийства; скудное имущество и необходимость делить его с врагами из-за того, что в прошлом существо присваивало себе то, что ему не было дано; непривлекательный партнёр по браку и ситуации, в которых придётся делить его с другими, – это последствие нарушения супружеской верности (в прошлом); существо будет многократно унижаемо и обмануто товарищами – это последствие злословия; будет выслушивать оскорбления в своей адрес и (даже если само существо разговаривает мягко) провокации – это последствие грубой речи; оно не будет считаться достойным уважения, а его речи не будут внушать другим доверие – это последствие пустословия. Существо будет жадным и вечно недовольным – это последствие алчности. Оно будет объектом неблагих действий и нанесения вреда – это последствие недоброжелательства. Будет встречаться с ложными взглядами и хитростью – это последствие неверного воззрения...

3. Последствие влияния (среды): (в Семньид Нгалсо (SN) говорится:)

 

Под последствием влияния понимается среда, в которой рождается существо.

До тех пор пока оно пребывает в нечистой (сансаре), и на него воздействуют внешние факторы:

 

Убивая, (существо перерождается) в безотрадной местности,

Где травы, деревья, злаки, цветы, еда, питьё и т.д.

Будут либо в недостатке, либо малосъедобными, либо опасными для жизни.

Присваивая чужое, перерождаются в краю, где не произрастают злаки

И царят мороз, град и голод.

Прелюбодействуя, перерождаются среди экскрементов и урины,

Отбросов, грязи и зловония –

В тесной, полной страха и безотрадной местности.

Вследствие лжи перерождаются во враждебном и мрачном краю,

Где богатство не защищено и где вас постоянно обманывают.

Вследствие клеветы перерождаются в местах, де трудно передвигаться,

В краю неприветливом, испещрённом рытвинами, расщелинами и оврагами.

Вследствие оскорбительной речи перерождаются в краю, где нет добродетели,

А местность завалена брёвнами, острыми камнями и колючками,

Пылью, мусором, где зерно недоброкачественно, а воздух солёный и тяжёлый.

Вследствие пустословия перерождаются в местах,

Где не созревают злаки и плоды и нарушен ход времён года,

Где всё непрочно и непродолжительно.

Вследствие алчности перерождаются в краях, где мало урожая, но много плевел, а условия жизни постоянно ухудшаются.

Вследствие недоброжелательности перерождаются в местности, где у зерна и фруктов горький вкус,

Где много правителей, разбойников, дикарей, змей и т.д.,

А природа таит смертельные опасности.

Вследствие неверного воззрения перерождаются в краях, где нет драгоценных субстанций

И мало целебных деревьев, цветов и плодов;

Где нет прибежища, защиты и поддержки...

 

4. Накапливающееся последствие: в краткой (Арья-садхарма)-смритиупастхане говорится: «Тот, кто (в прошлом) был в невежестве и совершал негативные действия, будет продолжать совершать их, отчего его страдания будут усиливаться ещё больше». Различия между последствиями, соответствующими причине, и накапливающимися последствиями: что касается последствия, соответствующего причине, то существо продолжает совершать такие же поступки и порождать такую же карму в качестве последствия уже пережитого ранее плода созревшей кармы; во втором же случае негативные действия и переживания повторяются в качестве поздних последствий.

 

 

Заключение.

95b/2 в Винаягаме сказано:

 

Неблагая карма подобна яду, который даже в малых дозах порождает великое страдание, и дикарям, уничтожающим собственные накопленные заслуги. Поэтому надо стараться не совершать негативные действия и посвятить себя накоплению благой кармы.

 

 

В. Благая карма.

96b/6 Просто отказ от совершения неблагих действий не превращается сам по себе в совершение десяти видов благих действий, поскольку при этом нет соответствующей дисциплинированности ума. Десять благих действий (порождающих накопление заслуг) суть сознательный отказ от десяти неблагих действий.

 

 

Последствия благой кармы.

96а/2 Что касается последствий созревшей благой кармы, то малая благая карма приводит к перерождению в человеческом уделе, средняя – к перерождению среди богов мира желаний, а серьёзная, объединённая с созерцанием, – к перерождению в (двух) высших мирах – форм и без форм. Благодаря благим поступкам обретают (счастье) высших уделов и запечатывают врата перерождения в низших уделах.

Поздними последствиями благой кармы являются переживания, противоположные плодам десяти неблагих деяний. Совершение десяти видов благих действий является способом накопления заслуг.

 

 

Виды источника.

101a/3 Есть два вида (источника): (а) Естественно присутствующий источник (Rang-bZhin gNas-Rigs), существующий изначально, и (b) развитый источник (bsGrub-Ра'i Rigs), который создаётся по мере очищения временных загрязнений.

1. Естественно (присутствующий источник имеет два аспекта):

a) Естественно присутствующий источник изначальной природы феноменов (Ch'os-Nyid), то есть пустота, свободная от любых измышлений, Ум (Sems-Nyid) и причина свободы тела-сущности (Ngo-Bo Nyid-sKu).

b) Естественно присутствующий источник феноменального бытия (Ch'os), являющийся причиной свободы тел формы (gZugs-sKu).

Они пребывают как явления и природа явлений с изначальных времён. В сутре Махапаринирвана сказано:

 

О сын благородного семейства! Естественно светоносная природа ума, являющаяся естественно несуществующей сущностью, неотделима от видимостей, лучезарных атрибутов великих и малых знаков и отметок (тела Будды) естественно чистого ума. В любом случае они классифицируются по (обозначениям) проявленности и пустоты.

 

2. Развитый источник: посредством практики развития ума просветления и т.д., искусных методов и мудрости «пути практики» и «двойного накопления» – заслуг и изначальной мудрости – он совершенствуется в естественно присутствующем источнике. В сутре Ганидавьюха сказано:

О сын победоносного! То, что известно, как источник просветления, есть обретение всеобъемлющей сферы (Ch'os-Kyi Byings) посредством постижения подобной пространству безмерности и естественной светимости и посредством практики великих накоплений заслуг и изначальной мудрости.

В Уттаратантре сказано:

Два источника надлежит познать как сокровище и как плод древа. Это (а) естественно присутствующий источник, существующий изначально, и (b) непревзойдённый (источник), возникающий посредством развития. Благодаря этим двум источникам можно обрести Три тела Будды. Благодаря первому (источнику) обретают первое (тело-сущность). Благодаря второму (источнику) обретают два последующих (тела формы). Красоту тела-сущности следует понимать как драгоценность, ибо оно (тело-сущность) естественно несотворено и является сокровищем благих качеств. Обладая величием власти над явлениями, тело наслаждения подобно вселенскому правителю. Будучи природой отражения (тела наслаждения), проявленное тело (sPrul-sKu) подобно золотому изображению.

Тело сущности, будучи естественно присутствующим источником Ума (Sems-Nyid), спонтанно завершено, подобно драгоценности. Из этой основы (т.е. из тела сущности) возникает отражение естественно присутствующего источника явлений (Ch'os-Chan) – тела наслаждения, вселенского повелителя, и проявленного тела, служащего нуждам живых существ. Но эти тела невидимы и омрачены загрязнениями до тех пор, пока мы остаёмся обычными живыми существами. Итак, накопление заслуг посредством совершенствования просветлённого поведения и т.д. очищает омрачения до тела формы, а накопление мудрости посредством медитации на пустоте и т.д. очищает омрачения до таковости, т.е. до тела сущности. Оба источника присутствуют изначально, соотносясь друг с другом как опора и то, что на неё опирается. Естественно присутствующий источник есть опора, подобная чистой воде. Развитый же источник опирается на него, и его можно сравнить с возникновением различных отражений (в воде)...

Естественно присутствующий источник природы явлений и (естественно присутствующий источник) явлений существуют в качестве причины свободы, но не результата, то есть (самой) свободы. Развитый же источник, очищая загрязнения, действует в качестве противоядия, а не самой причины двух тел. Речь, таким образом, не идёт о причинно-следственной связи между творцом и творением. В Махаянасутраланкара сказано:

 

Надлежит понять, что естественный и развитый (источники)

Являются опорой и тем, что на неё опирается.

(Естественный источник) существует (как причина, но) не (как результат).

Благодаря благим качествам обретается освобождение.

 

Иллюстрация присутствия сущности Будды в живых существах с помощью девяти примеров.

102b/1 Сущность Будды пронизывает все живые существа. Девять примеров иллюстрируют то, как она присутствует, несмотря на эмоциональные загрязнения... (Далее следует сокращённый перевод:)

Сущность Будды присутствует среди четырёх загрязнений в мирянах (So-So sKye-Bo), не вступивших на путь (просветления), но вступивших на путь накопления (Tshogs-Lam) и путь применения (mThong-Lsm):

a) Сущность Будды присутствует посреди скрытого (Bag-La Nyal) желания ('Dod-Ch'ags), как Будда в непривлекательном зародыше,

b) посреди скрытого гнева, как мёд среди пчёл,

с) посреди скрытого невежества, как зерно в шелухе, и

d) посреди возникновения сильного желания, гнева и невежества, т.е. проявленных эмоций, как золото в выгребной яме.

e) Сущность Будды присутствует среди привычек невежества архатов, шраваков и пратьекабудд, как сокровище в земле.

Есть два примера, иллюстрирующих присутствие сущности Будды среди (объектов) отречения на пути прозрения бодхисаттв:

f) подобно семени манго, (обладающему потенциальной способностью породить плоды,) и

g) подобно драгоценному изображению Будды, обёрнутому в тряпьё.

Есть два примера, иллюстрирующих присутствие сущности Будды среди (объектов) отречения на пути медитации бодхисаттв:

h) подобно эмбриону королевского ребёнка в лоне бедной и непривлекательной женщины и

i) подобно куску золота в грязи.

 

 

Качества сущности Будды.

106b/1 Сущность Будды чиста (gTsang-Ba), поскольку на ней никогда не было никакого пятна. Она священна (bDag Dam-Pa), поскольку неизменна. Она вечна (rTag-Pa), поскольку присутствует во всех временах. И она является совершенством блаженства, (запредельным мирскому блаженству), поскольку никогда не подвержена страданию, даже если мы (перерождаемся) во всецело страдающей сансаре. В Уттаратантре сказано: «Чистое, самосущее, блаженное и вечное – совершенство всего этого и есть плод».

Сущность Будды вездесуща. В сутре Махаянасутраланкара сказано: «Люди утверждают, что пространство всегда пронизывает всё. Поскольку пространство пронизывает все формы, оно пронизывает и всех существ».

Таким образом, хотя сущность Будды скрыта эмоциональными загрязнениями, она остаётся незапятнанной, как солнце в тучах. Эта сущность остаётся нерушимой с изначальных времён до самого просветления.

 

 

Два неведения.

115b/4 Во время (впадения в заблуждение) аспект неузнавания существом мудрости, (которая пребывает) в нём, называется врождённым неведением (Lhan-Chig sKyes-Pa'i Ma-Rig-Pa). Аспект восприятия саморожденных объектов восприятия как если бы они были чем-то иным называется мнимым неведением (Кип-Nas brTags-Pa'i Ma-Rig-Pa). В результате неосознания того, что (заблуждения) проявились из естественного состояния, и из-за цепляния за воображаемую индивидуальную сущность (bDag-'Dzin) (объектов восприятия) как за реальные объекты, существа обманываются ими, воспринимая внешний мир и внутреннее бытие, которое обладает индивидуальным телом, (созданным) созреванием (собственной кармы), привычными склонностями и умом, омрачённым пятью ядами.

Корнем (заблуждения) является неведение. В (Праджняпарамита)-санчаягатхе говорится: «Все существа с низкими, средними и высокими (способностями) возникают из неведения. Так сказал Будда».

Относительно хватания за двойственность, т.е. условия заблуждения, в (Праджняпарамита)-аштасхасрике сказано: «Хватаясь за «я» и «моё», существа блуждают в сансаре».

 

 

Возражение нигилизму.

12ба/6 Некоторые говорят: (из коренного текста, SN)

 

Причина и следствие, сострадание и заслуги

Являются Дхармой для обычных людей и не ведут к просветлению.

О великие Йогины! Вы должны медитировать

На конечном смысле, безусильном, как пространство.

 

Такие высказывания являются

 

Воззрениями крайнего нигилизма.

Эти люди вступили на самый низший путь.

Это поразительно – ожидать результата, отказавшись от причины.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

Ниже приводятся несколько отрывков на тему о карме из комментария на Кхеджуг (LNA) Кхенпо Нудена (монастырь Кхатхог).

 

 

Причина сансары.

LNA 100a/5 Причиной, приводящей к рождению в сансаре, является истина об источнике (страдания) (Kun-'Byung bDen-Pa bDen-Pa). Загрязнённые формы сансары не развиваются сами по себе, без какой-либо причины, как утверждает Локаята (индуистская школа). Они не развиваются из какой-либо иной неадекватной причины, такой как время или бог, не развиваются они и сами из себя, как утверждает Вайшешика (индуистская школа) и другие школы. Они возникают по причине негативной кармы и эмоциональных загрязнений. Итак, (загрязнения) являются истиной об источнике (страдания, т.е. сансары).

 

 

Некоторые категории кармы.

 

Благая, неблагая и нейтральная карма.

101a/3 каковы разновидности кармы? Всего их три.

a) Благая карма с омрачениями (Zag-bChas Куi dGe-Ba), приводящая к перерождению в высших уделах (сансары), таких, как божественные и человеческие уделы ('Gro-Ba) и т.д., а также к счастливым (мирским) переживаниям.

b) Неблагая карма, приводящая к перерождениям в низших уделах, таких как ад, а также ко всем несчастливым переживаниям.

c) Нейтральная карма, являющаяся таковой по отношению как к благой, так и к неблагой карме, и не создающая основания (т.е. не ведущая к перерождениям), а также не порождающая счастливые или несчастливые переживания.

 

 

Благая карма.

 

(Нагарджуна сказал: «Карма, порождённая отсутствием привязанности, ненависти и невежества, позитивна»).

109b/5 Собственно благими качествами являются «одиннадцать (добродетельных) психических событий», такие как вера (стыд, смущение, отсутствие привязанности, отсутствие ненависти, невпадение в иллюзию, усердие, гибкость, добросовестность, беспристрастность и отказ от насилия)... Родственными благими качествами ('Brеl-Ва) являются ум и психические события, связанные (mTshungs-lDan) с одиннадцатью (добродетельными) психическими событиями. Дополнительными(rJes-'Brel) благими качествами являются привычки добродетельного ума и психические события, которые укоренены в сокровищнице-основе. Порождёнными (Slong-Ba) благими качествами являются видимые и невидимые действия тела и речи, которые порождаются ими (добродетельным умом и психическими событиями). Абсолютным (Don-Dam-Pa) благом является таковость, т.е. природа явлений, и плод, т. е. нирвана.      

 

Неблагая карма.

 

(Нагарджуна сказал: «Карма, порождённая привязанностью, ненавистью и невежеством, негативна»).

111а/4 Собственно неблагой кармой являются (шесть) корней (т.е. вожделение, гнев, высокомерие, неведение, сомнение, загрязнённое видение) и (двадцать) второстепенных эмоциональных загрязнений (т.е. ненависть, обида, озлобленность, насилие, отсутствие сострадания, зависть, нечестность, обман, бесстыдство, хитрость или укрывательство, алчность, гордость, неуверенность, лень, недобросовестность, забывчивость, невнимательность, мрачность, грубость и бесцельность), творящих все злодеяния. Родственной неблагой кармой являются ум и психические события, связанные с указанными основными и второстепенными эмоциональными загрязнениями. Дополнительной неблагой кармой являются привычки к этим эмоциональным омрачениям, укоренённые в сокровищнице-основе. Порождённой неблагой кармой являются все порождённые ими (неблагим умом, психическими событиями и привычками) (неблагие) действия, совершаемые телом и речью, например убийство.

 

 

Нейтральная карма.

112а/5 Все поступки, порождённые умом без влияния трёх ядов (привязанности и т.д.) или трёх неядов (непривязанности и т.д.), нейтральны по отношению к благим и неблагим действиям.

 

 

Ум Будды.

 

Антология текстов Лонгчена Рабджама по учению Дзогпа Ченпо.

 

Тулку Тхондуп Ринпоче.

Перевод с английского: Марк Драчинский. Редакция: Святослав Завьялов. «Саттва», 2006.

 

 

Содержание.

 

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

Воззрение (основа).

1. КАК САНСАРА И НИРВАНА ПРОИСХОДЯТ ИЗ «ОСНОВЫ» В ВИДЕ «ВИДИМОСТЕЙ ОСНОВЫ», СОГЛАСНО ДЗОГПА ЧЕНПО.

Основа (жи, gzhi): изначально чистая (кадаг, da-dag) сущность (нгово, ngo-bo).

Как возникают видимости основы (gZhi-sNang).

Освобождение как изначальный Будда.

Возникновение заблуждения ('Khrul-Tshul).

Некоторые основополагающие моменты воззрения Дзогпа Ченпо.

2. КАРМА САНСАРНЫХ ДЕЙСТВИЙ – ПРИЧИНА БЛУЖДАНИЯ СУЩЕСТВ В ИЛЛЮЗОРНОЙ САНСАРЕ.

Природа (Ngo-Bo) кармы.

Сансарная карма.

Основа кармы – сокровищница-основа и сознания.

Различные аспекты сокровищницы-основы и восьми сознаний.

Как сознания порождают карму.

Различные состояния познания.

Какие сознания играют основную роль в трёх разных мирах.

Растворение сознаний.

Единство и проекции сознаний в различных состояниях.

Заключительное резюме.

Корень кармы – неведение.

Карма порождается добродетельными поступками, создающими заслуги, и неблагими действиями.

3. КАРМА ОСВОБОЖДАЮЩИХ БЛАГИХ ДЕЙСТВИЙ КАК СРЕДСТВО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ САНСАРЫ.

Общая освобождающая благая карма.

Благие поступки – причина освобождения.

Виды источника.

Иллюстрация присутствия сущности Будды в живых существах с помощью девяти примеров.

Цитаты из текстов, разъясняющих сущность Будды.

Качества сущности Будды.

Кто постигает сущность Будды?

Цель передачи учения о сущности Будды.

Различие между (понятием сущности Будды) в школе йогачара и понятием самобытия согласно некоторым другим школам.

Знак пробуждения источников.

Благо пробуждения источников.

Существа блуждают в сансаре из-за того, что не распознают источник.

Как развивается блуждание в сансаре.

Два неведения.

Как существа блуждают в сансаре.

Почему существа блуждают в сансаре.

Обретение освобождения благодаря пробуждению источника.

Совершенство сочетания двух накоплений.

Преодоление как крайностей сансары, так и состояния покоя.

Четыре последствия освобождающих благих действий.

Как проявляется карма и эмоциональные загрязнения.

Карма как результат взаимозависимой причинности.

Возражение тем, кто недооценивает закон причин и следствий.

Возражение нигилизму.

Возражение учению об уме как вершине мира.

Правильное воззрение на причину и результат действий.

 

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

 

Воззрение (основа).

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.234 с.