Благие поступки – причина освобождения. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Благие поступки – причина освобождения.

2022-11-27 37
Благие поступки – причина освобождения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

99b/3 Освобождающие благие действия относятся к «мудрости пути» (освобождения), являющейся причиной прекращения (Bral) (страдания). Несмотря на то что они опираются на сокровищницу-основу привычных наклонностей, само прекращение, достигаемое благодаря причине (прекращения страдания и сансары), основано на источнике (Rigs), или сущности (Будды) (sNying-Po). Поэтому благие поступки становятся причиной неизменного высшего освобождения. (В коренном тексте [SN] сказано):

 

Фундаментом благих поступков является источник (Rigs)

Это светоносное естественное (Rang-bZhin) состояние ума,

Незапятнанная природа (Khams), представляющая собой «естественно присутствующий источник» (Rang-bZhin gNas-Rigs).

Проявленным аспектом (sNang-Ch'a) (природы) являются два тела,

Символизируемые девятью примерами.

Это присутствующая изначально природа сострадания, являющаяся «Развитым источником» (rGyas-'Gyur Gyi Rigs).

Так сказано Уходящим в блаженство (Буддой)...

 

Писания третьего поворота колеса Дхармы подробно разъясняют окончательный смысл и великие тайные (качества) всех Будд, как они есть. Этими писаниями являются:

 

Сутра Арья-дхаранешвараджа-парипричча.

Сутра Арья-шрималадеви-симханада-парипричча.

Bu-Mo Rin-Ch'en Gyi Zhus-Pa'i mDo.

Вималадеви парипричча.

Сутра Арья-ангулимала.

Сутра Арья-махапаринирвана.

Сутра Арья-Майтрея-парипричча.

Сутра Арья-Татхагатагарбха, и т.д.

 

В этих текстах приводятся объяснения природы (Khams) естественного состояния (Rang-bZhin) ума, которое присутствует изначально во всех живых существах и является сущностью Будды (татхагатагарбха). Она неизменна и пребывает с изначальных времён. Этой (природе) присущи изначально спонтанное совершенство её проявленного аспекта как источника великих и малых знаков тел форм (gZugs-sKu) и её аспект пустотности как свобода абсолютного тела (Ch'os-sKu) от каких бы то ни было крайностей. Это разъясняется на примерах: спонтанное совершенство благих поступков – на примере исполняющей желания драгоценности; неизменность – на примере пространства; и вездесущность во всех живых существах – на примере чистой воды. В Уттаратантре говорится: «Подобно исполняющей желания драгоценности, пространству и воде, природа (Будды) всегда свободна от загрязнений».

В её сущности (Rang-Ngo) нет загрязнения с самого момента омрачения (сущности) пятнами, и она остаётся (чистой) как она есть. В (сутре Арья)-аситасахасрика (праджняпарамита) сказано: «В уме нет ума, поскольку природа ума светоносна».

Такова природа, или источник будд; она присутствует в каждом живом существе. В Уттаратантре говорится: «Будучи неотделимыми от таковости и имея источник, живые существа всегда обладают сущностью Будды».

(Источник) называется также «безначальной (или вездесущей) благой абсолютной природой», поскольку это Будда изначальной основы. В Манджушринамасамгити сказано: «Будда не имеет ни начала, ни конца, изначальное лишено пристрастности».

В (Хеваджра)двикальпа-тантре говорится: «Живые существа суть сам Будда. Несмотря на то что они омрачены преходящими загрязнениями, когда омрачение очищено, они и есть сам Будда».

Живое существо обладает в таковости своего ума совершенством добродетелей тела формы (Будды) в его проявленном аспекте и добродетелями абсолютного тела в его аспекте пустотности. Но (сущность Будды) омрачена загрязнениями, и добродетели выглядят неясными. Поэтому она называется природой (Khams) или источником (Rigs).

Становясь Буддой, существо освобождается от всех омрачений. Поэтому это называется просветлением. Различие лишь в том, полностью ли проявлена сила (Nus-Pa) природы ума. Мы не утверждаем, что речь идёт о развитии нового качества, не существовавшего, когда Будда был (обычным) живым существом, поскольку природа неизменна.

В сутре sNying-Po Rab-Tu brTan-Pa сказано:

 

Всеобъемлющая сфера (Ch'os-dByings) с безначальных времён

Является вместилищем всего феноменального бытия.

В силу её присутствия все живые существа

Способны обрести нирвану.

Таковость (татхата) неизменна.

Она была и будет такой, как она есть.

 

Светоносная природа таковости (Ch'os-Nyid) ума никогда не бывает загрязнена эмоциональными омрачениями. В Уттаратантре сказано:

 

Светоносная природа ума

Неизменна, как пространство.

Несмотря на привязанность и всё остальное,

Возникающее из загрязнённых понятий,

Преходящие омрачения не загрязняют её.

 

 

Виды источника.

101a/3 Есть два вида (источника): (а) Естественно присутствующий источник (Rang-bZhin gNas-Rigs), существующий изначально, и (b) развитый источник (bsGrub-Ра'i Rigs), который создаётся по мере очищения временных загрязнений.

1. Естественно (присутствующий источник имеет два аспекта):

a) Естественно присутствующий источник изначальной природы феноменов (Ch'os-Nyid), то есть пустота, свободная от любых измышлений, Ум (Sems-Nyid) и причина свободы тела-сущности (Ngo-Bo Nyid-sKu).

b) Естественно присутствующий источник феноменального бытия (Ch'os), являющийся причиной свободы тел формы (gZugs-sKu).

Они пребывают как явления и природа явлений с изначальных времён. В сутре Махапаринирвана сказано:

 

О сын благородного семейства! Естественно светоносная природа ума, являющаяся естественно несуществующей сущностью, неотделима от видимостей, лучезарных атрибутов великих и малых знаков и отметок (тела Будды) естественно чистого ума. В любом случае они классифицируются по (обозначениям) проявленности и пустоты.

 

2. Развитый источник: посредством практики развития ума просветления и т.д., искусных методов и мудрости «пути практики» и «двойного накопления» – заслуг и изначальной мудрости – он совершенствуется в естественно присутствующем источнике. В сутре Ганидавьюха сказано:

О сын победоносного! То, что известно, как источник просветления, есть обретение всеобъемлющей сферы (Ch'os-Kyi Byings) посредством постижения подобной пространству безмерности и естественной светимости и посредством практики великих накоплений заслуг и изначальной мудрости.

В Уттаратантре сказано:

Два источника надлежит познать как сокровище и как плод древа. Это (а) естественно присутствующий источник, существующий изначально, и (b) непревзойдённый (источник), возникающий посредством развития. Благодаря этим двум источникам можно обрести Три тела Будды. Благодаря первому (источнику) обретают первое (тело-сущность). Благодаря второму (источнику) обретают два последующих (тела формы). Красоту тела-сущности следует понимать как драгоценность, ибо оно (тело-сущность) естественно несотворено и является сокровищем благих качеств. Обладая величием власти над явлениями, тело наслаждения подобно вселенскому правителю. Будучи природой отражения (тела наслаждения), проявленное тело (sPrul-sKu) подобно золотому изображению.

Тело сущности, будучи естественно присутствующим источником Ума (Sems-Nyid), спонтанно завершено, подобно драгоценности. Из этой основы (т.е. из тела сущности) возникает отражение естественно присутствующего источника явлений (Ch'os-Chan) – тела наслаждения, вселенского повелителя, и проявленного тела, служащего нуждам живых существ. Но эти тела невидимы и омрачены загрязнениями до тех пор, пока мы остаёмся обычными живыми существами. Итак, накопление заслуг посредством совершенствования просветлённого поведения и т.д. очищает омрачения до тела формы, а накопление мудрости посредством медитации на пустоте и т.д. очищает омрачения до таковости, т.е. до тела сущности. Оба источника присутствуют изначально, соотносясь друг с другом как опора и то, что на неё опирается. Естественно присутствующий источник есть опора, подобная чистой воде. Развитый же источник опирается на него, и его можно сравнить с возникновением различных отражений (в воде)...

Естественно присутствующий источник природы явлений и (естественно присутствующий источник) явлений существуют в качестве причины свободы, но не результата, то есть (самой) свободы. Развитый же источник, очищая загрязнения, действует в качестве противоядия, а не самой причины двух тел. Речь, таким образом, не идёт о причинно-следственной связи между творцом и творением. В Махаянасутраланкара сказано:

 

Надлежит понять, что естественный и развитый (источники)

Являются опорой и тем, что на неё опирается.

(Естественный источник) существует (как причина, но) не (как результат).

Благодаря благим качествам обретается освобождение.

 

Иллюстрация присутствия сущности Будды в живых существах с помощью девяти примеров.

102b/1 Сущность Будды пронизывает все живые существа. Девять примеров иллюстрируют то, как она присутствует, несмотря на эмоциональные загрязнения... (Далее следует сокращённый перевод:)

Сущность Будды присутствует среди четырёх загрязнений в мирянах (So-So sKye-Bo), не вступивших на путь (просветления), но вступивших на путь накопления (Tshogs-Lam) и путь применения (mThong-Lsm):

a) Сущность Будды присутствует посреди скрытого (Bag-La Nyal) желания ('Dod-Ch'ags), как Будда в непривлекательном зародыше,

b) посреди скрытого гнева, как мёд среди пчёл,

с) посреди скрытого невежества, как зерно в шелухе, и

d) посреди возникновения сильного желания, гнева и невежества, т.е. проявленных эмоций, как золото в выгребной яме.

e) Сущность Будды присутствует среди привычек невежества архатов, шраваков и пратьекабудд, как сокровище в земле.

Есть два примера, иллюстрирующих присутствие сущности Будды среди (объектов) отречения на пути прозрения бодхисаттв:

f) подобно семени манго, (обладающему потенциальной способностью породить плоды,) и

g) подобно драгоценному изображению Будды, обёрнутому в тряпьё.

Есть два примера, иллюстрирующих присутствие сущности Будды среди (объектов) отречения на пути медитации бодхисаттв:

h) подобно эмбриону королевского ребёнка в лоне бедной и непривлекательной женщины и

i) подобно куску золота в грязи.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.