Различные аспекты сокровищницы-основы и восьми сознаний. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Различные аспекты сокровищницы-основы и восьми сознаний.

2022-11-27 26
Различные аспекты сокровищницы-основы и восьми сознаний. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

83а/5 Сокровищница-основа разнообразных следов, будучи нейтральным состоянием (относительно благого и неблагого), подобна зеркалу. О сознании сокровищницы-основы (в Тантре украшения присущей мудрости Манджушри, 'Jam dPal Ye-Shes rGyan)SC том I, 49a/3 говорится: «Ум (сем, Sems) есть сознание сокровищницы-основы. Оценивающее восприятие самости есть мысль (йид, Yid)». Это подобно аспекту ясности зеркала. Пять сознаний врат можно уподобить возникновению отражений (в зеркале). Анализ воспринимаемого объекта (Don) или (узнавание) объекта пяти чувств-врат (как всего лишь) «это есть это», возникая в первую очередь, является (мыслью) или сознанием ума. Вслед за ним возникает сознание омрачённого ума, когда возникают гнев, привязанность или нейтральные эмоции.

Некоторые древние учителя утверждали, что шесть сознаний (то есть ум и пять сенсорных способностей) не накапливают карму, если человек не анализирует (объекты восприятия) сознанием омрачённого ума, поскольку они не составлены из каких-либо ядов. Однако это (рассуждение) требует уточнения. Человек, следующий (пути) воззрения, медитации и поведения, в результате реализации (изначальной) природы феноменального бытия обретёт такое состояние, (в котором он не порождает никакой кармы); однако люди, чьи умы ещё не достигли такого уровня, пребывают во власти невежества и порождают неблагую карму.

Средствами накопления кармы являются ум и пять сознаний чувств-врат с их основами. Создателями же кармы являются загрязнённый ум, благой ум и нейтральный (по отношению к благому и неблагому) ум. Основой накопления кармы служит сокровищница-основа (нейтрального состояния). Сознание универсальной сокровищницы обеспечивает пространство для развития, поддержания, упадка и т.д. кармы. В знаменитом комментарии на Махаянасутраланкару Ачарьи Стхирамати говорится:

 

Ум и пять сенсорных способностей, таких как способность глаз видеть, являются вратами кармы. Благой, неблагой и нейтральный умы являются создателями кармы. Шесть видов объектов, таких как форма, являются объектами кармы. Сознание сокровищницы-основы обеспечивает пространство для (накопления кармы). Сокровищницу-основу сравнивают с местом (хранения кармы) и домом, (где это место находится).

 

Здесь сознание сокровищницы-основы является аспектом чувствования, которому присуща ясность без узнавания объекта или субъекта. Из этих чувств (сознаний) возникают пять врат. Сознание глаз есть аспект чувства, которое видит (объект) как форму, но не порождает пока никаких (анализирующих) мыслей. Точно так же все чувства, которые слышат, обоняют, ощущают вкус или контакт (с соответствующими объектами) посредством ушей, носа, языка и тела, покуда не возникает никаких мыслей, (выступают как сознания чувств).

Отчётливые (видимости), возникающие из объекта восприятия пяти врат или же определённая их форма, возникающая ещё до контакта с ними чувств,) суть феномены (чо, Ch'os, санскр. дхарма) сознания ума. Здесь аспект объекта является феноменом, а аспект возникновения этого феномена в чувствах называется сознанием (ума)... То сознание, которое немедленно возникает в момент прекращения аспекта сознания сокровищницы-основы и шести сознаний чувств, воспринимающих объект, называется мыслью (йид). В Абхидхармакоше говорится: «Сознание, (возникающее) немедленно после прекращения шести (сознаний), есть ум».

К примеру, если воспринимается форма, то аспект отчётливого зрительного восприятия объекта без его оценивания является сознанием сокровищницы-основы, а аспект появления формы перед чувством – сознанием глаз. Уход (или смещение из) этих двух состояний называется их прекращением. Возникающее в этот момент мгновенное рассуждение: «это – форма» и есть мысль (йид) или ум (сем). (В некоторых контекстах сем объясняется как сознание сокровищницы-основы). Такая мгновенная мысль движется очень быстро, поэтому она называется «безмыслием» (rTog-Med). Ещё её называют перцепцией (объектной мыслью) (gZung-Ba'i rTog-Pa), поскольку она первой видит объект. Затем начинается тонкий анализ воспринимаемого объекта, который называется восприятелем (или субъектной мыслью) ('Dzin-Pa'i rTog-Pa). Хоть человек и видит эти объекты, если он не анализирует их (субъектной мыслью), само восприятие не породит никакой кармы. С этим согласны все держатели мудрости.

 

Лонгчену Рабджаму принадлежат два высказывания о том, как сознания порождают карму. Его раннее наблюдение, цитирующее древних учителей, состоит в том, что даже без участия сознания омрачённого ума шесть сознаний (ума и пяти сознаний чувств) порождают карму, поскольку сознание ума содержит в себе оба необходимых для этого аспекта – перцепцию [объектное восприятие] и восприятеля [субъектное восприятие] – и опирается на невежество. Здесь же акцент делается на том, что хотя объекты восприятия и возникают в сознании ума, нет ни их анализа восприятелем, ни размышлений, и поэтому при этом не создаётся карма.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.