Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2022-11-24 | 136 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
(предыстория)
У одного князя была любимая дочь Цеццола. Держал он для дочери в доме мастерицу. Женился отец второй раз, но мачеха невзлюбила падчерицу. Так что часто Циццолла говорила мастерице, в которой души не чаяла: «Вот если бы ты была моей матушкой, вот если бы ты была моей матушкой».
(совет мастерицы)
Пожаловалась Цеццолла на свою беду мастерице и та научила её как от злой мачехи избавиться: «Когда отец уйдёт из дому, скажи, что хочешь ты переодеться в платье попроще. Мачеха полезет в сундук, а ты опусти тяжёлую крышку ей на шею… А потом, когда отец будет ласков с тобой, уговори его жениться на мне».
(неблагодарность мастерицы)
Сказано – сделано. Стала мастерица новой мачехой Циццоллы. Оказалось, что у неё есть шесть собственных дочек. Начали в родном доме Циццоллу все обижать. Да и отец «стал презирать» родную дочь. В конце концов, услала мачеха Циццоллу на кухню и стали все теперь её звать Кошка-Золушка.
(поездка отца за гостинцами в заморские страны)
Поехал как-то князь по своим делам в Сардинию. Приёмные дочки заказали ему кто наряд, кто румяна для лица и т.п. А Кошка-Золушка попросила сказать о ней голубке тамошних фей, чтобы та прислала ей что-нибудь. Добавила она при этом, что если отец забудет про своё обещание ей, то корабль с места не поплывёт. Отец купил подарки приёмным дочерям, а о просьбе родной дочери забыл. Вот и стоит корабль. Тогда отец, вспомнив про невыполненное обещание, пошёл к голубке фей, и та дала ему «побег финиковой пальмы, золотую мотыжку, золотое ведерко и шелковую салфетку – всё для того, чтобы посадить и возделать пальму».
(поездки на бал с помощью феи из пальмы)
Кошка-Золушка, получив гостинцы, посадила пальму, которая в четыре дня выросла в рост женщины. Из пальмы вышла фея и говорит: «Скажи, чего тебе надобно?» И Цеццолла сказала, что хотела бы иногда выходить из дому, только лишь бы сестры о том не проведали. С помощью феи из пальмы золушка получает всё необходимое, чтобы поехать на бал к королю, куда прежде поехали и сестрицы.
|
(преследования слуги)
Король поручает слуге проследить, где живёт приглянувшаяся ему красавица. Убегая от слуги в первый раз, Цеццолабросает на дорогу золотые монеты и слуга останавливается их собрать. Второй раз она рассыпает на дороге жемчужины и камни драгоценные. Слуга остановился собрать и их. В третий раз она еле успела от слуги убежать, но обронила туфельку.
(примерка туфельки)
Король зовёт всех женщин королевства во дворец для примерки туфельки. Не является одна только Кошка-Золушка. Князь вспоминает про дочь. Тогда король велит позвать и её. На следующий день приводят Кошку-Золушку во дворец. Туфелька ей подходит и она становится женой короля. А мачеха с дочерьми в ярости удаляются из дворца. Мораль: «глуп, кто со звездами спорит».
Сравнивая сказки Базиле и Перро мы видим, что:
1. Лишние сюжетные линии, характерные для народной сказки, выкидываются (неблагодарность мастерицы, поездка отца за гостинцами, пальма, слуга) и композиция сказки упрощается до архетипа. Едва подразумеваемая в «Кошке-Золушке» тема неузнаванияЦеццолы сёстрами получает развитие. Принародная примерка туфельки в конце сказки Базиле очень напоминает конец сказки Перро «Ослиная Шкура».
2. Объединение двух мачех Золушки не только упрощает композицию, но и меняет характер героини, поскольку теперь она из мстительной убийцы превращается невинную жертву. Теперь она не просто избранница слепой судьбы, а кроткая христианка, которая, возвысившись, благословляет своих врагов. Изменение характера героини меняет и туфельку – будучи заместителем хозяйки, маленькая для всех туфелька приобретает оттенок евангельских «тесных врат», куда так сложно войти богатому, т.е. гордым сёстрам. Теме воздаяния за кротость и наказания за гордыню посвящена другая сказка цикла – «Феи».
|
3. Из сказки уходит народное колдовство – например, проклятие в случае невыполнения обещания и дерево, дающее платья.
(Тема дерева, выросшего на могиле покойной матери, которое исполняет все желания сиротки, есть во многих сказках этого ряда. Например, в русской сказке «Хаврошечка». Есть дерево и в «Золушке» братьев Гримм. Желания исполняет сидящая на дереве птичка, т.е. душа покойной матушки).
Фея из внешней магической силы, которая может повелевать и стихиями, становится у Перро невидимым для окружающих внутренним помощником, чем-то вроде Ангела-Хранителя. Взамен народного колдовства появляется волшебство творения по ассоциации, как это происходит в сновидениях.
4. Злая мачеха и две сестры перекликаются с Венерой и двумя завистливыми сёстрами из сказки об Амуре и Психее.
(* Для прояснения образа «семьи» Золушки может послужить «Красавица и Чудовище», также объединяющая Базиле с Апулеем. От Базиле взята поездка отца за гостинцами, от Апулея две злые сестры и чудесный дом Психеи. Сказка «Красавица и Чудовище» наряду с несколькими другими «сказками подражательниц» по традиции печатается вместе со сказками Шарля Перро).
5. Приторное многословие и «народный» юмор Базиле контрастируют с лаконизмом и тонким юмором Перро. Ниже приводится образчик красноречия Базиле:
«И не успели туфельку поднести к ножке Цеццоллы, как она сама выскочила из рук и, словно живая, села на ножку этому расписному яичку Амура, как магнит притягивает железо. И король, лишь только увидев, подбежал, стиснул ее в объятиях, посадил с собою под балдахин, увенчал короной, и повелел, чтобы все воздали ей честь и поклонение как своей королеве. А сестрицы, глядя на такое дело, и лопаясь от зависти – ибо поистине утроба их не могла стерпеть такого сердечного надрыва – убрались подобру-поздорову домой к матушке, признав, хоть и против воли, что глуп, кто со звездами спорит».
РЕЗЮМЕ:
1. Сказка «Золушка, или туфелька отороченная мехом» в общей композиции цикла зеркальна сказке «Господин кот, или кот в сапогах» (туфелька – сапоги): в первом случае описывается возвышение женщины низкого звания, во втором – мужчины «из простого народа». Судя по этим двум сказкам, для автора главная добродетель мужчины – предприимчивость (сапоги – должность), женщины – кротость и покорность судьбе (маленькая всем туфелька – смирение).
|
В этой связи попытаемся опровергнуть «фрейдистскую» трактовку туфельки Золушки (как будто специально для них отороченную мехом). Встав на определённую точку зрения, мы и сапоги мушкетёра должны признать тем же, что и туфелька, т.е. тем, во что одевается нога. Но у Перро туфелька – символ женщины, а сапоги – символ мужчины. По их размеру можно судить о достоинствах их хозяев. Чем меньше туфелька женщины, т.е. её эго, – тем лучше. И наоборот – хорошо, когда мужчина носит больше сапоги, т.е. занимает высокую должность.
2. В сказке «Золушка» есть очаровательное место про то, как создаются сны: когда крёстная сделала из тыквы карету, мышей в лошадей, Золушка сама предложила принести из крысоловки крысу, чтобы сделать из неё кучера. Так она показывает крёстной, что научилась её искусству творить по ассоциации. Подобного рода волшебство, когда ящерицы превращаются в лакеев и наоборот, свойственно сновидениям. Взамен народного колдовства «Кошки-Золушки» Базиле появляется волшебство творения по ассоциации.
Этот фрагмент «Золушки» созвучен фрагменту из «Спящей Красавицы», когда суеверные люди рассказывают принцу, что в замке живёт людоед или ведьмы справляю там свои шабаши. В обоих случаях речь идёт о природе сновидений.
3. Сказка «Золушка», также как «Спящая Красавица» и «Гризельда», исторически «заземляется» на Луизу де Лавальер. В данном случае подчёркивается её «греховность» (так оценивала свою незаконную связь с королём она сама), низость общественного положении, кротость и предпочтение её гордым сёстрам. Даже самая хромота Луизы ассоциативно связывается с оброненной туфелькой.
Таким образом, несколько сказок, намекая на одну историю, связываются между собой. К трём вышеперечисленным сказкам можно добавить «Ослиную Шкуру», имеющую с «Золушкой» много общего.
4. Сравнивая «Золушку» с «Кошкой-Золушкой», мы видим как устраняется всё лишнее – мастерица, поездка отца за гостинцами, пальма и слуга. Героиня превращается в Идеал, композиция сказки упрощается до схематизма, что позволяет заняться чувствами и деталями. Также как в музыке, в сказке Перро робость чередуется с надеждой, и дело устремляется к триумфу Золушки.
|
5. Вышесказанное об историческом намёке в сказке совсем не отменяет символический план: прекрасная даже в грязной одежде, Золушка (народная сказка) предпочтительнее для короля (король у Перро – всегда Людовик XIV, олицетворение эпохи) знатных сестёр (наследие античных авторов). Задача автора – нарядить Золушку, т.е. народную сказку, в прекрасный наряд. То же относится и к «Ослиной Шкуре», в которой тема соперничества приобретает оттенок преемственности (современностью того ценного, что было в античности).
К СЛОВАРИКУ ШАРЛЯ ПЕРРО:
Туфелька – символ женщины (также как сапоги – символ мужчины);
Примерка туфельки – желание стать женой принца;
Переодевание в новое платье – будущее изменение социального статуса, пока только обещание будущего возвышения, нечто происходящее в мечтах или во сне;
Фея-крёстная – могущественная покровительница, но также и Поэт, преобразующий бедную реальность волшебной палочкой своего искусства;
Волшебная палочка – связи-деньги, а также сила искусства;
Карета-тыква и прочее – карета из сна;
Принц – король Людовик XIV;
Гордые сёстры – принцессы по рождению;
Жавотта – Генриетта Орлеанская;
Мачеха – Генриетта Английская.
proza.ru
Гризельда Шарля Перро
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!