Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Ослиная шкура Перро сказка о душе

2022-11-24 87
Ослиная шкура Перро сказка о душе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

На картинке Луи XIV в танцевальном костюме восходящего Солнца

В предисловии к «Сказкам моей Матушки Гусыни» относительно «Ослиной Шкуры» есть намёк на то, как следует, по мнению автора, её понимать:

«Что до истории о Психее, истории, которая сама по себе весьма привлекательна, и придумана весьма искусно, то скрытую в ней мораль, если бы я только знал её, я сравнил бы с моралью «Ослиной Шкуры», но я так и не смог разгадать её. Да, мне известно, что Психея означает душу, но я не знаю, как понимать Амура, влюблённого в Психею, то есть в душу, и мне ещё менее понятно, когда к тому же прибавляют, что счастье Психеи должно было длиться, пока она не узнает того, кого любит, а это был Амур, и что, напротив, она сделается очень несчастной как только его узнает, для меня это неразрешимая загадка. Можно лишь сказать, что это предание, как и большая часть других, унаследованных нами от древних, сочинено было только ради развлечения и с полным пренебрежением к добрым нравам».

СКАЗКА В КОНТЕКСТЕ «СПОРА О ДРЕВНИХ И НОВЫХ»

Итак, в виде шкуры золотого осла мы имеем прямое указание на литературный прототип «Ослиной шкуры» («Золотой Осёл» Апулея), тему (история души) и противопоставление нового старому: Золотой Осёл (т.е. античность) когда-то испражнялся чистым золотом (античное наследие:Гомер, Платон, Апулей), но сейчас эти истории про душу людям непонятны (золотого осла закололи), более того, «милетские истории» Апулея аморальны (как испражнения обычного осла) и служат дурным примером для женщин и детей. В качестве новой основы для выражения высоких мыслей Шарль Перро предлагает народные сказки в собственной редакции – «добродетель в них всегда вознаграждается, а порок наказывается». Снабжая народные сказки стихотворными моралями, автор как бы вводит низкий до той поры жанр в высший свет. Переход от старого к новому символически показан в «Ослиной шкуре» как передача трона отцом сыну. Дочь короля (она же Душа нового времени), не менее прекрасная, чем собственная мать (Душа в изображении античности), из грязной беглянки становится настоящей Королевой.

В этой связи желание древнего короля жениться на собственной дочери можно интерпретировать как стремление современных «древних» во всём слепо подражать античным образцам. А между тем чудесный осёл давно уже мёртв, т.е. античность, не соответствует духу нового времени. Старую истину нужно сказать по-новому.

(Подобная подстановка в сказку исторического «спора о древних и новых», который вёл против «древних» Перро на протяжении многих лет, ни в коем случае не является интерпретацией сказки, но лишь одним планом её прочтения.Который, однако, не произволен, но следует из слов самого автора, сказанных им в предисловии к сказкам).

Действие второй части сказки происходит в «наше время» – поэтому разоблачение души-принцессы из-под ослиной шкуры можно понять как очередное прославление эпохи Людовика XIV (вспомним дидактическую поэму «Век Людовика XIV»). В этом случае принц, т.е. сам Король-Солнце, олицетворяющий свою эпоху, женится на принцессе, получая в приданое наследство древнего короля.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДУШИ

Выше в связи со сказкой «Золушка» говорилось о вечности данной истории: понимая под грязным платьем или ослиной шкурой тело, мы видим в обеих сказках историю души, представляемую принцессой. Тогда сиротство в этом мире и изгнанничество (из рая) можно интерпретировать как судьбу всякого человека, как мужчины, так и женщины. После скидывания ослиной шкуры, т.е. смерти тела, душа вновь оказывается прекрасной принцессой. Смерть описывается как свадьба и такая концовка является архетипической.

Если принцесса – это человеческая душа, то кто такой принц?

Может быть Христос? Бог? Так трактовали образ Амура из сказки Апулея средневековые богословы.

Вернёмся к «Ослиной Шкуре»:

Итак, Принцесса – душа. На голове её золотой венец. Она божественна, всегда юна и прекрасна. А Ослиная шкура – это телесность, время и смерть, скрывающие под временным и тленным бессмертную душу. Ослиная шкура – это также невежество, скрывающее божественную природу, подобно тому, как грозовые облака скрывают солнце.

Если Принцесса – душа, то Принц – искатель Истины, искатель собственной души. История поиска себя переносится вовне:

Есть некоторое королевство, в самом дальнем тёмном углу которого живёт под отвратительной ослиной шкурой принцесса. И есть принц, который случайно через замочную скважину подглядывает за принцессой. И с той поры он не может думать ни о чём другом. Влюблённость в земную принцессу – принц весь исхудал и может умереть – эрзац любви к Богу и символ божественной тоски (также как обычный школьный учитель – Учитель, а чепуха, которой учат в школе – Знание). Соответственно, Свадьба с принцессой – это перенесённое вовне достижение цели человеческой жизни, «обожение», обнаружение в себе Божественной Души. Поскольку в сказке после женитьбы на принцессе король-отец уступает трон сыну, то свадьба принца оказывается в данном случае тождественна коронации.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПРИНЦЕССЫ

Посмотрим на «Ослиную Шкуру» иначе, чисто внешне:

В сказке мы видим классический комплекс Электры – желание «убить» соперницу-мать и выйти замуж за отца.

Здесь можно сказать о подлинности Эдипова комплекса и его женского аналога, «открытых» Фрейдом. В тибетской «Книге мёртвых» воплощение души в мужское или женское тело описывается следующим образом: душа, которой пришло время воплощаться, видит соитие своих будущих родителей и входит в проявленный мир как бы между ними… Если при этом душа испытывает сильную любовь к матери и одновременно ревность-ненависть к отцу, то она воплощается в теле мужчины, если же душа страстно влечётся к отцу и стремится оттолкнуть мать, то она воплощается в теле женщины. Напоминанием об этом самоопределении пола ему будет Эдипов комплекс или комплекс Электры соответственно.

(Правда, цель психоанализа – избавиться от инфантилизма и стать взрослым «нормальным» человеком – выглядит мелко по сравнению со стремлением мистика отождествиться с Богом.Может быть, и невроз даётся Богом человеку для того, чтобы он смог достичь большего, а не просто вернуться обратно, в так называемое «нормальное» состояние?)

Поскольку в центре «Ослиной Шкуры» находится комплекс Электры, то всё происходящее в сказке можно рассматривать психологически, т.е. как способ преодоления девушкой данного комплекса. В этом случае мифическая древность истории становится историей детства, ведь жизнь человека подобна жизни мира, и соответственно его детство подобно первобытным мифическим временам.

Множество экранизаций сказок Шарля Перро носят фрейдистский характер, что говорит о том, как понимаются эти сказки сейчас. Например, во французском фильме «Ослиная Шкура» (1971) друид, благословляя короля на брак с дочерью, говорит ему: «каждая дочь в детстве хочет выйти замуж за своего отца… это нормально». А принцесса в том фильме совсем не против выйти замуж за короля-отца, которого ей жалко, но этому препятствует Фея Сирени.

Нельзя сказать, что в современных психологических и психоаналитических прочтениях «Сказок моей матушки Гусыни» не повинен сам автор: каждая сказка сборника начинается с описания семьи, кто на кого похож, кто кем любим и т.п. Кроме того, в качестве местопребывания спящей души Шарль Перро, также как позже и Льюис Кэрролл, указывает вниз, под землю (см. «Рике с хохолком»).

ОБЪЕДИНЯЯ ДВА СМЫСЛА В ОДНО

Таким образом, сказку «Ослиная Шкура» можно интерпретировать двояко – высоко: как историю поиска собственной души, или низко: как становление сексуальности через преодоление архаичного комплекса. Что, в общем, соответствует оппозициям «Юнг – Фрейд», «интроверт – экстраверт», «восток – запад» и т.п.

В трактовке многоликости души Перро следует за Апулеем, а тот за Платоном, который учил, что душа человека трёхчастна: одна её часть – «божественна» и бессмертна, а две другие, возвышенная пылкая и низменно-грубая, – «смертны» (считается, что средней части души соответствует сказка об Амуре и Психее). Таким образом, Шарлем Перро описывается двойная природа души и пола, связь пола с душой, причём в истории с классическим для психоанализа комплексом Электры.

Ниже рассмотрим детали, из которых строится сказка по отдельности:

ЗОЛОТОЕ КОЛЕЧКО

Золотое колечко, которое может подойти далеко не всякому, но только принцессе – символ избранности, по сути - аналог царского венца, отличающего царя от простолюдина. Тема примерки колечка на демократической основе аналогична примерке туфельки в «Золушке». Рассуждая вовне, тема колечка есть утверждение божественности королевской власти на земле. Несмотря на множество совпадений сказка «ослиная Шкура» отличается от «Золушки» тем, что принцесса была на самом деле принцессой, тогда как история Золушки часто интерпретируется как пример удачной женской судьбы «из грязи в князи». Последнее обстоятельство сближает «Золушку» с «Котом в сапогах», также рассказывающей о возвышении простого человека из народа.

ПИРОГ

По просьбе принца Ослиная Шкура печёт пирог (печёт его, кстати, не Ослиная Шкура, а Принцесса в платье цвета неба). Исхудавший от любви принц пирог с жадностью ест, что указывает на рецепт выздоровления – вылечить его может только женитьба на Принцессе. В пироге оказывается колечко. Ещё не принцесса, но обещание. Добрый знак на Пути.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.