Глава 4. Этап I (1–6 недели занятий) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 4. Этап I (1–6 недели занятий)

2022-09-15 29
Глава 4. Этап I (1–6 недели занятий) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приступая к реализации базовой программы МЗО, не забудьте, пожалуйста, прочитать главу 1, где изложены общие правила нейропсихологического сопровождения, и главу 3, где изложены общие дидактические рекомендации. Там же отражена логика синхронизации трёх блоков МЗО: «Разминки», «Психомоторные координации» и «Когнитивные способности». Ведь они должны реализовываться параллельно. Имеет смысл сразу составить план занятий на каждый этап в соответствии со сводной таблицей всех блоков МЗО. Обязательно освежите в памяти основные правила формирования произвольной саморегуляции (глава 3 §1). Они становятся фоном для нейропсихологических занятий и повседневной жизни в ДОУ, школе и дома.

С первого же дня занятий, абсолютно необходимо ввести в обиход ребёнка представления о системе координат. Для этого ему надо рассказать «Сказку про левую руку».

«Сказка про левую руку». Когда-то давно люди никак не могли понять друг друга.

И была страшная путаница… Тогда они договорились называть одну руку Левой (показываем), а другую Правой (показываем). А чтобы не забыть, они надели на левую руку браслет (тряпочку, часы и т.п.). И сразу всё всем стало понятно. Охотники могли теперь договориться, что несколько человек обойдут зверя слева, а другие справа. Все стали читать книжку и рассматривать картинки слева (показываем)…и т.д.

Воспользуйтесь богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено -солома»), которые заставили бы ребёнка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ. Это неизбежно, неизменно и не зависит от его желания. Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов, браслетика, значка у сердца и т.п. Но ведь есть ещё верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава). Таким образом, вы даёте прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством - ведь представление о нём строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» - это «там, где красная тряпочка». А «вверху» - это там, где потолок и голова. На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры, особенно на первых этапах, должны присутствовать на нём постоянно.

Если вы выполняете базовую программу целиком, то «Сказку про левую руку» надо рассказать на первом занятии. Если она реализуется разными специалистами – в первый же день их занятий. Маркировка левой руки пригодится вам на «Разминке» и при работе над блоком «Когнитивные способности». А выполнение блока «Психомоторные координации» без такой маркировки вообще невозможно.

Важно, чтобы ребёнок осознал свои двигательные возможности в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Для того, чтобы ему легче было это сделать, побольше показывайте ему передачи про различных животных. И обсуждайте их, максимально подробно рассказывая ему о том, что в природе и в нашей повседневной жизни происходит «вверху», «внизу», «под землёй», «в небе и в космосе», «близко к земле» и т.п.

«Включаемся в речевое общение». Для плохо и совсем неговорящих детей(в томчисле – аутистов) мы применяем принципы МЗО в отношение непройденных ими этапов речевого развития. Для этого необходимо записать на диктофон все возможные формы вокализации обычного младенца(включая смех и плач):гуление,лепет,произнесениепервых «слов» и т.п. И включать эту запись каждый раз во время работы, чутко наблюдая, какая вокализация привлечет внимание вашего ребенка, а может быть – и вызовет его ответ. В этом случае взрослому важно как можно чаще имитировать эти звуки и пытаться с их помощью общаться с неговорящим ребенком. Так,день за днем,слушаячужую «младеченскую» речь и «отвечая» на нее, мозг неговорящего ребенка вспомнит заложенную в нем программу собственного речевого развития.

«Поможем нашим мышцам». В том случае,если ребенку трудно включиться в различные двигательные упражнения, проведите с ним несколько изометричнских «этюдов».Изометрика–это разнообразные движения и действия«насопротивлении». Их достаточно представлено в программах МЗО, однако приведем несколько примеров:

- вы и ребенок стоите друг напротив друга, соприкасаясь ладонями вытянутых вперед рук. Он давит на ваши ладони, а вы сопротивляетесь;

- ребенок лежит на спине с согнутыми ногами (колени у груди); вы ставите руки на его ступни и просите распрямить ноги, несмотря на ваше сопротивление;

- вы кладете ребенку ладонь на лоб и просите его опускать голову (ваша рука сопротивляется этому); или – кладете ладонь на его затылок и просите нагибать голову назад, несмотря на ваше сопротивление. Аналогично можно, положив ладонь на его висок, просить поворачивать голову вправо-влево. Вы, соответственно сопротивляетесь этому движению.

Такого рода упражнения очень полезны, однако нельзя забывать, что ваше сопротивление не должно быть чрезмерным.

После этих вводных замечаний можно начинать описание нейропсихологических занятий, которые состоят из трёх блоков. Они в обязательном порядке реализуются одновременно и параллельно.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.