Произвольная саморегуляция – решающее условие психологической успешности. типовые приёмы нейропсихологического сопровождения — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Произвольная саморегуляция – решающее условие психологической успешности. типовые приёмы нейропсихологического сопровождения

2022-09-15 40
Произвольная саморегуляция – решающее условие психологической успешности. типовые приёмы нейропсихологического сопровождения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стратегия и тактика нейропсихологического сопровождения немыслимы без линии развития произвольной саморегуляции ребёнка. Разные грани этой проблемы представлены как модули нейропсихологических программ в разделах «Эффективное общение» и «Познавательная активность». Здесь она вынесена отдельно, потому что все её тезисы имеют отношение не только к каждому нейропсихологическому занятию по базовой программе МЗО. Типовые алгоритмы, приёмы формирования произвольной саморегуляции должны пронизывать всю жизнь ребёнка дома, в детском саду и школе. Ведь произвольность поведения – несущая ось сознания человека вообще. Именно от неё в любом возрасте зависит успешность человека во всех его больших и малых делах. Это – очевидно для всех из собственного опыта. Все также знают, что поведение человека реализуется по двум кардинальным линиям.

Первая стратегия поведения не предусматривает осмысленной,произвольнойсаморегуляции. Человек живёт «по воле волн», как получится; он полностью подчинён внешним обстоятельствам, ничего самостоятельно не планирует и не особенно, надо сказать, переживает по этому поводу. Он пассивен – безволен, равнодушен, монотонен и целиком вовлечён в стихию окружающего: практически полностью зависит от внешних факторов. Он живёт – по воле кого-то, кто извне регулирует его поведение. Единственная ценность и надежда такого человека – кто-то придёт и сделает за него все необходимое, укажет, как ему поступать, возьмёт за руку и поведёт.

Вторая стратегия поведения –осмысленное,регулируемое самим человекомпланирование своего и чужого поведения. Такая активная позиция – всегда осмыслена, энергична и вариабельна. Здесь человек сам создаёт сценарий своей жизни, контролирует и «редактирует» происходящее вокруг сообразно собственной режиссуре.

При этом абсолютно неважно, идёт ли речь о приготовлении обеда, игре в классики или в куклы, подготовке к школе или о прогнозировании отдалённых жизненных перспектив. Во всех этих случаях не обойтись без чёткого планирования своего поведения. А, следовательно – проговаривания и осознания желаемого результата, целей, задач и способов их решения. Надо ведь учесть все привходящие факторы и обстоятельства на пути к исполнению желания; понять свою роль, влияние других и вообще правила той или иной «игры». Не менее важен постоянный контроль за ситуацией и самоконтроль, самооценка, сличение полученных результатов с желаемыми. И, если потребуется, – своевременная оперативная коррекция происходящего. Между прочим, активная позиция позволяет вовремя понять, что не обязательно всё делать самому: можно найти кого-то, кто выполнит всё за тебя. Иными словами, произвольная саморегуляция позволяет человеку самому решать, что ему выгодно в данный момент: быть пассивным, ведомым или активным, ведущим. В целом всё это обозначается понятием «произвольная саморегуляция человека».

Очевидно, что развитие ребёнка – планомерный переход от первой стратегии ко второй. Но построить этот мостик должны для него взрослые. Иначе ребёнок никогда не научится правильно пользоваться туалетом, ложкой или карандашом, читать, писать и ясно излагать свои мысли. А уж о соблюдении каких-то правил, самостоятельности, ответственности и обуздании собственных (не всегда адекватных) порывов и мечтать нечего. Но отсутствие именно этих способностей начинает волновать всех уже в детском саду, не говоря уже о последующих этапах взросления.

В поведении ребёнка, как в зеркале отражается степень произвольной саморегуляции окружающих его взрослых. Далее приведены традиционные приёмы формирования произвольности поведения в детстве. Многие взрослые (иногда осознанно, иногда – по наитию) их уже знают и используют. Но дети фантастическим образом «сканируют, копируют и сохраняют» поведение взрослого окружения в целом. И в результате часто демонстрируют не то, чему их специально обучали, а то, что они «отсканировали» спонтанно. Чтобы не тратить времени на перечисление всех граней произвольности (необходимых любому человеку, чтобы стать успешным), предлагаю специалистам и родителям пройти небольшое тестирование по известному опроснику В.И. Моросановой (1988). В нём отражены все ключевые для произвольного поведения параметры. Думается, что проведя такой самоанализ, взрослые гораздо лучше ощутят тот фон, на котором разворачивается весь сценарий развития личности. И более целенаправленно будут пестовать его в ребёнке. Сегодня личностному росту уделяется первоочередное внимание. Однако не всегда акцентируется его несущая ось – наличие у человека разнообразных способностей к произвольной регуляции и саморегуляции, без которых никакой личности быть не может в принципе.

ОПРОСНИК В. И. МОРОСАНОВОЙ

Инструкция

Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения.

Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырёх возможных ответов: «Верно», «Пожалуй, верно», «Пожалуй, неверно», «Неверно» и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов.

Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения.

  Утверждения Верно Пожалуй, верно Пожалуй, неверно Неверно
1. Свои планы на будущее люблю разрабатывать в малейших деталях        
2. Люблю всякие приключения, могу идти на риск        
3. Стараюсь всегда приходить вовремя, но тем не менее часто опаздываю        
4. Придерживаюсь девиза «Выслушай совет, но сделай по своей»        
5. Часто полагась на свои способности ориентироваться по ходу дела и не стремлючь заранее представить последовательность своих действий        
6. Окружающие отмечают, что я недостаточно критичен к себе и своим действиям, но сам это не всегда замечаю        
7. Накануне контрольных или экзаменов у меня обычно появлялось чувство, что не хватило 1-2 дней для подготовки.        
8. Чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо знать, что ждет тебя завтра        
9. Мне трудно себя заставить что-либо переделывать, даже если качество сделанного меня не устраивает        
10. Не всегда замечаю свои ошибки, чаще это делают окружающие меня люди        
11. Переход на новую систему работу не причиняет мне особых неудобств        
12. Мне трудно отказаться от принятого решения даже под влиянием близких мне людей        
13. Я не отношу себя к людям, жизненным принципом которых является «Семь раз отмерь, один раз отрежь»        
14. Ненавижу, когда меня опекают и за меня что-то решают        
15. Не люблю много раздумывать о своем будущем        
16. В новой одежде часто ощущаю себя неловко        
17. Всегда заранее планирую свои расходы        
18. Избегаю риска, плохо справляюсь с неожиданными ситуациями.        
19. Моё отношение к будущему часто меняется        
20. Всегда стараюсь продумать способы достижения цели, прежде чем начну действовать.        
21. Предпочитаю сохранять независимость даже от близких мне людей.        
22. Мои планы на будущее обычно реалистичны, г люблю их менять        
23. В первые дни отпуска (каникул) при смене образа жизни всегда появляется чувство дискомфорта.        
24. При большом объёме работы неминуемо страдает качество результатов.        
25. Люблю перемены в жизни, смену обстановки и образа жизни.        
26. Не всегда вовремя замечаю изменения обстоятельств и из-за этого терплю неудачи.        
27. Бывает, что настаиваю на своём, даже когда не уверен в своей правоте.        
28. Люблю придерживаться заранее намеченного на день плана        
29. Прежде чем выяснять отношения, я стараюсь представить себе различные способы преодоления конфликта        
30. В случае неудачи всегда ищу, что же было сделано неправильно.        
31. Не люблю посвящать кого-либо в свои планы, редко следую чужим советам.        
32. Считаю разумным принцип: сначала надо ввязаться в бой, а затем искать средства для победы.        
33. Люблю помечтать о будущем, но это скорее фантазии, чем реальность.        
34. Стараюсь всегда учитывать мнение товарищей о себе и своей работе.        
35. Если я занят чем-то важным для себя, то могу работать в любой обстановке.        
36. В ожидании важных событий стремлюсь заранее представить последовательность своих действий при том или ином развитии ситуации        
37. Прежде чем взяться за дело, мне необходимо собрать подробную информацию об условиях его выполнения и сопутствующих обстоятельствах.        
38. Редко отступаюсь от начатого дела.        
39. Часто допускаю небрежное отношение к своим обязательствам в случае усталости и плохого самочувствия.        
40. Если я считаю, что прав, то меня мало волнует мнение окружающих о моих действиях.        
41. Про меня говорят, что я «разбрасываюсь», не умею отделить главное от второстепенного.        
42. Не умею и не люблю заранее планировать свой бюджет.        
43. Если в работе не удалось добиться устраивающего меня качества, стремлюсь переделать, даже если окружающим это        
44. После разрешения конфликтной ситуации часто мысленно к ней возвращаюсь, перепроверяю предпринятые действия и результаты.        
45. Непринужденно чувствую себя в незнакомой компании, новые люди мне обычно интересны.        
46. Обычно резко реагирую на возражения, стараюсь думать и делать все по-своему        

Обработка результатов

Подсчёт показателей опросника производится по ключам, представленным ниже, где «Да» означает положительные ответы, а «Нет» - отрицательные.

Ключ к шкалам

Регуляторные шкалы

Ответы, совпадающие с ключом (1 балл)

Верно Пожалуй, верно Пожалуй, не верно Не верно
Планирование 1,8,17,22,28,31,36 15,42
Моделирование 11,37 2,7,19,23,26,33,41
Программирование 12,20,25,29,38,43 5,9,32
Оценивание результатов 30,44 6,10,13,16,24,34,39
Гибкость 2,11,25,35,36,45 16,18,43
Самостоятельность 4,12,14,21,27,31,40,46 34
Общий уровень саморегуляции 1,2,4,8,11,12,14,17,20,21, 22,25,27,28,29,30,31,35, 36, 37, 38,40,43,44,45,46 3,5,6,7,9,10,13,15,16,18, 19,23,24,26,32,33,34,39, 41,42

 

Регулярная шкала

Количество баллов

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Планирование <3 4-6 >7
Моделирование <3 4-6 >7
Программирование <4 5-7 >8
Оценивание результатов <3 4-6 >7
Гибкость <4 5-7 >8
Общий уровень саморегуляции <23 24-32 >33

 

Шкала «Планирование» (Пл) характеризует индивидуальные особенностивыдвижения и удержания целей, сформированность у человека осознанного планирования деятельности.

Высокие показатели по этой шкале указывают на сформированность потребности восознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно.

Уиспытуемых с низкими показателями по этой шкале потребность в планировании развита слабо, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. Такие испытуемые предпочитают не задумываться о своём будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно.

Шкала «Моделирование» (М) позволяет диагностировать индивидуальнуюразвитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях, степень их осознанности, детализированности и адекватности.

Испытуемые с высокими показателями по этой шкале способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям.

У испытуемых с низкими показателями по шкале слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.

Шкала «Программирование» (Пр) диагностирует индивидуальную развитостьосознанного программирования человеком своих действий.

Высокие показатели по этой шкале говорят о сформировавшейся у человекапотребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, о детализированности и развёрнутости разрабатываемых программ.

Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемого для человека результата.

Низкие показатели по шкале программирования говорят о неумении и нежеланиичеловека продумывать последовательность своих действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путём проб и ошибок.

Шкала «Оценивание результатов» (Ор) характеризует индивидуальную развитостьи адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения.

Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о развитости и адекватностисамооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки результатов. Человек адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий.

При низких показателях по этой шкале испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведёт к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объёма работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей.

Шкала «Гибкость» (Г) диагностирует уровень сформированности регуляторнойгибкости, то есть способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий.

Испытуемые с высокими показателями по шкале гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования и вносят соответствующую коррекцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска.

Испытуемые с низкими показателями по шкале гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни. Они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разработать программу действий, выделить значимые условия, оценить рассогласование полученных результатов с целью деятельности и внести коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.

Шкала «Самостоятельность» (С) характеризует развитость регуляторной автономности.

Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход её выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.

Испытуемые с низкими показателями по шкале самостоятельности зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие люди часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у них неизбежно возникают регуляторные сбои.

Опросник в целом работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции» (ОУ),которая оценивает общий уровень сформированности индивидуальной системыосознанной саморегуляции произвольной активности человека.

Испытуемые с высокими показателями общего уровня саморегуляции самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности.

У испытуемых с низкими показателями по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. У таких испытуемых снижена возможность компенсации неблагоприятных для достижения Поставленной цели личностных особенностей, по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно, успешность овладения новыми цидами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности.

Произвольная регуляция и саморегуляция –главное и единственноепринципиальное отличие человека от животных. Вторым, конечно, является речь, но (в той или иной мере) животные обладают аналогичными средствами общения. А произвольность поведения человека – действительно уникальна. Можно сказать, что речь появилась у человека именно потому, что возникла острая необходимость зафиксировать передать другим оптимальные и устойчивые способы произвольного управления окружающей средой. Иными словами, произвольность поведения и речь возникли в эволюции в связи с появлением двух главных истинно человеческих задач.

Ø Необходимостью реагирования (желательно – быстрого) в постоянно изменяющейся, низковероятностной среде. Изменчивые условия существованиятребуют постоянного «изобретения» новых форм поведения: их планирования, прогнозирования, создания адекватных им «средств труда», устройства общества, форм общения и т.д. Добавим, что высший уровень произвольной саморегуляции человека обращён не к внешнему миру, а к нему самому. Нет более сложной задачи, чем «самопроектирование и самоконтроль»!

У наших животных предков такой необходимости не было, поскольку среда и способы их существования всегда были (и остаются по сей день) стереотипными и высоковероятностными, то есть – достаточно постоянными. Чем более устойчива, однотипна среда обитания, чем выше вероятность тех или иных событий, тем меньше нужда в произвольности. Всем известно, что минимальна она у домашних (или выросших в неволе) животных: если их отпускают – они погибают, т.к. не могут приспособиться к новым условиям, где им надо самим «придумать», как добывать себе пищу, защищаться от врагов и т.п. Аналогично низка произвольность у ребёнка, пока он находится «дома». Там все предсказуемо, все выполняют свои роли и норовят всячески помочь ребёнку. Выход «в свет» кардинально меняет эту ситуацию: чем старше ребёнок, тем больше неожиданностей и требований возникает на его пути. И, если у него не сформированы надлежащие формы произвольности и самостоятельности,конфликт,неприятности,тревожность и невроз емуобеспечены.

Ø Необходимостью фиксировать эти новые формы поведения в абстрактно - символической (знаковой,рече-языковой)форме,чтобы можно было оперативнообщаться, накапливать, описывать и, главное, передавать и принимать опыт от поколения к поколению. То есть – обучаться, а не придумывать каждый раз заново, что и как делать. Речь, когда она не становится регулятором поведения, – просто набор звуков и слов. Если бы первые люди не «изобрели» разнообразные «времясвязывающие» и «регулирующие функции» языка, мы сегодня были бы обречены на постоянное наглядно-ситуативное воспроизведение их поведения.И никакой эволюции сознания не было бы в принципе. Всем очевидно, что хорошо развитая речь ребёнка способна замаскировать многие его проблемы. И, наоборот, когда она ущербна, все неприятности вырастают многократно.

Развитие произвольности происходит постоянно: с момента рождения и до последних дней человека. Во всяком случае, до тех пор, пока не утрачивается интерес к жизни. Если нас что-то заинтересовало, мы начинаем учиться, осваивая новые программы поведения (пищевого и сексуального, игрового и коммуникативного, детско-родительского и т.п.). Учимся готовить новое блюдо, вязать, решать интегральные уравнения, заниматься восточными танцами, описывать законы Вселенной, контактировать с разными людьми и т.д. Готовность осваивать новые алгоритмы и программы – непременное условие психологической успешности в любой ситуации и в любом возрасте. Единственная функция и образ жизни здоровой, нормальной нервной системы – поиск новой информации и постоянное обучение новым формам взаимодействия с ней. Можно сказать,что мозг питается информацией и черпает из неёэнергию.

Произвольная саморегуляция – это способность к прогнозированию вероятных результатов и целей, выбору адекватных средств, контролю за чужим и собственным поведением и т.п. Здесь главную роль исполняют лобные отделы мозга. Они формируются наиболее поздно; в завершённом виде – к 12-15 годам. Но, в сущности, – развиваются всю жизнь. Во всяком случае, до тех пор, пока человек обучается новым программам поведения. В этом состоит самый мощный и безотказный запас прочности человеческой психики.Пластичность поведения человека,его адаптивные возможности(особенно после 7-9 лет) практически целиком связаны с функциональной активностью лобных структур. Профилактика нежелательных психических и психосоматических эксцессов, раннего старения, злокачественного прохождения всех кризисных возрастов и вообще девиантного поведения – также епархия постоянно развивающихся функций произвольного программирования и контроля. Иными словами, желая себе вечной молодости и здоровья, следует неизменно тренировать в себе (даже через силу) потребность в новой информации, саморазвитии и самореализации, неотделимую от присвоения и созидания новых форм саморегуляции.

Произвольная саморегуляция самостоятельное, активное, творческое программирование, планирование и моделирование человеком любого психического процесса (письма, счёта, запоминания и т.п.) и поведения в целом, на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени. Оно включает:

Ø построение перспективных планов, целей, задач, ведущих к получению определённого результата; создание схематической модели, дизайна того или иного действия и поведения в целом;

Ø прогнозирование всех плюсов и минусов этих процессов в целом и каждого в отдельности;

Ø упорядочивание и ранжирование этапов деятельности;

Ø выбор средств, способов и условий их реализации; оценка участия других людей;

Ø контроль за протеканием и реализацией всех этапов и детекция ошибок, оперативное реагирование и своевременную коррекцию.

Ø сопоставление желаемого результата с полученным: 1) удовлетворение продуктом и дебют совершенно другой программы поведения или 2) неудовлетворенность и воспроизведение программы со всеми надлежащими мерами её коррекции и трансформации;

Ø поиск людей (книг, фильмов, сайтов), которые подскажут и научат, как всё перечисленное делается в той или иной ситуации.

Понятно, что столь обширные задачи (по определению) требуют высокого развития речи, произвольного внимания и абстрактно-логического мышления – основы высших форм сознания и самоосознания. Они неотделимы от сознательного ограничения степеней собственной свободы, своего рода аскезой и полным подчинением «объективным законам и правилам». Что – дискомфортно и крайне энергоёмко. Ведь эти законы и правила сводятся к одному: «Учись учиться, потому что развитие человека = обучение».

Действительно, хорошо готовить существенно сложнее, чем купить в магазине «роллтон» или сходить в ресторан. А ещё труднее написать реферат (курсовую работу или диссертацию), потому дело ограничивается скачиванием их из Интернета. И уж, очевидно, легче скандалить или развестись, чем ежедневно пестовать семейную жизнь. На ущербность «управляющих» функций лобных структур человека ориентируется вся рекламная индустрия, пиар-технологии, нарастающая активность различных сект и т.п. Главный их слоган: «Не парься - ты и так царь, а если сделаешь…(далее следует незамысловатый список поступков и покупок) – равных тебе вообще не будет». Потому одна из актуальных задач психологического сопровождения людей всех возрастов в современном мире – профилактика и коррекция «функции лобных долей» для минимизации влияния «роллтон-пиар-эрзац культуры».

Все уникальные таланты лобных структур мозга целиком зависимы от социокультурного окружения, поскольку формируются и приобретаются в общении. Алгоритм познания (способность к обучению) – глобальный для развития человека механизм. Как известно, он поражён при генетической патологии (синдром Дауна) и при олигофрении: в том и другом случае мы имеем дело с врождённой или внутриутробной патологией лобных долей мозга. Другие распространённые источники такого «лобного синдрома» в детстве: семейный алкоголизм, наркомания и травматические последствия общего наркоза на ранних этапах развития.

Часто возникают споры относительно «обучаемости» таких детей. Следует понимать, что утверждения относительно успешности их обучения связаны с неточностью терминологии. Да, у этих детей можно развить очень многие умения. Но их нельзя обучить произвольному, спонтанному использованию этих навыков, их творческому преобразованию в разнообразных ситуациях. Тем более – прогнозированию чужого и собственного поведения, абстрактно-логическим способам мышления и т.п. Иными словами: «Их можно научить играть фрагменты «Лунной сонаты», вызубрив каждое движение пальцев, но нельзя научить быть пианистом». У них недостаточно ресурсов мозга для формирования произвольной регуляции и саморганизации в истинном смысле этих понятий. Потому главная задача взрослых – передать и автоматизировать у них максимально широкий репертуар навыков и умений в самых разных сферах их жизни: в быту, общении, учебе и творчестве. Чем обширнее будет этот запас, тем более гармоничной будет социальная адаптация таких детей. Конечно, это важно для любого ребенка, но для данной категории это жизненно необходимо. Более того, при адекватной программе их развития, усвоенные навыки позволят им стать гораздо успешнее многих других. И никто никогда не узнает об их изначальном дефиците.

Многократное дублирование надёжности функций лобных долей – самых «человеческих» и абсолютно уникальных обеспечивается тем, что в них сосредоточен результат работы всех отделов мозга. Лобные системы как бы фокусируют многократно преломляющуюся систему зеркал, отражающих всю информацию, с которой имеет дело мозг. Эти не описанные ещё процессы (первая ласточка – «зеркальные нейроны»), очевидно, аналогичны древнегреческим пирамидам. Их архитектура такова: свет солнца, преломляясь на входе в первом зеркале, отражается во втором, преломляется там и отражается в третьем и т.д. Таким образом, «комната», находящаяся глубоко под землёй, оказывается ярко освещённой. Главной диспетчерской, регулирующей эту систему зеркал (линз) в мозге, по-видимому, является лимбическая система. Ведь именно через неё «преломляются» все сигналы, идущие от разных отделов мозга (и тела) к лобным долям и обратно. Главную скрипку здесь играет система гиппокампов, поскольку именно она обеспечивает самые глобальные механизмы включения любой информации в личную историю человека и, следовательно, в его память. И, может быть, не случайно во все времена ходили легенды о магическом «третьем глазе», благодаря которому человек становится ясновидящим и магом. «Третий глаз» – эпифиз, или шишковидная железа – является важной частью лимбической системы. Кстати, именно гиппокампы и эпифиз одни из первых посылают человеку сигналы о надвигающемся старении: сужается круг личной истории, снижается память и нарушается работа «биологических часов» мозга, а соответственно, и всего организма.

Патология, возрастная несформированность или «старение» лобных систем мозга превращает поведение человека в «полезависимое», чрезмерно отвлекаемое и откликаемое на любой внешний стимул. То есть – неконтролируемое и некритичное, как «эхо» отражающее чужие, извне заданные типы поведения. «Лобный синдром» в любом возрасте – суть инактивность, аспонтанность, инертность и стереотипность любой формы поведения; грубый дефицит произвольного внимания и деградация речевого опосредствования психической деятельности. Речь в наиболее тяжёлых случаях иссушается до степени «телеграфного стиля», «эхолалий» или полного безмолвия. Другая сторона этого же радикала – снижение мышления и познавательной мотивации вообще.

От природы (в норме) любой человек наделён разнообразными «лобными» талантами – управляющими функциями мозга. Но самый мощный мозговой потенциал в принципе бессилен,еслиотсутствует или недостаточен запрос к нему извне от взрослого окружения. Тема безальтернативного присутствия в жизни ребёнка «обучения/воспитания» всесторонне и подробно обсуждается в разделе «Эффективное общение». Здесь мы просто обозначим её применительно к способам формирования этих управляющих, регуляторных функций.

Всё, что мы умеем (использование туалета, чтение, создание симфонии или семьи), конечно, обрамляется нашими природными качествами. Но изначально это – присвоенные нами разнообразные модели поведения. В нашем детстве (биологическом, психологическом или профессиональном) они были развёрнутыми программами, принятыми от социокультурного окружения изначально как «калька». Никакая врождённая способность, включая талант на грани гениальности, ни в коем случае не будет реализована, если не получит адекватной развёрнутой регламентации со стороны тех, кто знает, как «это делается».

Именно поэтому, в частности, я так флегматично отношусь к всеобщему ликованию по поводу цвета «ауры» детей-индиго и прочих «феноменальных» способностей, которые кто-то видит у современных детей. Предположим, что таковые у них действительно есть (уверена, что не больше, чем у всех, но предположим). Что они делать-то будут со всеми своими сверхъестественными способностями, если рядом не будет Другого, который обучит их правилам использования собственного дара?

Если же обучение/воспитание любого ребёнка происходит адекватно, он постепенно накапливает опыт, увеличивает свою компетентность в самых разных сферах, «тренируется» и доводит приобретённый навык до полного автоматизма. И ему не надо больше контролировать себя – всё делается, как принято говорить, «на автопилоте». В этот момент отработанные умения «покидают» лобные области и переходят под управление других зон мозга.А освободившееся место занимают новые формы поведения, которые надо освоить с участием лобных систем. Например, уже в младших классах (в норме) ребёнок не думает, как ему держать ручку, как переходить от букве к букве, как удерживать строчку, в какую сторону писать букву «к» или «я» и т.п. Он не думает больше, как ему писать, он думает только о том, что он пишет: сам акт письма стал автоматизмом, простой, свёрнутой операцией, исполнительным средством. А ведь раньше каждое из этих действий было развёрнутой программой, которую контролировали взрослые и он сам, благодаря активности своих лобных систем.

С раннего детства весь этот сценарий разворачивается пошагово и целиком зависит от того, насколько чётко взрослое окружение транслирует его ребёнку. При этом в центре событий всегда оказывается главный герой – произвольность поведения. Его главная метафора, она


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.