Метод замещающего онтогенеза – направленное формирование подкорково-корковых и межполушарных связей. повседневный фон и регламентированные занятия — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Метод замещающего онтогенеза – направленное формирование подкорково-корковых и межполушарных связей. повседневный фон и регламентированные занятия

2022-09-15 33
Метод замещающего онтогенеза – направленное формирование подкорково-корковых и межполушарных связей. повседневный фон и регламентированные занятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психологическое развитие представляет собой два взаимообусловленных потока. С одной стороны, мозг ребёнка генетически запрограммирован на формирование всех подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. Даже при самом неблагоприятном типе развития он «помнит», как он должен развиваться «в идеале». Но все перечисленные таланты даны лишь как потенциал. Без постоянной востребованности извне (от окружающего мира и от взрослого окружения) все заложенные в мозге линии психологического развития никогда не станут активными. Иными словами, врождённые способности мозга должны быть направленно развиты в процессе обучения и воспитания. Метод замещающего онтогенеза,по сути,и даёт в руки специалистов иродителей такой «учебник для мозга». Каждому блоку упражнений и каждому этапу занятий с ребёнком можно найти точное соответствие на модели (рис. 1), которую мы рассмотрели в предыдущих параграфах.

В данном издании представлены несколько программ МЗО для детей от 3-х лет. Каждая из них направлена на решение конкретных задач. В одном случае – это повышение речевой компетентности ребенка, в другом – развитие у него социо-коммуникативных навыков, или эффективного общения, в третьем –     наращивание его познавательной активности. В данном разделе представлена базовая, максимально подробная программа МЗО «Мой мозг может всё», ориентированная на максимальное раскрытие разнообразных талантов детского мозга, профилактику и коррекцию нежелательных эксцессов психологического развития. Неизменной во всех программах является логика нейропсихологического сопровождения: неизменное следование всем основнымзакономерностям развития детского мозга. Это требование предполагает поступательное, строго регламентированное формирование у ребенка всех подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. Каждое упражнение, их последовательность, синхронизация разных форм сопровождения даются не просто так. В них, как в зеркале, отражены все векторы и этапы мозгового обеспечения процессов развития. И взрослым (специалистам и родителям) остаётся лишь следовать рекомендациям и выполнять регулярно тот или иной цикл упражнений. Каждую программу МЗО предваряет краткое описание той проблемы, которую вам предстоит решить. Думается, что эта информация позволит специалистам и родителям более чётко представить, насколько сложны и многогранны процессы психологического развития ребёнка. И как ему необходима своевременная поддержка и помощь.

Рассмотрим кратко фундаментальный алгоритм нейропсихологического формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий у детей по МЗО. Он универсален, един и воспроизводится во всех программах. В каждой из них есть свои акценты, но магистральная линия остается неизменной.

Выше описаны основные линии формирования психической деятельности ребёнка и мозгового обеспечения его поведения вообще. Они инвариантно включают развитие: 1) произвольной саморегуляции, 2) нейросоматического каркаса и психомоторных координаций, 3) репертуара познавательных, или когнитивных компетентностей. Соответственно, причины возникновения тех или иных отклонений развития коренятся в одном из этих ареалов. Поскольку эти три линии развития неразрывно связаны между собой, недостаточность любой из них влечёт за собой различные сбои и искажения в других. Потому нейропсихологическое сопровождение всегда обращено ко всем трём сторонам единого процесса развития. И все они должны реализовываться параллельно!

Но мы вряд ли достигнем больших успехов, если сопровождение ребёнка будет ограничиваться только занятиями в детском саду, школе или в развивающих группах. Оно должно стать повседневным фоном, определять качество жизни ребёнка. Потому обратимся к некоторым общим рекомендациям, которые имеет смысл транслировать ближайшему окружению ребёнка как своеобразное «домашнее задание». Они вынесены за рамки базовой программы, так как включают приемы, которые должны проходить красной нитью через всю жизнь ребёнка. На этом благоприятном фоне гораздо эффективнее будет развиваться его психологическая успешность. О нем надо помнить в детском саду и в школе, дома, на прогулке, в лесу, на занятиях танцами и лепкой, в магазине. Все эти приемы будут использоваться и на нейропсихологических занятиях (главы 4–6). А чтобы всё взрослое окружение ребёнка не забывало об этих общих правилах, логично вывесить их список на стенде и попросить родителей, бабушек и дедушек как можно чаще вспоминать о них. Понятно, что для детей с отклоняющимся развитием этот фон должен быть многократно усилен.

Домашнее задание

1. Известно,что в любом возрасте нельзя пренебрегать такими общепринятымиспособами общеукрепляющих мероприятий, как спортивные занятия, подвижные игры, ванны с морской солью и травами, массаж. Обязательны полоскания носоглотки каждый раз после возвращения с улицы. Очень эффективен натуропатический подход, специально подобранные диеты; грамотное использование различных трав, пряностей и т.п. Подчеркнём важность (и, к сожалению, неизбежность) всех этих типов сопровождения, поскольку цифры в детской популяции, касающиеся частоты встречаемости только лишь различного рода желудочно-кишечного дефицита (в том числе, желчевыводящих путей, поджелудочной железы и т.д.), удручают – 93%! А ведь именно здесь расположен наш «энтеральный мозг» и максимальна активность вегетативной нервной системы.

Имеет смысл познакомиться с приёмами массажа и научить ребенка самомассажу. Такое обучение проводится в несколько этапов: 1) взрослый массирует тело ребёнка сам, 2) взрослый массирует тело ребёнка руками самого ребёнка, наложив сверху свои руки, 3) ребёнок выполняет самомассаж самостоятельно. Обязательно попросите ребёнкаописать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?» Например, массируемые (или иные) части тела стали более тёплыми, горячими, лёгкими, тяжёлыми или покрылись мурашками и т.п.

В частности, блок упражнений «Здоровые глаза» – весьма эффективный метод поддержания всех систем зрения и их коррекции. Это действительно так, поскольку описываемые ниже приёмы, помимо собственно зрения, универсально активизируют кровоснабжение мозга, иммунитет и, опосредованно, многие системы человеческого организма. Каждое упражнение выполняется 16–20 раз, желательно 2-3 раза в день; последний раз не позже 18-19 часов. Массируются «волшебные точки» интенсивными вращательными движениями (8–10 раз в одну сторону, затем – в противоположную). Если вы обнаружили у себя или ребёнка болезненную зону, возвращайтесь к ней через каждые 40 минут до восстановления нормальной чувствительности.

– Сильно потереть (растереть) ладони, ступни и каждый палец рук и ног. При этом очень полезно дополнительно применять специальные массажёры, которые сегодня в избытке продаются в магазинах.

– Вращательными движениями размассировать грудину от солнечного сплетения к межключичной ямке и обратно.

– Похлопать, подрумянить щеки. Потереть глаза кулачками.

– Обеими руками активно помассировать:

а) лоб от центра к корням волос,

б) подушечки бровей от переносицы к вискам и обратно,зажав их между пальцами,

в) височные впадины,

г) области перед и за ушами,уши вниз и вверх,не забывая обо всех закоулках;«пролопоушить» уши, как бы изображая обезьянок.

д) крылья носа от основания к переносице и обратно,повращать кончик носа,

е) шею от основания до корней волос на затылке,

ж) подбородок.

– Массировать активные точки:

а) в центре лба,

б) между бровями,

в) посередине лба прямо над зрачками,на таком же расстоянии прямо под зрачками,

г) у внутренних и внешних окончаний бровей,

д) рядом с внутренними и внешними уголками глаз,

е) у основания крыльев носа,

ж) в углублении между нижней губой и подбородком.

– Закрыть глаза. Двумя пальцами надавить слегка на каждый глаз (5 секунд), затем круговыми движениями помассировать веки. Повторить 2-3 раза. Помассировать, похлопать пальцами нижнее веко.

– Массажёром, грубым полотенцем, руками «пилить» и массировать спину от шеи до пояса, особенное внимание уделяя зоне плеч и затылка.

– Встав у окна, выбрать взглядом два предмета: один на расстоянии 1 метра от глаз, другой – в 30–50 метрах. Фокусировать взгляд в течение 10–20 секунд то на ближнем, то на дальнем предмете.

– Закрыть глаза, прикрыть их руками и, расслабив шею, посидеть 10–20 секунд, затем открыть глаза и быстро поморгать.

2. Определяющим является направленное нейропсихологическое сопровождение детей.Потому акцентируем, что обсуждаемые в следующей части блоки упражнений должны применяться единовременно и обязательно выполняться дома. Родителям необходимо выполнять с ребёнком несколько упражнений. Это подготовит его к групповой работе. А в ситуации, когда занятия проводятся с большими (больше 8 человек) группами детей, это требование безальтернативно, поскольку ведущие не имеют возможности постоянно подходить к каждому ребёнку, показывая и рассказывая ему, что надо делать. В этом случае ряд упражнений (особенно дыхательные и глазодвигательные) окажется просто недоступным. Специалистам следует познакомить родителей с нейропсихологическими психотехниками, которые применяются ими в текущий период занятий. Имеет смыслвывесить список и описание упражнений на стенд и объяснить, почему так важно выполнять их постоянно, сделав частью повседневной жизни ребёнка.

МЗО содержит несколько блоков нейропсихологического воздействия, направленного на формирование: 1) произвольной саморегуляции, 2) нейросоматического баланса, 3) психомоторных координаций и 4) когнитивных способностей. Все они описаны в части II, где излагается базовая программа «Мой мозг может всё». Не надо бояться количества упражнений: они не рассчитаны на мгновенное освоение. Сначала «для повседневного домашнего использования» отбираются по 3-5 упражнений из каждого раздела; из них составляется небольшая «зарядка/ игры», которыми можно заниматься в несколько приёмов в течение дня. Как только эти игры освоены, отбирается по такому же принципу ещё по 3-5 упражнений из каждого раздела и т.д. Каждое упражнение делается 5 раз, поэтому они не займут слишком много времени, а пользу принесет немалую. И ещё одно важное замечание: прежде, чем вы начнете заниматься с ребёнком, сделайте, пожалуйста, сами предложенные упражнения. В первую очередь это относится ко всем двигательным идыхательным упражнениям, массажу. Только прочувствовав собственным телом каждое задание, вы будете уверены в том, что понимаете ощущения собственного ребёнка.

Гарантированный бонус для того, кто будет больше всех упражняться с ребёнком, – улучшение самочувствия, оптимизация всех психических процессов, омоложение и профилактика негативных возрастных перемен. Когда вы завершите весь цикл, наверняка окажется, что вам полюбились какие-то упражнения; их вы и оставите в обиходе.

3. Так или иначе, взрослые всегда занимаются с детьми разнообразными познавательными упражнениями (складывание пирамидки, рисование, отгадывание загадок, усвоение букв, цифр и т.п.). Но в большинстве случаев игнорируют элементарные приёмы формирования его нейросоматического каркаса (дыхательные упражнения, растяжки и т.п.), которые описаны в базовой программе. Почему же их повседневное выполнение так важно? Приведём некоторые примеры.

Дыхание. Правильному дыханию необходимо уделить большое внимание не толькопотому, что оно оптимизирует газообмен и кровообращение. Оно обеспечивает вентиляцию всех участков лёгких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Чтобы оценить пафос сказанного, привёдем лишь один пример. Вместе с каждым актом дыхания наши почки перемещаются примерно на 10 см. То есть, за минуту они «совершают прогулку» длиной в 160 см, а за час – около 2,5 км! Имея в виду значение почек для всего организма, можно представить себе, что происходит, если дыхание человека недостаточно. А ведь современные дети уже в дошкольном возрасте очень мало двигаются, отдавая предпочтение бесконечному сидению перед телевизором или за компьютером.

Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания единственный из всех телесных ритмов (кроме ходьбы), подвластный сознательной и активной регуляции со стороны человека. Недаром дыхательные практики – несущая ось всех восточных практик, боевых искусств и т.п. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.

Эти навыки ещё не раз пригодятся ребёнку в течение всей жизни.

Наконец, и это принципиально, именно дыхание играет первую скрипку в актуализации нашего речевого потенциала: мы говорим на выдохе! А ведь с речью у современных детей дела обстоят не ахти…

Дыхательным упражнениям уделено достаточно место в базовой и других программах МЗО: это не случайно. Известно, что сосредоточенность на собственном дыхании позволяет привести в порядок излишнюю эмоциональность и остановить бурный «внутренний монолог». То есть,успокоить страсти и мысли!Дыхательные упражнениядолжны включаться в повседневные занятия с ребёнком как можно раньше. В идеале – выполняться на всех занятиях, во время игр и на прогулке. В ДОУ и школе они могут выступать как физкультминутки в начале или середине «урока». Пока ребёнок не научится дышать правильно, рекомендуется класть одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных движений.

Вначале взрослый должен вслух отсчитывать указанные ниже временные интервалы. Потом постепенно надо научить ребёнка контролировать правильное выполнение упражнений самому.

Растяжки. Разнообразные растяжки обязательный блок профилактики икоррекции нервно-соединительнотканных систем ребёнка, а, следовательно, процессов развития вообще. Другого пути преодоления патологических ригидных телесных установок, блоков и зажимов (ещё одна неприятная примета современности!) просто не существует. Кроме того, как уже не раз отмечалось, эти воздействия оказывают веерообразное влияние на всю сенсомоторную сферу ребёнка, включая речь, рисунок, письмо, чтение и т.п. Эти технологии полезны, начиная с младенческого возраста. Понятно, что в этом случае все упражнения демонстрируются и выполняются в пассивном варианте. Например, вместо того, чтобы рассказать или показать ребёнку упражнение «Повороты головы», вы берёте руками его голову и медленно совершаете нужные движения. Внедрение этих психотехник в учебный процесс (в детском саду и школе) также показало их эффективность. Они используются многими учителями и воспитателями как «физкультминутки» или, наоборот, для того, чтобы дети подсобрались, сосредоточились в начале любого урока.

Любое отклонение от оптимального тонуса (мышечный гипо- или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребёнка и негативно сказываться на общем ходе его развития. Взрослые должны постоянно контролировать, полностью ли расслаблено тело ребёнка, указать места зажимов, показать, как можно их «сбросить». Например, показать на его собственном теле разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «руки сломались в кистях»: расслабление кистей достигается только во втором случае.

И ещё одно важное правило гласит: «Где внимание – там и кровь!». Это значит, что обращая прицельное внимание на те или иные части тела, вы увеличиваете в них кровообращение. Следовательно, не только оптимизируете в них обменные процессы и снимаете зажимы, но и (при необходимости) можете уменьшить в них боль.

Многочисленные блоки растяжек, которые будут еженедельно выполняться на нейропсихологических занятиях(для формирования межполушарных и подкорково-корковых взаимодействий), имеет смысл сделать привычным занятием – «на каждый день». Их можно использовать как «физкультминутки» для отдыха во время любых «уроков». Оптимизация суставно-мышечной активности – залог хороших, правильных энергетических потоков в организме.

Вообще растяжки – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. Их необходимость и популярность связана с тем, что это – один из немногих «экологичных» способов поддержания соединительнотканных систем и позвоночника. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкогорастяжения, но не напряжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипер- и гипотонуса), зажимов и навязчивых движений. Растяжки стабилизируют общий психосоматический баланс и повышают уровень психической активности. Когда вы, помогая ребёнку, делаете ему растяжки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котёнку; они должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками. Обширный репертуар растяжек представлен в главах 4-

6: (параграфы«Разминка»и«Психомоторные координации»).Они являютсяобязательной частью формирования, профилактики и коррекции межполушарных и подкорково-корковых взаимодействий и описаны во всех разделах данного издания.

Игры с мячом. В подпрограмме«Психомоторные координации»описаны многиеигры с мячом. Такие игры обычно очень нравятся детям и чрезвычайно полезны. Добавим к ним ещё несколько: они могут выполняться уже с младенчества. Для них понадобится большой мяч диаметром 75 см. Лучше выполнять упражнения, проговаривая при этом детские стихи и потешки.

· Положите ребёнка животом на мяч так, чтобы он обнял его руками и внутренними поверхностями ног, согнутых в тазобедренных и коленных суставах. Придерживая его за спину, плавно перекатывайте мяч «по и против» часовой стрелки, постепенно увеличивая амплитуду. Увеличивая амплитуду, перекатывайте мяч влево/вправо так, чтобы ребёнок мог полностью опереться о пол раскрытой кистью и стопой. Затем – вперёд/назад, чтобы он сначала коснулся пола двумя ладонями, потом – ступнями.

· Ребёнок лежит животом на большом мяче. Руки расслаблены и опущены на поверхность мяча слева и справа. В исходном положении его голова повёрнута в сторону, например, направо, и так же лежит на мяче. Взрослый, придерживая ноги ребёнка, катит мяч немного вперёд. Живот ребёнка остаётся без опоры, он прогибается в спине и тянется руками вперёд. Пальцы сомкнуты, руки параллельны друг другу. Взрослый считает вслух (от 5 до 10), затем возвращает мяч в исходное положение; ребёнок опускает руки сбоку на поверхность мяча и кладёт голову на мяч в другую сторону – налево. Взрослый считает вслух (от 5 до 10). Ребёнок лежит расслабленно. Напряжение и расслабление должны занимать равные промежутки времени. Повторить упражнение 3–5 раз.

· Положите ребёнка спиной на мяч с отведёнными назад (вверх) руками. Плавно покатайте мяч во всех направлениях, постепенно увеличивая амплитуду до касания пола стопами и раскрытыми кистями. Если ребёнок боится выполнять это упражнение на спине, не торопите его. Со временем он освоится и будет выполнять это упражнение с удовольствием.

· Ребёнок лежит спиной на мяче, лицом вверх. Руки свободно свисают по бокам мяча, голова откинута назад и лежит на мяче. Взрослый, придерживая ноги ребёнка, катит мяч немного вперёд. Спина ребёнка остаётся без опоры, он медленно поднимается, садится и тянется руками вперёд. Пальцы сомкнуты, руки параллельны друг другу. Взрослый считает вслух (от 5 до 10). Затем возвращает мяч в исходное положение, ребёнок опускает руки сбоку на поверхность мяча и ложится спиной на мяч. Взрослый считает вслух (от 5 до 10). Ребёнок расслабляется. Напряжение и расслабление должны занимать равные промежутки времени. Повторить упражнение 3–5 раз.

4. Телесно-ориентированные нейропсихологические приёмы должны активноприменяться в повседневной жизни. И непременно вместе с массажем и самомассажем, пальчиковой гимнастикой, нанизыванием бус, застёгиванием пуговиц, завязыванием и развязыванием узлов, перебором круп и т.д. Растяжки, массаж, развитие общей и мелкой моторики любого вида обладают мощным тонизирующим фактором. Кроме того, оптимизация сенсомоторного статуса тела приведёт к повышению речевых возможностей ребёнка. Ведь мышцы речевого аппарата (очень маленькие и хилые) находятся в непосредственной связи и прямой зависимости от всего остального мышечного каркаса человека. Они требуют постоянных тренировок. И, если правильно их выстроить, вам никогда не придется слышать, что ваш ребёнок говорит «с кашей во рту», а пишет «как курица лапой».

5. Важно поддержать контакт ребёнка со взрослыми,прежде всего–с матерью.Дляэтого предназначены известные психотехники, которые могут многое рассказать о взаимоотношениях «ребёнок-взрослый», и которые обладают мощным терапевтическим эффектом.

· Мама садится на пол, без опоры за спиной, ноги вытянуты и слегка раздвинуты.

Ребёнок садится у нее между ногами спиной к ней и принимает удобную для него позу. Мама обхватывает ребёнка руками и начинает его покачивать из стороны в сторону, вперёд и назад. Упражнение нужно продолжать до тех пор, пока ребёнок не захочет уйти. Тогда мама понемногу разжимает руки и отпускает ребёнка, но не сразу, давая ему возможность приложить некоторое усилие, чтобы разорвать объятья.

Это упражнение желательно выполнять периодически. Равно как и любое другое, в котором один из членов семьи крепко обнимает ребёнка, а тот должен, осторожно двигаясь, вырваться, освободиться из объятий.

· Здесь можно применить и сюжет «Как бабочка появляется из кокона». Когда ребёнок вырвется, «вылезет из кокона», очень важно ещё раз слегка приобнять и похвалить его. А потом нарисовать и раскрасить вместе с ним бабочку. Понятно, что здесь можно использовать и истории о том, как распускаются почки, как вылупляются из яйца птицы, черепахи или крокодилы и т.п. Разнообразные фильмы обо всех этих процессах в растительном и животном мире надо обязательно посмотреть и обсудить с ребенком. Они помогут превратить этот сюжет в увлекательную игру, которую можно постоянно видоизменять, примеряя на себя ту или иную роль.

· Далее мы имитируем момент рождения, заставляя тело и мозг ребёнка вспомнить те давние ощущения. Выполняя упражнение, ребёнок может ползти как угодно, но не поднимаясь на локтях и не вставая на колени.

Завернуть лежащего ребёнка в матрасик (взрослый руками придерживает матрасик). Подбадривая ребёнка, взрослый просит его выползти из матрасика по команде «выползи». Надо несколько раз проработать правильное выползание из матрасика: туловище ребёнка не должно отрываться от пола. Помимо матрасика вполне подойдут ножки стула, ноги родителей и т.д. Не забудьте, что после рождения надо издать крик новорождённого и проделать всё то, что делает, родившись, любое живое существо.

· Потяните слегка каждую руку и ногу ребенка, затем одновременно обе руки и обе ноги. Вместе с кем-то по команде одновременно, очень медленно и осторожно, без резких рывков растягивайте ребёнка в течение нескольких секунд в противоположные стороны. Представьте, что вы растягиваете маленького котёнка. Один взрослый при этом берёт ребёнка за левую руку, другой за правую; потом один из вас – за руки, другой – за ноги. Заканчиваете растягивать так же одновременно, постепенно возвращая ребёнка в исходное положение. Дать команду расслабиться. Напряжение и расслабление должны занимать равные промежутки времени. Такие «пассивные растяжки» очень нравятся детям и создают в них ощущение снятия напряжения, тревожности и получение защиты со стороны взрослых.

· Находясь дома, предложите ребёнку походить на руках вперёд и назад; вы, естественно, будете придерживать его за ноги. А на улице пусть пройдёт, удерживая равновесие, по краю тротуара, бортику песочницы и т.д.

6. Не забудьте уделять больше внимания самому элементарному,но,к сожалению,неактуальному в жизни современных детей – игре в мяч с ударами его об пол, об стенку одной рукой, другой, попеременно; играм в «вышибалы», «скакалки» и «классики». Всё это приводит к повышению его нейро- и психосоматического статуса, улучшая учебные показатели и поведение в целом. Многие еще помнят, что 20–30 лет назад перечисленное составляло значительную часть общего «сценария детства»; потому и наблюдалась во многих случаях естественная аутокоррекция. Сегодня все эти сферы жизни ребёнка выхолощены; значит, следует обратить на это особое внимание.

Бесценны в этом смысле занятия гимнастиками типа тай-цзи-тюань или у-шу, ритмика и танцы, музыка, плавание, велосипед или теннис. Необходимо увлечь ребёнка рисованием несложных орнаментов (выкладыванием узоров с помощью мозаики) с повторяющимся рисунком. Постепенно подвести его к уровню, когда он сможет выполнять эти задачи не пофрагментарно – штрих за штрихом, а плавно, соблюдая двигательную мелодию. Хорошую службу сослужат занятия макраме и китайской каллиграфией, нанизывание бус и бисера, лепка, раскрашивание мелких изображений. В прежние времена большую пользу приносили переводные картинки – ведь манипуляции с ними требуют необыкновенной тщательности, сосредоточенности и контроля за малейшим нажимом.

7. И ещё раз подчеркнём,главное– вернуть интерес ребёнка к игре,в частности–впроцессе нейропсихологических занятий со специалистом и дома. Понятно, что результат будет тем очевиднее, чем нагляднее цель игры. Иными словами, вначале он должен просто на чем-нибудь сосредоточиться. Для этого надо привлечь все возможные «яркие» цветовые, слуховые, эмоционально насыщенные стимулы, чтобы удержать его внимание. Затем ребёнок должен что-нибудь «поймать» (например, мячик, катящийся или брошенный ему). Далее – попасть мячиком (стрелой) в цель: далекую-близкую, большую-маленькую.

Идеально, чтобы он постепенно научился делать всё это в условиях, когда его намеренно отвлекают. При этом цель любой игры (равно, как и результат) должна быть дана ему в абсолютно наглядно-чувственном плане. И чрезвычайно важно, чтобы он (вместе с вами) её обозначил, нарисовал, проговорил.

Старайтесь всякий раз наглядно объяснять ему: всё, что он сейчас делает или учится делать, является и будет служить для него средством достижения интересных именно ему целей и результатов. Например: «Видишь, как здорово, теперь ты сможешь быстрее (лучше) всех…сделать…» или «А сейчас мы займёмся… Ты ведь хочешь стать…? Они все сначала учатся это делать». Занятия «на интерес» всегда существенно более эффективны. Помимо прочего, именно в игре формируются базовые навыки произвольности поведения – психологического фундамента успешного развития вообще.

Произвольной саморегуляции посвящено отдельное описание в следующей главе. Потому завершим обсуждение «домашнего задания» и перейдём к краткому изложению структуры регламентированных занятий по МЗО.

Регламентированные нейропсихологические занятия

В части II представлены подробные дидактические рекомендации к МЗО и его базоваяпрограмма «Мой мозг может всё». Как уже было сказано, все программы МЗО, включённые в данное издание, построены по единому алгоритму. Они адресованы детям от 3-х лет, хотя в пассивном, щадящем варианте могут частично применяться уже на первом году жизни. Содержание и логика всех программ неизменны, различны лишь акценты. Потому универсальны все общие рекомендации к регламентированным нейропсихологическим занятиям. Здесь мы обсуждаем их применительно к базовой программе.

Базовая программа МЗО способствует раскрытию разнообразных талантов детского мозгаи адресована всем детям, независимо от типа их развития. Для детей с нормативными показателями все эти занятия будут прекрасной профилактикой нежелательных эксцессов. Кроме того, они будут способствовать интенсивному наращиванию самых разнообразных их способностей. Следует подчеркнуть, что использование всех этих упражнений – прекрасная повседневная диагностика уровня развития ребёнка. Вы даже и представить себе не можете, сколько раз вы (в процессе занятий) столкнетесь с ситуацией его неуспешности. Причём там, где вы не видели никаких проблем.

Для детей с отклоняющимся развитием эти занятия – единственная возможность коррекции и возвращения в нормативную когорту. Может случиться, что занятия, рассчитанные в данной программе на 1 неделю, займут у вас 10–20 дней. Ничего страшного. Зато полученный эффект восполнит сторицей все ваши физические и душевные затраты.

Базовая программа МЗО «Мой мозг может всё» предусматривает 3этапа нейропсихологического сопровождения, рассчитанные на 18 недель занятий. Она включает три больших подпрограммы: 1) «Нейросоматический каркас. Разминка и подвижные игры на внимание», 2) «Психомоторные координации» и3) «Когнитивные способности». Подпрограммы«Разминка»и«Когнитивные способности»изменяютсятолько 3 раза. На I этапе они неизменны в течение первой – шестой недели. На II этапе – в течение седьмой – одиннадцатой недели и т.д. И лишь упражнения подпрограммы «Психомоторные координации» меняется каждую неделю. Если занятия проводятся интенсивно, и ребёнок (группа детей) хорошо справляются, можно сократить время каждого этапа занятий. Подробно об этом сказано в следующей главе.

Количество упражнений не должно вас пугать: ведь они рассчитаны на длительный срок. Кроме того, каждое из них занимает от нескольких секунд до нескольких минут. Упражнения на психомоторную координацию должны выполняться полностью, единым блоком, за одно занятие. Упражнения из остальных подпрограмм могут выполняться в несколько приёмов в течение дня.

Основные пункты каждой из этих подпрограмм абсолютно идентичны. В «Разминке» вы всегда найдете упражнения для рук, плечевого пояса, артикуляционной и пальчиковой моторики и т.п. А в подпрограмме «Когнитивные способности» обязательны упражнения на развитие различных видов восприятия, памяти, пространственных представлений, речи и т.д. Таким образом, ваша задача в течение недели потихоньку выполнять все эти упражнения. Надо просто следить за тем, чтобы каждый раз в ваших занятиях равномерно присутствовали упражнения из всех блоков.

Впознавательных играх/упражнениях приведены только универсальные алгоритмы – «типовые задачи». Поэтому их содержательное наполнение нужно время от времени менять. На занятиях математикой в школе при решении типовых задач сначала встречаются поезда, потом велосипедисты, потом корабли и т.д. Так и здесь, например, при развитии тактильного восприятия, сначала мы манипулируем с орехом, ключом и пуговицей, потом – с мочалкой, орехом и шариком. Потом – с разными орехами или орехами, фасолью и гречневой крупой и т.д.

Итак, в ДОУ, школе или в развивающих детских центрах базовая программа выполняется два раза в неделю. Один «урок» занимает от 45 минут до 1,5 часов в зависимости от возраста и уровня развития детей. Естественно, этот «урок» может протекать с несколькими «переменами» в соответствии с регламентом работы в образовательных организациях. Обязательно ежедневное выполнение домашнего задания.

В идеале, описание занятий на каждую неделю должны быть вывешены на стенде. Конечно, надежда на то, что многие родители проникнутся важностью момента – невелика. Но даже, если несколько взрослых станут применять все эти упражнения дома – результат не заставит себя ждать.

Базовую программу МЗО можно использовать в соответствии с двумя стратегиями.

v Первая стратегия

Вы реализуете эти подпрограммы целиком, как это изначально заложено в МЗО. Тогда два-три раза в неделю вы от 45 минут до 1,5 часов проводите урок, включающий одни и те же «темы»:

- Разминка. Эти упражнения выполняются в самом начале занятий, после общего приветствия и позволяют детям сосредоточиться на основных нейропсихологических психотехниках.

- Психомоторные координации.

- Познавательная компетентность, или когнитивные способности.

- Завершающая подвижная игра.

v Вторая стратегия

Вы реализуете эти подпрограммы дробно, распределив их между разными специалистами. Например, блок «Психомоторные координации» проводит специалист по ЛФК, учитель физкультуры или ритмики. Разминка включается в течение дня в жизнь детей в ДОУ или школе как «физкультминутки», а упражнения на развитие когнитивной (познавательной) компетентности – в любые повседневные «уроки». Многие из этих упражнений иногда даже приятнее проводить во время прогулок.

Итак, завершив рассмотрение общих вопросов и правил нейропсихологического сопровождения детей, мы переходим к подробному описанию базовой программы МЗО «Мой мозг может всё».

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.