Иерархия пространственно-временных представлений — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Иерархия пространственно-временных представлений

2022-09-15 33
Иерархия пространственно-временных представлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Пространственные представления Временные представления
Уровень 1. «Тёмное мышечное чувство»,по И.М.Сеченову, – протопатическая и эпикритическая чувствительность. Проприоцептивная система человека. Уровень 1. «Тёмное мышечное чувство». Биоритмы,биологические часы человека. Включённость в ритмику окружающей среды.
Уровень 2.Соматогнозис- схема тела. Пространство, существующее в пределах собственного тела человека и ограниченное им. Взаимодействие с внешним пространством «от тела». Схема тела – модель, по которой формируются все сенсорные системы человека и их взаимодействие. Уровень 2.Соматогнозис-схема тела. Гомеостатическая ритмика организма. Ритм дыхания, сердца, гормональных колебаний, ходьбы и т.д.
Уровень 3. Метрика и топология. Представления о расположении объектов относительно человека; их величине, дальности -близости, расстояниях, углах, пропорциях и т.п. Появление ближнего и дальнего пространства. Дебют взаимодействия с внешним пространством «от головы, глаз, ушей и т.п.». Уровень 3. Метрика и топология. Локализация событий жизни во времени, наслоение их на время; представления «давно-недавно», «долго-быстро» и т.п. Длительность событий или/и интервалов между ними. Их скорость, ритм, темп и т.п.
Уровень 4. Координатные представления. Право-левое, верхне-нижнее расположение тела, разных объектов и их деталей в пространстве. Уровень 4. Координатные представления. Прошлое-настоящее- будущее.
Уровень 5. Структурно- топологические представления. Общая принципиальная, холистическая схема пространственного строения воспринимаемого мира, включая самого человека. Представление о взаимоотношениях и взаимосвязях разных фрагментов любого объекта или нескольких объектов. Уровень 5.Структурно-топологические представления. Восприятие отдельных субъективных (переживаемых и пережитых) и объективных (в том числе, исторических) событий собственной жизни относительно себя сегодня и сейчас.
Уровень 6. Проекционные представления. Вербальное, концептуальное обозначение пространства, позволяющее манипулировать с ним в абстрактном плане. Например, изображение 3- мерных объектов на плоскости или логико-грамматические речевые конструкции (под-над, за-перед и т.п.). Уровень 6. Проекционные представления. Хронология.Вербальное, концептуальное обозначение времени (вчера, послезавтра, перед Новым годом, день рождения, ХХ век и т.п.). Представление о времени линейном и циклическом, дискретном, континуальном и голографическом.
Уровень 7. Стратегия, когнитивный стиль личности. Целостная/холистическая, фрагментарная или хаотичная; полезависимая или поленезависимая; «я поглощаю пространство/мир или пространство/мир поглощает меня» и.п. Уровень 7. Стратегия, когнитивный стиль личности. Например,взаимодействие с индивидуальным и внешним временем: «Я во времени» или «Время во мне», «спринтеры или стайеры», «копуши или торопыги» и т.п.

 

Перечисленные уровни пространственно-временных представлений формируются в истории человечества (филогенезе) и в истории развития каждого конкретного ребёнка (онтогенезе). Они надстраиваются один над другим. Каждый последующий уровень с неизбежностью включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития целостный ансамбль зрелой психики.

Итак, пространственные представления, прежде чем простроиться "от головы", должны быть сформированы «от тела» (начиная с внутриутробного развития). Ведь, например, первые метрические и топологические (Уровень 3) образы возникают вследствие касания матери к ребёнку, её близости или удалённости, расписания кормления и купания. Ребёнок начинает понимать, что означает «быстро», «вверху» и «рядом» только после того, как это поймёт его тело. То есть вследствие превращения телесного (соматогностического) пространства в зрительное, слуховое и т.д. Он сначала овладевает своими ощущениями и возможностями своего тела (Уровни 1- 3) в кроватке, дома и на улице. А уже затем начинает осваивать более высокие уровни, взаимодействуя с разнообразными объектами внешнего пространства (пирамидка, буква, цифра, арифметический пример, книга, люди, Вселенная). И, конечно, времени (вчера, следующей весной, в V веке до н.э., в 2020 г. и т.д.)

Этот пример из нейропсихологии пространственных представлений (по Семенович) приведён для того, чтобы проиллюстрировать, насколько скрытыми и неожиданными могут быть истинные причины неуспешности ребенка. Уже в детском саду мы ждём от него освоения элементарного счета, письма и чтения. Но все эти процессы (особенно на этапе знакомства с буквами и цифрами) на 90% обусловлены пространственными способностями. Если они не сформированы так, как это отображено в таблице 1 – чудес ждать не надо. Ребёнку обеспечены дисграфия (недостаточность письма), дислексия (недостаточность чтения), дискалькулия (недостаточность счёта) и прочие неприятности, связанные с дефицитом пространственных представлений. Но взрослые не видят этого и считают, что ребёнок ленив, глуп, у него плохая память или он просто необучаем.

И это ещё не все. Те же неприятности (дисграфия, дислексия и дискалькулия) могут быть связаны не с пространственными представлениями, а с фонетико-фонематическими проблемами и/или повышенным мышечным тонусом, и/или несформированными движениями глаз и т.д. Специалисты и родители постоянно обсуждают разнообразные проблемы поведения и обучения детей. Но редко можно услышать членораздельный ответ на вопрос: почему эти проблемы возникли? Ответив на него, мы можем более осознанно приступать к диагностике, разработке адекватных мер преодоления и устранения имеющихся недостатков.

Итак, вне зависимости от характера психологических трудностей человека (в любом возрасте), проблемы возникают по трём главным причинам.

1. У человека не сформирована или плохо функционирует произвольная саморегуляция. Он не в состоянии: а) чётко сформулировать свои цели, создать и полноценно реализовать развёрнутую программу поведения; отобрать подходящие для этого средства, б) сосредоточиться, увидеть и исправить собственные ошибки, в) сопоставить полученный результат с тем, о котором мечтал и т.д.

2. У человека дефицитарен нейросоматический баланс. Он быстро истощается, у него искажены основные ритмы организма (например, сон-бодрствование) и постоянны микросимптомы со стороны различных систем организма: метеозависимость и аллергические реакции, повышение мышечного тонуса и разнообразные ЛОР-проблемы, проблемы ЖКТ и т.п. У него наблюдается чрезмерность аффективных реакций и их неуравновешенность. Одновременно у него недостаточны психомоторные координации: движение глаз и их фокусировка; плавность двигательной мелодии и содружественная работа рук, языка и глаз. А всё это – непременное условие любого нашего деяния.

3. У человека ущербен базовый познавательный репертуар. Например, сужен объём и избирательность восприятия (тактильного, зрительного или слухового) и памяти. Страдает фонетико-фонематический анализ и синтез. Дефицитарны пространственные представления или интеллектуальные операции. Любой из этих признаков приведёт к несостоятельности целого спектра психических функций и поведения в целом.

Чтобы проиллюстрировать сказанное, рассмотрим классический пример А.Р. Лурия из его книги «Высшие корковые функции человека». Это описание выбрано, поскольку именно письмо у современных детей – наиболее «слабое звено». И, чтобы не обсуждать потом проблему «дисграфий», имеет смысл осознавать, из чего «складывается» функция письма. А осознав, профилактически довести до совершенства все необходимые для отличного письма процессы. Итак, А.Р.Лурия пишет:

«Для того, чтобы человек мог написать диктуемое ему слово, он, прежде всего, должен подвергнуть его звуковой состав акустическому анализу. Он заключается в выделении из сплошного звукового потока отдельных дискретных элементов – звуков, в определении их существенных «фонематических» признаков и в сопоставлении их по данным признакам с другими звуками речи. Акустический анализ и синтез осуществляется при ближайшем участии артикуляций.

В дальнейшем звуковой состав слова «перешифровывается» в зрительные образы букв. Каждый выделенный при участии слуха и артикуляции звук речи прочно связан с определённым образом буквы, или «графемой», которая может быть изображена различным образом (в виде заглавной или строчной, простой или стилизованной буквы). «Перешифровка» каждой фонемы в зрительную схему графемы должна осуществляться с учетом её топологических свойств и пространственного расположения ее элементов.

Этот акт подготовляет третий этап письма – «перешифровку » зрительных схем букв в кинестетическую систему последовательных движений. Движения записи букв представляют собой сложную «кинетическую мелодию», требующую определенной организации двигательных актов в пространстве, определённой их последовательности и т.д.».

В данной цитате А.Р. Лурия обращается только к исполнительным звеньям письма взрослого человека. То есть, к ситуации, когда уже сформирован сам акт письма, не надо вспоминать каждую букву и т.п. Автор вообще не упоминает здесь факторы произвольной саморегуляции (программирование процесса письма и контроль за его протеканием) и непроизвольной саморегуляции (тонус рук и языка, энергетика, дыхание, мотивация и т.п.). Однако и сказанного довольно, чтобы представить себе всю необъятную драматургию такой (казалось бы) знакомой функции, как письмо. А ведь мы обратились всего лишь к простому акту письма и рассмотрели его на кратчайшем временном отрезке. По сути, текст, который вы только что прочитали, посвящен отнюдь не полному, тезисному изложению написания одного-единственнного слова взрослым человеком, да и то – под диктовку. Аналогичное описание можно предоставить для любого навыка (счёта, чтения, умения излагать собственные мысли и т.п.).

И все эти таланты должны быть своевременно сформированы у ребёнка к моменту овладения им грамотой. Именно поэтому так актуально уже в дошкольном возрасте провести профилактику и (если надо) коррекцию всех перечисленных способностей ребёнка. Сформировать у него произвольную саморегуляцию, обширный репертуар познавательных компетентностей, психомоторные координации и нейросоматический каркас поведения.

У детей наблюдаются пробелы по всем этим параметрам. Конечно, что-то всегда выступает на первый план как главный неблагоприятный механизм. Окончательное суждение можно вынести только после тщательного нейропсихологического обследования. Но оно не всегда доступно. Потому мы и предлагаем превентивно начать занятия с ребёнком по нашим программам. В одних случаях они будут способствовать коррекции слабых звеньев психического развития. В других – приведут к наращиванию познавательной компетентности и раскрытию таких способностей ребёнка, о которых вы и не подозревали. А в целом – структурируют разнообразные и разнонаправленные процессы развития, сделают их более гармоничными.

Нейропсихологическая типология (синдромология) отклоняющегося развития и учебной неуспешности подробно описана в книгах: «Введение в нейропсихологию детского возраста» и «Программа коррекционной работы в школе» (Семенович, 2006, 2010, 2015). К ним я адресую всех, кто хочет более углублённо познакомиться с различными вариантами развития современных детей. И – понять причины, которые мешают многим из них достичь высоких результатов. Причины психологической (учебной или социальной) неуспешности могут быть самыми разнообразными. В одном случае это несформированность пространственных представлений. В другом – отставание или искажения каких-то этапов речевого развития. В третьем – задержка становления произвольного внимания и саморегуляции и т.д. Причины могут быть разными, а реакция взрослых – одна: планомерно с раннего детства заниматься с ребёнком.

Далее мы рассмотрим ряд нейропсихологических законов и правил, которые должны соблюдаться вне зависимости от возраста и типа развития ребенка. «Должны соблюдаться», потому что это универсальные законы работы мозга. По-другому он не работает или работает плохо. Эти законы описывают фон, на котором разворачивается успешное развитие. Чтобы его обеспечить, достаточно использовать ежедневно ряд психотехник, которые могут с большой пользой применяться в ДОУ, школе и в повседневной жизни вообще. Они будут полезны специалистам и всем членам семьи ребёнка для поддержания хорошего психологического тонуса. Помимо прочего, включенность взрослых в такие занятия покажут ему: вы живёте одной с ним жизнью, играете в одни игры. А это для ребёнка самый главный показатель вашей любви.

Сегодня все знают, что такое СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Как это ни парадоксально, данный диагноз подчас становится для родителей своего рода индульгенцией: «…ну что же делать? Ведь у него СДВГ… надо попить какие-нибудь таблетки, чтобы он успокоился… Да, конечно, когда читаешь инструкцию к этим таблеткам, – становится немного страшно… Но он ведь успокаивается. Будем пить дальше!». Безусловно, когда ребёнок гиперактивен или у него есть какие-то иные особенности развития (плохо говорит, рисует, запоминает и т.п.), легче всего дать таблетки. Но надо отдавать себе отчёт в том, что приём лекарств – это маскировка истинных проблем; своего рода «костыли», которые на какое-то время создадут видимость благополучия. Не более того… К тому же при таком сценарии развития ребенок обречен на постоянное использование тех или иных препаратов и увеличение их доз.

Нейропсихология предлагает другой подход. Чтобы максимально сгладить острые углы и постараться помочь ребёнку стать успешным во всех его начинаниях, заинтересованным взрослым имеет смысл заняться с ним незамысловатыми упражнениями. Они направлены на формирование различных его способностей: двигательных, речевых, пространственных, интеллектуальных и т.д. Эти упражнения объединены определённой логикой и образуют единую систему нейропсихологической профилактики, коррекции и абилитации (направленного формирования) психологического развития - метод замещающего онтогенеза.

Метод замещающего онтогенеза (МЗО) –фундаментальная нейропсихологическаятехнология преодоления негативных факторов развития ребёнка и наращивания его способностей. Само название МЗО отражает его суть. С помощью специальных блоков упражнений мы как бы «замещаем», реконструируем те отрезки развития ребёнка, которые он не прошёл по тем или иным причинам. А затем «выстраиваем и запускаем» все необходимые линии развития. Наш мозг очень консервативен; он прекрасно знает, что и как надо делать (ситуативно и в перспективе), чтобы мы могли хорошо развиваться, обучаться и адаптироваться в постоянно меняющейся среде. И не только в детском возрасте, но и в течение всей нашей жизни. Материальным субстратом психической деятельности мозга является информация. Потому он «помнит всё» в форме конкретных «файлов» поведения,которые раскрывают следующие файлы,потом следующие и так добесконечности. Каждое упражнение МЗО и является таким активирующим «файлом».

Поведение человека (равно, как и его развитие) является иерархически организованной, саморегулирующейся «нейро-психо-соматической» системой, включающей три пересекающиеся и не существующие друг без друга плоскости. «Нейро-» – связанная с деятельностью нервной системы, главным организатором которой является мозг. «Психо-» – отражающая его психическую деятельность. «Соматическая» – телесная, включающая всю совокупность внутренних и внешних органов и процессов. Каждая из этих граней не просто созревает. Все они формируются исключительно за счёт обширных природных и социокультурных контактов ребёнка. То есть - в процессе непрерывного общения иобучения в самом широком смысле этих слов.

Подчеркнём ещё раз единство всех этих сторон развития: в изолированной форме они просто не существуют в природе. Точнее, существуют, но в виде сугубо клинических случаев или фэнтези. Поэтому здесь и далее в книге мы ставим ударение на слове «единовременное». Сбой, задержки, искажения или опережение в развитии каждой из перечисленных граней влечёт за собой дезинтеграцию и/или перестройку всей системы, подчас в самом неприятном, препатологическом или патологическом варианте. В связи с этим нейропсихологическое сопровождение по «методу замещающего онтогенеза», представленное в данном издании, руководствуется основным принципом: холистический, целостный взгляд на природу человека.

Подумайте, как много действий взрослый человек осуществляет автоматически. Не задумываясь, как это сделать. И не контролируя себя на каждом шагу. Чтобы достигнуть такого уровня, ребёнку надо много и долго учиться. Ведь каждый его навык должен быть многократно проговорён и воспроизведён. Этот процесс чрезвычайно энергоёмок. Психическое развитие всегда требует очень много энергии.

Именно поэтому в детском возрасте так часты эмоциональные и психосоматические срывы, склонность к неврозоподобным проявлениям и несбалансированность систем «возбуждение-торможение». На тот или иной «непорядок» ребёнок, как правило, реагирует «всем организмом» – поносом, вспышкой температуры, ангиной и т.п. Такой «детский» стиль реакции на любое неблагополучие – единственный способ попросту сберечь энергию. Мозгчеловека – самый совершенный и тонкий инструмент, но он располагаетв каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Она расходуется и на эмоции, и на познавательные процессы, и на модуляцию иммунного/эндокринного статуса, и на сердечно-сосудистую деятельность и т.п. Перечень уникальных функций и талантов мозга можно продолжать бесконечно. Но важно понимать: наиболее энергоёмким является произвольное, проговорённое (про себя и вслух), развёрнутое действие.

В самом общем виде положение таково: чем больше энергии расходуется на высшие познавательные процессы (восприятие, речь, счет, мышление, а тем более произвольная саморегуляция), тем больше вероятность «обкрадывания» базальных структур психики, в том числе – эмоциональных, нейро- и психосоматических. Иными словами, ход развития ребёнка достаточно часто можно описать по формуле: «Нос вытащил – хвост увяз...»

С одной стороны, у большинства детей неблагополучно раннее развитие, что весьма пагубно сказывается на их нейро- и психосоматическом статусе. С другой, очевидно сократился репертуар подвижных игр и других чисто детских радостей. Дети изолированы от окружающего мира в угоду компьютеру, телевизору и т.п. Иными словами, на неблагоприятное течение внутриутробного развития и родовые травмы накладывается общая гиподинамия и «сенсорный голод». Потому и не происходит естественной коррекции, какой испокон веков были обширные коммуникации ребёнка с собой и окружающим миром. Следовательно, необходимо:1) расширить границы его естественно-игрового репертуара, 2) создать повседневный фон жизни, который поддерживал бы оптимальное состояние нейро- и психосоматического статуса ребёнка.

Я не призываю возвращаться к пещерному быту. Но взрослые должны отдавать себе отчёт в том, что, например, «памперсы» приводят к отсутствию дискомфортных ощущений (тактильно-кинестетических, обонятельных и т.д.) и закономерному снижению чувствительности от систем малого таза и внешних половых органов. Отчего же нас так удивляет нарастание случаев энуреза и онанизма у дошкольников, сексуальных расстройств в подростковом и юношеском возрасте? В целом же, явная «сенсорная депривация» детей, которая стала приметой сегодняшнего дня, не может не привести к депривации эмоционально-мотивационной. А, следовательно – к личностной незрелости, которая так волнует взрослых. Добавим, что «тепличные условия» самым пагубным образом сказываются на развитии вообще. Потому все приводимые ниже блоки упражнений важно применять постоянно. Хотя бы для того, чтобы заполнить «сенсомоторный» вакуум у современных детей.

Взрослые часто сетуют на истощаемость детей, но забывают определить, что они имеют в виду. У любого человека, в любом возрасте «хроническое истощение» наступает только по трём причинам. Первая – у него нет никакого желания чем-то заниматься: значит, его текущие занятия не входят в круг его актуальных потребностей. Соответственно, нет повода для построения произвольной программы таких занятий. Вторая – у него нет достаточного запаса средств выполнения того или иного дела. Например, он задумывается, как ему держать ложку, карандаш или ручку. Размышляет, с какой стороны страницы начинать писать, и что такое «красная строка», в какую сторону писать букву и т.д. Что надо делать: сначала зажигать спичку, а потом газ, или – наоборот. Третья причина – несбалансированность его нейросоматических систем и элементарных психомоторных координаций между руками, ногами, языком и глазами. Подчас это усугубляется текущим (не всегда выявленным) хроническим соматическим недомоганием.

О том, почему, зачем и сколько разнообразных навыков и автоматизмов надо сформировать у детей, чтобы они не истощались – речь пойдёт в следующей части книги ( главы 3–6 ), где подробно описана базовая программа МЗО «Мой мозг может всё». Она же дает ответ на вопрос: «Как это сделать?». Подчеркнём, что все нейропсихологические упражнения полезны любому человеку как повседневный фон для повышения качества жизни.

В развитии человека нет изолированных линий. Речь и пространственные представления, эмоции и движение, восприятие, воображение, память и мышление формируются в едином потоке. Но они не могут существовать в реальности вне нервных и соматических (телесных) систем организма. Уже во внутриутробном периоде наш мозг, тело и психика развиваются по единому плану, программе, отточенной тысячелетиями. Она закреплена в нашем геноме, который на 85% обращен к реализации функций мозга. Трансформации (тем более – сбой) в любой части этой программы влекут за собой перестройку всей системы. И после рождения ребёнок продолжает развиваться как единая саморегулирующаяся система по сценарию,веками отработанному эволюцией.Самойэволюцией, которая старше, мудрее и дальновиднее любого из нас. Поэтому не станем изобретать велосипедов, а воспользуемся её советами. Собственно эта идея и является одной из «несущих осей» МЗО.

Необходимость внедрения нейропсихологического сопровождения резко выросла из-за нарастающего неблагополучия в современной детской популяции. И естественного желания максимально снизить этот негатив. Но зачем применять эти методы, занимаясь с детьми, не имеющими этих проблем? Во-первых, не все «зоны риска» детей очевидны в раннем дошкольном возрасте. Подчас они заявляют о себе только к школе, а иногда – лишь в 4-5 классе. Потому везде акцентируется слово «профилактика». Во-вторых, все предлагаемые далее психотехники весьма эффективны как развивающие, или абилитационные (направленные на наращивание той или иной способности). Они полезны любому ребёнку для обогащения его познавательной и эмоционально-личностной компетентности в самых разнообразных сферах.

Дошкольное и раннее школьное детство – идеальное время для начала нейропсихологических занятий, поскольку все системы мозга и организма ещё очень пластичны. Но и в более старшем возрасте результаты (при регулярных занятиях) не заставят себя ждать. А наградой всем заинтересованным взрослым будет сияющее радостью от собственных успехов лицо ребенка и гордость за него и себя….

§2. Метод замещающего онтогенеза: содержание и правила использования

1. Психологическое развитие ребёнка протекает одновременно по трём каналам, сливающимся в единое русло. Это развитие: 1)нервной системы, 2)психическихпроцессов и 3) различных систем организма. Наше «мозго-психо-тело» – это триединство,которое с первых секунд внутриутробного развития начинаетформироваться по единому плану. Не существует психики без мозга и без тела. Атело - без психической деятельности мозга – набор неподвижных костей, мышц и т.д. Потому любое психолого-педагогическое сопровождение должно быть таким же единовременным и триединым. Оно должно учитывать потребности растущего организма ребёнка наравне с его познавательными потребностями.

В се свойства нашей психики, нервной системы и тела всегда генетически заданы и всегда формируются в обучении. Если не будет запроса, востребованности извне, никакой (даже самый выдающийся) генетический потенциал никогда не будет реализован.

2. Психологическое развитие, как и поведение вообще,является нейро-психо-соматическим процессом, разворачивающимся в био-социо-культурной среде. Все эти компоненты тесно переплетены между собой; выпадение или искажение любого из них приводит к деформации психологического статуса в целом. Это происходит в любом возрасте. Но в детстве любой «перекос» в этой иерархической,динамическиразвивающейся энерго-информационной системе может закончиться драматично.Всемизвестно, что для развития ребёнка одинаково опасны: любое соматическое заболевание и педагогическая запущенность, минимальная мозговая дисфункция и недостаточное общение с природой, воспитание в тепличных условиях или, напротив, отсутствие семьи и т.д.

Реализация психических процессов обеспечивается нервной системой, соединительной тканью (кости,сухожилья,кровь,лимфа,жир,ликвор,и т.д.)и «биоэнергетическими» меридианами,описанными в классической китайской и корейскоймедицине. Особый статус нервно-соединительнотканных информационных магистралей проявляется даже в их избыточных потребностях и затратности. Они поглощают большую часть общеорганизменных суточных запасов глюкозы и кислорода. А биоэнергетические меридианы, в сущности, являются схемой, на которой отражены взаимосвязи самых отдаленных участков нашего «Мозго-Тела».

Роль и значение нервной системы читателю известны, а о соединительной ткани мало кто знает. Потому обозначим кратко представления об этой самой древней системе человека и жизни вообще. Известно, что соединительная ткань – самовосстанавливающаяся, самоорганизующаяся, питающая, восстанавливающая и очищающая система. Её функции (транспортные, опорно-механические, трофические, защитные, метаболические и т.д.) обеспечивают контроль и координацию всех остальных тканей нашего тела, их рост и развитие. Составляя 85% массы тела человека и 95% тканевой массы мозга, она является общеорганизменным регулятором: активирует, тормозит и/или модулирует, оперативно реагируя на любой возникший дисбаланс.

Опережающая соединительнотканная реакция знакома каждому из нас по дебюту (и последействию) самого элементарного вирусного заболевания: ещё как бы нет (или – уже нет) болезни, а «ломит всё тело», пропадает или становится весьма капризным аппетит, клонит в сон, снижается память, появляется раздражительность и агрессивность и т.п. Все прочие ткани нашего организма реагируют только после того, как произошли «фазовые переходы» в соединительнотканной системе: в разной степени изменились свойства крови, костей, гелей, связок и т.д. Но центральная «диспетчерская» соединительнотканной регуляции расположена в мозге.

У многих современных детей наблюдаются (в той или иной степени) именно нервно-соединительнотканная недостаточность,которая приводит к закономернымотклонениям психического развития. Впрочем, развитие – понятие в реальности непрерывное. Поэтому, хотя и не желая быть плохим пророком, не могу не высказать предположение: о системном соединительнотканно-нервном дефиците вскоре придётся задуматься (как всегда, с опозданием) не только специалистам в области «детских» проблем. Напомню, что той категории детей, у которой был мною зафиксирован резкий скачок встречаемости такого дефицита, сегодня уже тридцать лет…А ведь «след дизонтогенеза» безусловно нестираем, хотя может долгое время пребывать в латентномсостоянии. Кроме того, у этих тридцатилетних уже родились свои дети. Нейропсихологическое сопровождение необходимо им именно потому, что оно: 1) учитывает все грани (и недостатки) нейропсихосоматического развитияи 2) предлагает адекватный социокультурный контекст, который нивелирует и устраняет имеющиеся проблемы.

3. Энергия мозга конечна в каждый отдельный момент жизни человека;более того,входе развития ребенка она ситуативно направлена в достаточно узкое русло, заданное его индивидуальной генетической программой. Если задача, предлагаемая ребёнку социумом, входит в противоречие или просто опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. Наиболее вредоносно это сказывается на тех процессах, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются.

Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (в 2-3 года) обучение ребёнка буквам и цифрам. Нелепость такого акта определяется тем, что он входит в противоречие с основополагающими закономерностями психического развития. Они известны по работам всех великих представителей разных психологических школ (Ж. Пиаже, А.Фрейд, М.Клайн, Л.С.Выготский, К.Левин, Д.Б.Эльконин и др.).

Многократно эмпирически доказано, что реакция (которая может быть и отсроченной во времени) обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности ребёнка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях. С точки зрения нейропсихологической, всё это свидетельствует о препатологическом состоянием подкорковых образований головного мозга. Иными словами, опережающая нагрузка на корковые отделы, которая неизбежна при обучении чтению,письму или счёту,всилу своей энергоёмкости «истощает» находящиеся в сензитивном периоде своего развития подкорковые образования.

Ещё более экзотично выглядит ситуация, когда на фоне высоких достижений в области литературы и математики дети демонстрируют вопиющую несформированность элементарных навыков и умений. Парадокс этой ситуации состоит в том, что эти самые элементарные умения для полноценного усвоения должны быть многократно воспроизведены (т.е. попросту - отперсеверированы). Инертное воспроизведение заданного поведенческого стереотипа - один из важнейших механизмов развития. При опережающем развитии передних отделов мозга (которое неизбежно у вундеркиндов), персевераторные механизмы закономерно снижаются и закрепления не происходит.

Нейропсихология всегда ратует за самые высокие показатели развития, но есть закон: «Своевременность решает всё!». Конечно, никто не говорит о торможении развития ребёнка, если у него есть повышенный интерес к миру. Но искусственно активировать его не стоит. Просмотрите, пожалуйста, программы МЗО. В них отражены все естественные, поступательные линии психологического развития. Следование им гораздо быстрее (и без плачевных последствий) приведет вас к мечтаемому результату, чем усиленные занятия по новомодным методикам интенсивного развития. Если же вам посчастливилось воспитывать вундеркинда – не забудьте предложить ему небольшие «развлекалки/физкультминутки» из блоков МЗО «Разминки» и «Психомоторные координации». Они представлены во всех программах данного издания.

4. Обсуждая проблемы психологического развития ребёнка,важно учитывать всеего стороны: нервные, соматические, психические, социокультурные, природные и т.д. Идеология нейропсихологического сопровождения (диагностика, профилактика, коррекция и обучение) строится с учётом максимального охвата всех линийразвития. Изначально(ещё в90-годах ХХ в.),при моделировании МЗО был заложенфундамент взаимодействия нейропсихологии с педагогикой (включая логопедию, дефектологию и т.д.), другими направлениями психологии и психотерапии, медициной, натуропатическим подходом. И все эти знания должны транслироваться родителям,чтобы завоевать их поддержку. Поскольку без их участия любые усилия специалистов не принесут плодов.

Такой «синклит», работая как своего рода постоянно действующий «консилиум», позволяет: 1) достаточно достоверно описать исходный статус ребёнка именно как нейро-психосоматический; 2) выработать стратегию и тактику сопровождения данного типа развития в обоих направлениях – центробежном и центростремительном (т.е. от мозга к телу и наоборот), многократно при этом активируя соответствующие психические процессы; 3) оптимизировать коррекционный (абилитационный, профилактический) процесс.

5. Уникальность мозга состоит в том,что в нем хранится весь накопленный впредшествующих поколениях архив способов поведения. Как ни фантастично это звучит, наш мозг помнит не только опыт наших мам, пап, бабушек и дедушек. Он хранит память о поведении наших далёких предков в III-м тысячелетии до нашей эры, сотни тысяч лет назад, и в XVIII веке. При этом мозг хранит не образы, а различные способы взаимодействия человека со своими внутренними состояниями и окружающим миром.

У данного конкретного ребёнка может произойти какой-то сбой в программе развития, обусловленный вредностями внутриутробного развития, родовой травмой или хроническими соматическими заболеваниями. Но память мозга обладает громадными ресурсами компенсации этих вредностей. Она, как правило, мощнее любой возникшей актуально травматической ситуации. Значит, наша задача – сделать всё возможное, чтобы мозг вспомнил,как он должен правильно развиваться.И даже при самом неблагоприятномварианте развития заставить его вспомнить как можно больше. То есть, приложить усилия к тому, чтобы довести уровень развития самого «тяжёлого» ребенка до максимально доступного для него уровня.

6. Лучше всего мозг помнит наиболее универсальные модели поведения, которые неизменно воспроизводились из поколения в поколение с незапамятных времен. Таковыми являются:

- Способность к имитации поведения и эмоционального реагирования других людей. Даже в тех случаях, когда мы просто пассивно наблюдаем за тем, как другие что-то делают, определённые системы мозга («зеркальные нейроны») совершенно рефлекторно сканируют это. Они как бы «проделывают» то же самое действие. Имитативные способности мозга распространяются и на речь.

Именно так, ещё ничего не делая, мы уже включены в многочисленные способы взаимодействия с окружающим миром. В этом реализуется «коммуникативная потребность»,необходимая человеку для выживания.И,соответственно,возможностьиспользовать опыт предшествующих поколений. Если его нет в нашем повседневном опыте, каждый из нас вынужден начинать эволюцию человечества с нуля. Не уверена, что в этой ситуации окажется много выживших…

- Способность наших психосоматических систем к оперативной адаптации ко всем изменениям (подчас весьма вредоносным) во внешнем мире и в нашем собственном организме. Совершенно независимо от нашего сознания или желания они начинают видоизменяться, трансформироваться, подстраиваться под новые условия. Так реализуется наша «витальная потребность» – инстинкт выживания.

- Этапы сенсо


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.