Формирование межполушарных связей – гарант успешного психологического развития — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Формирование межполушарных связей – гарант успешного психологического развития

2022-09-15 35
Формирование межполушарных связей – гарант успешного психологического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сегодня словосочетание «межполушарные взаимодействия» используется всеми подряд. При этом мало кто понимает, что же за ним стоит. Термин «межполушарные взаимодействия» объединяет представления: 1) о специализации правого и левого полушарий мозга и функциональной асимметрии мозга, 2) об их парной работе, или взаимодействии полушарий и 3) о системе связок, спаек, или комиссур, которые объединяют работу двух полушарий. Формирование межполушарного взаимодействия содержит ряд ступеней, которые включаются в работу последовательно. Поэтапное включение комиссур,или межполушарных спаек разного уровня гарантирует ребенку (на каждом возрастном этапе) адекватную парную работу мозговых полушарий и их специализацию. А отлаженные межполушарные взаимодействия – залог эффективности истинно человеческих форм адаптивного поведения.

Включаясь, каждый новый этап парной работы мозга вовлекает, интегрирует предыдущий. Его функции становятся подчинёнными, но продолжают (уже в свёрнутой форме) подконтрольно реализовывать все свои базовые задачи. При этом каждая спайка мозга привносит в этот свой индивидуальный «талант».

Закладываются межполушарные взаимодействия примерно на 3-5 месяце беременности, что отражает генетическую заданность функциональной асимметрии человеческого мозга. Но активно работать этот механизм начинает в момент выхода ребёнка из внутриутробных условий невесомости. Вследствие акта рождения дитя впервые попадает под действие сил гравитации. Они являются источником резкой активации его стволовых образований, которые первыми обеспечивают подкорково-корковые и межполушарные связи, инициируя всю последовательность последующего развития. Далее происходит поэтапное наращивание трёх основных уровней межполушарного взаимодействия (рис. 1.3).

1. На первом этапе (от внутриутробного периода до 2–3 лет) главенствуют мозговые связи подкоркового уровня: мозговые спайки ствола, гипоталамо-диэнцефальной области и базальных ядер. Здесь закладывается базис для межполушарного обеспечениянейрофизиологических, нейроэндокринных и нейрохимических асимметрий, лежащих в основе психологического развития. Благодаря именно этим межполушарным комиссурам организуются и сенсо-моторные координации:

- горизонтальные (например, конвергенция глаз, взаимодействия конечностей и т.д.) и вертикальные (например,глаза–речевой аппарат,речевой аппарат–руки и т.д.);

- синергические (однонаправленные/ одновременные) и реципрокные (разнонаправленные/ одновременные).

Многообразие и взаимообусловленность всех этих процессов поражает. Ведь уже внутри утробно ребёнок (благодаря активности своего мозга) во многом сам определяет ход своего развития. Причём делает это,начиная с сотворения плаценты,которую «конструирует» лично, преимущественно по генетическим «лекалам» отца; сам же эмбрион черпает информацию о своём развитии, прежде всего, в генетическом наследстве от матери. Он живет и вступает в диалог с организмом мамы, совершает много движений и т.д.

Если весь этот «мозговой» ансамбль не будет «сыгран» к моменту начала родов, неизбежна родовая травма. Ведь процесс рождения не в последнюю очередь зависит от собственных ресурсов мозга ребёнка. Он должен: 1)«сообщить» организму мамы о своём стремлении появиться на свет, 2) быть готовым к преодолению колоссального давления со стороны родовых путей матери, 3) совершить в процессе рождения определённое количество движений и поворотов, 4) адаптироваться к действию сил гравитации и т.д. Иными словами, не только мама вынашивает и рожает ребенка. Ребенок вынашиваетсебя и рождается,а успешность этого не в последнюю очередь связана с обсуждаемымисистемами его мозга. Например, к этому революционному моменту у него уже полностью, первыми из всех сенсорных, должны быть зрелыми ноцицептивные (болевые) системы ретикулярной формации. Должны быть достаточными для первой встречи с внешним миром дыхательные, сосательныеи другие витальные рефлексы.

Заключительным аккордом активности этого подкоркового (субкортикального) уровня является избирательная стволовая активация (по М.Кинсборну), возникающая в период адаптации к речи (2–3 года). Она проявляется в том, что усиливаются активирующие влияния от подкорковых структур на левое полушарие при выполнении ребёнком вербальных, речевых задач. Если же ребёнок находится в «неречевой» ситуации аналогичные нейрофизиологические процессы направлены на правое полушарие. Это является базой для закрепления устойчивого формирования функциональной асимметрии мозга и полушарных локусов контроля (левополушарного для речевых процессов и правополушарного – для соматогностических, пространственных и иных неречевых процессов).

Ценность этого периода межполушарных взаимодействий для следующих этапов взросления огромна. Если что-то здесь идёт не так, ребёнку обеспечены нарушения и искажения всего сенсо-моторного развития. Часто именно в 2-летнем возрасте наблюдается фрагмент регресса речевых функций у многих леворуких детей и истинный регресс при аутизме. Следует отметить также, что бытующая сегодня точка зрения о резком увеличении количества левшей отражает наличие двух реальностей. С одной стороны, этот факт отчасти обусловлен прекращением поголовного переучивания неправоруких, Но, прежде всего, скачок связан с повсеместным ростом числа детей, у которых наблюдается дизонтогенез (задержки развития) описываемых комиссур.

По нашим данным, такой тип развития (дисгенезия, недоразвитие спаек мозга стволового уровня) – «дисгенетический синдром» – наблюдается сегодня примерно у половины нормативной детской популяции. Это требует особого внимания специалистов! «Увеличение леворукости» (главным образом – патологической или компенсаторной), наряду с известными фактами увеличения числа детей с логопатией, правосторонней эпиготовностью, признаками иммунодефицита и т.п. – свидетельство вредоносного действия одного и того же дефицита –страдания межполушарных спаек стволового уровня. Доказательством этого является тот факт, что при оперативном устранении этого дефицита (в клинических случаях) и/или нейропсихологической коррекции (в норме) около 50% «якобы левшей» спонтанно, без направленных усилий меняют ведущую руку с левой на правую.

Соответственно, приоритетными в психолого-педагогическом сопровождении выступают модули формирования именно этого пласта межполушарных и подкорково-корковых взаимодействий в виде разнообразных телесно-ориентированных и психомоторных упражнений. Все они направлены на формирование нейросоматического каркаса и сенсомоторных интеграций, без которых успешного психологического развития не бывает. В базовой и иных программах МЗО, представленных в настоящем издании, соответствующие модули отражены в разделах «Разминки» и «Психомоторные координации».

2. Возрастной период от 3 до 7–8 лет характеризуется выступающей на первый план работой межгиппокампальных комиссуральных систем. Гиппокампальный комплекс – важнейшее образование лимбической системы, реализующей фундаментальные процессы памяти и эмоционально - потребностной сферы.Он играет ведущую роль в организациимежполушарного обеспечения всех познавательных и эмоционально-мотивационных интеграций. Кроме того, именно гиппокампам принадлежит роль стабилизатора взаимоотношений между задними отделами правого и левого полушарий. Этим ониотличаются от комиссур стволового уровня, основной целью которых является инициация направление межполушарного взаимодействия. Акцентируя глобальность гиппокампальных систем мозга, нельзя не упомянуть, что (по нашим данным) у большинства больных с болезнью Альцгеймера патологический процесс начинается именно в гиппокампах (преимущественно – в правом).

Важнейшая функция межгиппокампальных связей – межполушарное обеспечение процессов памяти, на которых в этом возрастном периоде лежит основная ответственность за развитие в целом. Здесь же закрепляются и автоматизируются доминантность по руке и речи, а также разнообразные познавательные навыки и умения. Происходит это по строгим законам мозга. Рассмотрим несколько таких примеров.

Всем известно, что фонематический слух является классическим примером левополушарной организации. Но, прежде чем стать речевым звукоразличением, он должен сначала сформироваться и автоматизироваться как тональное звукоразличение; звуковая дифференцировка бытовых и природных шумов, голоса человека; восприятие интонаций маминой речи в разных ситуациях (в зависимости от близости её тела, собственного телесного комфорта/дискомфорта) и т.п. Иными словами, развитие фонематическо-фонематических синтезов, до их«фокусировки» в левом полушарии, должно быть максимально обеспечено правополушарными компонентами. Подробно этот и иные сценарии обсуждается в разделе «Речевая компетентность» данного издания.

Другим очевидным примером служит становление межполушарного обеспечения пространственных представлений как целостной функциональной системы. До того, как в обиходе ребёнка появятся слова «выше», «вниз», «вперёд», «голова», «левая рука» и т.п., (то есть актуализируется вербальная маркировка пространства левым полушарием), в правом должны в полной мере сформироваться соматогнозис и обобщённый полимодальный образ непосредственно-чувственного «общения» с объектами внешнего пространства и собственным телом.

Ещё один пример – известный всем феномен зеркальности, который демонстрируют практически все дети в процессе усвоения букв и цифр. Он является не чем иным как отражением равноправного сосуществования в правом и левом полушариях мозга «двойных энграмм» (по М. Газзаниге) образов восприятия и памяти. Это факт обычной возрастной несформированности функциональной асимметрии мозга, а, следовательно, незрелости локуса правополушарного контроля за направлением процессов восприятия и памяти «слева - направо».

Общеизвестно, что данный дефицит в норме исчезает вслед за стабилизацией доминантной роли правого полушария по отношению к широкому спектру пространственных факторов. Возникает опережающая (по Э.А. Костандову) первичная симультанная, холистическая, единовременная и обобщённая обработка правым полушарием любой информации. Это приводит к фиксации вектора восприятия «слева – направо и сверху – вниз» и закономерному подавлению «двойных энграмм».

Одновременно происходит возрастание доминантной роли левого полушария по отношению к реализации знаковых программ (каковыми являются буквы и цифры).

В условиях того или иного дефицита межполушарных взаимодействий «зеркальные» феномены не исчезают естественным путем, но продолжают актуализироваться длительное время. Вплоть до момента, когда ребёнок не научится произвольно контролировать такие ошибки, или взрослые не предпримут нужные шаги по формированию межполушарных связей.

Одним из следствий всех этих явлений является крайне важный момент: ни в коем случае нельзя абстрагировать телесное и внешнее пространство, объясняя что-либо ребенку. Пространственные представления обязательно включены с момента рождения в любые совместные действия ребёнка и взрослых. Ребёнок всё должен пощупать, понюхать, попробовать «на зуб»; прочувствовать своим телом, руками. Это обусловлено тем, что объективно существует (по Семенович), как минимум, три уровня пространственных представлений: 1)соматогнозис,или схема тела(внутреннеепространство «в границах тела, от тела»), 2) внешнее пространство «от головы» (от глаз, ушей и т.д.), многократно расширяющееся, благодаря репертуару передвижений человека и 3) «квазипространство» нашей речи (логико-грамматические речевые конструкции). И все эти ступени следует преодолевать постепенно. Более подробно эта проблематика обсуждается в разделе «Познавательная активность».

Вся описанная драматургия в целом должна сформироваться у ребёнка до 6–7 лет с опорой на межгиппокампальный уровень межполушарных связей. К этому уровню взаимодействия полушарий обращены, прежде всего, модули МЗО, посвящённые профилактике и коррекции разнообразных когнитивных способностей (речевых и неречевых). Очень важно понимать, что эти модули должны внедряться параллельно снейросоматическими и психомоторными! Ведь именно они являются фундаментом любого познавательного процесса.

3. Завершающим в становлении межполушарных взаимодействий является этап приоритета транскаллозальных (лат. сorpuscallosum – мозолистое тело) связей, продолжающийся от 7 до 12–15 лет. Нейрофизиологически это подкрепляется формированием «волны Уолтера» – центрального механизма произвольного внимания. Конечно, и прежде мозолистое тело – эта главная для человека мозговая комиссура – было включено в реализацию парной работы мозга. Но его активность синхронизировалась с работой межгиппокампальных связей. Вместе они обеспечивали «диалог» между соседними областями задних отделов правого и левого полушарий. Одновременно мозолистое тело наращивало свою контролирующую функцию по отношению ко всем нижележащим уровням комиссур мозга. Теперь картина качественно меняется.

Главная роль мозолистого тела состоит: 1) в обеспечении межфронтальных взаимодействий (между лобными отделами правого и левого полушарий) и 2) в контроле над уже достигнутыми в ходе развития системами межполушарного взаимодействия. Это обеспечивает успешность познавательного развития на наиболее важном для социальной адаптации – регуляторном, социокультурном, опосредствованном и произвольном уровне их протекания. На уровне когнитивных стилей личности, базовых произвольных регуляторов отражения себя в окружающем мире и через окружающий мир. Именно здесь происходит взаимообмен и взаимообогащение между наглядно-образными, чувственными кодами клипового мышления (правое полушарие) и знаково-символическими, абстрактно-логическими речевыми кодами мышления понятийного (левое полушарие).

Благодаря межполушарным взаимодействиям этого уровня становится возможным закрепление функционального приоритета лобных отделов левого полушария. Это позволяет ребёнку не только выстраивать свои собственные программы поведения, ставить перед собой ясно определенные цели, но и контролировать (корригировать) их в зависимости от постоянно изменяющихся условий в соответствии с требованиями природного окружения и социума. Это существенно расширяет границы пластичности поведенческих реакций; позволяет в каждый момент времени использовать ту стратегию, которая наиболее адекватна (с точки зрения соответствия внутренних и внешних условий и механизмов адаптации) и сбалансирована. Многие аспекты этого пласта психологической жизни подробно обсуждаются в разделе «Эффективное общение» и во всех блоках нейропсихологических рекомендаций по формированию произвольной саморегуляции/произвольности поведения.

Данный уровень как наиболее молодой и поздносозревающий является наиболее уязвимым. Ведь при любой недостаточности формирования нижележащих структур, в силу системно-динамических механизмов, эти высшие системы будут развиваться в условиях постоянного энерго-информационного обкрадывания. А это прямо или косвенно скажется на развитии ребёнка, что показано в нейропсихологической типологии (синдромологии) детского возраста.

В целом же, практически не существует варианта дизадаптивного, отклоняющегося поведения человека, при котором не обнаруживался бы в той или иной степени дефицит этого уровня психической деятельности. Вместе с тем, истоки такой уязвимости связаны в современной детской популяции не столько с функциональной недостаточностью самих систем мозолистого тела. Они обусловлены с их текущим, накопленным в онтогенезе дефицитом, вторично производным от более ранней (пре- или перинатальной) дисфункции нижележащих уровней и систем межполушарного взаимодействия.

К высшему, «транскаллозальному» (мозолистое тело)уровню межполушарных связей обращены, прежде всего, модули МЗО, ориентированные на формирование произвольной саморегуляции, высших форм речи, внимания и мышления. Но фундаментом для них служат ядерные подпрограммы развития нейросоматических, психомоторных и когнитивных способностей.

Итак, мы рассмотрели основные нейропсихологические закономерности психологического развития и можем (с опорой на эти знания) переходить к обсуждению общего содержания нейропсихологического сопровождения – технологии МЗО. В нём изначально (как в зеркале) отражены все грани и этапы формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий ребёнка.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.