Часть II. Метод замещающего онтогенеза. Базовая программа «мой мозг может всё» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Часть II. Метод замещающего онтогенеза. Базовая программа «мой мозг может всё»

2022-09-15 54
Часть II. Метод замещающего онтогенеза. Базовая программа «мой мозг может всё» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГЛАВА 3.ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К БАЗОВОЙ ПРОГРАММЕ МЕТОДА ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА

§1. Общие рекомендации

Перед тем, как перейти к подробному изложению базовой программы МЗО «Мой мозг может всё», рассмотрим ряд общих правил. Эта программа содержит три большие подпрограммы: 1) «Разминка и подвижные игры на внимание», 2) «Психомоторные координации» и 3) «Когнитивные способности». Она рассчитана на 18 недель занятий. Такой пролонгированный вариант оптимален при занятиях с детьми в образовательных организациях и/или при грубых отклонениях развития ребёнка.

Нейропсихологические занятия могут проводиться в индивидуальном или групповом формате. Оптимальное количество детей в группе – 5-7 человек. Вместе с тем, упражнения из подпрограмм «Разминка» и «Когнитивные способности» абсолютно адекватны для фронтального использования с целой группой в детском саду или классом в школе. Более того, опыт нескольких учителей физкультуры доказывает, что и блок «Психомоторные координации» вполне гармонично включается в обычный урок со всем классом.

Базовая программа МЗО предназначена для детей от 3-х лет. Но многие игры/упражнения можно использовать для развития детей уже в младенческом возрасте. В этом случае вы используете «пассивный» вариант занятий. Например, вместо того, чтобы давать ребёнку задание «подними левую руку и помаши ею», вы просто берёте его левую руку и машете ею так, как требует упражнение. Если вы посмотрите на нейропсихологические упражнения в этом ракурсе, то существенно расширите репертуар игр с самыми маленькими.

Но вернёмся к главным адресатам МЗО – дошкольникам и школьникам. Если вы проводите индивидуальные ежедневные занятия дома и/или в специальных нейропсихологических группах 2 раза в неделю, каждый этап по времени можно проводить более интенсивно, сократив его вдвое. Например,занятия и упражнения(изовсех подпрограмм) 1-го этапа полностью проводятся не за 6 недель, а за три; 2-го этапа – также за три недели и т.д. То есть, на реализацию всей программы вам понадобится 9-10 недель. Как показывает практика, этот период достаточен, чтобы большая часть детей показала выраженную положительную динамику. Понятно, что дальше полезно продолжать выполнение наиболее полюбившихся упражнений в виде «утренней зарядки», подвижных игр и иных повседневных развивающих занятий. Упомянув этот «интенсивный» вариант базовой программы МЗО «Мой мозг может всё», вернемся к её обсуждению в форме регламентированных занятий.

Первая неделя посвящается вхождению ребёнка в ситуацию игровых занятий.Поэтомувсе упражнения выполняются в произвольном, комфортном для детей режиме. То есть так, как он может и хочет. Но общий план занятий уже с первых дней должен быть неизменным. Обязательна также регулярность занятий. В идеале занятия проводятся ежедневно, тогда эффективность ваших усилий многократно возрастёт. Если нет такой возможности, необходимо убедить родителей хотя бы полчаса в день уделять внимание различным разминкам и психомоторным упражнениям. А упражнения из раздела «Когнитивные способности» с большим успехом можно делать во время прогулки, в магазине и т.д., то есть, «разбросав их по жизни». Например, вкусовое, тактильное, обонятельное восприятие, движение, речь, мышление и память прекрасно развиваются, если ребёнок просто «помогает» маме готовить обед. Ведь он может всё пощупать, понюхать, попробовать, сравнить на вкус и т.п. Неплохо обсудить с ним, в каком порядке (и почему именно так) мы готовим суп, макароны, сырники или салат. А заодно поинтересоваться его мнением о необходимости добавить пряности. Можно показать поваренную книгу и выяснить, как много интересных и вкусных блюд готовится из одного и того же продукта. Можно в магазине посоветоваться, какие овощи необходимо купить, чтобы сделать к ужину его любимое блюдо. Так родители незаметно, изо дня в день, будут наращивать компетентность ребёнка в самых различных сферах.

Начиная со второй недели занятий, условия игры становятся более жёсткими. Выпоследовательно и неуклонно стремитесь к тому, чтобы упражнения выполнялись «как надо».Иногда этот процесс занимает достаточно много времени,но он необходим.Соблюдение определённых правил – неизбежный этап развития произвольной саморегуляции ребёнка. Если в самом нежном возрасте он привыкнет, что без правил игры не бывает,для него не составит большого труда впоследствии(без душевных потрясений)общаться с разными людьми, приступить к «школьным» занятиям и т.п.

Итак, каждое из «недельных» занятий проводится 1-2 раза в неделю. Если есть такая возможность – то каждый день. Ведь делаем же мы обычную зарядку? Почему же не включить в неё упражнения из базовой программы? Это будет полезно для всех детей. А для тех, у кого есть какие-то проблемы психического развития, ежедневные занятия обязательны. Причём не в течение часа, а 2-3 раза в день по часу. Заверяем вас, что эффект не заставит себя ждать.

Желательно проводить занятия в одном и том же помещении. Но можно распределить разные блоки упражнений между различными специалистами: воспитателями, педагогами ЛФК и ритмики, психологами, логопедами и т.п. Время проведения двигательных упражнений (разминка и психомоторный комплекс) должно составлять от 40 минут до 1,5 часов в день. Конечно, в соответствии с регламентом образовательных организаций этот «урок» может вестись более дробно: по 20 минут с переменами.

Многие упражнения из раздела «Когнитивные способности» можно выполнять в течение дня на прогулке и во время других повседневных учебных и развлекательных мероприятий. Главное, чтобы в течение недели все эти упражнения многократно воспроизводились детьми.

Для того, чтобы представить целостную картину занятий, используйте сводную таблицу, которая наглядно иллюстрирует этапы и содержание ваших занятий, а также поможет специалистам составить перспективный план своей работы.

Таблица 2. Этапы и формы нейропсихологических занятий

 

  РАЗМИНКА ПСИХОМОТОРНЫЕ КООРДИНАЦИИ КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ
I ЭТАП Глава 4. §1. 1- 6 НЕДЕЛЯ ЗАНЯТИЙ Упражнения не меняются с 1 по 6 неделю занятий Глава 4. §2. 1 неделя 2 неделя ......... 6 неделя Глава 4. §3. 1- 6 НЕДЕЛЯ ЗАНЯТИЙ Упражнения не меняются с 1 по 6 неделю занятий
II  ЭТАП Глава 5. §1.7-11 НЕДЕЛЯ ЗАНЯТИЙ Упражнения не меняются с 7 по 11 неделю занятий Глава 5. §2. 7 неделя 8 неделя ............ 11 неделя Глава 5. §3. 7-11 НЕДЕЛЯ ЗАНЯТИЙ Упражнения не меняются с 7 по 11 неделю занятий
III ЭТАП Глава 6. §1.12- 18 НЕДЕЛЯ ЗАНЯТИЙ Упражнения не меняются с 12 по 18 неделю занятий Глава 6. §2. 12 неделя 13 неделя .............. 18 неделя Глава 6. §3. 12- 18 НЕДЕЛЯ ЗАНЯТИЙ Упражнения не меняются с 12 по 18 неделю занятий

Нейропсихологические занятия всегда проводятся по одному и тому же сценарию. Он включает:

1. Ритуал приветствия и начала занятий.

2. Разминка.

3. Блок упражнений, направленных на формирование психомоторных координаций.

4. Блок упражнений, направленных на формирование познавательных/когнитивных компетентностей.

5. Подвижная игра.

6. Ритуал завершения занятий, подведение итогов и прощание.

Ритуал. С первого же дня мы создаём своеобразный ритуал занятий.Это могутбыть Волшебные ворота, проходя через которые дети попадают в Волшебную страну, где, например, все становятся волшебниками. Ведь волшебник умеет превращаться во что (и в кого) угодно, может придумать разные игры, знает язык птиц и моря и т.п. Но сначала он учится волшебству... Вот здесь самое время педагогу (психологу), проводящему занятия, войти в образ «учителя волшебников». Его главный девиз – «Посмотрите, как чудесно и интересно!». Думаем, что дальнейший сценарий каждый из взрослых участников процесса без проблем напишет сам.

Волшебные ворота можно несколько видоизменить, например, в начале декабря. Проходя через них, мы теперь готовимся рассказать и показать Деду Морозу, сколько всяких чудес мы умеем делать. А после новогодних каникул – ещё раз видоизменить их. Ведь наступил совершенно другой – новый – год. Приятно вспомнить, сколько всего произошло за праздничные дни. Но в новом году мы все (в том числе и учитель волшебников) стали немножко другими. Мы теперь взрослее, умнее, а значит, пришла пора научиться новым чудесам.

Приветствие и завершение занятий (прощания)являются важным моментом.Когдавсе войдут через Волшебные ворота, можно, например, встав в круг, похлопать в ладоши и поздороваться с Волшебной страной. При этом каждый ребёнок произносит свое имя, чтобы в Волшебной стране знали, как его зовут. А во время ритуала завершения занятий надо обсудить всё, что сегодня произошло, обязательно нарисовать что-то. И, конечно, поблагодарить Волшебную страну, где нам было так интересно, попрощаться с ней до следующего раза, пообещать приготовить для неё сюрпризы и т.п. Затем пройти через Волшебные ворота и вернуться к повседневным делам.

Если вы проводите нейропсихологическое занятие целиком, ритуал прохождения через Волшебные ворота совершается в начале и конце занятия. Если же блоки упражнений распределены между разными специалистами, логично использовать Волшебные ворота при реализации подпрограммы «Психомоторные координации».

Очень важно предупредить родителей, чтобы они как можно подробнее расспрашивали ребёнка о занятиях. Идеально, если они вместе с ребёнком придумают дома какие-то интересные рисунки и поделки для следующего визита в Волшебную страну.

Прекрасно, если дома родители заведут «Дневник ученика волшебника». Ни для кого не составит труда пофантазировать, помечтать с ребёнком (развалившись поудобнее) о местах, где уютно, безопасно и тепло. Опишите эти места во всех подробностях: природа, растения и животные, запахи, звуки. Лучше всего создать фильмотеку о жизни растений, животных, обитателей морского царства и т.п. Расскажите (нарисуйте, изобразите в танце) что видят, слышат, ощущают все ваши герои. Обязательно записывайте, зарисовывайте все свои маленькие новеллы в специальную тетрадь или альбом («Дневник ученика волшебника»). Ребёнок должен видеть плоды своего ежедневного творчества. Строго говоря, аналогичный дневник («Дневник родителей (воспитателя) ученика волшебника») взрослым полезно завести для себя. Это поможет более внимательно фиксировать ощущения от совместных занятий.

Обсуждение занятий и рисунок на память. Лучше всего с самого первого занятияввести традицию «рисунок на память». Это можно делать в процессе обсуждения занятий. Но лучше сначала попросить ребёнка дома (или на других занятиях в ДОУ или школе) нарисовать что-нибудь по поводу его пребывания в «Волшебной стране».

Структура базовой программы МЗО универсальна для всех детей.Но очевидно,чтоесть своя специфика у детей младшего (3-4 года) и старшего (от 5 лет) возраста. Потому дополнительные задания, предназначенные только для старших детей, помечены звёздочкой – ß. В 3-4 года их делать ещё рано: детям трудно понять инструкцию, сосредоточиться и т.д. Вместе с тем, все дети разные. Поэтому, если ваш воспитанник уже готов без особого напряжения делать упражнения «для старших», – прекрасно. Может быть, и обратная ситуация, когда даже в 8-9 лет ребёнок с определёнными проблемами способен выполнить только задания «для маленьких». Ничего страшного. Значит, упражнения со ß вы начнете добавлять в базовую программу через некоторое время.

В любом случае реализуется единый сценарий: 1) разминка, направленная на оптимизацию энергетического и нейросоматического статуса, 2) развитие психомоторных координаций (дыхание, растяжки, глазодвигательный репертуар, общедвигательный репертуар), 3) развитие познавательных, или когнитивных процессов, 4) подвижные игры с мячом и игра на внимание. А модуль нейропсихологических занятий на неделю составляется из трёх разделов: «Разминка», «Психомоторные координации» и «Когнитивные способности».

Ø Разминка. С разминки мы начинаем занятия.Варианты разминок(физкультминуток)построены по единому плану. Они включают упражнения, направленные на улучшение мышечного тонуса (рук, ног, артикуляторного аппарата и т.п.), общей энергетики, координации и общесоматического баланса. Всего даны три варианта «разминок». Первый выполняется неизменно 1–6 неделю. Второй – 7–11 неделю. Третий – 12–18неделю.Каждое упражнение делается5раз.

Ø Психомоторные координации. Все упражнения из этого блока также делаются5раз.Лишь глазодвигательные упражнения – по 3 раза каждое. Но, если вы видите у ребёнка значительные трудности выполнения какого-то упражнения, следует повторить его несколько раз в течение дня. При развитии и коррекции общедвигательного репертуара (ползанье, хождение на четвереньках и т.д.) желательно, чтобы ребёнок преодолел 10–12 метров. В 3-4 года вначале вполне достаточно преодолеть 6-8 метров. Эти упражнения имитируют все этапы развития ребёнка, начиная с внутриутробного периода до периода, когда он встал. Потому следует уделить им особое внимание.

Формирование психомоторных координаций – несущая ось МЗО. Каждый из 3 этапов подпрограммы «Психомоторные координации» представлен понедельными упражнениями. Эти этапы согласуются с соответствующими этапами подпрограмм «Разминка» и «Когнитивные способности». Очевидно, что упражнения «психомоторные координации» проводятся после ритуала приветствия и разминки. А после «психомоторных координаций» – занятия по формированию познавательных способностей ребёнка, подвижная игра и ритуал завершения занятия. Думается, что приведенная выше сводная таблица, подробные инструкции и общие рекомендации, а также внимательное прочтение всех упражнений до начала занятий позволят вам быстро освоиться в этом новом материале.

Ø Когнитивные способности. Эта подпрограмма,как и разминка,рассчитана на3этапа. На каждом этапе присутствуют упражнения на все виды психических процессов (восприятие во всех модальностях, пространственные представления, речь, мышление и т.п.).

Данный блок МЗО направлен на формирование широкого спектра познавательных, или когнитивных способностей (компетентностей) ребёнка. Последовательность, содержание и логика организации этапов работы не случайны. Они определяются нейропсихологическими закономерностями развития высших психических функций: разных видов восприятия и двигательной активности, пространственных представлений, речи, мышления и внимания. Таким образом, мы обеспечиваем ребёнку все основные направления психолого-педагогического сопровождения развития его неречевых и речевых способностей. Они охватывают различные формы и уровни познавательных процессов.

Иногда у специалистов и родителей возникает вопрос: почему в данном блоке так мало упражнений на формирование памяти? Это обусловлено очевидным присутствием (во всех, без исключения, упражнениях) больших нагрузок на эти процессы. Они так же постоянно активны и востребованы при реализации всех подпрограмм МЗО. Потому нет никакой нужды выделять работу «с памятью» в отдельную рубрику. Кроме того, многие недостатки ребёнка, которые взрослым кажутся проблемами его памяти, таковыми не являются. Ведь эффективность памяти человека (в любом возрасте)связана, в первую очередь, с тем, насколько точно и правильно он воспринял то, что увидел, услышал или почувствовал. У детей редко возникают трудности запоминания, но очень часты ошибки восприятия и понимания обращённой к ним речи. Соответственно, они воспроизводят не то, что было на самом деле, а то, что (и как!) восприняли и поняли. Именно на эти стороны развития мы и делаем главный акцент.

Другой постоянный вопрос: «А почему здесь нет специальных разделов для коррекции «дисграфии-дислексии?». Дело в том, что в блоках МЗО представлены упражнения, которые направлены на все причины возникновения этих неприятностей. И им просто неоткуда будет взяться. А если это уже произошло – вернитесь к описанию функции письма в главе 1. Там описаны ключевые «паззлы» письма: глазодвигательные функции и психомоторные координации, нейросоматический баланс, речевые и пространственные способности, произвольность и т.д. Поверьте, что они необходимы и для чтения, и для счёта. Понаблюдайте во время занятий, какие именно упражнения труднее всего делать ребёнку. Именно эти грани перечисленных процессов у него и страдают. Следовательно, вы уделите им максимальное внимание при работе по базовой программе. А если к тому же вы убедите ребенка читать книги (!) и добавите соответствующие упражнения из других разделов данного издания – борьба с «дисграфией-дислексией-дискалькулией» завершится в вашу пользу и достаточно быстро.

Каждое из упражнений представляет собой определённый познавательный (когнитивный) навык. А все вместе они образуют обширный репертуар наших познавательных способностей, которыми мы пользуемся, даже не задумываясь об их существовании. Взрослым кажется, что они всегда все умели. Но это не так. Кто-то когда-то случайно или намеренно научил нас различать цвет и вкус, рисовать и различать «право-лево», видеть общее и различное. Сегодня из-за повсеместного вытеснения из детской жизни естественных игр, общения с живой природой и засилья компьютерного воспитания многие пласты жизни оказываются вообще неактуальными.

Я уверена, что взрослые не раз удивятся тому, как самые элементарные упражнения ставят в тупик многих детей. В том числе тех, чьё развитие, казалось бы, не вызывает никаких волнений. Но ведь это сегодня он успешен, а завтра (или через три года) ему могут понадобиться именно те знания и навыки, которых у него нет. И тогда он станет раздражаться, переживать и, в конце концов, может отказаться от учебы во всех её проявлениях. Не думаю, что вам это сильно понравится.

Для детей с отклоняющимся развитием многое из нейропсихологических упражнений будет вначале вообще недоступно, но терпеливые занятия убедят взрослых, что у них в руках – единственное лекарство, которое по-настоящему помогает ребёнку. Причём помогает не на время, а навсегда. А чтобы эффект занятий для любого ребёнка оказался стойким, используйте данные когнитивные алгоритмы в процессе реализации традиционных учебных программ в ДОУ и школе.

В блоке «Когнитивные способности» представлены базовые познавательные «модели» на конкретном примере. Эти алгоритмы должны воспроизводиться именно в такой форме. Но материал необходимо постоянно обновлять и расширять, используя разнообразные пособия из вашего профессионального арсенала. Например, сегодня вы «исследуете» цвет, запах, вес или фактуру лимона, а завтра – апельсина, яблока и т.п. Сегодня обсуждаете содержание картинки с изображением «летнего дня в лесу», а завтра – «новогоднего бала». Очевидно, что взрослым не составит большого труда подобрать из подручных средств и многообразной литературы отличные пособия для работы над упражнениями из этого раздела.

Базовые когнитивные алгоритмы универсальны и не зависят от возраста ребенка.Нодля каждого возраста вы, конечно, используете адекватное «наполнение». Например, формируя интеллектуальную операцию «ранжирование», для самых маленьких вы начнете с колец пирамидки (мандаринов, элементов мозайки, игрушек и т.п.) разной величины. А со старшими детьми – обратитесь к ранжированию разных по величине птиц, деревьев или стран; обсудите нарастание/убывание интенсивности оттенков цвета и т.д. Развивая номинативную функцию, по мере взросления ребенка, вы будете использовать все более редкие, низкочастотные слова, новые свойства и функции предметов и явлений, которые эти слова обозначают, их многозначность и поликонтекстность.

Ø Подвижные игры. Очевидно,что подвижные игры в конце занятий не требуютособых комментариев. Но, если вы добавите к ним какую-нибудь ещё игру, – будет прекрасно. Обычно для детей это лучший подарок.

Условия проведения типовых упражнений,по необходимости,можно упрощать или,наоборот усложнять. Упрощение занятий может сводиться к замедлению темпа выполнения упражнения и сверхнаглядности инструкций. Иногда, например, приходится некоторое время всё делать вместе с ребёнком. Более того, – за него (в буквальном смысле этого слова). Например, при выполнении упражнения «Прыгающие плечи» поднимать и опускать плечи ребёнка до тех пор, пока его тело не запомнит этот двигательный раппорт. Упрощением является также утрированная пауза между двумя упражнениями, которая позволяет ребёнку перестроиться, переключиться с одного вида деятельности на другой. Усложнение занятий, напротив, сводится к выполнению упражнений в быстром темпе, быстрому переключению с одного упражнения на другое, краткой словесной инструкции и т.д.

Домашнее задание является обязательным при проведении этих занятий.Особенноважно его выполнение для младших детей. Им надо очень много времени для вхождения в задание. Без отработки ряда упражнений дома они просто не смогут участвовать в групповых занятиях. Типовые домашние задания представлены в предыдущей главе. Но к ним обязательно надо добавить перечень упражнений, которые осваиваются в текущий период регламентированных нейропсихологических занятий.

Конечно, идеально, если родители дома будут выполнять и упражнения изо всех разделов. Потому ещё раз напоминаем о необходимости вывесить на стенде содержание всего комплекса нейропсихологических занятий на текущий период.

Специалистам придётся уделить время для убеждения родителей: важно не просто заниматься с ребёнком, но создать некий фон его повседневной жизни, в котором были бы задействованы разные грани нейропсихологического сопровождения.

ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ!

Ø «Если у ребёнка что-то не получается, не ждите, когда он «поймёт»! Подойдите к нему, возьмите его руки (ноги, голову и т.д.) в свои, очень медленно и осторожно задайте ему раппорт и мелодию нужного движения». Закон «Зоны ближайшего развития» пока никто не отменял. А ребёнок на 80% ещё думает своим телом. Используйте это великое качество детства. Если одновременно вы ещё и проговорите вместе с ним каждое его движение и действие – успех вам гарантирован.

Ø По мере усвоения ребёнком тех или иных упражнений и навыков, обязательно поменяйтесь с ним ролями. Он должен самостоятельно придумать для вас (и для других детей) то или иное упражнение и проследить за тем, чтобы вы не делали ошибок. А вы должны стать крайне непонятливыми, чтобы он как можно чётче объяснил вам «правила игры». Ваша задача также постоянно ошибаться и обращаться к нему: «Я правильно делаю?...Что же это я? Спасибо, что ты мне помог...». Ведь мы всегда лучше начинаем понимать то, чему учим других. Кроме прочего, принятие роли Учителя (по определению) резко повышает произвольную саморегуляцию ребёнка и его самооценку. Даже для самого неуспешного ребёнка можно придумать ситуацию, в которой именно он сможет руководить всей группой и вами.

Ø Создаем условия для включения ребенка в речевое общение!!! Для плохо и совсемнеговорящих детей (в том числе – аутистов) мы применяем принципы МЗО в отношение непройденных ими этапов речевого развития. Для этого необходимо записать на диктофон все возможные формы вокализации обычного ребенка (включая смех и плач): гуление, лепет, произнесение первых «слов» и т.п. И включать эту запись каждый раз во время работы (и, конечно, дома!!!), чутко наблюдая, какая вокализация привлечет его внимание, а может быть – и вызовет ответ ребенка. В этом случае взрослому важно как можно чаще имитировать эти звуки и пытаться с их помощью общаться с неговорящим ребенком. Так,день заднем, слушая чужую «младеченскую» речь и «отвечая» на нее, мозг неговорящего ребенка (вначале пассивно, а затем – все более активно) вспомнит заложенную в нем программу собственного речевого развития.

Итак, мы начинаем направленное, регламентированное нейропсихологическое воздействие, состоящее из четырёх больших частей. Это: 1) разминка; 2) блок упражнений, ориентированных на психомоторные координации, 3) блок упражнений, ориентированных на познавательное развитие ребёнка и 4) подвижные игры на внимание и с мячом. Такая рубрикация занятий – не прихоть, а необходимое условие их эффективности. В главе 4, где излагаются все подпрограммы первого этапа занятий, каждой из них предпосланы ещё некоторые конкретные рекомендации.

В общей сложности разминка и психомоторная профилактика и коррекция должна занимать от 40 минут до 1, 5 часов в день. Чем более выражены проблемы – тем больше времени вы уделяете этим упражнениям. Их лучше делать в определённое время и в том порядке, как они изложены. Если вам придётся делать эти упражнения в несколько приёмов в течение дня – ничего страшного. Но постарайтесь придерживаться определённого режима, чтобы ребёнок привыкал к упорядоченности своей жизни. В его картине мира и так довольно хаоса… Структура занятий неизменна от начала до конца всего курса.

Профилактика и коррекция познавательной сферы (восприятия, памяти, речи и т.д.), как уже многократно говорилось, может быть распределена во времени. Что-то вы делаете в определённое время, сидя за столом, а что-то во время прогулки, в магазине или зоопарке, просматривая книжки и т.п. Главное, чтобы ребёнок был постоянно включён в диалог с вами: с этого дня ваша основная профессия – «птица-говорун». Ваш ребёнок научится правильно разговаривать, размышлять и ясно излагать свои мысли, нормально общаться с другими только в том случае, если вы его этому научите.

В следующих главах описаны подпрограммы понедельных нейропсихологических занятий. Они формируются в единый модуль нейропсихологических занятий: на неделю и на весь этап. Если возникают проблемы с«расписанием занятий»,рекомендуется: 1)ещё развнимательно просмотреть все подпрограммы, 2) ещё раз вернуться к началу данной главы и 2) просто пошагово (с опорой на таблицу) создать нужный раппорт нейропсихологических занятий.

Прежде чем мы обратимся к базовой программе «Мой мозг может всё», обсудим еще один важнейший вопрос нейропсихологического сопровождения: обязательность направленного формирования у ребенка произвольной саморегуляции. Эта проблема вынесена за рамки базовой программы, поскольку она равно значима для реализации нейропсихологических упражнений, обучения ребенка и его поведения вообще. Именно произвольность поведения определяет «зоны и точки роста» психологической успешности человека в любом возрасте.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.