Нейросоматический каркас. разминка и подвижные игры на внимание — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Нейросоматический каркас. разминка и подвижные игры на внимание

2022-09-15 54
Нейросоматический каркас. разминка и подвижные игры на внимание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данная подпрограмма МЗО реализуется неизменно в течение всего этапа (1-6 недели занятий). Все упражнения (кроме оговорённых случаев) выполняются на этом и следующих этапах в медленном темпе по 5 раз. Каждое из упражнений должно быть выполнено в течение недели 2-3 раза. Поэтому можно разделить этот блок на две части; в каждой будут равномерно присутствовать упражнения из каждого типа упражнений: из растяжек, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр на внимание. Таким образом, в первую половину данного этапа вы выполняете первую часть соответствующего раздела, а во вторую половину этапа – вторую. То же самое вы делаете на 2-м и 3-м этапах занятий. Если какое-то упражнение никак не даётся ребёнку – продолжите его выполнение дальше. Для детей с тяжёлыми проблемами обязательно ежедневное выполнение всего блока, но оно может дробиться на 2-3 части в течение дня.

РАЗМИНКА

РАСТЯЖКИ

· «Вверх». Встать,ноги вместе,руки опущены.На вдохе медленно(отсчитываем вслух примерно 5 сек) поднять расслабленные руки вверх. Постепенно растягиваем всё тело, не отрывая пятки от пола. Постоять в этом положении, задержав на 3–5 сек дыхание. На выдохе – постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вернуться так же медленно в ИП.

· «Раскрылись». Встать,ноги на ширине плеч,руки сжаты в кулаки,большиепальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки к плечам и медленно прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на мыски, постепенно напрягая всё тело как «струнку» (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Медленно вернуться в ИП, выполняя движения в обратном порядке.

· «Перекаты». Ноги на ширине плеч,колени слегка согнуты,спина прямая.Выполняются перекаты с мысов на пятки, затем – с наружных на внутренние поверхности стоп и обратно.

ß Левая нога начинает перекаты с пятки, а правая – с мыска.

· «Нога-рука». Встать,ноги на ширине плеч;прямые руки подняты и разведены в стороны на уровне плеч ладонями вниз.

1) Медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги левой рукой. Остаться в этом положении 5 сек и вернуться в ИП. Стараться не сгибать рук и ног. То же для правой руки и ноги.

2) Медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги правой рукой. Остаться в этом положении на 5 сек и вернуться в ИП. Не сгибать ног и рук. Затем медленно наклониться вправо и коснуться пальцев правой ноги левой рукой, остаться в этом положении на 5 сек и вернуться в ИП.

· Разминка и расслабление рук. Руки встряхнуть,как будто стряхиваете с нихводу. Растереть руки от плеча к кисти и обратно, как будто вы замёрзли; последовательно размять плечи, предплечья и кисти рук.

· Разминка и расслабление плеч и шеи. Ноги на ширине плеч,рукирасслаблены.

1) Плечи поднять и опустить,отвести назад,затем вперёд.

2) Вращать плечами вперёд и назад,не выгибая и не прогибая спину назад ивперёд. Движения однонаправленные.

3) Встать прямо.В медленном темпе(каждое движение- 5сек):

а) достать подбородком до груди,

б) достать затылком до спины,

в) дотягиваться ухом до правого плеча, затем – до левого.

Важно, чтобы плечи и позвоночник оставались прямыми.

· «Черепаха». Ребёнок имитирует медленные движения головы черепахи,которая товыглядывает из панциря (плечи опускаются, шея тянется вперёд и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок прижимается к груди), то крутит головой по сторонам.

· «Сова». ИП–стоя,голова прямо.Поднять вверхлевое плечо и повернуть голову влево,одновременно сделав глубокий вдох; на выдохе опустить плечо, голова – в ИП. Правое плечо при этом расслаблено. То же – с правым плечом.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

· «Пальчиковые ладушки и ходилки»: 1) Похлопать в ладоши.

1) Поиграть в «ладушки» только пальцами («хлопают» большой и указательный пальцы, затем - большой и средний и т.д.)

2) «Походить» пальчиками (указательный и средний, указательный и безымянный, указательный и мизинец). Движения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем вместе двумя руками (движения одноименные).

· «Ножницы». Раздвигать и соединять указательные и средние пальцы,сначалаодной рукой, потом другой, затем обеими одновременно.

· «Вертушки». Переплести пальцы положенных на колени рук,оставивбольшие пальцы свободными. По команде взрослого медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одномнаправлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «стоп!» прекратить упражнение.

· «Зайчик», «Коза», «Лиса». Ребёнок«выбрасывает»из кулака пальцы:указательный и средний («заячьи ушки»), указательный и мизинец («козьи рожки»), безымянный и мизинец («лисьи ушки»), большой и мизинец («телефон») и т.п. Сначала левой, потом правой рукой, затем обеими руками вместе (одновременно).

ß Это же упражнение выполняется по очереди: то одной, то другой рукой в быстром темпе. Например, правой – «зайчик», левая в это время свободно сжата; затем левой – «лиса», правая – свободна.

· «Крестики». Скрещивание указательных и средних пальцев,сначала одной рукой,потом другой, затем обеими одновременно.

АРТИКУЛЯТОРНАЯ ГИМНАСТИКА

· «Трусливый птенчик». Встать,руки на поясе.Широко открывать и закрыватьрот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок-«птенчик» сидит в «гнёздышке» и не высовывается.

ß Руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу. Кисти – на уровне плеч собраны в кулак и «смотрят» ладонями вверх. Широко открывать и закрывать рот так, чтобы тянулись уголки рта. Язычок-«птенчик» сидит в «гнёздышке» и не высовывается. Кулачки рук раскрываются и закрываются одновременно с открытием и закрытием рта.

· «Акула». Рот приоткрыт.

1) Подвигать нижней челюстью вправо-влево, вперёд-назад.

2) Покусывание и почёсывание губ зубами.

3) Одновременное и попеременное надувание щек.

· «Улыбка-хоботок». Встать.Руки на поясе.Попеременно вытягивать вперёдгубы «хоботком» и растягивать в улыбке. При выполнении упражнения зубки не видны.

ß Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Одновременно вытянуть вперёд губы «хоботком» и руки. Затем растянуть губы в улыбке и (синхронно) прямые руки развести в стороны. При выполнении упражнения зубы не видны.

· « Заборчик–трубочка ». Встать,руки на поясе. Попеременно вытягивать вперёдгубы «трубочкой» растягивать в улыбке («заборчик»). При выполнении упражнения зубки видны.

ß Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Одновременно вытянуть вперёд губы «трубочкой» и руки. Затем улыбнуться (зубки должны быть видны

– «заборчик») и (синхронно с губами) прямые руки развести в стороны.

· «Футбол». Рот закрыт.На счёт«один»кончиком языка коснуться внутреннейстороны левой щеки; на счёт «два» – внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

· «Непослушный язычок». Рот приоткрыт.Расслабленный язык спокойно лежитна нижней губе.

1) Покусать язычок зубками.

2) Пошлёпать по нему губами,произнося«пя-пя-пя».

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

· «Стоп-упражнения». Ребенку предлагают свободно двигаться,выполнять любыедвижения под музыку, делать какие-либо упражнения и т.д., но по условному сигналу – хлопку – он должен замереть и держать позу, пока вы не предложите продолжить движение. По этому принципу построены известные игры «Море волнуется», «Замри – отомри» и др.

· «Условный сигнал». Дети свободно передвигаются по комнате.Услышавусловный сигнал (команда «стоп», колокольчик, хлопок и др.), все должны сразу остановиться и выполнить какое-то действие (по предварительной договорённости): посмотреть по сторонам, или подпрыгнуть, или пробежать по кругу, или поднять правую руку и т.д.

· «Условные сигналы». Дети свободно передвигаются по комнате.Импредлагается игра: «Ты ходишь (бегаешь) и одновременно внимательно слушаешь меня: если услышишь один хлопок в ладоши, то сразу должен остановиться и стоять, пока я не скажу «побежал». Если услышишь два хлопка, должен подпрыгнуть и стоять, пока я не скажу «побежал». Если услышишь три хлопка, должен сразу остановиться и хлопнуть в ладоши один раз; стоять, пока я не скажу «побежал».

Сначала инструкцию подробно проговаривает взрослый, затем в краткой форме, с помощью вопросов взрослого, – сам ребёнок. Для самых маленьких, особенно на первых этапах занятий, конечно, достаточно двух простых инструкций.

⁕ Для детей от 5 лет перед занятием задаются два варианта реагирования на условные сигналы. Один хлопок – остановиться и посмотреть вверх-вниз (или направо-налево, или поднять руки и присесть на корточки). Два хлопка – остановиться, сделать «ласточку» и закрыть глаза. Три – встать с поднятыми вверх прямыми руками и произнести «крендель».

⁕ Для старших детей также усложняются «речевые реакции». На один и два хлопка они выполняют описанные движения, а на три хлопка – например, закрывают глаза или произносят скороговорку: «Карл у Клары украл кораллы» и т.п. Услышав условный сигнал, ребёнок выполняет соответствующее задание около 10 сек.

⁕ Для старших детей также задаётся один условный сигнал и два положения (стоя и сидя) или упражнения («кошка» и «кобра»; пение и шипение; назвать растение и животные, красный и жёлтый фрукты и т.п.). Сами задания можно выбрать из приведенных далее в книге.

Каждый раз, услышав сигнал, ребёнок должен как можно быстрее переключиться с первого упражнения (положения, действия) на второе. Например, встать, если до этого он сидел; зашипеть, если до этого пел; вспомнить названия различных цветов, деревьев или фруктов, если до этого перечислял птиц, и т.д.

Повышению сосредоточенности, реактивности и развитию навыков быстрого реагирования способствуют также более сложные упражнения на переключение, на преодоление двигательного стереотипа. Здесь задаётся не 1, а 2– 4 условных сигнала и соответствующие им реакции, которые ребёнок должен запомнить.

Психомоторные координации

Упражнение этой подпрограммы меняются каждую неделю. На первой неделе занятия проводятся в свободном режиме, чтобы у ребёнка была возможность привыкнуть к упражнениям. Он всё делает «как может». Но общий план и последовательность упражнений уже жёстко зафиксированы.

Со второй недели и до окончания всего цикла начинается направленное, регламентированное нейропсихологическое воздействие. Если какое-то упражнение не усвоено ребенком за текущую неделю, обязательно продолжите его выполнение на следующей неделе. Все упражнения выполняются по 5 раз, кроме особо оговорённых случаев и глазодвигательных упражнений, которые выполняются 3 раза. В упражнениях, где надо ползать (ходить на четвереньках и т.п.), преодолевается 6-8 метров для детей 3-4 лет и 10 - 12 метров для старших детей. Конечно, это расстояние нужно наращивать постепенно. Обычно уже ко 3-й неделе дети спокойно преодолевают нужное расстояние.

Данный блок необходимо выполнять 2-3 раза в неделю. Для детей с серьёзными отклонениями – ежедневно.

Неделя

ДЫХАНИЕ

Все дыхательные упражнения лучше начинать со стадии выдоха. После чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий вдох носом. Обратите внимание на то, чтобы на вдохе его животик надувался. Предложите ребёнку положить на область диафрагмы руку иликнижку, тогда он сможет контролировать себя при выполнении упражнения. Грудь и плечи должны оставаться спокойными.

· «Воздушный шарик». ИП–лежа на спине;руки вытянуты вдоль туловища,ладони на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу; ноги не перекрещивать; голова – прямо; глаза смотрят в потолок. Не ёрзать и не шевелиться.

Ребёнок глубоко вдыхает через нос (рот закрыт) и выдыхает через рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок может представить, что в животе у него находится оранжевый воздушный шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Вначале полезно положить руки на грудь и живот ребёнку и помочь при обучении правильному дыханию. Так вы позволите ему почувствовать, когда живот поднимается, а когда опускается. Упражнение выполняется по команде – под хлопки взрослого: «вдох (3 хлопка) – выдох (3 хлопка)». Каждый хлопок = 1 секунда. Количество хлопков увеличивается по мере овладения ребёнком навыков правильного дыхания. Все дыхательные упражнения всегда выполняются 5 раз.

По команде «вдох» ребёнок делает глубокий вдох (три хлопка) через нос (рот закрыт), одновременно надувая живот; затем по команде взрослого «выдох» ребёнок делает выдох (три хлопка) через приоткрытый рот. Обращайте внимание на то, чтобы тело было расслабленным.

РАСТЯЖКИ

· «Пассивные растяжки». Ребёнок лежит на спине.Потяните слегка каждую руку и ногуребёнка, затем одновременно обе руки и обе ноги. Вместе с кем-то одновременно (по команде), очень медленно и осторожно, без резких рывков растягивайте ребёнка в течение нескольких секунд в противоположные стороны. Представьте, что вы растягиваете маленького котёнка. Один взрослый при этом берёт ребёнка за левую руку,другой–заправую; потом один – за руки, другой – за ноги. Заканчиваете растягивать также одновременно, постепенно возвращая ребёнка в исходное положение. Дать команду расслабиться. Напряжение и расслабление должны занимать равные промежутки времени.

· «Полетели». ИП–лежа на спине,слегка разведя руки и ноги в стороны.Покоманде взрослого «полетели» ребёнок поднимает одновременно руки и ноги, растопыривает пальцы рук, высовывает язык и тянет руки и пальцы рук в стороны, язык и мысочки ног вниз. По команде взрослого «приземлились» ребёнок возвращается в ИП и расслабляет всё тело. Команды чередуются. Ребёнок «летит», пока взрослый считает (хлопает) до пяти, и отдыхает такое же время.

· «Брёвнышко». ИП–лежа на спине,вытянувшись всем телом;руки надголовой, мыски ног оттянуты вниз. Ребёнок несколько раз перекатывается всем туловищем влево, затем вправо, как «брёвнышко».

· «Дотянись». ИП–лежа на животе.Взрослый держит перед ребёнкомнекий предмет, а ребёнок тянется к предмету сначала левой, потом правой рукой. Затем взрослый, сев у ног ребёнка, просит дотянуться до предмета сначала левой, потом правой ногой. Во время выполнения задания полезно подойти к ребёнку и слегка потянуть его за руки (ноги), приговаривая: «..тянись, тянись…повыше….подальше…».

· «Вверх ногами». Предложите ребёнку походить на руках вперёд и назад.Вы при этом,естественно, придерживаете его за ноги. А на улице – пройти по краю тротуара, бортику песочницы, удерживая равновесие.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.