Самопознание и самопомощь в конфликтах — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Самопознание и самопомощь в конфликтах

2021-06-30 27
Самопознание и самопомощь в конфликтах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этой книгой я хотел придать Вам мужества, чтобы в будущем, соприкасаясь с конфликтами между людьми, Вы могли чувствовать уверенность и внутреннюю силу.

Этому служит и различение между расхождениями и социальными конфликтами. Ведь при конфликтах проблемой, собственно, являются не имеющиеся разногласия, а тот способ, которым с ними обращаются.

С двумя крайними состояниями, опасения конфликта (бегства) и стремления к конфликту (агрессии), возникающие расхождения или конфликты не могут быть конструктивно разрешены. Регулярные упражнения все же могут способствовать тому, чтобы опасение конфликта и стремление к конфликту были преодолены, благодаря способностям отстаивать себя и уважительной конфронтации. Ведь самоутверждение соединяет позитивные стороны обоих крайних состояний и приводит их в правильное соотношение.

Самоутверждение, умение отстоять себя является основой личной конфликтоспособности. Это означает три момента:

§ Вы можете воспринимать и понимать симптомы конфликта,

§ Вы решительны и аутентичны,

§ Ваша воля все больше согласуется с Вашими практическими возможностями.

Способность восприятия, способность суждения и способность действия — три главных элемента личной конфликтоспособности. Они могут быть приобретены только упорными упражнениями.

Дальнейшим условием является понимание личностных факторов "восприятия, представления, мышления, чувства, воли и действия ", которые в конфликтах подвергаются сильной деформации и вредным влияниям. Через механизмы самозаражения дело доходит до того, что не у Вас конфликт, а Вы у конфликта. Таким образом Вы приходите к границе самопомощи. Если Вы находитесь в этой стадии, обращайтесь за помощью соседей или внешней профессиональной помощью.

Все же перед тем как дело зайдет так далеко, вы как конфликтующие стороны можете многое сделать сами. Предпосылкой для этого является работа над собственной личностью. Ведь в разрешении конфликта личность является важнейшим "инструментом"! Поэтому выяснение своей светлой и теневой стороны является важным условием открытой встречи с оппонентом. Это, безусловно, относится и ко внешним профессиональным консультантам. В каждой конфликтной ситуации, с которой работают профессионалы, они вступают в конфронтацию со своими собственными светлыми и теневыми сторонами — так же, как и сами конфликтующие партии.

Хорошо зная механизмы эскалации, Вы можете понимать происходящее и влиять на него. Чем точнее Вы можете оценить ступени конфликта, тем лучше Вы можете видеть возможности и границы самопомощи и использовать имеющиеся шансы.

Многочисленные методы облегчают Вам обнаружение конфликтов и работу над типичными проблемами первых ступеней эскалации. Для дальнейших ступеней я предлагаю ориентирующую помощь, благодаря которой Вы сможете понять подходы профессиональных консультантов. Перечень основных пунктов при постановке задач для внешних консультантов должен облегчить конфликтующим сторонам постановку задач и предотвратить конфликт о разрешении конфликта. Только так Вы можете ограничить вред и извлечь пользу из обнаруженных расхождений.

Во многих организациях наблюдается любопытный парадокс:

§ Конфликт часто является следствием диффузных или противоречивых целей, бесчеловечных структур, неясных должностных инструкций, недостаточно упорядоченных процессов или неподходящих средств и инструментов. Хотя они являются организационно обусловленными, они становятся персонифицированными и вина сваливается на отдельных людей.

§ С другой стороны, люди развили в себе способность представлять свои личные недостатки как следствие плохой структуры организации, чтобы не чувствовать лично себя ответственным за свои недостатки.

Это взаимное перекладывание и отпихивание имеет следствием то, что причины и пути разрешения ищут не там, где надо. Это лучший путь сохранить в организации существующие неразрешенные конфликты!

Плодотворный путь решения состоит в том, чтобы рассматривать человеческую и организационную сторону конфликтов в их взаимообусловленности. Благодаря этому люди, проходя через конфликты, могут развивать самосознание. Если они принимают на себя ответственность за их участие в конфликте, то они обнаруживают свою ограниченность и слабость. И из болезненных столкновений они получают импульсы для своего дальнейшего развития. Без конфликтов они, вероятно, не воспринимали бы это так серьезно. Конфликты требуют именно экзистенциального отношения, никто не может при этом оставаться равнодушным и безучастным. Бегство тоже не помогает, поскольку никто не может убежать от самого себя.

Если сигналы конфликта хорошо понимаются людьми, и если организации творчески воспринимают сигналы о разногласиях и напряженности, то конфликты становятся помощниками в развитии. Старые привычки и структуры разрушаются и преодолеваются, и в ангажированном столкновении создаются новые формы. Это относится как к индивидууму, так и к сообществу.

Развитие способности плодотворно выдерживать конфликты сегодня является одной из важнейших предпосылок для общества, которое находится на пути к новой социальной земле. Это относится к сообществам, которые в своей работе хотят проводить в жизнь новое, например, к целостной медицине, экологическому строительству, биолого-динамическому сельскому хозяйству, педагогике. И это верно там, где должны испыты-ваться новые формы совместной работы, управления и организаций. И никакой путь не ведет мимо улучшения личной конфликтной способности. И если группа стремится к новым ценностям, идеалам и концепциям, старые привычки в мышлении, разговоре и поведении действуют гораздо дольше, чем люди это замечают.

Совершенно ясно одно: Вы не можете вырабатывать конфликтную способность в отрыве от общества. Путь обучения и упражнений возможен только в сообществе и через сообщество. Если предыдущее единение становится противостоянием и усиливается напряженность, то через конфликты становятся все более видимы высочайшие требования к Вашему развитию. Вы должны спросить себя: Где я подошел к границе? Какие способности востребованы из меня через эту конфликтную ситуацию? Что я могу развить в себе через конфликт? Чему мы можем друг у друга научиться, если мы воспримем побуждения конфликта? Ведь вместе работающие люди всегда идут общим путем развития, даже если она этого не сознают.

Без выработки конфликтоспособности мужество становится высокомерием, а предусмотрительность трусостью. Попытки создать принципиально новые социальные формы требуют от всех причастных к этому, чтобы они отказались от старых привычек в себе и в сообществе и выработали новые способности, для которых еще не существует прецедента. Это отличает прогресс от регресса (табл. 9.1.)-

Табл. 9.1 Шансы и риск — прогресс и регресс

Если общество стоит перед необходимостью отвечать на новые постановка вопросов, однако, отвечает на них по старым моделям, которые могли оправдывать себя в прошлом, то происходит временное или постоянное отступление к уже преодоленной ступени развития: это регресс. Если же общество готово на новые вопросы искать новые ответы, тогда это может вести к обновлению. Новые ценности, идеи и концепции находят и апробируют их на общем пути обучения. Это преобразование основных мыслей, преобразование "парадигм": благодаря этому осуществляется движение вперед, прогресс, развитие.

Конечно, этот путь развития связан с постоянным поиском и экспериментами, с находками и заблуждениями. Если однажды удается прорыв к новому, то в другой раз может снова наступить возврат к старому. Как в отдельных людях, так и в обществе ежедневно происходит борьба между старым и новым. Поэтому путь обновления всегда каменист и вымощен конфликтами. Многое на первый взгляд кажется новым, хотя при точном исследовании оказывается старым в новом обличий.

Таким образом, конфликты и кризисы имеют двойную природу: это опасности и шансы одновременно. Поэтому конфликты всегда скрывают в себе опасность, что люди все больше будут стремиться к старому и привычному. Они пойдут по пути регресса, который через ступени эскалации ведет в глубины низшей человеческой природы. Но конфликты предлагают и шансы пойти путем прогресса и открыть новую землю.

В конце 5-й главы я при обобщенной характеристике механизмов эскалации указал на то, что речь идет о ступенчатом спуске в глубины низшего мира. Многочисленные прообразы этого дает мифология и религия.

Для лучшего понимания этих явлений мне оказало помощь сделанное Р. Штайнером описание девяти "ангельских хоров" и их духовных противообразов (Steiner 1906, von Gleich 1975). Когда я здесь указываю на это, я думаю, что это может послужить поводом к собственным поискам и исследованиям. Ведь христианский образ мира и человека наряду с эмпирическим исследованием и проверкой их на практике суть основы моей работы с конфликтами.

Под "девятью ангельскими хорами" подразумеваются иерархии духовных сил, которые, согласно иудейско-христианской традиции, стоят между человеком и Божеством. Но и другие религии — ислам, индуизм, африканские и индейские мифы и религии — признают и описывают действия этих существ. Для де-вятичленной иерархии в Ветхом Завете и в христианской эзотерике (Bittlestone 1980, Klunker 1988, Schroeder 1979) даются следующие имена:

1. Ангелы,

2. Архангелы,

3. Архаи — третья иерархия

4. Власти,

5. Силы,

6. Господства — средняя иерархия

7. Троны,

8. Херувимы

9. Серафимы — существа высшей иерархии.

Для понимания этой девятичленной иерархии важно освободиться от представлений об иерархии в человеческом обществе. Решающим является не вышеили нижестоящее положение, а совместное внутридействие многих сил в одном великом целом.

1. Ангелы (лат. "angeli") как личные Ангелы-хранители, представители высшего Я отдельного человека, также называются "Сынами Жизни";

2. Архангелы (лат. "archangeli") как Духи сообществ, народов и языков, также называемые "Духами Огня";

3. Архаи (лат. "principatus") как Духи Личности, "Начала", Духи культур и эпох — Кколоссянам 1:16, Кефесянам 1:21, 6:12;

4. Власти (лат. "potestates", евр. Елохимы) как Духи Формы, — К колоссянам 1:16, 2:10, Кефесянам 1:21;

5. Силы (лат. "virtutes") как Духи Движения, "Мировые Силы" — К римлянам 8:38, К ефесянам 1:21;

6. Господства (лат. "dominationes") как Духи Мудрости, "Господства", мировые управители — К колоссянам 1:16, К ефесянам 1:21;

7. Престолы как Духи Воли — К колоссянам 1:16;

8. Херувимы как Духи Гармонии — Иезекиль 10;

9. Серафимы как Духи Любви "Созерцающие Бога" — Исайя 6:1 - 7.

Позитивное воздействие девяти иерархических сущностей является экзистенциальной основой всего творения. Как человек, через мою высшую сущность, мое духовное ядро я нахожусь в связи с этими девятью действующими надо мной духовными существами. Благодаря упорной работе над моим душевно-духовным развитием эта связь становится все более интенсивной и моя высшая сущность все больше реализуется в моем повседневном "Я" — и напротив, впуская в себя силы искушения, духовные враждебные силы, я питаю мою теневую личность, моего собственного двойника (см. главу 2). Через описанные в гл. 1 конфликтные механизмы мое сознание замутняется и я как человек даю враждебным духовным силам все больший доступ в мое социальное поведение. Но эти враждебные силы могут действовать в социальных явлениях только через мое несовершенство, через мое действие или бездействие. Я сам открываю им дверь — даже если это происходит неосознанно.

Этим девяти духовным сущностям противостоят девять других сил, которые хотят извратить позитивное действие Ангелов, Архангелов и далее до Серафимов.

Разрушительное действие девяти враждебных сил может быть охарактеризовано следующим образом:

1. Действие Ангелов, "Сынов Жизни", сковывается противодействующими силами тем, что застывшие точки зрения и состояния затрудняют всякое открытое общение.

2. Деятельность Архангелов, Духов сообществ, народов и языков искажается тем, что группы отмежевываются друг от друга и устанавливают границы и, распадаясь на лагеря, манипулируют при помощи языка.

3. Позитивная сил Архаев, Духов Личности, в результате противодействия превращается в противоположность, потому что из-за утраты способности сочувствия преобладает эгоизм.

4. Действие Властей как Духов Формы искажается через господство проекционных механизмов (собственные образы и образы врага, коалиции и альянсы).

5. Благословенное действие Сил как Духов Движения превращается в одержимость, которая подталкивает к деструктивным, саморазрушающим действиям.

6. Полное мудрости управление Господств превращается в рост без высшего смысла.

7. Волевая жертвенная сила Престолов превращается в уничтожение и извращение всякой добродетели и готовности к жертве.

8. Гармония Херувимов превращается в безграничную дисгармонию, раскол и беспорядочность.

9. Сила любви Серафимов превращается в дьявольскую ненависть, которая как ненависть к себе заканчивается полным самоуничтожением.

Р. Штайнер (1906) дает для этих противодействующих сил необычные обозначения и говорит о "девяти слоях низшей природы" (Табл. 9.3.) Он подразумевает под этим не геологические земные слои, а духовные слои сил противодействия, которые воздействуют на людей.

Р. Штайнер обозначает духовные слои враждебных сил, которые хотят извратить действие девяти хоров Ангелов, как "девять слоев низшей природы":

1. минерал-масса: она ведет к кристаллизации и связыванию — как извращение силы жизни Ангелов.

2. жидкость-земля: она подавляет органические силы и ведет к механизации.

3. воздух-земля: чувствительность и способность сочувствия утрачиваются.

4. форма-земля: внутреннее и внешнее меняются местами, начинается проекция.

5. плод-земля: страсти и инстинкты доходят до одержимости.

6. огонь-земля: бессмысленный, не управляемый мудростью рост (например, рак), угрожающий существованию.

7. земной рефлектор: качества и добродетели превращаются в противоположность.

8. раскол: полная дисгармония, разложение на бессмысленные части.

9. земное ядро: черная магия, антиразвитие.

Уже через мелкие небрежности я как человек позволяю враждебным силам вмешиваться в мои дела. Если мое восприятие все больше замутняется, (как об этом сказано в главе 1), то мое мышление, чувство, воля и действие являются все менее самоопределяющимися, а все больше определяются чужим влиянием. Я реагирую вместо того, чтобы действовать и провоцирую противоположную сторону так же необдуманно реагировать на мое поведение. Я все меньше действую, исходя из моего светлого существа, и все больше позволяю управлять собой моим теневым сторонам. Мое сознание постепенно ослабляется. Из этого развивается собственная динамика эскалации, которая делает конфликт все более глубоким. Однако все это происходит со мной не как "судьба", но каждый раз я могу понять это, положить этому конец или преобразовать.

Противопоставлю ли я сдвигающей и втягивающей силе конфликтной динамики достаточную стойкость и самоутверждение, зависит от того, могу ли я через свое высшее Я установить, поддерживать и укреплять связь с девятью духовными сущностями, стоящими выше нас, людей. Если я как человек сталкиваюсь с действием во мне враждебных сил и преодолеваю зло во мне собственными силами, то это самопреодоление одновременно является преодолением зла как такового — даже больше: это способствует искуплению зла! Развитие человека и человечества через столкновение со злом, способствует тому, чтобы пронизывать Землю христианской силой и развивать ее. В широкой перспективе преодоление зла является его искуплением. Или как это выразил Р. Штайнер (1906): "В конечном счете, вся Земля будет преобразована силой человечности, станет одухотворенной Землей. Так человек передает свою сущность Земле."

Концепции и методы этой книги должны оказать помощь в том, чтобы найти путь к самому себе и тем самым к истинной сущности противника. Они должны помогать пробуждать сознание и мораль.

Если это удается, то моя судьба в моих руках. Я сам решаю, поведет ли конфликт вниз или вверх.

 

Начало формы


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.