К ступени эскалации 2: Дебаты, полемика — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

К ступени эскалации 2: Дебаты, полемика

2021-06-30 28
К ступени эскалации 2: Дебаты, полемика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После перехода ко второй ступени эскалации (см. табл. 5.3. с. ПО) проявляются следующие характерные моменты:

§ Противоречия выражаются в дебатах и полемике.

§ Поляризация в мышлении, чувствах и воле ведет к столкновению.

§ Полное господство черно-белого мышления.

§ Применяется хитроумная вербальная тактика: Делают вид, что обращаются к рациональной аргументации — на деле оказывается вербальное давление.

§ Через "пламенные речи", т.е. привлекая "третьих лиц", хотят добиться признания.

§ Вокруг различных точек зрения образуются группировки и партии с меняющимся составом и снова распадаются.

§ Расхождение между "обертоном" и "унтертоном" вызывает замешательство и скепсис.

§ Начинается борьба за превосходство (ТА-модель).

§ Позиции кооперации и конкуренции постоянно чередуются, что усиливает замешательство.

Следующие методы имеют целью:

1. обнаружить действующие на ступени 2 поляризующие силы, понять их и предотвратить их действие,

2. превратить борьбу за доминирование в партнерство,

3. дать возможность конфликтующим сторонам выйти из вынужденной игры в пинг-понг и снова действовать, руководствуясь своим "Я".

Наряду с указанными здесь методами подходы, названные для ступени эскалации 1, являются такими же действенными.

Предотвратить действие поляризующих сил с помощью метода "Alter Ego''-комментария ("другое Я", Miles 1959, с. 116 и далее) обнаруживаются тревожные расхождения между "обертонами" и "унтертонами" (табл. 7.6.) Начинающаяся игра двусмысленностей может быть остановлена.

Цель этого метода двоякая: Вы должны вживаться в чувства и настроения других людей, и Вы должны давать место чувствам, сопровождающим встречу с другим человеком.

Конкретно это показывается на примере "Эразмус-школы".

1. В начале обсуждения директор договаривается с коллегией о правилах игры, когда каждый член группы может прервать разговор, подняв руку, чтобы высказать, что он предполагает в чувствах или настроениях какого-либо сотрудника или сотрудницы. После заседания следует проанализировать опыт применения данного метода.

2. Антон через несколько минут сообщает: "Alter Ego для Бригитты — "Меня раздражает, что никто не вникает в мои соображения!" — это верно, Бригитта?"

3. Бригитта подтверждает: "Верно на 90%".

4. После нескольких выступлений руку поднимает Кристина: "Alter Ego для Дитера — "Я огорчен, поскольку меня поняли не так, как я хотел" — это верно, Дитер9"'

5. Дитер: "Точно!"

"Alter Ego"-комментарии уменьшают возникшее напряжение и оказывают превентивное действие. Они заставляют почувствовать скрытые стороны социальных событий, которые часто подавляются и именно поэтому становятся источником напряженности.

Особенно важным — но и сложным! — является осознание некорректной тактики спорящих и применения вербального давления. Для этого необходимо в целом знать и понимать эти тактики (см. Glasl 1997, с. 227 и далее). Но часто возникает неопределенное чувство, что что-то в высказываемых аргументах не согласуется с логикой, хотя и нельзя точно сказать, где действительно скрыта ошибка в мышлении. Для такой тактики достаточно, если Вы даете отчетливый сигнал в форме я-обращения:

"В этом месте у меня какое-то нехорошее чувство!"

"Я ощущаю здесь какое-то несоответствие!"

"Я не знаю, почему, но сказанное кажется мне не совсем убедительным!"

"Я не знаю точно, почему, но я не могу принять эту мысль!"

При переговорах оказывается, что наибольшего успеха добиваются люди, которые не стесняются сказать, что они чего-то не понимают. Ведь с таким высказыванием связана просьба повторного объяснения, благодаря чему могут быть нейтрализованы поспешные и поляризующие высказывания. Вместо поспешности действует рассудительность.

Важным мерилом правильного поведения являются Ваши собственные чувства: чувствуете ли Вы все возрастающую стесненность? Можете ли Вы еще расслабляться, как только этого захотите? Можете ли Вы дышать спокойно, оказавшись в затруднительном положении? Ощущаете ли Вы себя все больше и больше попадающим под внешнее влияние? Поэтому очень полезно прерывать обсуждение или переносить на следующий день принятие решения, чтобы подумать над этим еще одну ночь. Вы создаете тем самым "игровое пространство" в двойном значении этого слова: Вы вообще снова создаете себе "пространство" — и Вы можете снова еще "поиграть" с другими мыслями.

Если точки зрения из-за черно-белого мышления уже сильно расходятся и становятся крайними позициями, квази-игро-вой метод может пробудить сознание к оттенкам между черным и белым. Описанный на табл. 7.7. (с. 141 и далее) "метод растягивания резинки", согласно Айземану (Eiseman 1978), разумеется, при неумелом употреблении может быть рискованным, поскольку игра в намеренную поляризацию может восприниматься всерьез. Поэтому он должен быть заранее проверен на себе самом человеком, который берет на себя руководство или модерацию. Нужно сразу указать на то, что через осознанное усиление поляризации должны провоцироваться именно те промежуточные позиции, которые упускаются из виду. При неуверенности лучше обратиться за "помощью соседей". Из спорных пунктов выбираются какие-нибудь крайние точки зрения. В конфликте "Кес-сельверке" это, например, противоречие по поводу новой и старой системы эксплуатации: монтеры защищают прежнюю систему, согласно которой работа проводится по старой схеме, предусматривающей, что эксплуатация строится сама по себе, поскольку при этом, в конечном счете, меньше простоев; руководитель отдела противопоставляет этому новую систему, превентивную эксплуатацию, которая определяется производственной программой.

Этот метод я называю "методом растягивания резинки", поскольку осознанное преувеличение поляризованных точек зрения и провоцируемые этим выяснения усиливают "притяжение к середине". Оппоненты сопротивляются крайним точкам зрения и ослабляют через объяснения ("Но этого я тоже не хочу! Это было бы для меня слишком!") многое из того, что у Вас уже, как минимум в мыслях, существует. Ведь слишком часто одна сторона тайком подозревает, что другая сторона действительно займет крайнюю позицию, если она не встретит никакого сопротивления.

Табл. 7.7 Усиление противоположных точек зрения: "метод растягивания резинки" согласно Айземану (1978).


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.