ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Воспитание детей в Исламе — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Воспитание детей в Исламе

2017-05-20 293
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Воспитание детей в Исламе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Введение

 

 

Когда мы стоим и молимся в присутствии Аллаха, мы стоим перед лицом Того, Кому принадлежит вся Сила и Величие. Мы предстоим Ему в великие минуты почитания и в сладчайшие моменты поклонения, и Аллах (слава Ему!) напоминает нам, что именно Он является источником правильного воспитания, ведь мы говорим: «Хвала Аллаху, Господу и Воспитателю (Рабб) миров!» Слово Рабб истолковывается некоторыми учеными как «Воспитатель», поскольку Он (слава Ему!) является величайшим воспитателем во Вселенной. И потому каждый понимающий человек, если он хочет воспитать себя самого и своих детей на прочной основе, обязан знать источник правильной социальной и воспитательной философии (Святой Коран).

Рассматривая этот великий источник воспитания (Святой Коран), мы помним, что говорит Аллах: «Поистине, ты - великого нрава». Этот блистательный аят подтверждает предание Пророка, в котором он говорит: «Господь мой воспитал меня наилучшим образом». Так Аллах (слава Ему!) пожелал, чтобы жизнь Пророка стала практической иллюстрацией к Святому Корану. Он (мир ему!) и в самом деле был олицетворенным Кораном среди людей.

Ислам побуждает нас непрестанно думать, размышлять и приобретать знания. Есть такое высказывание: «Главная

задача верующего — искать знания. Каким бы ни был его

источник, именно ему дано право обладать им».

Рассуждая над этим качеством в контексте воспитания в Ис- ламе, мы видим, что знание нежизнеспособно, если оно противоречит положениям, принципам и правилам Ислама. Таким образом, нам позволено использовать некоторые


 

научные теории и положения при условии, что они соответствуют правилам и основам Ислама. И потому системы обучения и теории воспитания, выдвигаемые на Востоке, и на Западе, следует рассматривать не как новейшие идеи, выработанные человеком, но как плоды человеческого опыта и восприятия, которые могут

 

 

Введение

 

 

Когда мы стоим и молимся в присутствии Аллаха, мы стоим перед лицом Того, Кому принадлежит вся Сила и Величие. Мы предстоим Ему в великие минуты почитания и в сладчайшие моменты поклонения, и Аллах (слава Ему!) напоминает нам, что именно Он является источником правильного воспитания, ведь мы говорим: «Хвала Аллаху, Господу и Воспитателю (Рабб) миров!» Слово Рабб истолковывается некоторыми учеными как «Воспитатель», поскольку Он (слава Ему!) является величайшим воспитателем во Вселенной. И потому каждый понимающий человек, если он хочет воспитать себя самого и своих детей на прочной основе, обязан знать источник правильной социальной и воспитательной философии (Святой Коран).

Рассматривая этот великий источник воспитания (Святой

Коран), мы помним, что говорит Аллах: «Поистине, ты — великого нрава». Этот блистательный аят подтверждает предание Пророка, в котором он говорит: «Господь мой воспитал меня наилучшим образом». Так Аллах (слава Ему!) пожелал, чтобы жизнь Пророка стала практической иллюстрацией к Святому Корану. Он (мир ему!) и в самом деле был олицетворенным Кораном среди людей.

Ислам побуждает нас непрестанно думать, размышлять и приобретать знания. Есть такое высказывание: «Главная


 

задача верующего — искать знания. Каким бы ни был его источник, именно ему дано право обладать им».

Рассуждая над этим качеством в контексте воспитания в Ис-

ламе, мы видим, что знание нежизнеспособно, если оно противоречит положениям, принципам и правилам Ислама. Таким образом, нам позволено использовать некоторые научные теории и положения при условии, что они соответствуют правилам и основам Ислама. И потому системы обучения и теории воспитания, выдвигаемые на Востоке, и на Западе, следует рассматривать не как новейшие идеи, выработанные человеком, но как плоды человеческого опыта и восприятия, которые могут быть как верными, так и ложными. Мы считаем их всего лишь материалом, откуда мы можем заимствовать все, что подходит под наши условия и требования, и в то же время отбрасывать ту часть, которая склонна или приводит к многобожию, извращениям и богохульству. Извращенная часть любой философии или системы очищается, облагораживается и насыщается верой в Аллаха и глубоким созерцанием окружающей нас Вселенной. В этом смысле все науки и занятия могут быть превращены в эффективные средства обучения и образования, так же как и в путь к вере и знанию.

Ислам уравновешивает образование детей и взрослых, внося в него Коран, предания Пророка (мир ему!), иджтихад (независимое суждение или личное мнение, основанное на знании Ислама) и мудрость. Если мусульмане вообще и родители и учителя в частности желают счастья себе и своим детям, тогда им необходимо поддерживать это исламское равновесие, особенно в делах, касающихся веры наших детей, их ориентации, личности и будущей жизни.

Такова правильная установка, обеспечивающая благополучное детство в свете исламского Шариата (закона)

и воспитания наших детей в Исламе.


 

Красота... Между родительством и чистой природой наших детей

 

Глаза были созданы для того, чтобы видеть (если они не слепы), уши были созданы для того, чтобы слышать (если они не глухи), а человеческая интуиция была создана для того, чтобы придерживаться праведности (если она не извратится и не отдалится от своего состояния совершенства, благостности и добродетели).

Дети рождаются с природой, изобилующей красотой, наде- ленной готовностью принимать, находиться под влиянием и готовой взаимодействовать с красотой и быть побуждаемой любовью. Лучшее свидетельство того, что это так, — прославленные аяты из суры Ат-Тин (95:4-6), где говорится:

«Мы сотворили человеческий род наилучшим образом...

Потом Мы... обратили его в нижайшее из низших по степени

(земной жизни)... за исключением тех, которые уверовали и совершали благочестивые деяния». «Наилучший образ» означает здесь признание праведности и следование ей, а также любовь к великодушию и благородству и следование этим качествам, находится ли человек один или общается с другими людьми. Эти аяты также ориентируют нас на поиск высшей степени совершенства и ориентира на нее как на основной приоритет — и все же многие люди оказываются порабощены своими желаниями, прихотями и фантазиями до такой степени, что далеко отходят от совершенства и полностью вовлекаются в мир похоти.

На основании этого врожденного благородного «образа»

человек обладает естественной склонностью подбирать вежливые слова и прибегать к ласке, обращаясь к людям и взаимодействуя с ними. Знаменитый воспитатель Жан-Жак Руссо говорил: «Абсолютное добро произрастает в сердцах людей, а не преподается им. Если они будут советоваться со


 

своим сердцем, тогда окажутся на правильном пути, но они испорчены условиями своего общества».

Ради сохранения этой природы и защиты ее от низшего

уровня мирской жизни, лишенной праведности, блага и красоты, Ислам считает семью ответственной за детскую фитру («чистую природу»). Он призывает родителей и учителей к ответу за всякое отклонение от этой природы. Эта идея подчеркивается хадисом, рассказанным Абу Хурайрой (да будет доволен им Алла^!), в котором Пророк (мир ему!) говорит: «Каждый младенец рождается не иначе как в своем естественном состоянии, а (уже потом) его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Точно так же и животные появляются на свет целыми (а не изувеченными): разве найдешь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!» А потом Абу Хурайра прочитал:

«Обрати же свой лик к религии с искренностью - по устроению Аллаха, который устроил людей так. Нет изменений в творении Аллаха, это - вера прямая» (30: 30). Почтенный Сподвижник Абу Хурайра понимал, что эта природа является готовностью младенца принять прямую веру, религию единобожия и что законы Аллаха неизменны для всех младенцев; поэтому он и привел этот замечательный аят в качестве объяснения смысла своих слов.

Семья — это первоначальный воспитательный инкубатор,

который или вдыхает жизнь в эту природу, или же убивает ее.

Таким образом, Аллах считает правильным, чтобы его (ее) будущие родители избирали друг друга на правильных основаниях. Отец должен выбрать хорошую мать для своих детей, поскольку мать является хозяйкой дома, которой доверена важная задача. Она — фундамент всей семейной конструкции и источник счастья для членов семьи. Хорошая мать построит свой дом на твердых началах, наполнит его светом, воспитает хорошие манеры и привычки в своих детях и защитит их от дурного поведения и привычек. Подобным же образом, если мать плохая, она посеет семена испорченности в своих детях и поведет их по ложному пути. Вот почему


 

существует так много хадисов, в которых Пророк (мир ему!) призывает будущих мужей выбирать себе лучших жен. Ад-Даракутни передает, что Аиша (да будет доволен ею Аллах!) рассказывала, как Пророк (мир ему!) учил:

«Избирайте для своих детей хороших матерей». Амр б.

аль-Ас (да будет доволен им Аллах!) также рассказывает, что

Пророк (мир ему!) сказал: «Не женитесь на женщинах за их красоту, ибо она может стать причиной их гибели. И не женитесь на них за их деньги, ибо это может стать причиной их тиранства. Но женитесь на них за их приверженность вере. И некрасивая черная рабыня, придерживающаяся веры, лучше».

Набожная женщина, даже если она и некрасива, всегда лучше, поскольку она будет истинным сокровищем, хранимым мужчиной для своих детей, как в его присутствии, так и в его отсутствии. Ат-Тирмизи поведал, что Саубан сказал: «Когда был явлен аят "Те, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха..." (9: 34), мы сопровождали Посланника Аллаха (мир ему!) в его путешествиях. Некоторые из Сподвижников сказали: "Было ли это явлено в отношении золота и серебра? Мы хотели бы знать, какой вид денег лучше для использования в торговле". Тогда Посланник Аллаха (мир ему!) сказал: "Лучше всего иметь язык, который славит Аллаха, сердце, которое Его благодарит, и добрую жену, которая помогает верующему быть еще более верным"».

Говоря о правильном выборе жены и ее участии в воспитании детей, Абу-ль-Асвад ад-Дуали сказал своим

детям: «Я хорошо обращался с вами, когда вы были маленькими, когда вы стали взрослыми и даже до вашего рождения». Они спросили: «Как же ты мог хорошо с нами

обращаться до нашего рождения?» Он ответил: «Я выбрал для вас в матери скромную женщину». Умару б. аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах!) также спросили об обязанностях

отца по отношению к своему ребенку, и он ответил: «Выбрать


 

хорошую мать, наречь его хорошим именем и научить его

Корану».

Подобно тому как младенец нуждается в хорошей матери,

пока находится в ее чреве, он также нуждается и в хорошем отце, который заботится одновременно и о нем, и о его матери. Поэтому на семье жены и на ее опекуне, который не должен выдавать женщину замуж за плохого супруга, лежит большая ответственность. Они должны быть уверены в том, что даже в эпоху ведущих к заблуждению доктрин и испорченных взглядов супруг сохранил благочестие. Так, Пророк (мир ему!) повелел (семье жены) выдать их дочь за благочестивого, добронравного человека. Ибн Маджа рассказывает, что Пророк (мир ему!) сказал: «Выдайте свою дочь замуж за религиозного, благочестивого человека; если же вы этого не сделаете, будет большой мятеж и разврат».

Мусульманский ученый аль-Мубаракфури объясняет этот ха- дис таким образом: «Из-за того, что вы выдаете ее замуж просто за богатого или влиятельного человека, многие женщины могут остаться без мужей, а многие мужья без жен. Вследствие этого будет господствовать прелюбодейство, и опекуны женщин будут покрыты бесчестьем, тем, что усилит мятеж и разврат, смешает родословные и уничтожит благочестие и скромность». Более того, автор книги под названием «Устройство семьи в свете Корана» говорит:

«Существует ли худший мятеж или более глубокий разврат,

наносящий вред семье, религии и нравам общества, чем выдача девушки замуж за безнравственного атеиста, которому нет дела до чести, бдительности или скромности? Такой человек может с легкостью склонить свою жену к тому, чтобы она открыла свое тело, вращалась в обществе мужчин, танцевала с ними и пила вино. Он может также посмеяться над ее религией и превратить ее в распущенную женщину».

Ислам не только призывает к правильному созданию му-

сульманской семьи, но и устанавливает справедливые правила взаимоотношений между супругами. Он описывает

обязанности и права каждой из сторон и заставляет


 

неукоснительно соблюдать их, чтобы обеспечить семье достойную жизнь в исламском понимании. Тем самым Ислам устремлен на продолжение семейных отношений таким образом, чтобы это дало возможность будущим поколениям стать хорошими мусульманами.

Ислам сосредоточен на поддержании чистой природы детей. Невинный ребенок живет под семейным кровом для

того, чтобы развиваться и формироваться на почве

нравственных устоев, понимания и хорошего поведения.

Сама семья также защищена от отклонений и извращений и поддерживается во всех благих делах. Таким образом, семья выступает в роли инкубатора, и эта роль подчеркивается ее доброжелательностью к родственникам. В связи с этим, Ибн Аби Хамза утверждал: «...всесторонний подход, направленный на достижение наибольшего из возможных благ (в отношении родственников) и препятствие злу даже в малейшей степени».

Этот инкубатор хранит и защищает детей вообще и сирот в частности, поскольку забота о сироте является обязанностью

его (ее) ближайшего родственника. Если этот ближайший

родственник исполняет свой долг, то нет основания привлекать других родственников. Однако если ближайший

родственник не справляется со своими обязанностями и плохо обращается с сиротой, тогда другие родственники должны вмешаться, чтобы исправить ситуацию. Если же они не

смогут этого сделать, все люди, узнавшие об этой проблеме, должны известить правителя, чтобы тот вступился и наказал преступного родственника или назначил другого человека,

мужчину или женщину, покровителем и опекуном сироты. Забота о сиротах — это долг, который должен быть исполнен хотя бы несколькими людьми из среды мусульман. Там, где

этот долг исполняется, нет основания винить других людей. Забота о сироте включает в себя все, что ему необходимо, то есть соответствующее воспитание и обучение; если он беден,

его учат ремеслу, а если он богат, ему дают подходящее академическое образование.


 

Размышляя над социальным аспектом Ислама, мы обнару- живаем, что семья, образец «доброжелательного отношения к родственникам», — лишь часть большого крута, который опирается на братство, любовь, солидарность, обмен опытом и милосердие по отношению друг к другу. Эта идея простирается на все мусульманское общество, которое хранит обязательство защищать чистую природу от искажения и влияния заблудших умов или сердец.

 

 

Ислам призывает мусульман к тому, чтобы они пользовались знанием, каким бы ни был его источник. Он также стремится сохранить чистую природу человека, независимо от его происхождения, под защитой мусульманской общины, опирающейся на обмен опытом, милосердие по отношению друг к другу, любовь и солидарность. Имам Ахмад рассказывает, что аль-Асвад б. Сари сказал: «Однажды я сражался вместе с Посланником Аллаха (мир ему!) и одержал победу. В тот день мусульмане убили много людей из числа врагов, включая детей. Когда Посланника Аллаха (мир ему!) известили об этом происшествии, он сказал: "Я удивляюсь, почему некоторые люди убили такое множество, что поубивали даже детей?" Тот человек сказал: "Разве они не сыны неверующих?" Тогда


 

Пророк (мир ему!) ответил: "Лучшие из вас — сыны неверующих. Не убивайте детей. Не убивайте детей. Каждая душа рождается в состоянии чистоты, пока не проявит себя. Младенца делают христианином или иудеем его собственные родители"». И вот здесь красота мусульманского общества достигает своего совершенства, делясь на две составляющих.

Первая: чистая, незамутненная природа, «независимо от происхождения».

Вторая: сердца, преисполненные любви и сострадания и стремящиеся всеми средствами и способами защитить эту природу от искажения, заблуждения и загрязнения.

Таким образом, все члены исламского общества воспитываются в соответствии с хорошими манерами и благочестивым поведением в атмосфере скромности,

чистоты, любви и доброжелательности.

 

 

Домашняя обстановка... и воспитание в его чистейшем виде

 

 

 
Ибн аль-Кайим аль-Джаузийя в своем произведении «Тухфат аль-маудуд фи ахкаам алъ-маулуд» (эта ценная книга для тех, кого интересуют вопросы, связанные с новорожденными детьми) сказал: «Ребенку крайне необходимы нравственные правила. Если ими пренебрегать, он может стать жертвой многих дурных качеств, таких как гнев, стремление прекословить, беспечность, безрассудство, жестокость и жадность. Когда он повзрослеет, ему уже будет трудно избавиться от этих пороков, поскольку они становятся глубоко


 

укорененными чертами характера. Если он не будет всеми доступными средствами бороться с этими качествами, то когда-нибудь он окажется опозоренным. Нетрудно заметить, что большинство людей невежливы из-за того, что они были дурно воспитаны в детстве».

Дети узнают о религии, нравственных устоях и благопристойном поведении через свой дом и свою семью.

Ислам обязывает мусульманскую семью к соблюдению ряда

этических норм и правил поведения, и следовать им обязаны как дети, так и взрослые, чтобы вести счастливую и

достойную уважения жизнь. Чтобы показать это на деле, мы

поговорим о некоторых важных нравственных нормах и благопристойном поведении, которые чрезвычайно

необходимы сегодня и которым учили детей в эпоху Пророка

(мир ему!).

 

 

Умение хранить тайны

 

Сабит поведал, что Анас (да будет доволен им Аллах!) ска- зал: «Однажды, когда я играл с другими мальчиками, ко мне подошел Посланник Аллаха (мир ему!), который приветствовал нас и отправил меня с одним поручением. Из-за этого я поздно вернулся к матери, а когда я пришел домой, она спросила: "Почему ты задержался?" Я ответил: "Посланник Аллаха поручил мне одно дело". Она спросила: "А что ему было нужно?" Я ответил: "Это тайна". Тогда она сказала: "Ни в коем случае никому не выдавай тайны Посланника Аллаха!" Клянусь, если бы я рассказал кому-нибудь (о том деле), я бы рассказал и тебе, Сабит».

Давайте обдумаем слова, сказанные Анасом: «Клянусь,

если бы я рассказал кому-нибудь, я бы рассказал и тебе, Сабит

(тайну Посланника Аллаха)». Мы слушаем не ребенка, а старого шейха, который рассказывает своим молодым последователям одно из своих детских воспоминаний. Мы


 

слушаем, как великий Сподвижник Анас, проповедник Басры, рассказывает впечатляющую историю из своего детства молодым ученикам, усевшимся вокруг него для того, чтобы познакомиться с подробностями этой истории, которая до сих пор продолжает волновать их учителя.

Прошли годы, и Анас из детства перешел в подростковый возраст, из отрочества в юность, затем в зрелость и потом в

старость. Он жил около ста лет и был свидетелем рождения и

падения нескольких государств, и тем не менее он все еще хранит тайну Посланника Аллаха (мир ему!). Он ни разу не

разглашал эту тайну с тех пор, как узнал ее, играя с другими

детьми много лет назад. Даже лучшему из своих учеников он говорит: «Клянусь, если бы я рассказал кому-нибудь, я бы

рассказал и тебе, Сабит».

 

Честность

 

Абдулла б. Биср (да будет доволен им Аллах!) поведал:

«Моя мать послала меня отнести Посланнику Аллаха (мир ему!) гроздь винограда, а я ее съел. Потом моя мать встретила

Посланника Аллаха (мир ему!) и спросила его: "Принес ли тебе Абдулла гроздь винограда?" Тот ответил: "Нет". Впоследствии, всякий раз, когда Посланник Аллаха

встречался со мной, он говорил: "Вероломство,

вероломство!"»

Мухаммад Хусайн, великий исламский мыслитель,

комментирует это предание так:

 
«Посланник Аллаха (мир ему!)

просто привлекал внимание мальчика таким путем, который

показывает, что он скорее шутил,

нежели обвинял его. Посланник

Аллаха (мир ему!) повторял это высказывание для того, чтобы


 

проучить мальчика и напомнить ему, что он совершил ошибку и должен избегать подобного в будущем. Поскольку это дело было связано с честностью, Пророк (мир ему!) прибегнул к повторению своих слов, не оскорбляя ребенка».

 

 

Правдивость

 

Даже в незначительных вопросах необходимо поддерживать соблюдение правильного и истинного. Имам Муслим рассказывает, что Асма бинт Язид полюбопытствовала: «О Посланник Аллаха, если какая-либо девушка из нас скажет, что она чего-то не любит, а это не так, считается ли это ложью?» Он сказал: «Ложь

 
записана (в книгах Аллаха) как ложь, а маленький обман - как маленький обман».

Поскольку дается строгое предостережение против лжи, даже против маленького обмана, ни один родитель или учитель

никогда не должен лгать своим детям для того, чтобы заставить их перестать плакать, привлечь их внимание к чему-либо или успокоить их гнев... и так далее. Если

родители и учителя не придерживаются правдивости, то они своим влиянием и дурным примером приучают детей

подражать им в этом презренном действии. Привычка лгать

— это одна из самых дурных привычек и одна из самых отвратительных манер. Кроме того, дети, которым лгут,

теряют доверие к своим воспитателям и перестают ценить их советы и наставления. Итак, мы видим, как первый из воспитателей и идеальный руководитель Мухаммад (мир

ему!) предостерегает родителей и учителей, что нельзя обманывать своих детей, даже с целью отвлечь, успокоить или удивить, чтобы не быть записанными в книгах Аллаха в


 

качестве лжецов. Абу Давуд и аль-Байхаки рассказывают, что Абдулла б. Амир сказал: «Когда нас навещал Посланник Аллаха (мир ему!), моя мать позвала меня, сказав: "Иди ко мне, я тебе кое-что дам". Тогда Посланник Аллаха (мир ему!) сказал: "Что ты собираешься ему дать?" Она сказала: "Я дам ему финики".

Он сказал: "Знай, что если ты ничего ему не дашь, это будет записано как ложь"».

 

 

Благочестие

 

Очищение сердца от дурных намерений дает человеку душевное равновесие и рождает в нем любовь по отношению к своей общине, он старается доброжелательно относиться к ее членам. В связи с этим, мы узнаем, что Пророк (мир ему!) советовал уже взрослому Анасу б. Малику очищать себя от зла утром и вечером; прощать обижающих его и освобождать свое сердце и разум от сатанинских искушений и нашептываний. Давайте же прислушаемся к этому великому и чудесному призыву, о котором рассказывает Ат-Тирмизи, описывающий этот хадис как гариб, что означает в данном случае «странный». Анас (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему!) сказал мне: "Если ты способен вставать и ложиться спать, не имея против кого-либо дурных намерений, поступай так. О сын мой, это часть моего учения; и тот, кто претворяет мое учение в жизнь, дает жизнь мне; а тот, кто дает жизнь мне, сопровождает меня в Раю"».

Рай и общество Пророка (мир ему!) будут наградой для тех, кто очистит свое сердце от лжи, злобы, зависти и низости. Благочестие, поистине, есть та благовоспитанность, которая необходима нам и нашим детям как для этой земной жизни, так и для жизни будущей.


 

 

Чистота и порядок

 

Имам Ат-Тирмизи рассказывает в сахихе (достоверном

хадисе) о том, что Посланник Аллаха (мир ему!) сказал:

 
«Аллах является Благим и Чистым, и любит чистоту; Он является Великодушным и любит великодушие; Он является Щедрым и любит щедрость. Итак, очищайте свои дома и дворы, и не будьте как иудеи». Итак, очищайте свои дома и дворы, и не

будьте как иудеи». Обычное состояние мусульманского дома таково, что он наполнен чистотой и красотой и источает усладу и удовольствие для своих обитателей и гостей. Абу Давуд также рассказывает сахих (достоверный хадис) о том, что Пророк (мир ему!) сказал: «...Когда вы приходите навестить своих родственников и братьев (в Исламе), следите за своими повозками и одевайтесь хорошо для того, чтобы выглядеть нарядно в глазах людей, ибо Аллах не любит оскорбления». Это высшая добродетель, которую следует практиковать всем мусульманам по отношению к своим родственникам и братьям в Исламе. Мусульмане должны заботиться о своих домах и очищать их от всяческих отвратительных, неприятных предметов, а это требует постоянной аккуратности и стремления украсить дом со стороны всех членов семьи.


 

Посланник (мир ему!) был проницателен, зная, как важно детям в раннем возрасте придерживаться этого нравственного правила. Аль-Бухари и Муслим рассказывают, что Анас б. Малик (да будет доволен им Аллах!) сказал: «...у меня был младший брат по имени Абу Умайр. Когда Посланник Аллаха (мир ему!) навестил нас, он сказал: "О Абу Умайр, что с той маленькой птичкой (с которой играл мой брат)?" Случилось так, что, пока Посланник был у нас дома, прозвучал призыв на намаз. Тогда он велел нам подмести и почистить ковер, на котором он сидел, и стал руководить нами в молитвах».

Когда Пророк (мир ему!) велел семье Анаса, включая юного

Анаса и маленького Умайра, почистить ковер, это явилось для них практическим руководством к чистоте. Чистота является

важной частью исламского образа жизни, к которой следует

приучать детей в раннем возрасте для того, чтобы она стала их неотъемлемым качеством. Увидев поведение Пророка в

реальной жизни, услышав его приказ почистить ковер, Анас и

Умайр посредством его доброго примера, без сомнения,

восприняли этот воспитательный урок.

 

 

Испрашивание разрешения

 

 
В суре Ан-Нур Аллах говорит: «О вы, которые уверовали, вам следует приказать своим рабам и слугам, не достигшим зрелости, не входить к вам без разрешения в

трех определённых случаях: до утренней молитвы на заре (фаджр), когда вы

снимаете свою одежду в полуденный час и после вечерней молитвы (ишаа), когда вы готовитесь ко сну. В этих трех случаях

порядок одевания изменяется... Нет греха в том, что они к вам будут входить без разрешения в другое время дня...

Так Аллах разъясняет вам... законы.


 

Поистине, Аллах — Сведущий, Знающий» (24:58) (Аль-Мунтахаб).

Испрашивание разрешения возлагает обязанности как на

детей, так и на взрослых. В мусульманском доме важно под- держивать благовоспитанность и формировать отношения определенным образом. Пристойное поведение распространяется даже за пределы дома. Славный Коран обучает детей испрашивать разрешения; он повелевает родителям учить своих детей этому этическому правилу и выдвигает трехчастный подход: ребенок, до того как достигнет половой зрелости, обязан испрашивать разрешения войти во время трех наиболее значительных периодов в брачной жизни родителей, а именно — перед алъ-фаджр (на рассвете), в полдень и после uшaa (вечером). Именно в это время родители обычно спят и бывают в интимной близости друг с другом.

Некоторые люди считают, что когда дети видят те части тела родителей, которые должны быть прикрыты, они не

обращают на это внимания. Однако известно, что если выставляются напоказ те части тела родителей, которые должны быть прикрыты, это может нанести большой вред юному впечатлительному уму детей.

Лучшее практическое руководство для того, чтобы приучить детей испрашивать разрешения, можно извлечь из рассказа аль-Бухари о том, как Анас (да будет доволен им

Аллах!) сказал: «Я был слугой Пророка (мир ему!). Однажды я сказал ему: "Я привык входить (в комнаты) без разрешения". Тогда он (мир ему!) сказал: "Стой, где стоишь, сынок. Теперь

будет по-другому. Не входи, не спросив разрешения"».

Когда Посланник (мир ему!) учил своих Сподвижников данным этическим нормам, он позаботился о том, чтобы

направить их эффективным практическим способом. Кальда б. аль-Ханбаль сказал: «Однажды я пришел навестить Пророка (мир ему!) и не поприветствовал его. Тогда Пророк

(мир ему!) сказал: "Выйди снова наружу и скажи: "Мир вам!

Можно ли мне войти?"» В этом хадисе, рассказанном Абу


 

Давудом и Ат-Тирмизи, Посланник (мир ему!) не только сказал Кальде о том, что тому следовало сделать, но еще и велел ему выполнить это на практике нужным образом.

Правило испрашивать разрешения становится еще более понятным, когда мы читаем рассказ аль-Бухари о том, что Анас (да будет доволен им Аллах!) сказал: «В двери дома

Посланника (мир ему!) стучали пальцами, а предки обычно стучались в двери своих ученых ногтями».

 

 

Приветствие

 

 

 
Семья должна учить своих детей приветствовать других людей, встречать их и прощаться с ними так, как это принято в обществе. Дети должны узнать о том, что приветствие и слова «Ас-саламу алайкум!» («мир вам!») являются исламским обычаем и этической нормой и что ответ на приветствие является

религиозной обязанностью. Приветствие также служит признаком добродушия и расположения человека. Слова,

избранные для приветствия — «мир вам», — дают людям

ощущение уверенности, покоя и уважения. Посланник

Аллаха (мир ему!) позаботился о том, чтобы научить мусульманских детей этим общечеловеческим ценностям и предписать такие религиозные понятия, чтобы они были полезны отдельным людям и всей общине в целом. Ат-Тирмизи рассказывает, что Пророк (мир ему!) сказал Анасу б. Малику (да будет доволен им Аллах!): «О сынок, когда войдёшь (в свой дом), приветствуй (членов своей се- мьи), и это станет благословением как для тебя, так и для (членов) твоей семьи». Оба Шейха (аль-Бухари и Муслим)


 

рассказывают, что когда бы Посланник Аллаха (мир ему!) ни проходил мимо детей, он всегда приветствовал их. Тем самым Пророк (мир ему!) стремился сделать так, чтобы дети почувствовали свою социальную значимость. Он укоренял в них человеческие чувства и формировал черты их будущей личности.

 

Добрососедство

 

 

Ребенок общается со своими соседями в соответствии с определенными этическими правилами, которым Посланник Аллаха (мир ему!) побуждал родителей учить своих детей. Эти правила включают в себя способность разделять с соседями их тяготы и не причинять им какого бы то ни было вреда. Например, ребенку не следует выходить из своего дома, держа в руках какую-либо пищу или плод, чтобы не дразнить соседских детей — ведь их семья может не иметь денег на покупку того же самого своим детям или испытывать денежные затруднения, не позволяющие им купить это в данный момент. Таким образом ребенок приучается есть дома, а не на улице. Это нечто такое, что защищает и поддерживает правила поведения в обществе. Ат-Табарани передал слова Амра б. Шуайба, что его отец слышал от его деда (Абдулла б. Амр б. Ас) рассказ о том, как Пророк (мир ему!) сказал: «...Если вы покупаете плоды, отдайте немного своему соседу. Если же вы этого не сделаете, не давайте своим соседям их видеть, а своим детям выходить из дома и есть плод перед детьми ваших соседей, чтобы не дразнить их».

В итоге эти величайшие этические нормы и высокие моральные устои сформировали уникальное поколение

мусульман, члены которого желали друг другу добра: с

благородством относились к гостям; хорошо обращались с


 

соседями; разговаривали по-доброму или же молчали; восхищались благими поступками и расстраивались из-за дурных; никогда не причиняли другим вред и не пугали их; никогда не разглашали тайн своих собратьев; не боялись никого, кроме Аллаха; говорили правду даже тогда, когда это было против их собственных интересов, интересов их родителей или близких; придерживались праведных поступков и были верны Аллаху и людям...

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.168 с.