Понятие общественного бытия. Природная и общественная среда — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Понятие общественного бытия. Природная и общественная среда

2022-07-03 23
Понятие общественного бытия. Природная и общественная среда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Установление связи способа производства с другими сторонами общественной жизни предполагает научное решение основного вопроса философии применительно к обществу. Решение этого вопроса требует введения новых понятий, категорий, в которых может быть выражена специфика проявления материального и идеального в историческом процессе. Такими понятиями являются категории «общественное бытие» и «общественное сознание». Рассматривая их, мы должны иметь в виду то общее положение, что различные стороны исторического процесса, отражаемые и фиксируемые в категориях исторического материализма, могут быть правильно поняты и определены лишь в их соотношении с целым, в их связи и взаимозависимости со всеми другими сторонами исторического целого. Так, категория «общественное бытие» отражает не просто то, что существует вне человеческого сознания и может оказывать на него влияние, а то, что определяет сознание общества, является первичным по отношению ко всем другим сторонам общественной жизни, является материальной основой развития всего общества.

Вне человеческого сознания и независимо от него существует объективный мир, природа, материальное бытие вообще. Общественное бытие — это лишь часть бытия вообще, включающая в себя материальную жизнь общества. Оно существует вне сознания общества и определяет его. Это разграничение бытия вообще и общественного бытия имеет важное значение для понимания общества как особой формы движения материи, для раскрытия источника его самодвижения. К. Маркс выделил общественное бытие из природного бытия, рас­смотрел развитие общества как особый материальный процесс, отличный от физического или биологического и подчиняющийся своим специфическим законам. Это не значит, что можно отрывать общественное бытие от природного, речь идет об установлении различия между ними.

Не только в природе, а и в самом обществе имеется целый ряд явлений, существующих вне сознания и влияющих на него. Очевидно, что государство, партии и т. д. существуют вне сознания людей. Но значит ли это, что они относятся к общественному бытию?

Политические отношения классов, деятельность государства и т. д. существуют вне сознания людей, являются элементами исторической действительности. Но они не относятся и не могут относиться к общественному бытию, поскольку являются производными от материальных экономических отношений. В ключение всех социальных отношений в общественное бытие лишает нас объективного критерия для разграничения важного и неважного, главного и второстепенного в общественной жизни. Например, если считать поли­тику элементом общественного бытия, то содержание политической деятельности придется объяснять из самой политики. Тем самым мы потеряем объективную основу для оценки политики и ее зависимости от экономики, от экономических интересов классов. Политика не может определять развитие общества и сознание людей, хотя она оказывает на все общество огромное влияние.

К. Маркс не только отделил общественное бытие от природного, но и показал, что оно не тождественно так называемой «социальной реальности», а представляет собой именно определяющую материальную основу жизни общества.

Важно далее подчеркнуть, что марксизм порывает с традицией буржуазной социологии, которая в оценке и объяснении общественной жизни исходила из личности, из индивидуального бытия. Бытие отдельного человека в обществе с развитым разделением труда непосредственно может быть не связано с производством. Его бытие — это условия конкретной социальной среды, и род его собственной деятельности. Поэтому бытие военного от­лично от бытия гражданского чиновника, бытие художника от бытия ученого, бытие работника умственного труда от бытия работника физического труда; каждый человек с его характером, вкусами, взглядами является продуктом определенной «социальной среды».

К. Маркс, решая основной вопрос исторического материализма, сумел выделить ту область общественной жизни, которая не зависит ни от сознания отдельного индивида, ни от сознания всего общества, которая определяет все строение общественной формации, а следовательно, в конечном счете индивидуальное бытие людей во всех сферах общества — область общественного бытия. В основу анализа общественной жизни были положены не интересы, потребности, сознание индивидов, а закономерности развития общественно­го бытия. Это дало возможность представить строение каждого общества (каждой общественной формации) как нечто необходимое и цельное, а не простое механическое смешение отдельных явлений; представить развитие каждой формации как закономерный процесс,

Итак, общественное бытие — это материальная жизнь общества, т. е. материальные отношения людей к природе и друг к другу, складывающиеся в процессе производства и воспроизводства их жизни. Исторически определенный способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни данной общественно-экономической формации. Общественное бытие определяет общественное сознание.

Общественное сознание

Общественное сознание есть духовная сторона общественной жизни людей, без которой общество не может существовать. Сознание возникает с необходимостью, на основе трудовой материальной деятельности людей, ибо без него невозможно целесообразное воздействие на природу, изменение и приспособление природы к человеческим потребностям.

Особенностями трудовой деятельности человека и определяются особенности его сознания. Животное относится к природе непосредственно с помощью своих естественных органов. Оно выделяет из окружающей среды то, что имеет для организма жизненное биологическое значение, т. е. сигналы о пище, опасности и т. д. Потребности животного организма вполне обслуживаются чувственными формами восприятия действительности, отражающими ее внешние черты, связи, свойства.

В отличие от животных человек относится к природе опосредствованно, ставит между собой и природой искусственные органы — орудия труда, с помощью которых он воздействует на природу, изменяет ее. Человек в труде не приспосабливается к природе, а приспосабливает ее к своим потребностям.[1] Возникающее на основе труда сознание отражает не только то, что имеет для человека биологическую значимость, но и все то, что имеет значение для процесса труда. Это, во-первых, расширяет круг явлений, отражаемых человеком; во-вторых, порождает потребность в новых формах отражения, не свойственных животным. Дело в том, что изменять природу можно только по законам природы. Чтобы целесообразно воздействовать на предмет и изменить его в соответствии со своими потребностями, человеку нужно знать предмет не только с его внешней стороны, как явление, но и со стороны внутренних существенных свойств. Внешняя сторона действительности воспринимается органами чувств. Но для отражения внутренней, существенной стороны действительности, недоступной чувствам, у человека в процессе труда вырабатывается новая способность — способность к абстрактному мышлению, составляющая специфическую особенность человеческого сознания. Абстрактное мышление преобразует всю психику человека. Сама чувственность человека не тождественна чувственности животного, ибо она обогащается результатами деятельности абстрактного мышления. Глаз орла видит дальше, но человек видит больше.

Далее, животное не выделяет себя из природы, т. е. свое отношение к природе оно не воспринимает как отношение. Чело­век же в процессе труда и на его основе выделяется из природы, что отражается им как осознание своего отношения к объекту. Таким образом, на основе труда развивается самосознание.

Сознание человека активно. Оно не только отражает объективный мир, но и творит его. Эта творческая активность человеческого сознания, которая идеалистами изображается как некое мистическое, сверхъестественное свойство духа, на самом деле объясняется характером человеческой трудовой деятельности как активного, преобразующего процесса. Именно на основе труда человеческое мышление приобретает способность ставить определенные цели, создавать план деятельности на будущее, изобретать, творить и т. д.

Наконец, производство всегда есть общественное производство. Поэтому отношение к природе в процессе трудовой деятельности следует рассматривать не как отношение отдельного человека, а как отношение общества к природе. Вступая в необходимые производственные отношения, люди так или иначе осознают их. Таким образом, и сознание природы, и сознание общественной жизни является целиком и полностью продуктом общественного развития, возникает из потребностей общественного производства, существует только в обществе и для общества и потому является общественным сознанием.

В условиях первобытного общества сознание, было, по выражению Маркса, «вплетено» в материальную деятельность людей, т. е. непосредственно связано с процессом материального производства, порождалось им и обслуживало его. С развитием общественного разделения труда, с отделением умственного труда от физического, духовная жизнь общества становится относительно самостоятельной сферой общественной деятельности людей.

Будучи продуктом общественного бытия, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью. Относительная самостоятельность различных общественных явлений по отношению друг к другу и той материальной основе, на которой они возникают, является одной из общих социологических закономерностей, действующей не только в сфере общественного сознания. Действительно, производственные отношения обладают некоторой самостоятельностью по отношению к производительным силам, сфера торговли — по отношению к производству, надстройка — по отношению к базису.

Относительная самостоятельность общественных явлений состоит в том, что каждое из них, развиваясь в рамках общей зависимости от производства, образует особую сферу внутри общества со специфическими запросами и закономерностями. Например, система народного образования порождена обществом для выполнения определенных общественных функций — формирование системы знаний и ценностных ориентиров у подрастающего поколения. Но раз эта сфера возникла, у нее появляются свои потребности: надо готовить учителей, строить школьные здания, обеспечивать школу необходимыми пособиями, разрабатывать программы и методику обучения. Возни­кают отношения между школой и государством, семьей и школой и т. д. Система народного образования зависит от общества, но и общество вынуждено считаться с ее потребностями. Относительная самостоятельность различных общественных явлений объясняет активный характер их взаимодействия и то, почему между общественными явлениями нет строгой однозначной зависимости.

Рассматривая состояние общественного сознания той или иной исторической эпохи, его роль в жизни общества, следует одновременно учитывать и зависимость общественного сознания от бытия, и его относительную самостоятельность. Если объяснять явления общественного сознания только бытием, не учитывая их относительной самостоятельности, то можно повторить ошибки вульгарного материализма. Но не следует и преувеличивать значения относительной самостоятельности общественного сознания. Такую ошибку допускают тогда, когда общественное сознание рассматривают вне его органической связи с жизнью общества, и последняя выступает лишь как некий фон для развития идей. Стать на такой путь довольно легко, так как уловить связь между идеями значительно проще, чем вскрыть глубокие причинные связи между идеями и их материальной основой. Преувеличение относительной самостоятельности общественного сознания ведет к идеализму. Буржуазная идеалистическая философия превращает относительную самостоятельность идей в абсолютную, считая их независимыми от материальной жизни общества.

Поэтому стоит еще раз подчеркнуть, что духовная жизнь имеет лишь относительную самостоятельность, ибо в конечном счете характер ее изменений определяется способом производства материальных благ. Вместе с тем общественное сознание оказывает влияние на все другие сферы общественной жизни, ибо везде человек действует как сознательное существо, руководствуется определенными идеальными побуждениями, стремления­ми, взглядами и т. п., которые возникают из условий его общественного бытия.

Хотя общественное сознание не существует вне индивидуального сознания, взгляды, стремления людей могут стать предметом объективного историко-материалистического исследования лишь тогда, когда они материализованы в той или иной степени в системе знаков или действий. Однако только во взаимодействии с индивидуальным сознанием это материальное, предмет­ное воплощение сознания становится выражением общественного сознания. Так, книга является фактором общественного сознания, а не просто материальным предметом лишь для человека, знающего язык, читающего ее, т. е. когда «распредмечивается» заключенное в ней духовное содержание. Если при решении основного вопроса философии в диалектическом материализме мы противопоставляем материю как объективную реальность сознанию как идеальному, существующему лишь в человеческой голове, то исторический материализм, противопоставляя общественное бытие и общественное сознание, имеет дело с сознанием как фактором общественной жизни, а оно таковым становится лишь поскольку выявлено вовне, поскольку оно опредмечено.

С точки зрения социологии мысли, стремления, эмоции, переживания, пока они чисто субъективны и являются лишь достоянием индивида, пока они не выявлены во вне, не материализовались в виде устной или письменной речи, тех или иных действий, произведений искусства и т. д. и не стали доступны другим людям, не могут оказывать какого-либо влияния на жизнь общества и тем самым интересовать общественную науку. Лишь материализуясь определенным образом, сознание может оказывать влияние на развитие общества.

Каждая общественно-экономическая формация характеризуется не только определенным общественным бытием, но и свое­образным общественным сознанием, возникающим на основе это­го бытия.

Разграничение категорий общественного бытия и общественного сознания абсолютно только в пределах основного вопроса исторического материализма. За этими пределами оно относительно. К историческому материализму полностью применимо положение В. И. Ленина, что противоположность материи и со­знания имеет абсолютное значение «...исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна».

В жизни нет явлений, которые бы содержали в себе что-нибудь, кроме материального и духовного. Но это не значит, что материальная сторона всех общественных явлений может быть отнесена к общественному бытию. Нельзя забывать, что и явления духовной сферы общественной жизни имеют материальную сторону,— например язык, произведения искусства и т. д.,— которая в данном случае является способом выражения идей, понятий, образов, но не может рассматриваться как их определяющая основа. Точно так же было бы неправильно практическую деятельность в сфере науки, искусства (научный эксперимент, художественная практика живописца) и в других областях духовной жизни рассматривать как первичную основу общества, т. е. относить к бытию, или, отнеся религию к общественному сознанию, рассматривать церковь и различные религиозные организации как часть общественного бытия.

Если совершать подобную ошибку, то теряется объективный критерий для различения главного и второстепенного в общественной жизни, для выявления той специфической формы материального, которая только и составляет определяющую основу общественного развития и является источником его самодвижения. Из сказанного следует также, что категории общественного бытия и общественного сознания недостаточны для учета всего многообразия общественных явлений. Поэтому для всестороннего анализа общественной жизни исторический материализм выработал ряд других понятий и прежде всего категории базиса и надстройки, к рассмотрению которых мы переходим.

 

 

5. БАЗИС И НАДСТРОЙКА


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.