Значение категорий «базис» и «надстройка» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Значение категорий «базис» и «надстройка»

2022-07-03 53
Значение категорий «базис» и «надстройка» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Категории «базис» и «надстройка» позволяют конкретизировать решение основного вопроса исторического материализма о соотношении общественного бытия и общественного сознания. А также необходимы для характеристики структуры общественно-экономической формации.

Ранее говорилось, что способ производства— общественное бытие — определяет сознание людей. Но различные стороны производства — производительные силы и производственные отношения — играют различную роль в определений идей, взглядов, отношений, характерных для каждого данного общества. Непосредственной основой общественных идей является не способ производства в целом, а лишь его часть — производственные отношения. Для характеристики производственных отношений в этом их качестве выработана категория «базис».

Общественное сознание в каждую историческую эпоху многообразно. Для выделения из этого многообразия тех идей, которые отражают действительность с позиций данных экономических отношений, идей, специфических для данного общества, и связанной с ними системы общественных отношений исторический материализм выработал понятие «надстройка». Хотя в надстройку входят разнородные элементы, они имеют и некоторые общие черты и закономерности развития, что позволяет рассматривать надстройку в целом как своеобразное общественное явление. Понятия «базис» и «надстройка» являются соотносительными.

Понятия «базис» и «надстройка» в историческом материализме неразрывно связаны с категорией общественной формации. Базис определяет качественную особенность каждой общественно-экономической формации и тем самым отделяет одну формацию от другой. Надстройка же характеризует особенности социальной и духовной жизни данной общественной формации. Поэтому понятия «базис» и «надстройка» вне связи с понятием общественной формации теряют всякий смысл и становятся мертвыми, как органы, отделенные от организма.

Определение базиса

Базис — совокупность производственных отношений, т. е. отношений в сфере производства, обмена и распределения, образующих экономическую структуру общественной формации.

Общественно-экономические формации представляют собой социальные организмы, отличающиеся способом производства, который люди практикуют в каждое данное время. Поскольку определяющей стороной способа производства являются производительные силы, постольку качественные особенности каждой ступени общественного развития определяются в конечном счете именно производительными силами. Однако факты общественной жизни, казалось бы, противоречат этому утверждению. В США 30-х годов ХХ века уровень производительных сил был выше, чем в СССР, а господствовал капиталистический строй, т. е. США находились на более низкой по сравнению с социализмом ступени общественного развития. Значит, видимо, нельзя различия в общественном строе объяснить лишь исходя из уровня развития производительных сил.

Определяющая роль производительных сил состоит в том, что они требуют соответствующих им производственных отношений, и уже через посредство этих отношений, а не непосредственно влияют на другие стороны общественной жизни. Но поскольку с развитием производительных сил не происходит автоматического изменения производственных отношений, постольку в истории возможны случаи, когда страна с более развитыми производительными силами может определенное время находиться на более низкой ступени общественного развития.

Хотя развитие производительных сил есть основа всего исторического процесса, конкретный социальный облик всех общественных явлений, характеризующих одну формацию в отличие от другой, зависит именно от производственных отношений, являющихся базисом формации.

Более того, от производственных отношений целиком зависит социальная характеристика самих производительных сил. В средствах труда самих по себе не заключено то, в какой социальной форме они функционируют. Машина есть машина. Лишь будучи собственностью капиталиста, т. е. при наличии определенных социальных условий, она становится капиталом, используется как средство эксплуатации. Та же машина в условиях социализма служит удовлетворению потребностей общества, средством облегчения труда.

Человек с его опытом и навыками к труду есть производительная сила. Но в одних условиях он является рабом, в других — крепостным, в третьих — наемным рабочим. Но люди от природы не являются ни рабами, ни крепостными, ни наемными рабочими. Люди становятся таковыми, вступая в определенные производственные отношения. При этом люди не вольны в том, вступать или не вступать в эти отношения, не свободны в выборе их. Люди вынуждены вступать в такие производственные отношения, которые существуют в данном обществе.

Поскольку способ производства материальных благ есть основа общественной жизни, а качественная специфика, социальная определенность самому способу производства придается производственными отношениями, постольку именно производственные отношения непосредственно определяют своеобразие всей общественной формации. Это означает, что на основе данных производственных отношений возникают все другие общественные отношения, идеи, взгляды, стремления людей, а также имеющиеся в обществе политические и другие учреждения.

Совокупность производственных отношений, составляющую базис определенной формации, следует понимать именно как совокупность экономических отношений, возникающих на основе господствующей в данном обществе формы собственности. Но в истории различных стран и народов, как пра­вило, наряду с господствующими производственными отношениями имеются отношения, представ­ляющие остатки старого либо зачатки будущего способа произ­водства. Для их характеристики обычно употребляется понятие «уклад». Хотя при конкретном анализе мы должны учитывать наличие разных укладов и их взаимодействие, сама возможность четкого отграничения одной формации от другой связана с вы­делением господствующих производственных отношений как базиса формации. К. Маркс в «Капитале» исследовал законы развития капитализма как такового, абстрагируясь до определенного момента от всех побочных и привходящих факторов. Точно так же при теоретическом анализе общественной формации мы должны выделить как ее базис именно те отношения, которые определяют ее сущность. Понятия «формация», «базис» — это абстракции, но абстракции научные, позволяющие нам исследовать историю во всем ее конкретном многообразии, во всех ее связях и опосредствованиях.

Производственные отношения, возникающие вместе с появлением нового уклада хозяйства в недрах старого общества, еще не составляют базис. Превращение новых производственных от­ношений в базис формации составляет экономическое содержание социальной революции, является скачком в развитии общества. В отличие от всех предшествующих социалистические производственные отношения не возникают в виде уклада, существующего в недрах старого общества. Поэтому превращение капиталистической формации в коммунистическую и соответственно замена капиталистического базиса социалистическим требуют особого революционного периода — переходного периода от капитализма к социализму.

В этот период происходит гибель старой и возникновение новой общественно-экономической формации, ломка старого базиса и формирование нового. Поэтому данный период нельзя рассматривать как особую формацию и подыскивать для нее соответствующий «базис переходного периода». Если считать, что «базисом переходного периода» является совокупность экономических укладов, то пришлось бы капиталистический и социалистический уклады отнести к одному базису, что нелепо. Переходный период характеризуется борьбой социалистического уклада, являющегося зародышем нового базиса, играющего ведущую роль, против капиталистического уклада.

Надстройка как общественное явление

Общественно-экономическая формация есть единый, цельный, «живой» социальный организм. Подобно тому как скелет не составляет еще всего организма, так же и базис не составляет еще всей общественной формации.

Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений, возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.

К надстройке прежде всего относится идеология, носящая в классовом обществе классовый характер. Идеология служит утверждению либо разрушению существующих экономических отношений, формированию идеологических отношений данной формации. Идеологическая часть надстройки в различных общественно-экономических формациях отличается не только по содержанию, но и по формам, которые ей присущи. Со времени возникновения классового общества она выступает как исторически конкретная совокупность политических, правовых, религиозных, философских, этических и эстетических взглядов. В условиях социализма религия не порождается базисом и временно существует как остаток надстройки прежних формаций. В идеологических формах осознаются людьми социальные антагонизмы, определяются пути и способы их разрешения, отражаются и сталкиваются противоречивые интересы различных классов.

В каждой классовой общественной формации господствующее положение занимает идеология господствующего класса. Церковь, пе­чать, школа и другие орудия пропаганды, воспитания и распро­странения идей находятся в руках господствующего класса, и «в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчиненными господствующему классу». В ходе исторического развития с обострением социальных антагонизмов возникает новая идеология, отражающая интересы революционных классов, противостоящая господствующей идеологии и постепенно завоевывающая на свою сторону все большую массу людей. Лишь овладев массами, новая идеология превращается в силу, способную решать назревшие задачи общественного развития.

Кроме идеологии, в надстройку входит вся сумма взглядов, чувств, настроений — общественная психология. Идеология и психология взаимодействуют друг с другом. Так, психология пролетария в капиталистическом обществе, его обыденное сознание, с одной стороны, создает благоприятные условия для распространения социалистической идеологии (рабочий класс стихийно стремится к социализму), а с другой — проникнуто многими предрассудками, иллюзиями, буржуазными взглядами, от которых он избавляется лишь в ходе революционной классовой борьбы. Если господствующей идеологии угнетателей не противостоит самостоятельная идеология угнетенных классов, то первая навязывается трудящимся как стихийно — условиями среды, так и сознательно — усилиями господствующего класса, его идеологов, политиков, журналистов и т. д. Научная марксистско-ленинская идеология не может победить и утвердиться в сознании массы трудящихся без непримиримой борьбы с буржуазной идеологией и ее проводниками в рабочем движении.

В реальной жизни люди вступают не только в производственные, но и в другие общественные отношения.

Общественные отношения — это многообразные связи, складывающиеся между людьми в процессе их деятельности в различных сферах общественной жизни на основе исторически определенного способа производства. Эти отношения образуют общество как социальную систему. Общественные отношения определяют социальную сущность человека и тем самым, с одной стороны, характеризуют его качественное отличие от животных, с другой — выражают невозможность его изолированного индивидуального существования. Человек существует и развивается только в обществе, в системе многообразных общественных отношений. Вместе с тем общественные отношения следует отличать от личных отношений, которые носят индивидуальный характер, хотя люди и вступают в них как общественные существа. Поэтому в собственном смысле слова общественные от­ношения — это отношения между различными коллективами, социальными группами, классами и внутри них, отношения в государстве, между государствами и нациями и т. д. Как подчеркивал В. И. Ленин, основная идея материализма в истории «...состояла в том, что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми, складывающимися помимо воли и сознания человека, как (результат) форма деятельности человека, направленной на поддержание его существования».

Идеологические отношения являются вторичными, производными. Они возникают, лишь проходя предварительно через сознание людей. Определяясь материальными отношениями, будучи целиком зависимыми, от них, они складываются в соответствии с определенными идеями, отражающими данные экономические отношения. Этот процесс не независим от сознания, а опосредствован сознанием экономического интереса, общественных потребностей, социальных задач. Идеологические отношения возникают в каждой формации, потому что они необходимы для поддержания, сохранения экономического базиса. Эти отношения с необходимостью порождаются экономикой классовых формаций, их характер и содержание целиком зависят от базиса, но вступают в них люди сознательно. Ленин неоднократно подчеркивал, что развитие политической борьбы пролетариата невозможно без революционной партии, без внесения революционной теории в рабочее движение, т. е. без непрерывного роста политического сознания масс. Таким образом, идеологические отношения — это не просто отношения идей, это отношения людей в соответствии с определенными идеями.

В соответствии с базисом и возникшей на его основе идеологией, в каждой общественно- экономической формации складываются не только идеологические отношения, но и различные учреждения и организации: государство, юридические учреждения, политические партии, профессиональные союзы, культурно-просветительные и научные учреждения, церковь и т. д.

В классовом обществе основным учреждением надстройки, образующим ее стержень, является государство, с помощью которого класс, господствующий в экономике, становится господствующим и в сфере надстройки.

«Экономические отношения каждого данного общества,— писал Энгельс,— проявляются прежде всего как интересы». В становлении этих интересов, в жестокой классовой борьбе формируется сознание классовых интересов и их противоположности интересам враждебных классов, осознается необходимость в создании организаций, выражающих и защищающих классовые интересы. Следовательно, хотя создание учреждений надстройки зависит от сознания людей, от общественных идей, но эти идеи — не плод кабинетных размышлений, а учреждения — не результат свободного соглашения или общественного договора. Надстройка антагонистических формаций со всеми ее идея­ми, идеологическими отношениями и учреждениями является продуктом, результатом и орудием борьбы классов.

Особенность учреждений надстройки состоит в том, что они являются не только идеологической, но и материальной силой. Так, государство обладает материальными орудиями власти— армией, полицией, с помощью которых оно может осуществлять свои функции и подчинять общество интересам и воле господствующего класса. Политические партии скреплены материальным единством организации, объединены общностью цели, дисциплиной, благодаря чему они могут направлять действия больших масс, классов на решение встающих перед обществом задач. В. И. Ленин говорил, что у пролетариата нет иного оружия в борьбе за власть, кроме организации, подчеркивая этим ее огромное значение как материальной силы.

То обстоятельство, что учреждения надстройки имеют и материальную сторону, позволяет им служить проводником воздействия определенных идей на базис, на общественное бытие, превращает идеи в материальную силу. Без этого идеи оставались бы простым пожеланием и не могли бы воздействовать на развитие общества. Лишь через действия масс, через деятельность различных учреждений и организаций надстройки общественные идеи оказываются способными влиять на жизнь и развитие общества.

Хотя в надстройку входят различные элементы, между ними имеется органическая связь и то общее, что они порождены определенным экономическим базисом, меняются в соответствии с изменениями в базисе и активно воздействуют на него. Поэтому надстройку можно рассматривать как особое, самостоятельное общественное явление.

Необходимость надстройки определяется следующими общими для всех формаций моментами:

Во-первых, объективные потребности и законы общественного развития для своей реализации в деятельности людей должны так или иначе отразиться ими, пройти через их сознание и выступить в виде идеальных побудительных мотивов их деятельности. Поэтому на базе материальных отношений с необходимостью возникает определенная идеология и соответствующие социальные отношения и учреждения, образующие надстройку определенной формации.

Во-вторых, решение встающих перед обществом социальных задач осуществляется большими массами людей, в классовом обществе — классами, для объединения и организации которых также необходима идеология и различного рода учреждения, т. е. надстройка.

Надстройка есть явление, обязательное для всех общественных формаций и специфическое для каждой формации. Характеризуя надстройку классово-антагонистических формаций, мы должны иметь в виду, что данный базис отражается в надстройке с позиций различных классов. Экономически господствующий класс создает идеи и учреждения, направленные на утверждение данного базиса, которые и образуют господствующую надстройку определенной формации.

Рабовладельческая, феодальная и буржуазная надстройка являлись господствующими в соответствующих формациях. Но господствующей надстройке каждой антагонистической формации противостоят идеи и учреждения, отражающие базис с позиций классов угнетенных. Эти надстроечные элементы не входят в господствующую надстройку. Напротив, последняя стремится их подавить или по крайней мере ограничить сферу их влияния. Они направлены не на утверждение, а на разрушение, коренное изменение данного базиса, являются элементами отрицания, порождаемыми собственным развитием формаций. Степень зрелости этих элементов в конечном счете определяется глубиной конфликта между производительными силами и производственны­ми отношениями, степенью зрелости материальных предпосылок новой общественной формации. Каждая формация развивается. В ней есть остатки прошлого и зачатки будущего не только в экономике, но и в сфере надстройки. Таким зачатком будущего в условиях капитализма являются марксистско-ленинские идеи, коммунистические партии и другие революционные организации рабочего класса, которые не относятся к буржуазной надстройке. Таким остатком прошлого в условиях социализма являются религия и церковь, которые не относятся к социалистической надстройке.

В наши дни империалистическая буржуазия всюду стремится установить фашистские порядки, ликвидировать жалкие остатки демократических свобод. Реакционная политическая надстройка империалистической буржуазии так же служит делу сохранения капиталистического базиса в условиях упадка капиталистического общества, когда этот базис себя изжил, как политическая надстройка в начальный период развития капитализма служила прогрессивным целям ликвидации остатков феодализма и оформления капиталистического базиса. Все организации и учреждения буржуазии, так же как и ее взгляды, на всех этапах развития капиталистического базиса призваны содействовать его развитию и сохранению, На эту сторону дела обращал внимание В. И. Ленин: «Политической надстройкой над новой экономикой, над монополистическим капитализмом (империализм есть монополистический капитализм) является поворот от демократии к политической реакции. Свободной конкуренции соответствует демократия. Монополии соответствует политическая реакция».

В противоположность господствующей надстройке антагонистических формаций, связанной с интересами эксплуататорских классов, в социалистическом обществе надстройка выражает интересы самих трудящихся масс и потому служит не только орудием сохранения и защиты социалистического базиса, но и средством его изменения и развития в интересах самих масс.

Взаимодействие базиса и надстройки

Основные закономерности взаимодействия между базисом и надстройкой могут быть выражены следующими основными принципами.

Базис порождает надстройку, надстройка вырастает на определенном базисе, определяется им. Она отражает экономический базис. Какова природа базиса, таковы характерные черты надстройки.

Далее, надстройка обладает относительной самостоятельностью в своем развитии. Конечно, она порождается базисом и отражает его. Но после того как та или иная надстроечная форма вызвана к жизни экономическими условиями, она, обычно, не сразу отражает изменения в базисе, в силу чего может возникнуть частичное несоответствие надстройки и базиса. В конце XIX в. в царской России в экономических отношениях господствовал капитализм, поэтому можно сказать, что базис в основе был капиталистическим, однако вплоть до 1917 г. сохранялась монархия, т. е. типично феодальная форма государственного устройства.

Или другой пример. В XVIII в. в Англии были сильнее всего развиты капиталистические производственные отношения, и Англия долгое время была образцовой капиталистической страной в Европе и во всем мире. В то же время известно, что наиболее развитую и притом передовую буржуазную идеологию дала в XVIII в. не Англия, а Франция, страна, которая в капиталистическом отношении значительно отстала в своем развитии от Англии.

Значит, в жизни встречаются примеры, когда надстройка может как бы несколько отставать от базиса, не сразу отражает изменения, которые произошли в базисе. С другой стороны, передовые идеи возникают и в тех странах, в которых новый базис не успел сложиться или, во всяком случае, сложился не в такой степени, как в других странах.

Почему это происходит?

Энгельс в свое время подчеркнул, что идеология и надстройка вообще, определяясь в конечном счете базисом, обладает относительной самостоятельностью. Это значит, что она может как бы несколько отставать от базиса или опережать его. Разумеется, это отставание и это опережение не могут быть чрезмерными. Надстройка рабовладельческого строя никак не может сохраниться вплоть до капитализма или социализма. И наоборот. Идеи научного коммунизма в античное время или в средние века возникнуть не могли.

Надстройка обладает известной преемственностью в своем развитии. Определяясь своим базисом, она испытывает влияние предшествующей надстройки. Так, при переходе от феодализма к капитализму, когда феодальная надстройка как целое, рушится, сословная монархия, феодальная мораль и т. д. уступают место парламентарному строю и буржуазной морали, сохраняется старый судейский аппарат, армия, которые совершенствуются, приспосабливаются к новому строю. Многие принципы дворянской морали, и прежде всего принцип неприкосновенности частной собственности, целиком поддерживаются капиталистической моралью. Значит, новая надстройка не уничтожает старую целиком, она уничтожает то, что ей не нужно, но если какие-то элементы в старой надстройке могут служить новому обществу, они не отбрасываются, а входят в неизменном или переработанном виде в новую надстройку.

При переходе от капитализма к социализму происходит крутая ломка всего уклада общественной жизни. Капиталистический базис коренным образом отличен от социалистического. Можно ли говорить о преемственности в надстройке в этих условиях? В известном отношении можно. И здесь некоторые элементы прежней надстройки в переработанном виде сохраняются в новой надстройке. Социалистическая революция в отличие от предшествующих не совершенствует, а разрушает старую государственную машину. Тем не менее даже здесь есть черты известной преемственности. То есть, надстройка, раз возникнув, получает свою «логику» развития, отражающую изменения в базисе на каждом этапе.

Наконец, надстройка оказывает обратное влияние на базис. Надстройка не является чем-то пассивным, она активна. Когда новый базис вызывает к жизни новую надстройку, новые политические учреждения, новые взгляды, они помогают своему базису оформиться, развиться и укрепиться. И буржуазное государство, и буржуазное право, и буржуазная мораль, и буржуазное искусство — все они сыграли громадную роль в развитии и укреплении капиталистического способа производства, помогли вытеснить остатки феодального способа производства.

С другой стороны, надстройка тогда, когда способ производства себя изжил, помогает ему сохранять свое существование. С точки зрения всемирно-исторической логики развития капитализм как строй себя изжил, он сдерживает развитие общества. Если бы не капитализм, производительные силы во всем мире развивались бы значительно быстрее. Но почему же до сих пор существует буржуазный строй? Громадную роль в сохранении отживших капиталистических отношений играет буржуазное государство, буржуазная полиция, армия, суд, буржуазная идеология и вся буржуазная надстройка.

Стало быть, новые, только что выросшие учреждения и идеи, новая прогрессивная надстройка, помогают новому способу производства оформиться, укрепиться, двигают общество вперед, ускоряют его развитие, наоборот, отжившая надстройка стремится сохранить отживший строй, удлиняет сроки его существования. Но в обоих случаях роль надстройки активна: она влияет на базис — или стимулирует, или задерживает его развитие.

 

6. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.