Становление человека и общества — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Становление человека и общества

2022-07-03 23
Становление человека и общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История общества является продолжением истории природы. Развитие животного мира подготовило биологические предпосылки возникновения человека. В конце третичного периода появились высокоразвитые человекообразные обезьяны, обитавшие в лесах, питавшиеся растительной пищей и жившие стадами. Изменение климата (похолодание), растительного покрова (отступление лесов на юг) в начале четвертичного периода подготовило необходимые физико-географические предпосылки для возникновения человека. Вынужденные в силу действия чисто биологических законов приспосабливаться к изменяющимся условиям, человекообразные обезьяны оказались перед необходимостью перейти к изготовлению и использованию орудий труда. Этим было положено начало перехода на качественно новую ступень развития материи — на ступень человеческого общества с его принципиально новыми, социальными закономерностями. Дальнейшая эволюция физической организации человекообразных обезьян уже пошла в направлении приспособления ее к процессу труда, а не просто к природе. Развитие руки, органов речи, мозга и т. д.— все это есть результат приспособления организма к осуществлению процесса труда. Но труд определил не только физический облик чело­века. Труд невозможен без взаимного общения людей. Поэтому вместе с трудом возникают в первобытном стаде зачатки новых, социальных отношений — отношений людей в производстве; вместе с развитием и усложнением трудовой деятельности развивается и средство общения людей — язык. В процессе и на основе трудовой деятельности, а также общения людей друг с другом возникает и развивается сознание, способность к абстрактному мышлению.

Таким образом, человек с его физической организацией, сознанием, языком, общество с его специфическими формами общения — социальными отношениями является результатом возникновения труда. В процессе и на основе труда формировались и развивались чувственность и разум человека, создавалось все богатство его связей с окружающим миром.

Труд явился главной силой в процессе превращения обезьяны в человека. Древнейшие люди появились в начале четвертичного периода, около миллиона лет тому назад. Это и было началом становления человеческого общества. Человек современного типа появляется на рубеже раннего и позднего палеолита, т. е. примерно 100 тыс. лет тому назад. Следовательно, период становления человеческого общества, период выделения человека из животного состояния занимает несколько сот тысяч лет. Это был величайший скачок в развитии природы, происходивший путем медленного накопления элементов нового качества.

 

Первобытнообщинная формация

Возникновение человека и общества представляет собой вместе с тем процесс становления первой общественно-экономической формации — первобытно-общинного строя. За период существования этой архаической формации производительные силы, хотя они и развивались крайне медленно, достигли известной степени зрелости. Наука доказывает, что прошли сотни тысяч лет, пока люди перешли от первых грубых каменных орудий к шлифовке их, к производству каменного топора, зубила, копья с каменным наконечником, к созданию сетей и арканов, лука и стрел, пока человек научился приручать и выращивать животных, культивировать растения, т. е. изменять их посредством труда и т. д. Эти развивающиеся на протяжении веков и тысячелетий орудия производства были еще крайне примитивны и, как мы уже выяснили, исключали самую возможность индивидуального производства, и потому люди с необходимостью должны были объединяться в коллектив.

Хотя основной производительной силой выступал коллектив, это не значит, что процесс труда не предъявлял к индивиду как производительной силе никаких требований. Эти требования были одновременно и весьма простыми, и весьма сложными. С одной стороны, для изготовления и использования примитивных орудий не требовалось больших знаний и разносторонних навыков. С другой стороны, эффективность деятельности человека на базе этих орудий зависела от его физических (сила, ловкость, выносливость и т. д.), духовных (воля, упорство, выдержка, смелость и т. д.) качеств, от его знаний об окружающей природе и т. п. Именно потому, что уровень производительных сил был примитивным, к человеку, к его качествам предъявлялись огромные требования. Он каждый день и час должен был отстаивать свое существование в борьбе с противостоящей ему чуждой и враждебной природой. Легко зажечь огонь спичкой, труднее высечь с помощью кресала, но даже трудно себе представить, сколько упорства и сноровки требуется, чтобы добыть огонь первобытным способом — трением деревяшек. Большую школу нужно было пройти для того, чтобы успешно охотиться с помощью копья с каменным наконечником или лука и стрел. Но эти способности чело­века были направлены на то, чтобы выжать из имеющихся орудий все, что они могли дать.

Люди вынуждены были трудиться коллективно, что, естественно, вело и к коллективной собственности на средства производства и произведенные продукты. Следовательно, независимо от воли людей, а лишь в зависимости от характера производительных сил складываются коллективистские первобытнообщинные производственные отношения, основой которых является общественная собственность на средства производства. «Этот первобытный тип коллективного или кооперативного производства,— пишет Маркс, — был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства». Низкий уровень развития производства, обусловливая необходимость коллективного труда, вместе с тем определяет и форму общности, и размеры этого коллектива. Первобытные коллективы были подвижными, сравнительно небольшими, создававшими рамки для некоторого преимущественно полового и возрастного разделения труда. Условиям первобытнообщинного строя соответствовала родоплеменная форма общности людей. Род и племя представляли собой коллектив, в котором люди находились в отношениях производственно-экономических, брачно-семейных и идеологических. Род и племя были одновременно и группой родственников, и производственной ячейкой, и формой социальной организации общества и языковой общности. С помощью этой социальной организации осуществляется регулирование отношений внутри рода и между родами.

В отличие от стада животных, которое возникает под действием инстинкта, выражающего чисто биологические потребности, человеческий коллектив объединяет экономическая необходимость, которая осознается не инстинктом, а сознанием. На основе материальных, экономических отношений возникают отношения надстроечные, отражающие экономические отношения и закрепляющие их. Формами сознания, зародившимися уже в первобытном обществе, были мораль, религия и искусство. Но эти формы тогда почти не были отделены друг от друга. Они сливались в нечто единое, образуя как бы данную от природы систему традиций, обычаев, представлений рода и племени, которым отдельный член рода был совершенно подчинен в своих мыслях и действиях. Род и племя были границей для человека во всех отношениях: пространственной — он мог свободно передвигаться лишь в границах их территории, экономической — его существование зависело от существования коллектива и духовной — он осознавал и воспринимал себя не как отдельную личность, а как члена данного рода. Сознание рода было и его собственным сознанием. Человек настолько не отделял себя от рода, что для него не существовало различия между правом и обязанностью. Крайне редким и исключительным было нарушение установившихся норм жизни, обычаев и традиций. Все, что выходило за рамки рода, племени, было чуждо ему. Такое сознание отражало действительные отношения между людьми, возникшие в условиях, когда человек не мог существовать в одиночку, когда главной производительной силой общества был коллектив. Это сознание способствовало сохранению устойчивости, укреплению родоплеменной организации.

В рамках первобытнообщинной формации человечество проделало значительную эволюцию. Когда сформировался человек современного типа, он, как и животные, брал себе средства существования готовыми из природы. Его отличие состояло лишь в том, что в собирательстве, охоте, рыболовстве он пользовался не только естественными органами, но и искусственными орудиями. Величайшим скачком в развитии первобытного общества было возникновение земледелия и скотоводства. Человек сделал новый шаг в выделении из животного состояния. Впервые он стал производить не только орудия труда, но и средства к существованию. На высших ступенях первобытнообщинной формации человек начинает использовать для производства орудий металлы (медь, бронзу и затем железо), развивается новый важный вид деятельности — ремесло. На основе производства и в зависимости от него развиваются и все другие стороны жизни первобытного общества — социальная организация, сознание, язык и т. д. Именно в рамках первобытного общества человек выбился из животного состояния и создал условия и предпосылки для дальнейшего развития своей материальной и духовной культуры.

Рассматривая естественноисторический процесс развития первобытнообщинной формации в целом, мы характеризуем определенную ступень в истории человечества. Однако надо иметь в виду, что история человечества в тот период — это история отдельных, небольших, слабо связанных друг с другом коллективов. Эти группы людей — роды и племена — вели суровую и повседневную борьбу за свое существование, находясь в колоссальной зависимости от природных условий, иногда даже гибли в этой борьбе. Конкретные судьбы этих коллективов находились в зависимости от большого числа самых раз­личных факторов: от своеобразия природных условий, от роста населения, от сплоченности коллектива и его умения подчинить каждого индивида общим условиям производства и воспроизводства коллектива и т. д.

Примитивный характер производства, огромные трудности в борьбе за поддержание своей жизни и производственные отношения сотрудничества и взаимопомощи членов единого коллектива придают, своеобразный облик этой формации.

Возникает вопрос, почему же коллективистские производственные отношения первобытнообщинного строя не могли постоянно служить формой развития производительных сил, почему они со временем заменяются частнособственническими производственными отношениями.

Это объясняется тем, что общественная собственность рода, племени и отношения сотрудничества и взаимной помощи членов этих коллективов соответствуют характеру производительных сил лишь до той поры, пока весьма низкий уровень раз­вития производства вызывает необходимость объединения людей в коллектив для совместного труда. Но постепенное совершенствование орудий производства приводит к повышению производительности индивидуального труда, а расширение и развитие производства — к разделению труда и появлению индивидуального производства. Поскольку же форма собственности остается общественной и распределение уравнительным, у отдельного человека не создается материальной заинтересованности в повышении производительности труда. Это значит, что развившиеся производительные силы вступили в противоречие с производственными отношениями первобытнообщинного строя и требуют замены этих отношений иными, соответствующими новому уровню их развития.

Это противоречие развивается в недрах первобытнообщинного строя вместе с появлением скотоводства, пахотного земледелия и особенно с открытием плавки металлов и употреблением металлических орудий. Человек становится сильнее, полу­чает возможность отдельной семьей или даже в одиночку добывать себе средства к жизни. Теряет свою силу необходимость совместного труда всех членов рода, сплачивавшая людей в коллектив, и последний распадается. Поскольку орудия труда здесь являются орудиями индивидуального пользования, постольку материальная заинтересованность в развитии производства на базе этих орудий создается именно частнособственнической формой произв одственных отношений. В полемике с Михайловским В. И. Ленин указывал: «Пока, например, все члены первобытной индейской общины вырабатывали сообща все необходимые для них продукты,— невозможна была и частная собственность. Когда же в общину проникло разделение труда и члены ее стали каждый в одиночку заниматься производством одного какого-нибудь продукта и продавать его на рынке, тогда выражением этой материальной обособленности товаропроизводителей явился институт частной собственности». Вместе с возникновением индивидуального производства возникает и противоречие между общественной собственностью и индивидуальным характером процесса производства, которое разрешается путем ликвидации общественной собственности и возникновением частной собственности на средства и продукты производства.

Возникновение частной собственности неизбежно приводило к разрыву кровнородственных уз внутри рода и племени, к смешению родов и племен, к появлению новой формы общности людей — народности. Последняя характеризуется наличием общей территории, языка и культуры. Народность является более высокой и развитой общностью, чем род и племя, и, как правило, она является более многочисленной. Узы кровного родства здесь заменяются более широкой территориальной общностью. Различные племена первобытного общества были сравнительно слабо связаны друг с другом. Тяжелые природные условия, столкновения с враждебными и более сильными группами людей могли приводить к вымиранию и гибели целые роды и племена, гибели их материальной и духовной куль­туры. Народность является более прочной и устойчивой общностью. С возникновением народностей создаются значительно более благоприятные условия для сохранения преемственности исторического процесса. Народность как более многочисленная общность создает лучшие условия для развития разделения труда.

Таковы основные причины, с естественноисторической необходимостью приведшие первобытно-общинный строй к гибели.

 

Рабовладельческая формация

Возникновение отношений господства и подчинения в условиях разлагающегося первобытнообщинного строя было явлением необходимым и экономически прогрессивным. Необходимость этих отношений определяется тем, что рост производительных сил, расширение обмена, руководство общественными делами, развитие науки, искусства и т. д. в условиях сравнительно неразвитого производства возможны лишь в результате достаточно развитого разделения труда, имеющего своей основой крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и меньшинством, освобожденным от производительного труда и отправляющим другие общественные функции

Истории известны три типа частнособственнических отношений: рабовладельческие, феодальные и капиталистические. Возникает вопрос, почему же на смену первобытнообщинной формации первоначально шла, как правило, именно рабовладельческая формация.

Если характер орудий производства как орудий частного пользования обусловил переход к частнособственническим отношениям, то именно от уровня развития зависит переход к рабовладельческому типу производственных отношений. С появлением металлических орудий и разделения труда производительность индивидуального труда развилась настолько, что стало возможным производство прибавочного продукта. Это сделало экономически выгодной эксплуатацию человеческой рабочей силы. Действительно, если человек производил больше, чем нужно было ему для существования, то открывалась возможность присвоения продуктов чужого труда, т. е. эксплуатация человека человеком. Но в период, о котором идет речь, производительность труда была еще такова, что прибавочный продукт мог быть получен только при низведении необходимого продукта до минимума, до рабского минимума.

С другой стороны, при данном уровне развития орудий производства овладение средствами производства было еще недостаточно для присвоения чужого труда. Необходимо было самого человека превратить в средство труда, в вещь, чтобы заставить его трудиться на другого. Этим было вызвано применение насилия по отношению к человеческой личности в самом процессе производства, а также то, что экономически наиболее выгодной формой эксплуатации стало рабство — первоначальная, самая грубая, примитивная и зверская ее форма. Возникновение рабства шло двумя путями. В многочисленных войнах того времени уделом побежденного было обращение в рабство. Рабами становились люди и за долги — в рабство продавали сородичей, детей, чтобы вылезти из долгов. Короче говоря, источником рабства становилось расслоение самой общины на богатых и бедных.

Господствующими производственными отношениями рабовладельческого общества были отношения эксплуатации рабов рабовладельцами. Кроме того, в рабовладельческом обществе существовала мелкая собственность свободных крестьян и ремесленников.

Хотя труд раба был малопроизводительным, давал небольшое количество прибавочного продукта, эксплуатация большой массы рабов приносила классу рабовладельцев огромные богатства, создавала условия для дальнейшего развития общественного разделения труда и в первую очередь отделения умственного труда от физического, города от деревни, ремесла от земледелия. Являясь основой исторически необходимого разделения труда, рабство тем самым создавало условия для расцвета культуры древнего мира, для дальнейшего прогресса производительных сил, для ускорения темпов исторического развития.

На основе рабовладельческих производственных отношений возникает и новая надстройка, качественно отличающаяся от надстройки первобытнообщинной формации, закреплявшей отношения сотрудничества. Чтобы охранять отношения господства и подчинения, осуществлять руководство обществом, господствующему классу нужны новые формы и средства. Армия, первоначально возникшая при разделении труда на “воинов” и “хранителей очага” или “земледельцев” становится протогосударственным институтом, впервые силовыми методами закрепившем иерархию в обществе, и начинает вместо интересов всего племени служить интересам выделившегося господствующего класса. И в результате этого сформировавшееся впервые в рабовладельческой формации государство с его орудиями власти — полицией, чиновничьим аппаратом, правом как системой законов, поддерживаемых и охраняемых его силой, стало тем самым инструментом поддержания власти. Возникают политические и правовые отношения.

Отделение умственного труда от физического создавало в тех условиях возможность развития теоретических знаний, появляются зачатки науки. Развитие классовой борьбы и теоретических знаний привело к возникновению философии. Происходят значительные преобразования в сфере религии, которая постепенно превращается в основное орудие духовного порабощения масс. Таким образом, разделение общества на классы производит радикальный переворот в надстройке и во всей духовной жизни общества. Именно в рабовладельческом обществе впервые возникают все современные формы общественного сознания.

Одним из величайших завоеваний этого периода в истории человечества было создание письменности, которая явилась необходимым фактором всего последующего развития материальной и духовной культуры.

В рабовладельческом обществе прежняя обособленность различных человеческих групп частично преодолевается. Между народностями устанавливаются более постоянные и систематические связи, в особенности благодаря торговле. Путем войн и завоеваний создаются огромные государства (например, Римская империя), представляющие конгломерат различных народностей. Эти мощные объединения, хотя и созданные с помощью жестоких способов, усиливают взаимное общение народов и их влияние друг на друга. Одни народности могут теперь заимствовать, перенимать и перерабатывать достижения других. Все эти обстоятельства способствуют ускорению темпов исторического развития по сравнению с предыдущей формацией.

Но характер исторического развития при переходе от первобытнообщинной к рабовладельческой формации коренным образом меняется. Если первая была свободна от классовых противоречий, то все развитие рабовладельческой формации происходит в порядке развития и разрешения самых разнообразных социальных антагонизмов. Главным из них является противоречие и классовая борьба между рабами и рабовладельцами. Рабы сопротивлялись жестокому угнетению. Самой острой формой классовой борьбы были массовые восстания рабов, которые жестоко подавлялись. Но они постепенно подтачивали устои рабовладельческого общества, расшатывали его.

Хотя рабовладельческий строй был шагом вперед в прогрессивном развитии человеческого общества, он создавал очень узкие рамки для развития производительных сил. Рабовладельческое хозяйство связано с хищническим отношением к основной производительной силе общества — к человеку. Рабство— это экспроприация личности. Раб — это товар, могущий переходить из рук в руки, но его трудоспособность не есть товар, вернее, не его товар. Раб вместе со своим трудом раз и навсегда продан рабовладельцу. Экономический интерес рабовладельца заключается в том, чтобы как можно быстрее выжать все из раба. Основная тенденция рабовладельческого общества состоит не в развитии и рационализации производства, а в хищническом, нерациональном использовании рабов и других условий производства.

К. Маркс приводит, например, свидетельство одного древ­него автора об условиях труда рабов на золотых приисках: «...здесь нет места снисхождению и пощаде по отношению к больным, калекам, старикам, к женской слабости. Все должны работать, принуждаемые к этому ударами бича, и только смерть кладет конец их мучениям и нужде».

Рабовладелец забирает весь произведенный продукт, давая рабу лишь жалкий минимум необходимых жизненных средств. Естественно, что раб относился к труду с ненавистью.

С другой стороны, ввиду своей малой производительности труд рабов экономически окупался, если раб обходился рабовладельцу очень дешево. Ему невыгодно было, чтобы раб содержал семью, имел детей. Путь естественного размножения как источник пополнения рабов не получил широкого распро­странения. Более выгодным был захват рабов с помощью войн, закабаления и других насильственных средств. Для многих рабовладельческих государств (Греция, Рим и др.) война была главным поставщиком рабов. Поэтому рабовладельческие государства вели постоянные войны, грабили и разоряли окружающие народы, опустошали целые районы, уводя побежденных в рабство.

В условиях рабовладельческого общества происходит дальнейшее развитие производительных сил, они поднимаются на новую ступень: совершенствуется плавка и обработка железа, распространяется применение железного плуга и ткацкого станка, развивается земледелие, огородничество, виноделие, маслоделие. На этой основе меняются и совершенствуются опыт и навыки трудящихся. Развивающиеся производительные силы требуют, чтобы у каждого работника была какая-либо инициатива в производстве, заинтересованность в труде. Раб мешал введению более совершенной техники, ибо он относился к ней враждебно. Он часто вымещал на орудиях труда недовольство своим положением, ломал их. Поэтому орудия сознательно делались неуклюжими, грубыми. Работая из-под палки, раб давал крайне низкую производительность труда. Воз­никло вопиющее противоречие, которое явилось источником внутреннего разложения, загнивания рабовладельческого общества. Противоречие это состояло в том, что труд — это основ­ное условие существования всякого общества — становится здесь чем-то недостойным человека, проклятьем, являющимся уделом раба. Люди не могут жить, не трудясь, но трудиться они могут, лишь будучи рабами. Выход из этого противоречия был в уничтожении рабовладельческих производственных отношений и связанных с ними классов, в создании новых производственных отношений, дававших хоть некоторую заинтересованность в труде самим непосредственным производителям.

Для рабовладельческой формации была характерна высокая централизация. Пока прибавочный продукт собирался в едином центре (или в небольшом количестве таких центров), то рабовладельческие государства могли позволить себе многое. Но как только связь с центром прерывалась, совокупно с увеличением стоимости рабов, использование рабского труда становилось невыгодным, а содержания центра - слишком обременительным для окраин. Сперва таким образом распадались связи между центром и провинциями, а потом и сами провинции, лишенные поддержки центра вынуждены были освобождать рабов - из-за высокой стоимости, и невозможности держать их в повиновении своими силами. В свою очередь центр, лишаясь поддержки провинций, превращался в одну из многих областей бывшей единой конгломерации.

Такими были основные причины падения рабовладельческого строя и перехода человечества в основной его массе к строю феодальному.

Феодальная формация

На смену рабовладельческому строю приходит феодальный. Значительным шагом его вперед было то, что он дал непосредственному производителю некоторые, хотя еще слабые, материальные стимулы к труду.

Феодализм, как и предшествующая формация, опирается на низкую, рутинную технику, развитие общества происходит и здесь еще крайне медленно, формы эксплуатации и угнетения являются весьма жестокими и бесчеловечными. Вместе с тем феодальная формация является более развитым социальным организмом. Ее облик характеризуют производственные отношения, основой которых является собственность феодала на землю как основное средство производства и складывающиеся на этой основе различные формы личной зависимости крестьян от собственника земли — феодала. Часть земли феодалов была отдана в пользование отдельным крестьянам. В отличие от раба крестьянин имел возможность трудиться на своем наделе земли и ему оставался какой-то минимум произведенного продукта, необходимый для воспроизводства рабочей силы. Крестьяне, даже находившиеся в крепостной зависимости, в большинстве случаев могли иметь свою семью. Поэтому воспроизводство рабочей силы не было здесь необходимо связано с войнами, не носило такой хищнический расточительный характер, как при рабовладении. Если раб приравнивался к орудию, то крестьянин считался человеком, но относился к низшему разряду людей.

Таким образом, феодализм, создав известную материальную заинтересованность в труде у непосредственного производителя и лучшие по сравнению с рабовладением условия воспроизводства рабочей силы человека, открыл более широкие рамки для развития производительных сил, чем рабовладельческая формация.

Но феодализм развивается также за счет жестокой эксплуатации трудящихся. Характерным является широкое применение внеэкономического принуждения, ибо лишь таким путем можно было выколотить прибавочный продукт у крестьянина, наделенного землей. Доля крестьянина была тяжкой. Его постоянно подстерегали нищета, голод, болезни. К тому же он не имел никаких политических прав, его судьба зависела от произвола феодала.

Классовая структура феодального общества довольно сложна. Классовые различия скрыты делением на сословия. Чело­век по рождению принадлежит к определенному сословию: он является или дворянином, или крестьянином, купцом или ремесленником и т. д. Переход из одного сословия в другое крайне затруднен. Господствуют привилегированные сословия — дворянство и высшее духовенство. Внутри самого класса феодалов существует более или менее сложная иерархическая лестница подчинения более мелких феодалов более крупным.

В сфере надстройки экономическое господство класса феодалов облекается в определенные политические и идеологические одежды. Для феодального государства типична сословная или абсолютная монархия, для идеологии — безраздельное господство религии. Государство и церковь — два могущественных учреждения этого общества — охраняют собственность и привилегии господствующего класса. Жестокий экономический гнет и полное бесправие вызывали протест со стороны крестьян. История феодализма — это история непрерывной борьбы крестьян против феодалов. Формы этой борьбы различны, начиная от побегов отдельных крестьян до вооруженных восстаний, охватывающих большие районы. Но борьба крестьян, как правило, кончалась поражением, ибо они были распылены, неорганизованы, не имели ясных политических целей.

Для массовых движений средневековья характерно то, что они большей частью проходили под религиозным флагом. В тот период, как говорил Энгельс, чувства масс были вскормлены религией, и чтобы та или иная идея стала доступна массам, она должна была принять религиозную форму. На этой почве возникла значительная часть религиозных войн, ересей, религиозных движений и т. д. Но за этой религиозной формой скрывался вполне реальный протест против гнета и эксплуатации, протест против существующего строя. Светские и духовные феодалы жестоко расправлялись с восставшими, топили в крови всякую попытку угнетенных подняться на борьбу за свои права. И все-таки эта борьба не проходила бесследно. Она расшатывала устои феодального строя.

Развитие феодализма происходило на протяжении многих столетий медленно и постепенно. Феодализм исходит из дерев­ни, деревня здесь господствует над городом. Городское ремесленное производство особенно на ранних ступенях феодализма имеет подсобное значение по сравнению с сельским хозяйством.

Все эти особенности наложили своеобразный отпечаток на сам процесс перехода от рабовладельческого строя к феодальному. Например, в Западной Европе процесс крушения Римской империи и возникновения феодализма сопровождался огромным разрушением производительных сил, почти полным прекращением торговли, запустением городов, упадком куль­туры и т. п. В Западной Европе это было связано еще с завоеванием Рима племенами, стоявшими на более низкой ступени исторической лестницы — на ступени разложения родового строя. В других странах, где подобного завоевания не было, все-таки переход к феодализму сопровождался почти повсеместно ростом натурального хозяйства, усилением партикуляризма и упадком культуры. Должны были пройти столетия, прежде чем феодализм обнаружил свои преимущества перед рабовладельческим строем. С развитием феодализма вновь стали оживать города не только как политические и религиозные центры, но и как центры ремесла и торговли. Усиливалось общественное разделение труда. В эпоху феодализма происходило культурное освоение большого количества новых земель, на которых сложились устойчивые общности людей — народности. Формой общности людей при феодализме остается народность. Однако она складывается здесь на основе более высокого уровня развития производительных сил и общественных отношений, чем в рабовладельческом обществе. Народности становятся еще более многочисленными и приобретают более устойчивый характер. Главное же состоит в том, что производственные отношения феодализма не превращают непосредственного производителя в вещь и, следовательно, создают возможность образования народностей, включающих господствующие и угнетенные классы. При феодализме постепенно подготавливаются предпосылки для перехода к более высокой форме общности людей — буржуазной нации.

В эпоху феодализма производительные силы сделали новый шаг вперед: развивалось и совершенствовалось ремесло, улучшалась техника земледелия, подспудно подготавливались условия для огромного скачка в развитии производительных сил — для возникновения машинного производства. Велика здесь роль товарно-денежных отношений, торговли, связанных с ростом рынков, с новыми географическими открытиями. Ремесленное производство, которое в период расцвета феодализма достигает высокой степени совершенства, не может удовлетворить растущий спрос, так как возможности его расширения крайне ограничены. Разделение труда в ремесленном производстве идет между различными профессиями, но внутри ремесленной мастерской оно почти отсутствует. Источники сырья и рынки его строго определены и ограничены. Рост ремесла сдерживает и жестокая регламентация всего производства. Потребности рынка вызвали к жизни новую производительную силу — кооперацию и мануфактуру.

Уже простая кооперация давала качественный скачок в производительности труда, но особенное значение имело возникновение мануфактуры. Мануфактура осуществляет то, чего не могло сделать ремесло,— детальное разделение труда при производстве какого-либо продукта. Производство разбивается на ряд мелких операций, каждая из которых выполняется отдельным человеком. Разделение процесса производства на простейшие операции, во-первых, значительно увеличивает производительность труда и, во-вторых, создает предпосылки для замены действий человека движением рабочей машины. Таким образом, развитие мануфактуры подготавливает предпосылки для возникновения машинного производства.

Новые, зародившиеся в недрах феодализма, производительные силы пришли в противоречие с феодальными производственными отношениями. Феодализм препятствовал развитию предпринимательской деятельности, торговли и образованию рынка для сбыта товаров. Личная зависимость крестьян препятствовала созданию рынка свободной рабочей силы, в котором нуждалась промышленность. Феодальная форма собственности с ее системой сословных привилегий, абсолютной монархией и т. п. приходит в противоречие с потребностями развития производительных сил. На основе новых производительных сил уже в рамках феодальной формации начинают развиваться новые, капиталистические, производственные отношения. Зарождение капиталистического уклада означало, что феодализм изжил себя, стал тормозом дальнейшего развития производства. С развитием нового уклада начинается эпоха буржуазных революций, итогом которых явилось более или менее решительное уничтожение феодального базиса и феодальной надстройки. Феодализм должен был уступить место новой общественно-экономической формации, капиталистической.

 

Капиталистическая формация

Новые производительные силы — простая кооперация, мануфактура, а затем крупная промышленность — потребовали и новых производственных отношений. Но чтобы наладить производство в мануфактуре и тем более на фабрике, требуется значительный капитал, свободные рабочие руки, устранение препятствий для развития торговли и т. д. Эти предпосылки капиталистической экономики создавались в процессе первоначального капиталистического накопления. Сущность его состоит в экспроприации средств производства у непосредственного производителя — крестьянина, ремесленника. Марксизм разоблачил буржуазную сказку о том, что богатства капиталистов основывались на собственном труде. Разорение и подчинение мелких товаропроизводителей, сгон крестьян с земли, экономическое принуждение и прямое насилие применялись для «отделения» трудящихся от средств производства. Результатами первоначального капиталистического накопления были концентрация средств производства, богатства на одном полюсе, в руках капиталистов, и образование свободного рынка рабочей силы, т. е. людей, лишенных средств производства и средств существования, — на другом.

Собственность капиталистов на средства производства и отсутствие собственности на работника производства являются основой капиталистических производственных отношений.

Капиталистическая форма собственности обусловливает рас­кол общества на два основных класса — буржуазию и пролетариат, обусловливает отношения господства и подчинения между этими классами — эксплуатацию рабочих капиталистами. Капиталистическое производство — это развитое товарное производство, где не только продукты потребления и средства производства, но и рабочая сила является товаром. Соединение производителя со средствам<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.