Восстановление равновесия по Л. Вальрасу и по А.Маршаллу. Паутинообразная модель равновесия — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Восстановление равновесия по Л. Вальрасу и по А.Маршаллу. Паутинообразная модель равновесия

2021-03-17 218
Восстановление равновесия по Л. Вальрасу и по А.Маршаллу. Паутинообразная модель равновесия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В неоклассической экономической теории существует два подхода к исследованию рыночного равновесия – по Вальрасу и по Маршаллу. Леон Вальрас (швейц.эк.) – рассматривал установление равновесия между D и S, происходящее в краткосрочном плане на основе их количественной подстройки. Пусть первоначальное равновесие установилось в точке Е при объеме товара QE и по цене PE. При повышении цены до Р1 объем D сократится, а объем S станет выше равновесного, что характерно для рынка покупателя. Избавляясь от товарных излишков, конкурирующие производители начнут снижать цены. Под давлением избыточного S, цена на товар снизится следовательно величина D начнет возрастать. Уторговывание продолжается до тех пор, пока производители не «нащупают» такой объем выпуска, который совпадет с объемом D. Если цена окажется равновесной на уровне P2 ,то объем D будет превышать объем S – рынок продавца. Избыточный D будет давить на цену товара в сторону повышения. В ответ производители станут расширять предложение до тех пор, пока спрос не будет полностью насыщен. 

Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса QD1 - QD2 при цене Р2 (см. рис. 4.1.8), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения (при цене Р1) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка. В модели Вальраса объемы D и S являются функцией цены. Равновесие устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса, или избыточного объема предложения на цену, т.е. посредством количественной подстройки рыночного механизма. Модель описывает механизм установления равновесия в отсутствие трансакционных издержек.

 

Рисунок 4.1.8 Условие равновесия по Вальрасу: QD(P) = QS(P)

В модели рыночная координация осуществляется без учета временного фактора. Альфред Маршалл (неоклас. шк.): Силой, движущей рынок к равновесию, является цена. Если цена спроса PD1 превышает цену предложения PS1, то такая разница цен заставит производителей увеличить предложение с Q1 до QE. то потребители смогут расширить свой спрос, пока цена не установится на уровне PE. Если цена спроса PD2 окажется ниже цены предложения PS2, то производители начнут сокращать предложение товара, а потребители сократят спрос до объема, соответствующего равновесной цене. 

  Главным в подходе А. Маршалла является разность цен PD-PS . Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены. Равновесие устанавливается автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложения, т.е. в результате ценовой подстройки, что соответствует более долгосрочному периоду.

 

Рисунок 4.1.9 Условие равновесия по Маршаллу: PD=PS

 

Частичное равновесие – равновесное состояние одного товара или отрасли. Общее равновесие – равновесное состояние всей рыночной системы (одновременное достижение равновесия на всех рынках благ и ресурсов). С помощью модели общего экономического равновесия исследуется взаимосвязь всех рынков экономической системы. Эффект обратной связи - преобразованный ценовой сигнал возвращается на рынок первичной информации и оказывает на него уже внешнее воздействие. Ценовые сигналы издают и получают все рынки одновременно, эффект обратной связи включает в себя многократные отражения и преобразования ценовых сигналов в единицу времени.

 

Список использованной литературы:

 

1. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: Учебник: допущено М-вом образования РФ/ Р. М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2011. – 560 с.

2 Экономика [Электронный ресурс]: учебное пособие / [К. Р. Исмагилов [и др.]; под ред. Д. Д. Лукманова]; М-во сел. хоз-ва РФ, Башкирский ГАУ. -. - Уфа: [Изд-во БГАУ], 2011. -. - 285 с. Режим доступа:

http://biblio.bsau.ru/metodic/9467.pdf 3 Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – 1040 с. – (Серия «Учебники Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова».) 

              4. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.

Микроэкономика: учебник. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

– 391 с. 

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Дайте определение экономической категории «товар».

2. Назовите основные условия возникновения рынка.

3. В чем заключается сущность санирующей функции рынка?

4. Дайте определение понятию «спрос».

5. Что такое запретительная цена?

6. В чем сущность эффекта замены и дохода?

7. Какие исключения из закона спроса Вы знаете?

8. Назовите неценовые факторы (детерминанты) предложения.

9. Что показывает «Крест Маршалла»? 

10. Какие ситуации могут возникнуть вследствие нарушения отраслевого равновесия? 

 

Тесты

 

1. К рынкам, классифицируемым по экономическому назначению объекта купли-продажи, не относятся… 

Укажите не менее двух вариантов ответа а) монопольный рынок

б) мировой рынок

в) рынок продовольственных товаров

г) рынок капитала

 

2. К рынкам, классифицируемым по пространственному признаку, не относятся такие рынки как… 

Укажите не менее двух вариантов ответа а) локальный

б) региональный

в) теневой

г) монопольный

 

3. Рынок как экономическая форма организации общественного производства позволяет... 

Укажите не менее двух вариантов ответа

а) осуществлять контакт покупателей и продавцов;

б) расширить ограниченные возможности индивидуумов;

в) создавать сбережения;

г) тратить как можно больше денег.

 

4. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?

а) потребность;

б) спрос;

в) необходимость;

г) желание.

 

5. Закон спроса предполагает, что…

а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;

б) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше

товаров;

в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;

г) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.

 

6. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется…

а) в росте предложения;

б) в снижении предложения;

в) в росте объема предложения;

г) в падении объема предложения.

 

7. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса? 

а) вкусов и предпочтений потребителей;

б) размера или распределения национального дохода;

в) цены товара;

г) численности или возраста потребителей.

 

9. Если увеличится рыночное предложение при неизменном спросе, то равновесная цена...

а) и равновесный объѐм спроса и предложения товара уменьшатся;

б) и равновесный объѐм спроса и предложения товара увеличатся;

в) уменьшится, а равновесный объѐм спроса и предложения товара

увеличится;

г) увеличится, а равновесный объѐм спроса и предложения товара

уменьшится.

 

10. Если рыночная цена ниже равновесной, то …

а) появляются избытки товаров;

б) возникает дефицит товаров;

в) формируется рынок покупателя;

г) падает цена ресурсов.

 

11. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если…

а) спрос равен предложению;

б) цена равна издержкам плюс прибыль;

в) уровень технологии меняется постепенно;

г) Объем предложения равен объему спроса.

 

12. На рисунке показаны кривые спроса (D) и предложения (S) на молоко в небольшом городке Виллабаджи. Если мэрия решит установить фиксированную цену 6 су за литр, то возникнет...

 

а) дефицит 300 л.

б) дефицит 200 л.

в) излишек 500 л.

г) дефицит 100 л.

 

 

               800 1000 1100 1300 Q количество, л.                                                                   

 

13. Спрос на апельсины и их предложение на рынке описываются уравнениями:

Qd=200 - 2Р. Qs=50 + ЗР. Цена и объем равновесия на данном рынке будут равны, соответственно...

а) 60 и 230;

б) 50 и 100;

в) 30 и 140;

г) 20 и 110.

 

14. Какое из указанных ниже значений коэффициента эластичности по доходу относится к предметам роскоши?

а) меньше 0;

б) больше 0, но меньше 1;

в) больше 1;

г) 1;

д) ни одно из приведенных значений.

 

15. Если уменьшение цены на 5% приводит к снижению объема предложения на 8%, то данное предложение:

а) неэластично;

б) единичной эластичности;

в) эластично;

г) абсолютно эластично;

д) абсолютно неэластично.

 

Глоссарий

 

Затраты – все, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата. 

Спрос – это то количество товара или услуги, которое покупатель может и хочет приобрести за определенную цену и в определенный период времени.

Индивидуальный спрос - это спрос, предъявляемый одним потребителем.

Рыночный спрос – это спрос, предъявляемый всеми потребителями.

Закон спроса - обратная связь между ценой и количеством покупаемого продукта.

Эффект дохода - изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор.

Эффект замещения - изменение структуры потребления (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор

Закон убывающей предельной полезности - закон, утверждающий, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции.

Предложение - то количество товара или услуги, находящееся на рынке или которое желают реализовать производители при данном уровне цен.

Закон предложения - прямая связь между ценой и количеством продаваемого товара. 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.