Регулирование деятельности монополий. Антимонопольная политика. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Регулирование деятельности монополий. Антимонопольная политика.

2021-03-17 76
Регулирование деятельности монополий. Антимонопольная политика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Современная конкуренция является регулируемой, причем ее правительственное регулирование является одним из важнейших компонентов системы государственного регулирования экономики. 

Государственное регулирование конкурентных отношений может осуществляться в двух формах: конкурентной и антимонопольной политики. Поскольку «конкурентная политика – это, прежде всего, формирование системообразующих правил, а также соответствующих механизмов, которые делают данные правила жизнеспособными» [17], а «антимонопольное регулирование – это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции обеспечения эффективности рыночных отношений» [16], то различия их заключаются в том, что первая предполагает создание условий, «правил» для поддержания соперничества на рынках, в то время как вторая представляет собой реализацию мер по выявлению, пресечению и наказанию субъектов, нарушивших правила конкуренции. При этом общей целью конкурентной и антимонопольной политики является создание условий для формирования эффективной конкурентной среды. Таким образом, в регулировании конкуренции выделяют следующие направления:

1) меры по созданию и развитию конкурентной среды;

2) меры по ограничению монополизма, доминирующего положения на рынке;

3) меры по защите конкуренции, пресечение действий, направленных на ограничение конкуренции.

В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию принято различать две основные модели государственного антимонопольного регулирования: американскую и европейскую [5].

Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. Сторонники такого подхода

(структуралистский) утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, обязательно будет негативной с общественной точки и должны подпадать под действие антимонопольного законодательства. 

Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихевиористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели незаконной провозглашается незаконной только та монополия, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. 

Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, основанного на Федеральном законе №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. (посл. ред. 01.03.2011) [1], в котором определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции.

Главным антимонопольным органом в России является Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, которая выполняет следующие основные функции [13]:

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Вопросы для самопроверки

 

1. Что представляет себя картель?

2. Причины существования картелей?

3. Почему фирма лидер определяет цены в отрасли?

4. Что представляет из себя модель Курно? 

5. В какой точке фирмы в модели Курно получат максимальную прибыль?

6. Почему кривая спроса олигополиста имеет ломаную форму?

7. Может ли фирма-монополист произвольно менять цены на продукцию?

8. Какие условия максимизации прибыли у монополиста?

9. Чему равна прибыль монополиста?

10. Какие модели антимонополистической политики?

 

Тесты:

 

1. Что из ниже перечисленного не является условием совершенной конкуренции:

а) свобода входа на рынок;

б) свобода выхода с рынка;

в) диверсификация производства;

г) большое число продавцов и покупателей.

 

2. Одной из основных черт монополистической конкуренции является то, что:

а) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка;

б) на рынке действует ограниченное число фирм;

в) фирма, действующая на рынке, выпускает дифференцированную

продукцию;

г) на рынке имеется свободный доступ к информации.

 

3. В условиях совершенной конкуренции спрос на товар:

а) совершенно неэластичный;

б) совершенно эластичный;

в) неэластичный;

г) эластичный.

 

4. Фирма в условиях монополистической конкуренции производит:

а) уникальный продукт;

б) дифференцированный продукт;

в) стандартизированный продукт;

г) обычный продукт.

 

5. Общей чертой рынков совершенной и    монополистической конкуренции является:

а) выпуск дифференцированных товаров;

б) наличие множества покупателей и продавцов;

в) выпуск однородных товаров;

г) зависимость рыночного поведения каждой фирмы от реакции

конкурентов.

 

6. Целями государственной антимонопольной политики являются:

а) снижение уровня рыночных цен;

б) увеличение объемов продаж товаров;

в) увеличение прибыльности компаний, занимающих доминирующее

положение на рынке;

г) максимизация налоговых поступлений в государственный бюджет.

 

7. Если число фирм в отрасли стремится к бесконечности, то индекс Герфиндаля-Гиршмана:

а) отрицателен;

б) стремится к нулю;

в) стремится к единице;

г) тоже стремится к бесконечности.

 

8. В условиях монополистической конкуренции индекс Лернера:

а) положителен;

б) отрицателен;

в) равен нулю;

г) равен единице.

 

9. Какое из следующих утверждений справедливо для продавца, работающего на рынке совершенной конкуренции:

а) он не станет рекламировать свою продукцию;

б) долгосрочное равновесие для него означает наличие экономической

прибыли;

в) продаваемые им товары имеют фирменный знак;

г) продаваемые им товары несколько отличаются от товаров

конкурентов.

 

10. В авиастроении США на долю 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж. К какому типу рыночной структуры можно отнести авиастроительный рынок в США?

а) совершенная конкуренция;

б) монополистическая конкуренция;

в) олигополия;

г) монополия.

 

Глоссарий:

 

Конкуренция -представляет собой соперничество экономических субъектов за наиболее выгодные условия хозяйственной деятельности.

Рынок совершенной конкуренции - рыночная структура, характеризующаяся следующими признаками: 1) большое число продавцов и покупателей товара; 2) однородность продукции; 3) абсолютная мобильность движения ресурсов, отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее; 4) ни один экономический агент не обладает властью над ценами; 5) полная информированность участников о ценах и условиях производства.

Монополия – фирма, являющаяся единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей-субститутов, и огражденная от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Олигополия – рыночная структура, когда на рынке действует ограниченное число фирм, выпускающих однородный продукт и обладающих неполной рыночной властью над ценами, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. 

Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры, возникающий в результате дифференциации товаров и услуг. Монополистическая конкуренция — случай, когда «много конкуренции и мало монополии», монополистическая власть на рынке относительно невелика. 

Антимонопольное регулирование – комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для рыночной конкуренции и не допущения чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

Коэффициент рыночной концентрации (Герфиндаля-Гиршмана) – показатель, который используют при определении уровня монополизации рынка. Индекс Герфиндаля-Гиршманарассчитывается как сумма квадратов

n

рыночных долей всех фирм в определенной отрасли: HHI  S i 2 , где HHI –

i 1

индекс Герфиндаля-Гиршмана; Si – доля продаж i-й фирмы в общем объеме реализации на рынке, %; n – количество хозяйствующих субъектов на рынке.

Коэффициент рыночной власти монополии (Аббы Лернера) – показатель, характеризующий степень рыночной власти. Рассчитывается как отношение разницы между ценой реализации продукции и предельными

издержками ее производства к цене продукции: L P MC = – 1 , где L –

                                                                                                                                                     P           E d

значение коэффициента Лернера; P – цена продукции; MC – предельные издержки выпуска продукции; Ed – ценовая эластичность спроса.

Картельный сговор - неформальное соглашение участников одной рыночной отрасли продавать или покупать товары или услуги по определенной цене. Также картельным сговором является договорное регулирование объемов закупок и продаж участниками рынка с целью влияния на уровень цен.

Ценовое лидерство – неофициальный метод установления цены, согласно которому одна фирма (ценовой лидер) объявляет изменение цены, а другие (следующие за лидером) фирмы вскоре объявляют (примерно) идентичные изменения цены.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.