Потребности как движущий мотив человеческой деятельности и ресурсы: экономический выбор на уровне микроэкономики — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Потребности как движущий мотив человеческой деятельности и ресурсы: экономический выбор на уровне микроэкономики

2021-03-17 167
Потребности как движущий мотив человеческой деятельности и ресурсы: экономический выбор на уровне микроэкономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток чего-либо, необходимого для подержания и развития личности, фирмы и общества в целом. Экономические потребности являются побудителем экономических отношений [3]. 

Неудовлетворенные потребности являются для человека побудительным мотивом, стимулом к трудовой деятельности, к собирательству, по созданию или приобретению или сбору недостающих ему благ. У каждого человека есть потребности, их можно разделить на две части: духовные и материальные. Образование относится к первым. Экономика имеет дело с экономическими потребностями. Экономические потребности (economic needs) – это недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом, или это внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Существуют многочисленные классификации человеческих потребностей, различают материальные, духовные и социальные потребности. Потребности в восходящем порядке разложил американский экономист Абрахам Маслоу.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень [4].

 

Рисунок 1.1. Пирамида социальных и человеческих потребностей по А.

Маслоу

 

Закон возвышения потребностей. Потребности людей безграничны, хотя возможность удовлетворения потребности отдельного человека в конкретном благе вполне реальна. С развитием общества и ростом доходов каждого ее члена происходит возрастание и постоянное изменение потребностѐй по их структуре, качеству и количеству. Появляются не только новые потребности, но и отмирают старые, изменяется соотношение между видами потребностей и т.д. Это находит отражение в законе возвышения потребностей [1]. 

Так потребности человека, общества, коллектива, государства постоянно растут с ростом новых видов товаров и услуг. При этом производство не только удовлетворяет потребности, но и на основе развития науки и техники создает новые виды материальных благ (сотовые телефоны, компьютеры, принтеры, видеокамеры, роботы и т.д.).

Удовлетворение этих потребностей в условиях ограниченности ресурсов возможно путем разработки и внедрения во все отрасли народного хозяйства новых инновационных (ресурсосберегающих) технологий производства экономических благ. 

Потребности и потребление. Потребление – это процесс удовлетворения потребностей людей. Потребности могут быть производственными и непроизводственными, то есть личными. Результатом производственного потребления благ являются продукты, товары. Личное потребление воссоздает самого человека. Личное потребление зависит от величины доходов индивидов и измеряется такими показателями, как структура потребления, средний уровень потребления, потребления на душу населения. Существуют многочисленные классификации человеческих потребностей, различают материальные, духовные и социальные потребности. Таким образом, потребности безграничны, в связи с этим возникает вопрос, как удовлетворить всевозрастающие потребности человечества?  

Экономические ресурсы – это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей людей. Общая величина ресурсов свидетельствует о реальных и потенциальных возможностях развития экономики той или иной страны. Под экономическими ресурсами понимают все виды ресурсов используемых в процессе производства товаров и услуг. Экономические ресурсы в процессе производства превращаются в факторы производства.

К ресурсам относят: природные (естественные, в том числе и земля, куда относят, полезные ископаемые, руда, недра вводные, лесные и биологические, климатические); материальные (в форме поостренных зданий, сооружений); человеческие (в форме трудовых ресурсов, труд, как затраты физических и умственных способностей людей); финансовые в виде денежных средств населения фирм, бюджета государства (капитал); информационные (знания) в форме цифр, фактов, сведения, характеризующих состояние экономики.

 Некоторые выделяют предпринимательские способности людей, этими способностями обладают не более 5-10 % населения той или иной страны. Эти способности можно отнести в понятие труд. Существуют различные квалификации факторов производства. Более 200 лет назад французским экономистом Ж.Б. Сэем, была выдвинута теория трех факторов производства (труд, земля, капитал) и доходов по ним (заработная плата, земельная рента, прибыль и ссудный процент). В настоящее время эти факторы дополняются предпринимательской деятельностью, технологией, энергией, информацией и экологией. Структура ресурсов представлена в рисунке 1.2.

Ресурсы отличаются от экономических благ тем, что первые используются для производства других, при этом необходимо иметь в виду, что рост потребностей в экономических благах приводит к использованию все большего количества ресурсов.

 

Рис. 1.2 Структура ресурсов-факторов производства

 

Проблема ограниченности ресурсов. Неэкономические блага (солнце, воздух, вода, ветер, приливы, отливы) доступны всем - это свободные и доступные ресурсы. Остальные ресурсы ограничены – это экономические блага. Ограниченность этих ресурсов бывает относительным и абсолютным. Трудовые ресурсы в России ограничены абсолютно, так трудоспособное население страны в настоящее время составляет не более 74 млн. человек. Причем идет постепенное сокращение трудовых ресурсов нашей страны, в начале 1990-х годов трудовые ресурсы страны составляли около 80 млн. человек. Трудовые ресурсы временно могут компенсироваться эмигрантами из других стран мира, в большинстве случаев из стран членов социалистического сотрудничества.  

Земля для сельскохозяйственного производства в экономике нашей страны составляет более 222 млн. га. Для производства продовольствия используется более половины этой площади. Земля также является абсолютно ограниченным ресурсом, но в нашей стране она имеет относительную ограниченность. В настоящее время около 30 млн. гектар земель сельскохозяйственного назначения выведено из активного процесса использования. Экономика нашей страны остро нуждается в финансовых ресурсах, их нехватка приводит к значительным проблемамисдерживает развитие процесса производства экономических благ. Нехватка одного ресурса приводит к недоиспользованию других, в результате трудно становится вовлечь в процесс создание товаров и услуг другие ресурсы, что не способствует росту экономического благосостояния людей. Таким образом, использование ресурсов страны взаимосвязано и взаимообусловлено, нехватка одних ресурсов ограничивает использование других. Подводя итог данной лекции необходимо отметить, что проблемы рационального использования таких ресурсов как труд, земля и капитал более подробно рассмотрим в следующих лекциях.

 

Список использованной литературы:

 

1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории.

Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А. В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва.: Дело и Сервис, 2007. – С.63.

2. Экономическая теория: учебник. – Изд. испр. и доп./Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА–М, 2009. – С.669–670.

3. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: Учебник: допущено М-вом образования РФ Р. М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2011. – 560 с.

4. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Пер с англ. ООО "Питер Пресс"; научн. ред. проф. Е. П. Ильина. — СПб.: Питер, 2007. 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое метод исследования микроэкономики, какого содержание таких методов как анализ и синтез? 

2. Объясните такой метод исследования как экономико-математическое моделирование? 

3. Объясните, почему потребности безграничны? 

4. Чем отличаются ресурсы от экономических благ? 

5. Объясните, что такое экономический ресурс и когда ресурсы превращаются в факторы производства?

6. В каких ресурсах нуждается экономика нашей страны?

7. Чем отличается микроэкономика от макроэкономики?

8. Какие ресурсы нашей страны недостаточно используются?

9. В чем различие и общие черты между экономическими и неэкономическими благами?

10. В чем отличие между позитивной и нормативной микроэкономикой?

 

Тесты

 

1. Синтез это:

а) соединение отдельных частей в единое целое;

б) расчленение целого на составные части;

в) упрощенное описание явления;

г) метод умозаключений от частных фактов к общему выводу.

 

2. Что не относится к методам экономической теории:

а) научная абстракция;

б) финансовая стабилизация;

в) индукция;

г) моделирование.

 

3. Мысленное разложение явлений на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфическое в них, что отличает их друг от друга, есть:

а) экономический эксперимент;

б) анализ;

в) дисконтирование;

г) гипотеза.

 

4. Упрощенное формальное представление о взаимосвязях между экономическими переменными называется экономической...

а) моделью;

б) теорией;

в) категорией;

г) гипотезой.

 

5. Что изучает микроэкономика? Укажите не менее двух вариантов ответа

а) изучает закономерности функционирования и тенденции развития национального хозяйства в целом и вырабатывает методы борьбы с инфляцией, безработицей, экономическим спадом и другими социальноэкономическими проблемами; 

б) систему экономических интересов субъектов народного хозяйства и

разработка механизмов (институтов) их согласования; 

в) вопросы нахождения равновесия между сбережениями и инвестициями, доходами и расходами госбюджета, совокупность спросом и совокупным предложением;

              г) экономические интересы, возникающие у субъектов на

индивидуальных рынках и механизмы их согласования; 

д) формы поведения отельных фирм – производителей и потребителей, а также вырабатываются предложения и рекомендации по эффективному использованию ограниченных ресурсов.

 

6. Критерием деления экономической теории на микроэкономику и макроэкономику является...

а) масштаб изучаемого объекта;

б) отсутствие или наличие оценочных суждении;

в) степень связи с экономической политикой;

г) особенности применяемых ограниченных ресурсов.

 

7. Соотнесите с группами ресурсов:

а) трудовые;

б) природные;

в) капитальные.

Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента

задания

1) экскаватор

2) метеоролог

3) пахотные земли

 

8. Метод познания, основанный на соединении в единое целое отдельных частей явления, называется:

а) анализом;

б) научной абстракцией;

в) дедукцией;

г) синтезом.

 

9. Соотнесите с группами ресурсов:

а) трудовые;

б) природные;

в) капитальные.

Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента

задания

1) геодезист

2) угольный бассейн

3) производственное здание

 

10. Что изучает микроэкономика? Укажите не менее двух вариантов ответа

а) изучает закономерности функционирования и тенденции развития национального хозяйства в целом и вырабатывает методы борьбы с инфляцией, безработицей, экономическим спадом и другими социальноэкономическими проблемами; 

б) систему экономических интересов субъектов народного хозяйства и

разработка механизмов (институтов) их согласования; 

в) вопросы нахождения равновесия между сбережениями и инвестициями, доходами и расходами госбюджета, совокупность спросом и совокупным предложением;

              г) экономические интересы, возникающие у субъектов на

индивидуальных рынках и механизмы их согласования; 

д) формы поведения отельных фирм – производителей и потребителей, а также вырабатываются предложения и рекомендации по эффективному использованию ограниченных ресурсов.

 

Глоссарий:

 

М икроэкономика это часть экономической теории, исследующая формы экономического мышления и поведение отдельных экономических субъектов в процессе осуществления ими процесса производства, обмена, распределения и потребления в условиях существования экономического выбора различных способов использования ограниченных (редких) ресурсов.

Макроэкономика – раздел учебного курса экономики изучающая закономерности функционирования и тенденции развития национального хозяйства в целом и вырабатывающая методы борьбы с инфляцией, безработицей, экономическим спадом и другими социально-экономическими проблемами.

Основная цель экономических субъектов – потребителей (домашних хозяйств) повышение своего благосостояния и наиболее полное удовлетворение своих потребностей, а производителей, организаций бизнеса (фирм) производство экономических благ (товаров и услуг) с целью получения прибыли (выгоды) путем эффективного использование ограниченных ресурсов.

Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Синтез – это мысленное обобщение полученных в результате анализа теоретических знаний об изучаемом явлении и воссоздание единого целостного представления об изучаемом явлении.

Метод единства логического и исторического представляет собой следование логического (теоретического) исследования изучаемых экономических явлений с отражением реального исторического процесса ее возникновения, развития. 

Индукция (наведение) представляет собой такой способ изучения экономический явлений, который предполагает исследование единичных фактов развития данного процесса и осуществление на этой основе общих выводов и положений. 

Дедукция (выведение) делает возможным переход от разработанных наиболее общих выводов и положений об исследуемом экономическом явлении к частным заключениям.

Позитивный анализ – это исследование экономики и экономических явлений и процессов такими, какими они есть на самом деле. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов.

Нормативный анализ основан на исследовании того, как и что должно быть, в этом смысле он противоположен позитивному анализу.

Блага – это всѐ то, что удовлетворяет естественные потребности людей.

Товар – это продукт, созданный не для внутреннего потребления, а для обмена (продажи). Экономические потребности (economic needs) – это недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом, или это внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Экономические ресурсы – это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей людей.

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.