Модели олигополий: модель дуополии Курно; модель ломаной кривой спроса (некооперированные олигополии), модель ценового лидерства, модель картеля. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Модели олигополий: модель дуополии Курно; модель ломаной кривой спроса (некооперированные олигополии), модель ценового лидерства, модель картеля.

2021-03-17 295
Модели олигополий: модель дуополии Курно; модель ломаной кривой спроса (некооперированные олигополии), модель ценового лидерства, модель картеля. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами [12, с.249].

На рассматриваемом рынке представлено небольшое количество сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной либо незначительно различающейся продукции. Отличительной особенностью олигопольного рынка является возможность стратегического взаимодействия конкурентов [15, с.229]. 

Различают однородную и дифференцированную олигополии. Однородная олигополия существует в отраслях, производящих стандартизированную продукцию (как правило, сырье и полуфабрикаты): сталь, цемент, технический спирт, сахар и т.д. Дифференцированная олигополия предполагает производство дифференцированной продукции – автомобилей, телевизоров, компьютеров, сигарет и.т.д.

Рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйства (I сфера АПК) – сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений, энергоносителей и комбикормовое производство – характеризуется олигополистической структурой. 

К разряду неоднородной и высокодифференцированной продукции (по каждому виду продукции имеется широкий набор сортов с различными характеристиками качества) относится продукция, реализуемая на рынке продовольственных товаров высокой степени переработки. Сюда относят обширный ассортимент готовых к употреблению продуктов. Такой рынок, как правило, также является олигополистическим.

По аналогии с олигополией определяется понятие олигопсонии – рыночной структуры, при которой несколько фирм–потребителей контролируют основной объем покупок на данном рынке. Такая структура характерна, например, для рынков сельскохозяйственного сырья, на которых небольшому числу продавцов (сельхозтоваропроизводителей) противостоит несколько крупных предприятий пищевой промышленности, приобретающих сельскохозяйственную продукцию в качестве сырья для его дальнейшей переработки.

Трудности диагностирования реакции конкурентов на олигополистических рынках усиливают склонность фирм к согласованию своих действий посредством сговора, образуя картель. 

Картель — это группа фирм, объединенная соглашением о разделе рынка и осуществляющая согласованные действия в отношении предложения (ограничение объемов выпуска) и цен (фиксация) с целью получения монопольной прибыли. Представим отрасль из двух фирм, выпускающих одинаковую продукцию при одинаковых краткосрочных и долгосрочных издержках и постоянной отдаче от масштаба (рисунок 7.2.1).

 Qkr                  Qk

Рисунок 7.2.1. Максимизация прибыли при картелизации отрасли

 

Если бы фирмы взаимодействовали на принципах совершенной конкуренции, то конкурентное предложение составило бы Qk при цене Pk, а каждая фирма производила бы половину объема рыночного спроса, не получая при этом экономической прибыли. Зная спрос на свою продукцию, фирмы, достигнув соглашения об ограничении объема выпуска Qkr и фиксации цены на уровне Рkr, могли бы получать экономическую прибыль равную монопольной (затемненная фигура).

Следовательно, для получения монопольной прибыли фирмы должны координировать свою деятельность так, чтобы их совместный выпуск равнялся рыночному спросу для установленной монопольной цены. Несмотря на очевидную выгоду для участников, картель является неустойчивым образованием.

Во-первых, всегда существуют факторы, не только способствующие, но и противодействующие его возникновению. Чем меньше количество фирм в отрасли и чем больше их размер, чем более однородной является продукция и чем устойчивее спрос, тем выше вероятность картелизации отрасли. Напротив, при большом количестве фирм и низких отраслевых барьерах, высоких темпах роста отрасли и внедрения нововведений добиться координации деятельности фирм сложно и вероятность возникновения картеля падает. 

Во-вторых, даже в случае образования картеля возникает проблема обеспечения его стабильности, что представляет задачу куда более сложную, нежели его создание. В этом отношении важнейшей для сохранения картеля является проблема контроля за выполнением соглашения, тем более что внутри самого картеля заложен и механизм его разрушения (рисунок 7.2.2).

 отрасль                                                        фирма

Рисунок 7.2.2 Механизм разрушения картеля

 

В случае конкурентного равновесия предложение отрасли составило бы Qk при цене Рк, а фирмы отрасли не получали бы экономической прибыли. При достижении картельного соглашения фирмы отрасли должны будут сократить предложение до Qkr и продавать свою продукцию по установленной картельным соглашением цене Ркr, что обеспечит им получение монопольной прибыли при МС = MRkr. Но это возможно только в том случае, если фирмы отрасли будут производить в объеме определенных для участников картеля квот qkr. Проблема, однако, состоит в том, что для отдельной фирмы, входящей в картель, прибыль максимизируется при Рkr = МС и она будет стремиться увеличить свой выпуск до q1. Если все члены картеля поступят подобным образом, то рыночный объем вырастет до Q1 а рыночная цена упадет до Рк и экономическая прибыль фирм отрасли снова станет нулевой, что будет означать разрушение картеля.

Успех деятельности картеля зависит от способности его участников выявлять и пресекать нарушения достигнутых соглашений. Практическая же реализация такого требования осуществима только в том случае, если процедуры контроля и наложения санкций по соблюдению соглашения не требуют больших издержек, а применяемые в отношении нарушителей санкции превышают выгоды от нарушения соглашения.

Так как обычной практикой является правовое преследование картельных соглашений, фирмы могут согласовывать свои действия в неявной форме. Такой тип поведения называется сознательным параллелизмом, при котором ценовая координация достигается через ценовое лидерство. Когда в отрасли имеется доминирующая фирма, обеспечивающая значительную долю отраслевого предложения, другие фирмы отрасли в своей ценовой политике предпочитают следовать за лидером.

Устойчивость модели ценового лидерства обеспечивается не только при помощи возможных санкций со стороны лидера, но и заинтересованностью других участников рынка в наличии лидера, взваливающего на себя бремя исследования рынка и выработки оптимальной цены. Суть взаимодействия фирм в данной модели состоит в том, что максимизирующая прибыль ценового лидера цена является фактором, задающим условия производства остальным фирмам отраслевого рынка (рис.

7.2.3).

 

Рисунок 7.2.3 Установление цены на рынке с доминирующей фирмой

Имея кривую рыночного спроса D и кривую предложения (сумма кривых предельных издержек) остальных фирм отрасли Sn, ценовой лидер определяет кривую спроса на свою продукцию DL как разность между отраслевым спросом и предложением конкурентов. Поскольку при цене Р1 весь отраслевой спрос будет покрываться конкурентами, а при цене Р2 конкуренты не смогут осуществлять предложение и весь отраслевой спрос будет удовлетворяться ценовым лидером, то кривая спроса на продукцию лидера DL сформируется в виде ломаной кривой PlP2DL. Имея кривую предельных издержек MCL, ценовой лидер установит цену PL, обеспечивающую ему максимизацию прибыли (MCL=MRL). Если все фирмы отраслевого рынка принимают цену лидера в качестве равновесной рыночной цены, то предложение ценового лидера составит QL, а остальных фирм отрасли — Qn(PL=Sn), что в сумме даст совокупный объем отраслевого предложения QD=QL+Qn. При этом предложение каждой отдельной фирмы будет формироваться в соответствии с ее предельными издержками.

Конкурентная стратегия ценового лидера заключается в том, что он должен ориентироваться на получение долгосрочной прибыли, агрессивно реагируя на вызовы конкурентов как в отношении цены, так и доли рынка. Напротив, конкурентная стратегия фирм, занимающих подчиненное положение, состоит в том, чтобы, избегая прямого противостояния лидеру, использовать меры (чаще всего инновационного характера), на которые лидер отреагировать не сможет. Часто доминирующая фирма не располагает возможностями, чтобы навязать свою цену конкурентам. Но и в этом случае она остается для фирм отрасли своеобразным проводником ценовой политики (объявляет новые цены), и тогда говорят о барометрическом ценовом лидерстве.

Модель дуополии Курно демонстрирует механизм установления рыночного равновесия в условиях, когда действующие в отрасли две фирмы одновременно принимают решения по объему выпуска стандартизированного блага, исходя из заданного объема выпуска конкурента. Суть взаимодействия фирм состоит в том, что каждая из них выбирает собственное решение об объеме выпуска, принимая объем

производства другой постоянным (см. рис. 7.2.4) 

Допустим, рыночный спрос представлен кривой D, а предельные издержки фирмы МС постоянны. Если фирма А считает, что другая фирма не будет производить, то максимизирующий прибыль объем ее выпуска составит Q. Если же она предполагает, что фирма Б будет осуществлять предложение в объеме Q единиц, то фирма А, воспринимая это как смещение на эту же величину спроса на свою продукцию Dt, будет оптимизировать свой выпуск на уровне Qv Любое дальнейшее увеличение предложения фирмой Б фирма А будет воспринимать как смещение спроса на свою продукцию D2 и оптимизировать в соответствии с этим выпуск Qr Таким образом, изменяясь в зависимости от предположений об объеме выпуска фирмы Б, решения по объему производства фирмы А представляют собой кривую реагирования QA на изменения выпуска фирмой Б. Действуя аналогично, фирма Б будет иметь свою кривую реагирования 0Е на предполагаемые действия фирмы А.

 

Рисунок 7.2.4. Модель дуополии Курно

 

Отражая максимизирующий прибыль объем производства одной фирмы в зависимости от выпуска другой, кривые реагирования позволяют проследить, как устанавливается равновесный выпуск. Если фирма А будет производить QA1 то в соответствии со своей кривой реагирования фирма Б не будет производить, так как в этом случае рыночная цена продукции равна средним издержкам и любое увеличение выпуска приведет к ее снижению ниже средних издержек. Когда фирма А осуществляет производство на уровне QA2 фирма Б отреагирует на это выпуском QБ1,. Реагируя на выпуск конкурента QБ1 фирма А сократив выпуск до QA3 конечном счете, устанавливая объем выпуска в соответствии со своей кривой реагирования, фирмы достигнут равновесия в точке пересечения их кривых реагирования, что даст равновесный уровень объема их производства Q*A и Q*Б

Такое равновесие называется равновесием Курно, которое свидетельствует о наилучшем с точки зрения максимизации прибыли положении фирмы при заданных действиях конкурента. Однако сама модель не объясняет, как достигается равновесие, так как предполагает объем производства конкурента постоянным. Если бы фирмы производили на уровне предельных издержек А=QA2, Б=QБ2, они достигли бы конкурентного равновесия, при котором осуществляли бы больший выпуск, но не получали экономической прибыли. В этом смысле достижение равновесия Курно для них выгоднее, так как позволяет извлекать экономическую прибыль. Но если бы фирмы вступили в сговор и ограничили совокупный объем производства так, чтобы предельная выручка равнялась предельным издержкам, они бы увеличили свою прибыль, выбрав комбинацию выпуска на кривой QA2QБ3 называемой контрактной кривой.

Модель ломаной кривой спроса — отражает случай чисто ценовой конкуренции в условиях олигополии. Модель построена исходя из предпосылки, что в условиях тесного олигополистического взаимодействия конкуренты не будут реагировать на повышение фирмой цены и адекватно ответят на ее снижение. 

Допустим, схожие фирмы продают идентичный товар по цене Р, реализуя Q единиц (рисунок. 7.2.5). Если бы одна из фирм снизила цену до

Р1, то она могла бы увеличить объем продаж до Qt 

 

Рисунок 7.2.5. Модель ломаной кривой спроса

 

Но так как другие фирмы отрасли последуют ее примеру, то фирма сможет реализовать только qr Если же фирма повысит цену (Р2), то при отсутствии реакции со стороны других фирм она реализует qY а при наличии таковой рыночное предложение увеличится до Q2. Таким образом, кривая отраслевого спроса принимает вид ломаной кривой Dorp, точка перегиба которой является точкой превалирующей отраслевой цены. При этом нетрудно заметить, что кривая спроса на продукцию каждого олигополиста имеет тенденцию быть высокоэластичной выше точки перегиба и неэластичной ниже ее, так как предельная выручка MR становится резко отрицательной и валовый доход фирм будет снижаться. Это означает, что олигополистические фирмы: 1) будут воздерживаться от необоснованного повышения цен, опасаясь потери своей доли рынка и прибыли, и 2) будут воздерживаться от немотивированного снижения цен, боясь потери потенциала роста продаж, доли рынка и прибылей. Учитывая положение кривой предельной выручки MR, можно предположить, что даже при изменении предельных издержек в пределах вертикальной части кривой предельной выручки (МС1, МС2) цены и объемы продаж изменяться не будут. Однако на практике модель так работает не всегда, поскольку не всякое снижение цены воспринимается конкурентами как стремление завоевать рынок. Поскольку товары легко заменяемы, участники олигополистического рынка склонны продавать свой продукт при чистой олигополии по одинаковым, а при дифференцированной олигополии — по сравнимым ценам. 

 

7.2.2. Поведение монополиста в краткосрочном и долгосрочном периоде. Условие максимизации прибыли монополистом: равенство предельного дохода предельным издержкам (MC=MR, где MR<P).

 

Монополия – это рынок, характеризующийся абсолютным преобладанием в экономике единоличного производителя или продавца товара, который не имеет близких заменителей. Такое преобладание предоставляет фирме, добившейся монопольного положения, исключительное право распоряжения ресурсами, установления барьеров входа/выхода на рынок и оказания давления на потребителей, а также возможность устойчивого получения прибылей и сверхприбылей [7, с. 37].

В ряду рынков с монопольной структурой особое положение занимают так называемые естественные монополии. В связи со значительной экономией от масштаба производства и технологической нецелесообразностью развития конкуренции на рынке может существовать только один хозяйствующий субъект, полностью удовлетворяющий существующий спрос. Рассредоточенность производства на нескольких предприятиях нецелесообразна, так как это приведет к неоправданному росту затрат [8, с.50].

В экономике современных государств всегда существуют такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразны по причине ее экономической неэффективности (на таких рынках сохранение монополии экономически оправдано) или из соображений национальной безопасности страны. Как правило – это предприятия общественного пользования – электро-, водо-, газоснабжение, телефонная служба, железнодорожные перевозки и т.д.

Определяющая особенность чистой монополии как модели рынка состоит в том, что одна фирма олицетворяет собой отрасль. В силу этого кривая спроса на продукцию монополиста есть не что иное, как кривая рыночного спроса. Следовательно, кривая средней выручки фирмы совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельной выручки будет располагаться ниже кривой рыночных цен. Это означает, что в условиях монополии предельная выручка не равна цене.

Являясь единственным продавцом, монополист может оказывать влияние на цену своей продукции. Однако такое влияние не является произвольным. 

Во-первых, в соответствии с законом спроса цена на продукцию монополиста будет функцией объема ее предложения.

Во-вторых, сталкиваясь с убывающей кривой спроса, монополист регулирует объем предложения так, чтобы оставаться на эластичной части кривой спроса. Таким образом, он может регулировать цену лишь посредством изменения объема своего предложения. Руководствуясь принципом максимизации прибыли, монополист выберет объем предложения Qm, для которого MR = МС, что даст цену Рm. При соответствующем спросе на его продукцию и данном для этого объема выпуска уровне средних издержек прибыль монополиста составит П= [AR(P) - AC(Qm)]Qm — (затемненный прямоугольник на рис. 7.2.5).

Рисунок 7.2.5 Максимизация прибыли монополистом

 

Хотя и в модели совершенной конкуренции, и в модели монополии фирмы руководствуются одним и тем же принципом оптимизации предложения (MR = МС), при аналогичной функции средних издержек объем предложения монопольной отрасли (Qm) будет меньше предложения совершенно конкурентной отрасли (Qk). При этом монопольная цена (Рт) за единицу продукции выше конкурентной (Рк). Учитывая, что предельная выручка монополиста зависит от эластичности спроса MR = Д1 + l/Ed), он назначает цену, превышающую предельные издержки производства (МС) на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса, взятой с отрицательным знаком (-l/Ed). Следовательно, чем более неэластичным является спрос (чем круче кривая спроса), тем больше рыночная власть монополиста [Рт - MC(QJ] и сильнее его влияние на рыночную цену.

Говоря о рыночной власти монополий, следует избегать неправильных ее трактовок. Во-первых, даже обладание большой рыночной властью не означает, что монополист взимает максимально возможную цену, поскольку в условиях убывающего спроса это не обеспечивает ему максимальной прибыли. Во-вторых, само обладание рыночной властью не является гарантией получения прибыли, поскольку прибыль зависит не только от цены, но и от уровня средних издержек, что при определенном их сочетании (в случае падения спроса) может принести убытки. В-третьих, само по себе монопольное положение на рынке не является свидетельством получения высокой прибыли. Даже при отсутствии конкурентов низкий спрос и высокие издержки производства уже сами по себе ограничивают возможности извлечения высоки прибылей. С другой стороны, действуют факторы, ограничивающие монополиста в реализации имеющейся у него рыночной власти. Это опасения, связанные с применением антимонопольных мер в случае получения чрезмерно высоких прибылей. Почти всегда существующая угроза проникновения в отрасль потенциальных конкурентов заставляет монополиста умерить свои устремления к реализации всей рыночной власти в целях сохранения высоких барьеров проникновения в отрасль и, следовательно, своего монопольного положения. («Лучшая монополия — спокойная жизнь».) Существуют ограничения и со стороны спроса, связанные с ростом противодействия потребителей по мере усиления проявления рыночной власти монополии, — переход к заменителям, развитие вертикальной интеграции и т.п.

                   Qm     QD Qm2

Рисунок 7.2.6

Так как в условиях чистой монополии вход в отрасль других фирм блокирован, решение монополиста об изменении масштабов производства зависит только от соотношения кривых рыночного спроса и долгосрочных средних издержек. Причем в отличие от рынков с совершенной конкуренцией, где рыночные силы принуждают фирмы производить с минимальными долгосрочными средними издержками, монополист может выбрать любой объем выпуска (с долгосрочными средними издержками ниже или выше минимальных), позволяющий извлекать максимальную прибыль (рис. 7.2.6). Достигая равновесия при MR = LRMC, монополист выберет объем предложения Qm для спроса D и Qm для спроса DY Поскольку и в том и в другом случае он производит с издержками выше минимальных, то это указывает на не эффективность использования ресурсов: в первом случае — из за неполного использования имеющегося при данном объеме спроса эффекта масштаба, а во втором — из-за действия отрицательного эффекта масштаба.

Так как равновесное количество обусловлено уровнем спроса, то использование всего эффекта масштаба возможно и при монополии (Dt, MRX). Однако причиной этого является не конкуренция, а уровень спроса, при котором МС = MRV Между тем проблема выбора оптимального, с точки зрения минимизации издержек, масштаба производства стоит и перед монополией, так как при прочих равных условиях позволяет получить большую прибыль. Являясь единственным продавцом в отрасли, монополист может увеличить прибыль путем осуществления производства не на одном заводе, а на нескольких, каждый из которых обеспечивает минимальный уровень издержек. Это возможно в том случае, когда спрос, при котором MR = LRACmin, является кратным выпуску, обеспечивающему минимальные долгосрочные средние издержки (рис. 7.2.7). 

                                        Д         Q          2q

Рисунок 7.2.7 Минимизация издержек в долгосрочном периоде

 

В случае увеличения рыночного спроса монополист может увеличить предложение до объема Q путем расширения производства на одном заводе. В этом случае, осуществляя производство с минимальными краткосрочными средними издержками АС2, он будет иметь долгосрочные средние издержки на уровне LRACV которые значительно превышают их минимальные значения для объема выпуска, равного q. 

 

 Рисунок 7.2.8                                                 Q2Рисунок 7.2.9  

Если характер спроса таков, что позволяет оптимизировать предложение на уровне, кратном объему выпуска, дающего минимальные средние издержки, то, построив два завода масштаба q, монополист увеличит суммарное предложение до 2q, что будет означать осуществление предложения при минимальных долгосрочных средних издержках, где MR = LRMC = LRACmin. В результате, не смотря на снижение рыночной цены с уровня PQ до Р, суммарная прибыль монополиста возрастет как за счет снижения средних издержек производства, так и за счет увеличения предложения. При этом, правда, максимизация прибыли будет достигнута лишь при обеспечении равной эффективности использования факто ров производства на обоих заводах. Из всего сказанного следует тот важный вывод, что решение монополиста об объеме предложения зависит не столько от кривых издержек, сколько от характера спроса. При этом существенное значение для принятия им решения имеет не только сдвиг кривой спроса, но и эластичность последнего, влияющая на изменение положения кривой предельной выручки, что для монополиста является решающим. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что какой-то пропорциональной зависимости между ценой и объемом предложения в условиях монополии не существует. В зависимости от характера изменений в спросе при одном объеме предложения могут сформироваться разные цены (рис. 7.2.8), а одному уровню цены — соответствовать разные объемы предложения (рис. 7.2.9). Поэтому для монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом предложения, не существует. 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.