Экономическая природа фирмы. Фирма и предприятие. Основные формы деловых предприятий. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Экономическая природа фирмы. Фирма и предприятие. Основные формы деловых предприятий.

2021-03-17 2713
Экономическая природа фирмы. Фирма и предприятие. Основные формы деловых предприятий. 3.01 из 5.00 111 оценок
Заказать работу

 

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли (Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г.). 

Субъект, осуществляющий активную экономическую, предпринимательскую, коммерческую деятельность, называется предпринимателем (бизнесменом). Он может быть владельцем какого-либо дела или наемным работником в любой сфере. К основным функциям, выполняемым предпринимателем относят:

1) предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги. Предприниматель является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе все ресурсы для осуществления эффективной экономической деятельности; 

2) предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений, определяющих курс деятельности предприятия; 

3) предприниматель – это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса;

4) предприниматель – это человек, идущий на риск. Это следует из тщательного изучения других трех его функций. В капиталистической системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченные им или ею время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки и, в конце концов, – банкротство. То есть, предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами – своими собственными и своих компаньонов или акционеров.

Предпринимательская деятельность (бизнес) может быть осуществлена в любых сферах экономики: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и связи, в торговом и банковском деле, в сфере услуг и внешнеэкономической деятельности. Общество от нее ждет только одного: чтобы производство было не просто прибыльным, а социально значимым, т.е. удовлетворяло социально-экономические потребности людей. Основной составляющей предпринимательской деятельности является – предприятие.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности [4].

В централизованно планируемой экономике предприятие является просто подразделением в иерархии административного управления национальным хозяйством. В рыночной экономике предприятия выступают как самостоятельные и равноправные субъекты экономической деятельности.

Под предприятием, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктовое производство. Но в условиях быстроменяющейся конъюнктуры рынка ориентация на однопрофильное производство не всегда перспективна. Поэтому главным субъектом рыночных отношений выступает фирма.

Фирма – субъект экономической деятельности, состоящий как из одного, так и нескольких предприятий и производств. Внутренняя структура фирмы представляет собой типичный пример иерархии. Фирма работает как целостная слаженная система, внутри которой действует принцип подчинения служащих фирмы распоряжениям управляющего. В любой экономической системе производство товаров и услуг осуществляется множеством предприятий. Далее термины «предприятие» и «фирма» мы будем рассматривать как синонимы.

Главная цель фирмы – максимизация прибыли; подчиненные цели – увеличение доли рынка и лидерство в НТП. Группа конкурирующих фирм (предприятий) производящих (и/ или продающих) схожие блага на рынке – отрасль. Отрасль предполагает свободный вход в отрасль и выход из нее.

Вступление в отрасль и выход из нее определяется прибылью, получаемой после компенсации всех затрат.

В деятельности фирмы выделяют условия внутренней и внешней среды. 

Внутренняя среда включает продукт, структуру управления фирмой, технологии, персонал, финансы, планирование, маркетинговые решения, анализ хозяйственной деятельности и контроль. Эту внутреннюю среду фирма формирует и развивает сама, руководствуясь только целями. К целям фирмы, как правило, относятся: эффективное производство, инвестиции, достойная оплата труда персонала, выполнение социальных обязанностей перед персоналом и т.п. К целям маркетинга относят: удовлетворение потребностей и запросов клиентов фирмы, обеспечение высокого объема продаж, роста темпов продаж и конкурентоспособности, завоевание определенных долей и сегментов рынка, рост нормы прибыли и всех ее производных (составляющих), завоевание хорошего имиджа (образа) фирмы, позиционирование торговых марок и многие другие [3].

 Внешняя среда – это макроэкономические условия (система конкуренции, рынков и цен, уровни инфляции, налоги и т.д.), правовые, политические, международные и социальные условия, т.е. те условия, которые фирма сама устанавливать и контролировать не может. Через систему маркетинга фирма как бы входит на внешнюю среду и живет по ее законам. Если фирма не учитывает внешние условия, то и результаты ее деятельности могут быть не те, на которые она рассчитывала. Такая неопределенность результата называется риском. Воздействовать на внутреннюю среду фирмы, учитывая внешние процессы, находить способы достижения поставленных целей – это задача предпринимателя (управляющего) менеджера. Решать эту задачу ему помогает система управления, или менеджмент. К внешней среде относят и международное окружение.

Факторами, обеспечивающими высокую эффективность деятельности фирмы, являются: 

1) эффективное проведение сложных операций, вследствие значительного сокращения трансакционных издержек.  

Трансакционные издержки – непроизводственные затраты, возникающие в ходе хозяйственной деятельности, включающие в себя затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок. В понятие трансакционных издержек входят: 

– информационная составляющая издержек;

– комплекс маркетинговых и рекламных усилий;

– затраты на само заключение сделки;

– обеспечение гарантии выполнения соглашения (издержки недолжного выполнения сделки). 

2) снижение риска недобросовестности партнеров, путем организации системы контроля над выполнением обязательств (мотивация управляющих на успех фирмы, аттестация работников, аудиторские проверки, ревизии, инвентаризация и т.д.);

3) улучшение адаптации. Существующая в ней иерархия способствует повышенной приспособляемости фирмы к возникающим неожиданным обстоятельствам.

Но границы эффективности фирмы не бесконечны. С увеличением фирмы происходит возрастание издержек на организацию дополнительных трансакций внутри фирмы. Что в свою очередь выражается через:

1) феномен потери контроля (число осуществляемых трансакций превосходит физические возможности одного человека);

2) эффект искажения информации (передача по уровням иерархии задерживается, информация искажается);

3) ослабление мотивации (в гигантской корпорации менеджеры лишь наемные служащие, выполняющие свою работу без энтузиазма, в отличие от стремящегося к успеху хозяина);

4) рост издержек учета и т.д.

Фирмы группируются по ряду признаков:

1) по преобладающим     формам собственности: частные и

государственные;

2) по размерам предприятия: малые, средние и крупные. Размер определяется исходя из численности занятых (к малому бизнесу относят предприятия промышленности, строительства и транспорта с численностью рабочих до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60, в оптовой торговле – до 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек) и объема производства (продаж);

3) по характеру деятельности: производящие материальные блага и услуги;

4) по отраслевой принадлежности: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.;

6) по признаку доминирующего фактора производства: трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие;

7) по правовому статусу (организационно-правовым формам).

Организационно-правовые формы предприятий отражают, прежде всего, определенный тип отношений собственности, который формирует, в конечном счете, тот или иной хозяйственный уклад. Главным аргументом в выборе той или иной формы собственности и соответствующей ей формы хозяйствования является возможность производить на единицу совокупного труда наибольшее количество конечной продукции. Институциональные изменения в ходе реформ, проводимых в нашей стране с начала 90-х годов, привели к формированию различных организационно-экономических структур во многих отраслях экономики, в том числе и в сельском хозяйстве.

Многоукладность в сельском хозяйстве предполагает функционирование самых различных форм хозяйствования с таким расчетом, чтобы каждая из них имела все условия для максимального использования своего ресурсного потенциала и эффективного ведения производства. Поэтому в каждом регионе должна была получить развитие такая организационная структура, которая обеспечит стабильное положение отрасли, а также дальнейшее наращивание объемов и повышение экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции. В АПК России можно выделить три группы организационноэкономических структур: государственную, частную и смешанную. Каждая, из указанных групп, включает в себя различные формы собственности и хозяйствования, которые не исключают, а дополняют друг друга. 

Среди них:

1) государственные и муниципальные предприятия;

2) совхозы и колхозы;

3) акционерные общества;   

4) общества с ограниченной ответственностью;

5) смешанные товарищества;

6) коллективные сельскохозяйственные предприятия;

7) сельскохозяйственные производственные кооперативы;

8) крестьянские (фермерские) хозяйства;

9) ассоциации (союзы) крестьянских (фермерских) хозяйств и прочие (рисунок 6.1.1). Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Государство остается одним из крупных собственников сельскохозяйственных организаций, так как к госсектору относятся не только государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУПы и МУПы), но и акционерные общества, уставный капитал которых принадлежит государству. Если учесть все предприятия, учредителями которых являются государственные и муниципальные органы власти, то их доля предприятий в общей численности крупных и средних сельскохозяйственных организаций составляет около 16%. 

До недавнего времени большая часть в структуре сельскохозяйственных предприятий была представлена предприятиями кооперативного типа крупными и средними. Но на сегодняшний день их численность сокращается. Наименее приспособленными к условиям рыночной экономики оказались сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК). В основе деятельности производственного кооператива (горизонтальная кооперация) лежит коллективное использование (как следствие объединения) средств производства, в том числе земли, а также обобществление процесса производства. 

Труд и доход от работы в таком кооперативе является главным источником средств существования кооператива. В качестве пайщиков производственного кооператива является колхоз, в котором экономическая и юридическая самостоятельность крестьянских хозяйств утрачена. После принятия в конце 90-х годов законов об обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах, которые ограничили число членов в ЗАО и ООО (не более 50 членов), большинство СХО вынуждены были перерегистрироваться в СПК, так как для них таких ограничений не было. Доля СПК в общей численности крупных и средних СХО достигла более 60 процентов, доля ООО сократилась до 10 процентов. Однако после 2000 года численность СПК быстро пошла на убыль, а ООО – возрастала. К 2009 году доля ООО увеличилась почти до 35 %, а СПК сократилась до 44 %.

Особое внимание необходимо уделить развитию личных подсобных хозяйств (или семейных трудовых крестьянских хозяйств). Большая часть высвобожденных из коллективных хозяйств работников занята только в ЛПХ. В России 16 млн. личных подсобных хозяйств – это основной источник доходов для большинства сельских жителей. В аграрном секторе экономики ЛПХ играет существенную роль, так как на фоне сокращения объемов производства в сельскохозяйственных предприятиях, хозяйства населения стабильно наращивают выпуск продукции. Некоторые высокотоварные подворья трансформируются в самостоятельные фермерские хозяйства. Численность фермерских хозяйств невелика, но несмотря на это, они активно выполняют функцию перераспределения факторов производства от неэффективных к эффективным собственникам. 

Эффективность агропромышленного производства в рыночных условиях определяют не только институциональная структура и ее изменения, но и уровень технической оснащенности, масштабы производства и использования научно-технического прогресса и, что является особенно важным, производственные и экономически связи между субъектами АПК. 

 Наиболее восприимчивыми к внедрению новых технологий и средств производства, являются крупные общественные хозяйства, в которых сохранился достаточно высокий уровень специализации и концентрации производства не разрушена система землепользования и севооборотов и т.д.

Но крупнейшими агропромышленными предприятиями России владеют иностранные компании. Например, флагман России ОАО "Омский бекон" принадлежит кипрской компании. В свою очередь "Омский бекон" является учредителем СХО Омской области. Птицефабрикой "Северная" (Ленинградская область), самым крупным производителем мяса птицы в России, владеет нидерландская компания, которой принадлежат птицефабрики "Ломоносовская", "Войсковицы" Ленинградской области. Учредители ООО "Егорьевская птицефабрика" находятся на Британских виргинских островах. ОАО "Красная поляна плюс" расположено в Курской области, а ее учредитель – в Панаме. В свою очередь ОАО "Красная поляна плюс" владеет крупнейшими птицефабриками в Орловской области и в Чувашии. Крупными свинокомплексами Белгородской области владеет компания, расположенная на Кипре. Используя базы данных, в которых указаны сведения об учредителях СХО, был выявлен перечень и определен состав агрохолдингов России. Несмотря на то, что, государственные и муниципальные агрохолдинги преобладают как по числу входящих в них СХО, так и по численности занятых и площади сельхозугодий, они значительно отстают от негосударственных агрохолдингов по доле в выручке и особенно по доле в прибыли.


Рисунок 6.1.1 Организационно-правовые формы хозяйствования АПК России

 

 

100

 


Модель вертикально интегрированных холдингов и корпораций является одним из факторов стабилизации производства в АПК. Но возрождение и развитие аграрно-продовольственного комплекса требует комплексного подхода. Поэтому актуальным вопросом продолжает оставаться кооперация сельскохозяйственных предприятий снизу. При этом необходима реализация долгосрочных, трудоемких дорогостоящих проектов, направлениями которых станут:

1) развитие материально-технической базы рыночной инфраструктуры аграрно-продовольственного комплекса;

2) создание сети дорог, транспортных средств, складского хозяйства, системы безопасности сбыта;

3) развитие информационных систем, предоставляющих полную информацию о спросе, конкурентах, субсидиях и льготах, а также политике государства в аграрно-продовольственном секторе (кредитной, налоговой, ценовой и др.).

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.