Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства (положительный, постоянный, отрицательный). — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства (положительный, постоянный, отрицательный).

2021-03-17 455
Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства (положительный, постоянный, отрицательный). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Долгосрочный период деятельности фирмы – период, в течение которого все  факторы производства становятся переменными, то есть имеется возможность, как замещать один фактор другим, так и изменять количества всех факторов.

 В этой связи перед производителем стоят две задачи: 

1) поиск, посредством замещения факторов, такой их комбинации, при которой достигается оптимальное применение факторов в краткосрочном периоде (анализируется с помощью изоквант); 

2) выбор такого размера производства (количество факторов), который обеспечивает максимальный выпуск при наивысшей эффективности использования производственных факторов (определяется характером действия эффекта масштаба).

В долгосрочном периоде фирма имеет возможность не только комбинировать факторы производства, но и изменять их количество, изменяя, таким образом, масштаб производства. 

Изменение масштаба производства – это некоторое кратное изменение всех факторов производства. Определение эффекта масштаба возможно только при неизменности пропорции между факторами производства для любого уровня выпуска. Увеличение масштаба производства даже при неизменности пропорции между факторами может привести к разным результатам.

Эффект масштаба – это свойство процесса производства, отражающее характер изменения соотношения между увеличением затрат факторов производства и изменением объема выпуска. Виды «эффекта масштаба» и их характеристика представлены на рисунке 6.2.8.

 

ЭФФЕКТ МАСШТАБА

                           

положительный                   постоянный                         отрицательный

(растущий)                                (неизменный)                           (снижающийся)

                           

объем выпуска изменяется объем выпуска изменяется объем выпуска изменяется в большей пропорции, чем в той же пропорции, что и в меньшей пропорции,

затраты факторов                     затраты факторов                    чем затраты факторов

                           

f(aX) < af (X)                        f(aX) = af (X)                       f(aX) ˃ af (X) 

для   функции Кобба-    для функции Кобба-    для функции Кобба-

Дугласа                                    Дугласа    Q=    AKαLβ      Дугласа

Q= AKαLβ  [(α+β) >1]                [(α+β)=1]                                   Q= AKαLβ  [(α+β) <1]

                           

К        К           К           40                

      30                                                                                                  

                                                                                       40                                                              30 40                           30

                          10 20                                          10 20                                                       1020

0                               L          0                                   L       0                                       

L

                           

увеличение       выпуска (10,20,30,40) достигается при относительной экономии ресурсов (сокращение расстояния между изокостами)   увеличение         выпуска (10,20,30,40) достигается за счѐт пропорционального увеличения ресурсов (равные расстояния между изокостами)   увеличение       выпуска (10,20,30,40) сопровождается снижением эффективности использования        ресурсов (увеличение расстояния между изокостами)

Рисунок 6.2.8 Виды эффекта масштаба

 

Поскольку в долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными, то по своей экономической сути долгосрочные издержки производства отражают изменения затрат в зависимости от изменений масштаба производства.

Задача анализа долгосрочных издержек – выбор оптимального размера производства при котором средние долгосрочные издержки были бы минимальны.

Инструментами анализа являются средние долгосрочные издержки (LAТC) и долгосрочные предельные издержки (LМC).

 

С                                                                                                      Кривая LAТC – кривая,

           SATC1                                     SATC4     LATC        огибающая    бесконечное

                            SATC2 SATC3                                         число                      кривых

C3 краткосрочных    средних C2 издержек   (SATC),

C1 соприкасающуюся с каждой                                                                                   из них в точке минимума, но  0          Q1       Q2       Q3                 Q4        Q     не пересекающую их.

                                                                                                               Показывает AТCmin для

      LAТC       LAТCmin LAТC растѐт        любого объема выпуска при снижается условии, что фирма имеет                      время для изменения всех при Q1: минимум при Q2:      при Q3: факторов производства краткосрочных минимум минимум Долгосрочные предельные средних   краткосрочных    краткосрочных    издержки (LМC) издержек      средних     средних     показывают изменение достигается          в     издержек      издержек общей        суммы       издержек значении С2    достигается в      достигается в      предприятия в     связи с Изменение до Q2:        значении С1 значении С1 изменением объѐма выпуска позволяет Изменение до   Изменение до      на   одну      единицу    при достичь Q3: не приводит Q4: приводит к    условии,   что фирма минимума к     изменению росту свободна изменять все виды краткосрочных величины      величины затрат. средних    минимума минимума  

издержек в краткосрочных краткосрочных LAТC= LМC – размер значении С1, средних средних предприятия оптимален который меньше издержек, значит издержек до (Qopt)

С2,значит                   действует                С3,     значит      

действует постоянный действует С                         LMC положительный эффект отрицательный       SATC

эффект масштаба      масштаба              эффект                                                             

масштаба LATC                                                                     

увеличение увеличение увеличение                       min размера размера размера 0             Qopt            Q предприятия предприятия предприятия достижение оптимизации в предпочтительно, обеспечивает приводит к долгосрочном (LATC min) и т.к. повышается прежний снижению краткосрочном (SATC min) эффективность уровень эффективности периодах производства эффективности производства

производства

 

Рисунок 6.2.9 Издержки производства в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде средние издержки производства изменяются в зависимости от характера действия масштаба, а их минимальный уровень показывает оптимальный размер производства.

Оптимальный размер предприятия при котором достигается равенство долгосрочных средних и предельных издержек (LAТC= LМC) Это будет означать достижение оптимизации в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Взаимосвязь между различными видами издержек производства в долгосрочном периоде представлены на рисунке 6.2.9.

 

6.2.4 Прибыль фирмы и условия еѐ максимизация

 

Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных взаимоотношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления общественным производством. С помощью этой стоимостной формы оценивается деятельность всех предприятий экономики. Прибыль является самым крупным источником финансирования расширенного воспроизводства, важным критерием его эффективности, основным источником формирования фондов экономического стимулирования и одним из главных источников доходов государственного бюджета. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в экономике.

Любая фирма, функционирующая на рынке, отличается многообразием целей и устремлений. Однако получение прибыли — одна из основных ее целей, определяющее условие функционирования. В рыночной среде любая фирма вынуждена ориентировать свои усилия на получение прибыли, в противном случае она будет вытеснена с рынка в процессе рыночной конкуренции как неэффективный хозяйствующий субъект.

Доход фирмы формируется в виде выручки (совокупного дохода), величина, зависящая от количества реализованного продукта (Q) и цены, по которой он продаѐтся (P). 

Прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции и экономическими издержками. В форме выручки формируется доход фирмы. Величина выручки зависит от цены и количества реализуемой продукции. Умножая количество проданной продукции на цену, мы получим величину совокупной выручки фирмы, или валового дохода (TR): TR = PxQx. Прибыль фирмы — разница между валовым доходом и валовыми издержками — в этом случае будет описываться следующим образом: π = TR - ТС.

Показатели            совокупный         средний доход,         предельный доход,

                                    (валовой) доход       AR                                  MR

(выручка), TR

            доход, полученный от            доход, полученный   в                    прирост           совокупного Определение      реализации    всей расчѐте           на      единицу          дохода от дополнительно       продукции фирмы       проданного продукта проданной               единицы продукта

Формула расчѐта                                                      TR = Q*Р        AR = TR/Q;       MR = ∆TR /∆Q AR = Р   MR = (TR)′

Графическое отображение             Графическое отображение конкурентная            неконкурентная          конкурентная             неконкурентная фирма* фирма**      фирма        фирма

 TR                          TR        max         Р,МR,АR                      P,MR,AR

                              

                  TR                                                                              P1

                    

                                                                                                    P2                         P(AR)

     TR            P,MR,AR                                o                                                           MR

           45

0                                   0       Q1            0                  Q       0 Q1  Q2           Q    

Q                                 Q

TR = f(Q)               TR = f(Q,P)           P = MR = AR        MR < P; Р=AR

фирма не имеет  фирма может  цена для фирмы не  Фирма может влиять на цену, возможности воздействовать на зависит от объема поэтому линия АR имеет воздействовать на цену: чтобы продать продаж, поэтому нисходящий вид и цену. Цена для неѐ – больше продукта, она предельный и характеризует спрос.

заданная величина, а вынуждена     снижать          средний доход равны Пока (ED >1), фирма может совокупный доход          цену, совокупный   цене. снижать (Р) и увеличивать зависит       только от      доход зависит            от          Линия AR     (Q); когда (ED< 1), снижение объема продаж     объѐма производства одновременно (Р) ведѐт к падениюTR. и динамики цен.           является          кривой Чтобы продать       спроса на продукцию          дополнительную         единицу,      фирмы, фирма вынуждена     снижать       характеризующейся   цену не только на предельную совершенной единицу,         но      и        на      все

                                                                            эластичностью                   предыдущие, покрывая за

(ED= +∞)       счѐт цены дополнительной единицы продукции потери от снижения цен предыдущих единиц. Поэтому линия МRвсегда ниже линии AR Когда МR=0, то ТRmax Рисунок 6.2.10. Показатели дохода (выручки) фирмы

Классификация доходов фирмы представлены на рисунке 6.2.10.

Конкурентная фирма – фирма, функционирующая в условиях совершенной конкуренции. 

Неконкурентная фирма – фирма, функционирующая в условиях несовершенной конкуренции

Прибыль фирмы, как отмечалось ранее, представляет собой финансовый результат деятельности фирмы, рассчитываемый как разница между совокупной выручкой и совокупными издержками. Виды прибыли представлены на рисунке 6.2.11.

 

Рисунок 6.2.11 Показатели прибыли фирмы

 

Максимальня величина прибыли будет получена, если дополнительно реализованная единица продукции (∆Q) не даст приращения прибыли (∆PR), т.е. при выполнении условия: ∆PR /∆Q = 0. ∆PR /∆Q =∆ТR /∆Q – ∆ТС /∆Q =0

В микроэкономике в качестве цели фирм постулируется стремление к максимизации прибыли. Такое предположение обосновывается тем, что наиболее точно отображает, с одной стороны, предпринимательскую мотивацию, а с другой – задачу конкурентного взаимодействия фирм. Данный подход используется для моделирования поведения фирм.

Принцип максимизации прибыли – это способ определения объѐма выпуска фирмы, который обеспечит ей получение максимальной прибыли при данных цене продукта и издержках его производства.

Существует два способа анализа максимизации прибыли один основан на сопоставлении на совокупной выручки (TR), и совокупных издержек (ТС), а другой состоит в сопоставлении предельной выручки (МR) и предельных издержек (МС).

Известно, что РR =TR – ТС, значит, максимальная величина прибыли будет получена при таком объеме выпуска, при котором совокупная выручка превышает совокупные издержки производства на наибольшую величину.   

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.