Кардиналисткая концепция поведения потребителя. Максимизация полезности и количественная оценка полезности блага потребителем. Закон убывающей предельной полезности. Равновесие потребителя — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кардиналисткая концепция поведения потребителя. Максимизация полезности и количественная оценка полезности блага потребителем. Закон убывающей предельной полезности. Равновесие потребителя

2021-03-17 303
Кардиналисткая концепция поведения потребителя. Максимизация полезности и количественная оценка полезности блага потребителем. Закон убывающей предельной полезности. Равновесие потребителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

При анализе потребительского поведения в экономической теории предполагается, что потребитель планирует рыночное поведения в соответствии со своими вкусовыми предпочтениями в рамках заданного бюджета (количества денежных средств, которыми располагает потребитель) и при заданных ценах. 

Выявив закономерности распределения бюджета потребителя между покупками различных благ, можно определить функцию индивидуального спроса на отдельное благо.

Для построения модели поведения потребителя необходимо:

– установить, какую цель преследует индивид, действуя как потребитель;

– найти его функцию полезности, т.е. формализовать систему предпочтений (вкусов) индивида.

Основная трудность формализации поведения потребителя связана с субъективностью его потребительских оценок благ.

Сформулируем ряд определений.

Благо в теории потребления – это любой объект потребления, удовлетворяющий потребности потребителя (доставляющий удовлетворение).

Набор благ – это совокупность конкретных видов благ в определенных объемах, потребляемых в данный период времени.

Полезность – это мера удовлетворения, получаемого индивидом от потребления блага или выполнения какого-либо действия, представляющая собой наибольшую выгоду при имеющихся возможностях.  

Полезность – субъективное понятие, так как благо, обладающее полезностью для одного потребителя, может не обладать полезностью для другого. 

Функция полезности – это соотношение между объемом потребляемых благ и уровнем полезности, который достигается при этом потребителем. Функция полезности описывает предпочтения потребителя.  

Принцип максимизации полезности. Потребитель, расходуя свой бюджет, стремится получить максимальное удовлетворение (максимум полезности) от совокупности приобретенных благ.

Гипотезы количественного измерения полезности

Кардиналистская концепция потребительского поведения основана на гипотезах количественного измерения полезности.

Гипотеза 1 (количественная оценка полезности). Потребитель может количественно оценить для себя полезность каждой единицы приобретаемого блага.

Шкала измерения полезности образует строгую (кардинальную) меру. С индивидуальными оценками полезности можно выполнять все математические операции, которые применимы к числам. Единица, служащая масштабом измерения полезности, получила название ютила(U).  

Каждый вид благ имеет для потребителя общую полезность и предельную полезность.

Общая полезность (TU) некоторого вида благ – это сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага. 

Предельная полезность (MU) рассматриваемого вида благ – это приращение общей полезности при увеличении количества благ на единицу. 

Предельная полезность равна полезности последней единицы данного блага, потребленной (приобретенной) в заданный момент времени. Общая полезность равна сумме предельных полезностей всех единиц блага, полученных в данный момент времени. Значит, с увеличением потребления общая полезность растет, но скорость ее роста постепенно снижается, т.е.

предельная полезность блага убывает по мере насыщения потребности в нем.

Гипотеза 2 («первый закон Госсена»). Предельная полезность блага убывает, т. е. полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент времени, меньше полезности предыдущей единицы.

Например, потребитель, съедая первое яблоко, определенным образом оценит его полезность для себя. Полезность второго яблока, съеденного сразу же вслед за первым, окажется несколько ниже, а полезность третьего – будет меньше, чем полезность второго. Однако общая (суммарная) полезность яблок, съеденных в фиксированный момент времени друг за другом, возрастает.

Представитель австрийской школы маржинализма Карл Менгер, исследуя поведение потребителя, предположил, что потребитель формирует структуру и объем покупок так, чтобы при заданном бюджете и имеющихся ценах приобрести максимальную сумму ютилов. При этом в основе плана потребления лежит составленная индивидом таблица (названная позже «таблицей Менгера»), где оценены в ютилах полезности каждой единицы всех потребляемых благ. Гипотеза 3 («второй закон Госсена»).

Функция полезности потребителя достигает максимума, если отношение предельной полезности i-го блага (MUi) к его цене (Pi) одинаково по всем (n) благам, входящим в состав набора купленных благ, и равно предельной полезности бюджета, или денег (λ):

                                                                         MU 1    MU 2                 MU n

                                                                                     =     = … =  =

                                                                           P 1                  P 2                                      P n

Данное утверждение называется «вторым законом Госсена».

Если потребитель распределяет свой бюджет в соответствии со вторым законом Госсена, то структура его покупок является оптимальной. Это состояние есть равновесие потребителя в кардиналистской концепции.

Первый и второй законы Госсена лежат в основе закона спроса: объем спроса растет при снижении цены блага и уменьшается при ее повышении.

Если при неизменных ценах растет бюджет потребителя, то последний может увеличить общую полезность за счет увеличения объема спроса тех благ, предельная полезность которых положительна (MUi  > 0).

Однако способность индивида количественно оценивать полезность приобретаемых им благ критиковалась многими экономистами. В связи с этим была разработана модель поведения потребителя, основанная на гипотезах порядкового измерения полезности (удовлетворенности) индивида называемая ординалистской концепцией.

 

Ординалисткая концепция поведения потребителя. Модель поведения потребителя, основанная на гипотезах порядкового измерения полезности (удовлетворенности) индивида. Карта безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя. Линии «доходпотребление» и «цена-потребление». Эффект замены и эффект дохода.

 

Гипотезы порядкового измерения полезности

Ординалистская концепция потребительского поведения основана на гипотезах порядкового измерения полезности.

Гипотеза ненасыщения. При прочих равных условиях потребительпредпочитает большее количество блага меньшему его количеству.

Гипотеза упорядоченности. Из двух наборов благ потребитель всегда предпочитает один, или считает их равноценными (одинаково предпочтительными).

Гипотеза транзитивности. Если потребитель считает набор А предпочтительным (равнозначным) набору В, а набор В – набору С, то набор А он считает предпочтительным (равнозначным) набору С. Эта гипотеза позволяет расставить в определенной последовательности (проранжировать) различные сочетания благ.

Гипотеза рефлексивности. Два одинаковых набора благ потребитель считает равноценными.

Гипотеза выпуклости. Кривые безразличия – основной инструмент анализа потребительского поведения в ординалистской концепции – выпуклы к началу координат. 

Равновесие потребителя в ординалистской концепции

Кривая безразличия – это совокупность точек в пространстве количеств двух благ, представляющих комбинации различных количеств обоих благ, равнозначные для потребителя по уровню полезности (по уровню приносимой    удовлетворенности, по уровню обеспечиваемого благосостояния).

По оси ординат откладываются значения количества блага A (QA), а по оси абсцисс – количество блага B (QB); U – кривая безразличия, все точки которой указывают на различные наборы благ, имеющие для потребителя одинаковую полезность (U) (рисунок 5.1).

Из определения кривой безразличия и гипотезы выпуклости следует, что рассматриваемые блага в определенной степени взаимозаменяемы. 

 

Рисунок 5.1. Кривая безразличия и карта безразличия

 

Количественной характеристикой взаимозаменяемости благ является предельная норма замещения (замены) блага A благом B (MRSBA), которая показывает, насколько можно сократить потребление блага A при увеличении потребления блага B на единицу, не изменяя при этом уровень удовлетворенности потребителя:

                                                                                      MRS BA =  Q A                 

Q B U const

По определению предельная норма замены двух благ (MRSBA) всегда отрицательна, а ее абсолютное значение уменьшается по мере движения вдоль кривой безразличия слева направо, т. е. по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. 

Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.

В терминах предельной полезности предельная норма замещения двух благ может быть представлена как отношение предельных полезностей благ: MRS BA =  Q A = MU B

                                                                                                           Q B        MU A

Графически MRSBA отображается тангенсом угла наклона касательной к кривой безразличия в точке, представляющей исследуемое сочетание двух благ. На рисунке 5.1,а предельная норма замены блага A благом B в точке S равна tgα. 

Отношения потребителя к разнообразным сочетаниям двух благ, имеющим разный уровень полезности, могут быть отражены только множеством кривых безразличия, образующих в пространстве двух благ карту безразличия 5.1,б).

Чем дальше от начала координат расположена кривая безразличия, тем более высокому уровню полезности (уровню благосостояния, уровню удовлетворенности) она соответствует. 

По определению кривые безразличия не пересекаются, но могут смещаться к одной из осей координат.

Таким образом, карта безразличия представляет собой графическую модель ранжированных предпочтений потребителя, т. е. она отображает субъективный фактор его рыночного поведения.

Объективным фактором рыночного поведения потребителя являются ресурсные ограничения, т. е. величина его потребительского бюджета и цены выбираемых благ. 

Графическая модель, отображающая ресурсные (покупательные) возможности потребителя, называется «бюджетная линия». Иными словами, она отражает бюджетные ограничения, т.е. является разновидностью модели «граница производственных возможностей». 

Бюджетная линия, также как и кривая безразличия, строится в пространстве количеств двух благ и имеет отрицательный наклон (рис. 5.2,а). 

 

 

 

Рисунок 5.2. Бюджетная линия и равновесие потребителя

 

Все точки на бюджетной линии представляют максимально возможные комбинации количеств двух благ, которые потребитель может купить при заданных ценах благ (PA и PB), полностью истратив бюджет (M). 

Бюджетное уравнение имеет вид:

M = PA· QA + PB · QB.

Чем выше бюджет, тем дальше от начала координат расположена бюджетная линия. Угол ее наклона зависит от соотношения цен на блага – чем выше цена блага, тем ближе к нулю расположена точка пересечения бюджетной линии с осью, на которой отложено количество соответствующего блага. 

Для определения ассортимента покупок, обеспечивающего потребителю максимальную удовлетворенность (полезность, благосостояние) при заданном бюджете, необходимо совместить на одном рисунке карту безразличия и бюджетную линию (рис. 5.2,б). 

Точка касания бюджетной линии наиболее удаленной кривой безразличия укажет на искомую комбинацию покупаемых благ, определяющую равновесие потребителя (точка «Е» на рис. 5.2,б).

Равенство абсолютного значения предельной нормы замены двух благ и соотношения их цен является признаком достижения потребителем максимума полезности при заданном бюджете и ценах.

Это условие эквивалентно второму закону Госсена и является условием равновесия потребителя в ординалистской концепции. 

Объединим все отношения,    количественно характеризующие равновесие потребителя: MRS BA =  Q A = MU B  = P B

                                                                                                   Q B               MU A             P A

Данное выражение можно рассматривать как расширенное условие равновесия потребителя.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.