История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2020-12-08 | 222 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Последовательность оценки согласован-ности мнений экспертов |
Объекты | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. Суммы рангов | 9 | 29 | 35 | 21 | 14 | 39 |
2. Среднее значение | 24,5 | |||||
3. Алгебраические разности Sj - | -15,5 | 4,5 | 10,5 | -3,5 | -10,5 | 14,5 |
4. Квадраты алгебраических разностей (Sj - )2 | 240,25 | 20,25 | 110,25 | 12,25 | 110,25 | 210,25 |
Сумма квадратов алгебраических разностей равна К = 703,5.
В теории экспертных оценок показано, что если мнения всех экспертов совпадают, то суммарный квадрат алгебраических разностей максимален и рассчитывается по формуле:
Кmax = (1.4)
В нашем случае
Рассчитывается коэффициент конкордации
Если коэффициент конкордации равен нулю или близок к нему, то это означает практически полную несогласованность мнений экспертов. При Ккон ≥ 0,5 можно судить о согласованности мнений экспертов и использовать результаты экспертной оценки в дальнейших исследованиях.
Для удобства использования целесообразно осуществить нормирование рангов объектов, преобразовав их в весомости, определяемые по формуле
(1.5)
при этом .
Для вышерассмотренного примера суммы рангов проблем приведены в нижней строке таблицы 1.8, а общая сумма рангов равна 147. Сведем рассчитанные нормированные весомости объектов в следующую таблицу.
Таблица 1.10
Весомости объектов
Объекты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Весомости Vj | 0,061 | 0,197 | 0,238 | 0,143 | 0,095 | 0,266 |
При использовании экспертных методов, в которых ранги не определяются (например, в методе парных сравнений), для нахождения коэффициента конкордации рассчитанные значимости объектов следует перевести в ранги. Ранг 1 приписывается объекту, у которого значимость наибольшая и т.д.
|
Оценки объектов, получаемые в результате обработки экспертных оценок представляют собой случайные величины. Поэтому необходимо оценивать надежность (достоверность) результатов экспертизы. При этом рассчитанную величину коэффициента конкордации следует взвешивать по критерию Пирсона X2 («хи- квадрат») с определенным уровнем значимости, т.е. с максимальной вероятностью неправильного результата экспертизы. Обычно задавать значимость достаточно в пределах 0,005 – 0,05.
Расчетная величина критерия Пирсона определяется по формуле
(1.6)
В случае получения расчетной величины больше табличной, т.е. (с избранным уровнем значимости), мнения экспертов окончательно признаются согласованными.
Табличные величины X2 (фрагмент взят из, значения которых представлены в таблице 1.11, зависят от принимаемого уровня значимости и числа степеней свободы S, определяемого по формуле S = n – 1.
Таблица 1.11
Табличные величины критерия Пирсона (фрагмент)
Уро-вень значимос-ти | Число степеней свободы (S = n – 1) | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | |
0,005 | 7,9 | 10,6 | 12,8 | 14,9 | 16,8 | 18,6 | 20,3 | 22 | 23,6 | 25,2 | 32,8 | 40 | 47 | 54 |
0,020 | 5,4 | 7,8 | 9,8 | 11,7 | 13,4 | 15 | 16,6 | 18,2 | 19,7 | 21,2 | 28,3 | 35 | 41,6 | 48 |
0,050 | 3,8 | 6 | 7,8 | 9,5 | 11,1 | 12,6 | 14,1 | 15,5 | 16,9 | 18,3 | 25 | 31,4 | 37,7 | 43,8 |
Для вышеприведенного примера (табл. 1.8) получаем по формуле (1.6)
При уровне значимости 0,05 табличная величина , т.е. . Поэтому мнения экспертов по данному примеру можно окончательно принять согласованными с вероятностью 0,95.
Задания для самостоятельной работы
1. Акционеры транспортной компании решили инвестировать 40 млн. рублей в совершенствование методов управления с целью повышения их качества (Ц) по трем блокам – совершенствование организационных (Ц1), экономических (Ц2) и социально-психологических (Ц3) методов. Первый блок включает: совершенствование структуры управления (Ц11) и совершенствование распределения задач, ответственности и прав (Ц12). Совершенствование структуры управления делится на три направления: делегирование полномочий на более низкие уровни управления (Ц111), уменьшение числа уровней управления (Ц112), совершенствование информационных потоков (Ц113). Совершенствование распределения задач, ответственности и прав делится на два направления: обеспечение норм управляемости (Ц121) и обеспечение баланса между правами и обязанностями (Ц122).
|
Второй блок включает: совершенствование оплаты труда (Ц21) и системы премирования (Ц22). Совершенствование оплаты труда предполагает установление более тесной зависимости зарплаты от конечных результатов труда (Ц211) и индексацию зарплаты в зависимости от инфляции (Ц212). Совершенствование системы премирования требует исследований в трех направлениях: усиление зависимости величины премии от роста выработки (Ц221), повышение размера премии при улучшении результатов коллективного труда (Ц222) и учет при премировании специфики трудовой деятельности (Ц223).
В третий блок входят: улучшение морального климата в организации (Ц31) и использование факторов корпоративной культуры (Ц32). Первое делится на два направления: расширение форм и методов морального поощрения (Ц311) и моральное поощрение по итогам отчетного периода (Ц312). Второе также делится на два направления: отчетность руководителей перед коллективом (Ц321) и демократизацию управления (Ц322).
Построить ДЦ, определить весомости элементов ДЦ и распределить инвестиционный фонд в соответствии с рассчитанными весомостями. Коэффициенты относительной важности Кi определены экспертами и приведены в таблице по вариантам.
Кi | Варианты | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
K1 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,3 |
K2 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,2 |
K3 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
K11 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 |
K12 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
K21 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 |
K22 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
K31 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,9 | 0,8 |
K32 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
K111 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
K112 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 |
K113 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
K121 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,2 |
K122 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
K211 | 0,9 | 0,7 | 0,5 | 0,3 | 0,1 | 0,8 | 0,6 | 0,4 | 0,2 | 0,9 | 0,7 | 0,5 | 0,3 | 0,1 | 0,8 | 0,6 | 0,4 | 0,2 | 0,9 | 0,7 |
K212 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
K221 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 |
K222 | 0,7 | 0,7 | 0,5 | 0,5 | 0,3 | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,7 | 0,7 | 0,5 | 0,5 | 0,3 | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,7 | 0,7 | 0,5 | 0,5 |
K223 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
K311 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,9 | 0,8 |
K312 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
K321 | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 0,9 | 0,7 | 0,5 | 0,3 | 0,1 | 0,9 | 0,7 | 0,5 |
K322 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Примечание: не приведенные в таблице значения коэффициентов относительной важности определить из формулы (2.1).
|
2. Автосервисное предприятие имеет возможность инвестировать 50 млн. рублей в новые технологии (Ц) для повышения качества ремонта и технического обслуживания. Предполагается распределить средства по трем главным направлениям: оборудование и оснастка (Ц1), технологический процесс (Ц2) и персонал (Ц3).
По направлению Ц1 инвестиции вкладываются в станочный парк (Ц11), инструментальное оснащение (Ц12) и приспособления (Ц13).
Станочный парк следует закупить (Ц111) и наладить (Ц112). Инструментальное оснащение необходимо закупить. Приспособления нужно спроектировать (Ц131), изготовить (Ц132) и осуществить их отладку (Ц133).
Технологический процесс следует спроектировать (Ц21) и осуществить его запуск (Ц22). Запуск процесса предполагает опытную апробацию (Ц221), корректировку (Ц222) и отладку контрольных операций (Ц223), которые предполагают контроль по количественным признакам (Ц2231) и по альтернативным признакам (Ц2232).
По направлению Ц3 необходим наем работников (Ц31) и их обучение (Ц32).
|
Коэффициенты относительной важности элементов ДЦ были установлены экспертами предприятия и приведены в таблице.
Построить ДЦ и по их значениям распределить инвестиции. Сделать проверку.
Кi | Варианты | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
K1 | 0,3 | 0,5 | 0,3 | 0,5 | 0,3 | 0,5 | 0,3 | 0,5 | 0,3 | 0,5 | 0,3 | 0,5 | 0,3 | 0,5 | 0,3 | 0,5 | 0,3 | 0,5 | 0,3 | 0,5 |
K2 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 |
K3 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
K11 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
K12 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
K13 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
K21 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
K22 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
K31 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 |
K32 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
K111 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,4 |
K112 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
K131 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,1 | 0,1 |
K132 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 |
K133 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
K221 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,5 | 0,4 |
K222 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 |
K223 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
K2231 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 |
K2232 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Примечание: не указанные значения Кi определить из формулы (2.1).
3. В студенческой группе методом мозговой атаки построить ДЦ по проблеме качества обслуживания: а) пассажиров общественного транспорта в городе; б) в пунктах общественного питания ВУЗа. Установить коэффициенты относительной важности элементов ДЦ, рассчитать их весомости.
Для анализа с помощью метода ДЦ могут быть взяты другие проблемы, предложенные преподавателем или студентами.
4. По информации, полученной методом последовательной стабилизации для 9-ти потенциальных экспертов, отобрать экспертную группу из 6-ти экспертов и определить их коэффициенты компетентности.
| Эксперты | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Эксперты | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | |
3 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | |
4 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | |
5 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | |
6 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | |
7 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | |
8 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
9 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 |
5. По ранговым оценкам, данных 8-ю экспертами 7-и объектам (более значимый объект имеет больший ранг-балл), произвести их ранжирование, определить весомости, установить согласованность экспертизы и проверить по критерию Пирсона.
|
Номер эксперта (i) | Объекты (j) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | 4 | 6 | 2 | 3 | 7 | 5 | 1 |
2 | 7 | 4 | 1 | 3 | 6 | 5 | 2 |
3 | 5 | 4 | 1 | 2 | 7 | 6 | 3 |
4 | 4 | 6 | 1 | 2 | 7 | 5 | 3 |
5 | 4 | 5 | 2 | 3 | 7 | 6 | 1 |
6 | 5 | 7 | 1 | 4 | 6 | 3 | 2 |
7 | 5 | 6 | 2 | 3 | 7 | 4 | 1 |
8 | 6 | 5 | 1 | 2 | 7 | 4 | 3 |
6.Из состава студенческой группы образовать группы экспертов и методами парных сравнений и ранжирования (по заданию преподавателя) произвести анализ факторов (показателей) качества обслуживания: а) пассажиров общественного транспорта в городе; б) в пунктах общественного питания вуза; в) на предприятиях сервиса.
Для экспертного оценивания могут быть взяты другие проблемы, предложенные преподавателем или студентами.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!