Пластичность детской психики — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Пластичность детской психики

2020-10-20 120
Пластичность детской психики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первый год жизни является наиболее пластичным пе­риодом в развитии человека. Ребенок рождается с минималь­ным набором уже сформированных паттернов поведения и в течение первого года жизни должен приобрести множе­ство адаптивных навыков. Давление адаптации чрезвычайно ве­лико, развитие происходит стремительно, подчас бурно. В даль­нейшей жизни человеку уже никогда не придется учиться столь многому в столь короткий срок.

В этот период младенец проходит несколько стадий, каждая из которых означает существенные изменения по сравнению с предыдущей. Появление реакции улыбки мар­кирует конец первой стадии — стадии недифференциации, совпадающей с периодом наибольшей беспомощности ребен­ка. На мой взгляд, именно эта беспомощность и становится одной из причин пластичности детской психики. Второй причиной является отсутствие (по крайней мере, в первые шесть месяцев жизни) прочно установленной и надежно функционирующей организации Я.

После стадии полной беспомощности и пассивности первых трех месяцев ребенок проходит через стадию, когда он исследует, изучает и расширяет территорию, которой он успел овладеть к этому времени. Исследование осуществля­ется в постоянном обмене и взаимодействии с предобъек-том. Это взаимодействие не исключалось и прежде, однако теперь оно приобретает новые свойства, поскольку ребенок достиг направленной активности и структурированного по­ведения. Теперь паттерны поведения взаимно используются ребенком и будущим объектом либидо, и в таком взаимо­действии ребенок испытывает и устанавливает пределы сво­их нынешних возможностей. Шаг за шагом он раздвигает границы, внутри которых он преобразует давление агрес­сивных и либидинозных влечений в направленные действия.


 Переходные стадии

В химии момент соединения элементов в молекулу име­нуется нахождением in statu nascendi, поскольку на этой стадии связь между молекулами остается лабильной. Отнюдь не будет метафорой сказать, что, хотя ребенок уже появил­ся на свет, в свой первый год он еще пребывает in statu nascendi, в процессе рождения. Вслед за переходом от безобъ­ектной стадии ненаправленной активности к стадии направ­ляемой Я структурированной активности должен осуще­ствиться следующий переход к более высокому уровню интеграции. Путь от одного уровня к другому, разумеется, состоит из проб и ошибок и поэтому усеян ловушками.

На переходной стадии переживания ребенка имеют гораздо более серьезные последствия, нежели в другие пе­риоды, когда психическая организация является более ста­бильной. Если ребенок подвергается травме в переходные периоды, за этим следуют специфические и подчас весьма серьезные последствия. Я употребляю термин «специфические» вполне обоснованно, поскольку каждая переходная стадия оказывается уязвимой для травм одного порядка, но прак­тически невосприимчивой к другим. В целом это происходит потому, что внутри каждого переходного периода развива­ются адаптивные приспособления1, оптимально соответству­ющие именно этому периоду. Однако в начале переходной стадии новые приспособления еще не вполне готовы и по­этому организму приходится обходиться приспособлениями, унаследованными от предыдущего периода, хотя они уже не годятся для выполнения новых задач. В результате воз­никает некое междуцарствие, сумеречная зона, в которой, естественно, организм оказывается более уязвимым, чем в предшествующий или последующий период. Сравнительно малые повреждения, которые могли бы остаться вовсе не­замеченными на, скажем, второй стадии и были бы легко преодолены на четвертой, в переходный период оборачива­ются травмой. Каждая из последовательных (переходных) стадий, по всей видимости, обладает собственным набором специфических для этого возраста адаптивных приспособ­лений.

'Термином «адаптивные приспособления» здесь обозначаются как паттерны поведения, так и психологические механизмы, служа­щие переработке стимулов; этот термин включает также защитные механизмы Я.

 

105


В следующих главах я вернусь к теме специфической для каждого возраста уязвимости; сейчас же я хотел бы проиллюстрировать тот факт, что один и тот же стимул приобретает совершенно разные значения, один и тот же опыт по-разному воспринимается, переживается, интерпре­тируется и вызывает различную реакцию в зависимости от стадии, на которой ребенок с ним сталкивается. Зачастую это различие имеет фундаментальное значение.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.