Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-10-20 | 134 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Эти же эксперименты обнаруживают и значительные различия в реакциях ребенка на один и тот же стимул в последовательных фазах. Очевидно, что данный перцепт или опыт обладает совершенно иным значением в три, восемь и четырнадцать месяцев. Каждый возраст имеет специфический для себя1 набор проблем, которые необходимо решать, и угроз, которым нужно противостоять.
Нельзя сказать, чтобы ребенок на первом году жизни был совсем уж нежным и хрупким существом. Из всего вышесказанного очевидно, что на определенных стадиях воспринимаются лишь определенные раздражители, а отнюдь не все, пусть даже и очень заметные. Соответственно, на конкретных стадиях младенческого возраста значение имеют лишь строго определенные переживания.
Я пытаюсь сформулировать мысль, с которой взрослому человеку не так легко примириться. Все дело в том, что ребенок не похож на взрослого. У него иная физиология, у него совсем другие ощущения, физико-химические реакции, способ освоения окружающего мира. Ребенок может легко справиться с тем, что оказалось бы фатальным для взрослого, и наоборот. Для взрослого лишение кислорода на пятнадцать минут — катастрофа, влекущая за собой смерть. Для
1 На самом деле мы должны были бы назвать его «специфическим для стадии», поскольку возраст, к которому достигается та или иная стадия, может достаточно широко варьироваться.
ребенка в момент родов это нормальное и даже необходимое состояние.
Путаница возникает из-за того, что это различие является избирательным, оно не приложимо ко всем секторам организма, оно не универсально даже внутри одного сектора. К примеру, это различие вовсе не означает, что новорожденный защищен от любого ущерба и страдания. Он не может объяснить, что испытывает, но это вовсе не означает, будто он не страдает. Наше безразличие, недостаток эмпатии и воображения приводят к невероятной жестокости по отношению к детям. К примеру, несколько лет назад я узнал, что в лучших больницах хирурги, как правило, производят мастоидектомию у беззащитных младенцев безо всякой анестезии.
|
Хотя мы и не располагаем достаточными доказательствами, однако вполне обоснованно можем предположить, что подобная бездумная жестокость влечет за собой последствия, далеко превосходящие ее непосредственный результат. По-моему, Клод Бернар сказал: «Боль может убить подобно кровотечению». Быть может, в данном случае это не совсем верно, поскольку психическая организация младенца, по-видимому, лучше переносит боль, нежели психика взрослого, но я убежден, что эти травмы оставляют не заметные психологические рубцы, которые дадут о себе знать позднее. Вспомним гипотезы Филлис Гринэйкр, высказанные в ее статьях о предрасположенности к тревоге (1941). Во всяком случае, я бы посоветовал хирургам и педиатрам попытаться разработать физиологически безвредные методы анестезии, которые были бы обязательными при любых хирургических операциях на младенцах.
Если некоторые переживания, катастрофические для взрослых, вызывают гораздо более слабую реакцию у младенца, то верно и обратное. Изменения в окружающей среде, весьма несущественные для взрослых, могут при определенных обстоятельствах (Spitz, 1950b) оказать огромное влияние на младенца и иметь чрезвычайно серьезные последствия вплоть до тяжелой патологии. Волнующие сцены в фильме Робертсона «Двухлетний ребенок отправляется в больницу» (1953) дают некоторое представление о наиболее легких последствиях госпитализации детей.
Начиная с 1944 года я старался передать в фильмах и в статьях ряд наблюдений за последствиями эмоциональных травм, которые оказались более тяжелыми, нежели снятые
|
111
Робертсоном. Взрослому подобные переживания ничем не грозят, но в младенчестве они могут вызвать травму, подвергающую риску саму жизнь беспомощного младенца, особенно в критические переходные периоды, как, например, в конце первого года жизни.
Развитие на первом году жизни не происходит по прямой, ровной линии. Напротив, мы можем регулярно наблюдать возвращение определенных стадий, меняющих направление развития. Эти изменения совпадают с реорганизацией психической структуры, за которой следует возникновение новых аспектов и возможностей личности. Каждая из этих последовательных стадий означает переход от прежнего уровня развития к следующему, более высокому, и характеризуется более сложной дифференциацией психического аппарата. Исследования этих фундаментальных преобразований побудили меня ввести новую концепцию факторов, управляющих этим процессом. Я назвал эти факторы «организаторами» психики, заимствовав термин из эмбриологии (Spitz, 1954, 1959).
Возникновение первого организатора и его последствия
В эмбриологии понятие организатора относится к конвергенции нескольких линий биологического развития в определенной точке организма эмбриона. Это приводит к появлению агентов и регулирующих элементов, называемых «организатором», который оказывает влияние на дальнейшие процессы развития. Нидхэм (1931) говорит об эмбриологическом организаторе как о том, что задает направление для каждой конкретной оси развития; это — центр, влияние которого распространяется во все стороны. До возникновения подобных организаторов часть ткани может быть трансплантирована, скажем, из области глаз в другое место, например на кожу спины, где она будет развиваться наравне с окружающим эпидермисом, то есть она также станет эпидермисом. Однако если та же ткань трансплантируется пос ле установления организатора для области глаз, трансплантат будет развиваться как глазная ткань даже посреди дорсального эпидермиса.
Примерно тридцать лет назад я выдвинул предположение, что аналогичные процессы с сопутствующими кри тическими узловыми точками действуют также и в психи-
ческом развитии младенцев. Данные, полученные мной в результате продолжительного исследования нескольких сот детей, подкрепили мою гипотезу, и поэтому я попытался сформулировать ее более точно и применить к последовательным возрастным уровням.
|
Независимо от моего исследования существование критических периодов в ходе развития было подтверждено трудами Скотта и Марстона (1950) в результате экспериментов с животными. Я полагаю, что первым из психоаналитиков концепцию «критических фаз» предложил Гловер. Он применял этот термин к трансформации влечений в инстинктивной жизни взрослых. Позднее Боулби (1953) применил ту же гипотезу уже по отношению к растущему организму.
Мои наблюдения показывают, что в эти критические периоды процессы развития в различных секторах сливаются друг с другом, а также интегрируются с функциями и способностями, возникающими в ходе созревания. Благодаря интеграции происходит реструктурализация психической системы на более высоком уровне сложности. Эта интеграция — процесс тонкий и уязвимый, в случае успеха она приводит к появлению того, что я назвал «организатором» психики.
В предыдущей главе я описывал внешние признаки установления одного из этих организаторов; его индикатором становится появление реакции ответной улыбки. Повторюсь: реакция улыбки сама по себе является лишь зримым симп томом конвергенции различных процессов развития внутри психического аппарата. Установление реакции улыбки сигнализирует о том, что эти тенденции уже подверглись интеграции, были организованы и отныне будут функционировать в качестве особого узла психической системы. Появление реакции улыбки означает новую эру в жизни ребенка, начинается новый способ существования, кардинально отличающийся от прежнего. Этот поворотный пункт отчетливо обнаруживается в поведении ребенка.
Эти поворотные пункты, эти организаторы психики имеют огромное значение для правильного, нормального развития младенца. Если ребенок благополучно устанавливает и консолидирует организатор на соответствующем уровне, его развитие может продолжаться по направлению к следующему организатору.
Но если консолидация организатора не удается, развитие останавливается. Психическая система, которая должна
|
113
была подвергнуться интеграции благодаря взаимодействию с окружающей средой, остается на первоначальном, менее дифференцированном уровне развития, предшествующем установлению организатора. Между тем созревание продолжается в том же темпе и по тому же пути, который определен врожденными задатками, поскольку они гораздо менее подвержены влиянию внешней среды и лучше защищены от него, нежели процессы развития.
Это вызывает расстройство в раскрытии личности ребенка, так как возникает дисбаланс между силами развития и силами созревания. Подобный дисбаланс в значительной мере ограничен первыми годами жизни, и именно в эту пору он обычно и возникает. Чем старше человек, тем менее он подвержен таким расстройствам; по завершении пубертата они исчезают полностью. Нарушению равновесия между созреванием и развитием во многом способствует пластич-
ность психики младенца
РОЛЬ Я
Другой причиной пластичности детской психики на первом году жизни является отсутствие надежно установленной и глубоко дифференцированной психической структуры. Психоаналитическая теория утверждает, что Я — это сфера психики, которая служит посредником в отношениях между внешним и внутренним, в коммуникации между внутренним миром и окружающей средой. Разнообразие психических систем и аппаратов Я служит контролю и защите, то есть они обеспечивают разрядку ненужного или даже вредного напряжения, исключение нежелательных раздражителей и восприятие желательных, адаптацию к раздражителям и множество других видов взаимодействия с окружающей средой.
Новорожденный, однако, не имеет Я (Freud, 1914Ь). Он не может справиться с возникающими раздражителями и чуть ли не автоматически защищается от них высоким барьером чувствительности к стимулам. Тем не менее, если раздражители оказываются достаточно сильными, происходит прорыв барьера стимулов, что может привести к изменению еще недифференцированной личности младенца.
1 Более подробное обсуждение этой проблемы см. в: Spitz, 1959.
В ходе дальнейшего развития возникают рудиментарные зачатки Я. С одной стороны, ядра Я интегрируются, с другой — постепенно снижается барьер стимулов. Теперь стимулы, приходящие извне, начинают менять рудиментарную организацию личности. Они вынуждают ее реагировать и инициируют процесс формирования. В ходе этого процесса реакции младенца постепенно координируются и интегрируются в более или менее когерентную систему. Этот процесс предшествует образованию рудиментарного Я, на которое затем будет возложена задача справляться с раздражителями, поступающими изнутри и снаружи. Дальнейшее развитие структуры Я, его способностей, его резервов устойчивости и силы будет медленным и постепенным. На протяжении многих месяцев и лет постоянных изменений Я воспринимает поступающие раздражители и справляется с ними. Каким образом структурируется и организуется конкретное Я — зависит от того, каким образом оно справляется с внутренними и внешними раздражителями: опыт, с которым сталкивается пластичная личность младенца, обычно модифицирует саму эту личность. Перед нами развертывается постепенный бесконечный процесс изменения, который мы едва ли даже начали исследовать. Однако не так-то просто описать, как формируется личность младенца. Процессы формирования не происходят резко. В следующих главах мы разберем их более детально.
|
115
ГЛАВА 7
Роль отношений мать-дитя
В развитии младенца
На предыдущих страницах мы исследовали с разных точек зрения личность новорожденного и младенца. Эти аспекты невозможно отделить друг от друга; в действительности они являются лишь различными сторонами неделимого целого. Исследуя последовательно эти различные аспекты, мы приближаемся различными путями к целому: либо с точки зрения созревания, если говорим о последовательности и о прогрессии, либо с точки зрения структуры, если говорим о Я, либо с точки зрения отсутствия структуры, когда говорим о пластичности младенца; исследуя зарождение психической организации, мы рассуждаем с точки зрения развития или адаптации. То, что мы называем «младенцем», заключает в себе очень многое: в первую очередь наследственное оснащение, подвергающееся затем динамическим процессам; их мы и имеем в виду, говоря об их проявлении в форме аффектов, — именно эти элементы сообщают жизненную инициативу целостности под названием «младенец».
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!