Теоретическое значение установления предобъекта — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Теоретическое значение установления предобъекта

2020-10-20 122
Теоретическое значение установления предобъекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Последствия и значение установления предтечи либидинозного объекта таковы.  

А. На данной стадии младенец перестает сосредоточиваться на том, что я назвал рецепцией поступающих изнутри стимулов, и обращается к перцепции стимулов, приходящих извне.                                       

Б. Этот переход обусловлен тем, что младенец достиг способности временно приостанавливать безусловное функционирование принципа удовольствия-неудовольствия, который требует сосредоточения всего его внимания на стимулах, поступающих изнутри. Взамен ре­бенок может не удовлетворять эту потребность достаточно долго, с тем, чтобы катектировать наличие внешних стимулов, передаваемых органами чувств. Про­ще говоря, начинает функционировать принцип реаль­ности.

В. Тот факт, что отныне ребенок способен распознавать человеческое лицо и подтверждать свое узнавание от­ветной улыбкой, доказывает, что уже отложились мнемические следы, а это в свою очередь предполагает раз­деление в психическом аппарате. Мы называем составные части этого аппаратасознательное, предсознательное и бессознательное. Другими словами, мы начинаем при­менять топографический подход.

Г. Далее, эта реакция показывает, что ребенок научился переносить катектический заряд с одной психической

 

99


функции на другую, с одного мнемического следа на другой. Узнавание знака-гештальта предполагает катек-тический сдвиг с сенсорной презентации перцепта (че­ловеческое лицо в настоящий момент) на сопоставляе­мый с перцептом мнемический след (человеческое лицо, воспринятое в прошлом).

Д. Способность переносить катексис с одного мнемическо­го следа на другой (сопоставляя «то, что откладывается внутри в качестве образа, с тем, что воспринимается вов­не» [Freud, 1925а]) соответствует предложенному Фрей­дом определению процесса мышления1.

Е. В целом это развитие совпадает с появлением рудимен­тарного Я. В соматопсихике произошла структурализа-ция: Я и Оно отделяются друг от друга, и начинает фун­кционировать рудиментарное Я. Неуклюжие, обычно неудачные, но явно направленные и намеренные дей­ствия, которые начинает совершать младенец, являют­ся признаками функционирования его Я. С самого нача­ла они направлены на овладение и защиту. Контролиру­ющие операции рудиментарного Я отражаются в усилении координации и направленности мышечной ак­тивности. Фрейд (1923) называет это рудиментарное Я телесным Я. Оно станет частью того, что Гартманн (1939) назвал «бесконфликтной сферой Я». В то же время уже в этом архаическом предшественни­ке Я мы отмечаем тенденцию к синтезу. Эту тенденцию различные авторы описывали с разных точек зрения. Наибо­лее широко признано описание Нунберга, который назвал это свойство синтетической функцией Я. Гартманн (1950) предложил концепцию организующей функции Я, что, на мой взгляд, представляет лишь еще один аспект той же тенденции.

1 В своей статье «Формулировка двух принципов психического со­бытия» Фрейд (1911) описывает мышление следующим образом: «По сути, это своего рода пробное действие, сопровождающееся смещением относительно небольших количеств энергии наряду с их меньшим рас­ходом (разрядкой)». В статье о «человеке-крысе» Фрейд (1909) опреде­ляет мышление так: «...процессы мышления обычно осуществляются (с це­лью экономии) с меньшими перемещениями энергии, вероятно, на более высоком уровне (катексиса), нежели действия, направленные на дости­жение разрядки или на изменение внешнего мира». Эту гипотезу Фрейд высказывает в своем «Проекте научной психологии». В той же книге (1895) и в седьмой главе «Толкования сновидений» (1900) он разраба­тывает эту идею более подробно.


 

Как указывалось в другом месте (Spitz, 1959), я считаю эту тенденцию универсальной для живой материи. Впервые я заговорил о ней в 1936 году как о «тенденции к интегра­ции»; она ведет от органики, то есть от эмбриологии, к психологии и сфере развития. На мои идеи значительное влияние оказала выдвинутая Гловером (1933,1943) концеп­ция ядер Я. В более ранней формулировке Гловер говорит о «модели или прототипе независимого автономного прими­тивного ядра Я» (Glover, 1932). В качестве примера он ука­зывает оральную систему, удовлетворяющую инстинкт, на­правленный на «объект» (сосок матери). Эта концепция полностью соответствует моим взглядам. Я также считаю, что Я состоит из нескольких частей, имеющих свои врож­денные прототипы, как правило, филогенетически пере­даваемые физиологические функции, а также врожденные паттерны поведения. Позднее (1943) Гловер, по-видимому, несколько пересмотрел свою теорию, изъяв из нее всякое упоминание о физиологическом или ином прототипе и сфор­мулировав определение в чисто психических терминах. Тем не менее он добавляет, что душа с самого начала обладает синтетической функцией, действующей с нарастающей си­лой.

В отношении синтезирующей функции психики я опять-таки полностью согласен с Гловером, хотя отношу возраст­ной уровень формирования рудиментарного Я на гораздо более ранние сроки, нежели Гловер, датируя его третьим месяцем жизни. Я по-прежнему убежден, что переход от соматического к психологическому является непрерывным, и поэтому прототипы психических ядер Я должны обнару­живаться в физиологических функциях и соматическом поведении. Примером может послужить IRM-подобная функция восприятия знака-гештальта, вызывающего реак­цию улыбки, или рефлекс укоренения и его различные функции: с одной стороны, с точки зрения возбуждающего аппетит поведения, а с другой — с точки зрения поведения при поглощении пищи (Spitz, 1957); можно также сослаться на паттерн сна и бодрствования (Giggord, 1960) и т. д.

Эти прототипы ядер Я, более или менее автономные при рождении, будут затем служить новорожденному в его предобъектных отношениях с матерью. В ходе подобного взаимодействия они модифицируются в результате катекти-ческого вложения, наделяются психическим содержанием и преображаются в психические ядра Я.

 

101


В возрасте трех месяцев происходит важный шаг к интеграции, многие разрозненные ядра Я собираются воеди­но в структуру более высокого уровня сложности и образу­ют рудиментарное Я.

Являясь продуктом интеграционных сил, действующих в живой материи, Я в свою очередь становится гравитацион­ным центром организации, координации и интеграции. Сила притяжения возрастает экспоненциально как функция от возрастающего числа ядер Я, которые ему удается интегри­ровать в свою структуру.

Изолированные ядра Я, первоначально сравнительно беспомощные и тянущие в разные стороны, становятся по­стоянно возрастающей силой, начиная работать согласован­но в едином направлении, дополнять, поддерживать и под­креплять друг друга.

Ж. Защитная функция барьера стимулов берется под конт­роль возникающего Я.

При рождении некатектированное состояние органов чувств образует барьер стимулов (Spitz:г, 1955Ь). Следователь­но, прогрессивное созревание проводящих путей нервной системы и нарастание катексиса центральной репрезентации сенсорных рецепторов постепенно снизят этот порог, защи­щающий от внешнего восприятия. В то же время катектические процессы, запущенные деятельностью ядер Я, при­водят к синтезу этих ядер, завершающемуся возникновением рудиментарного Я, то есть центральной управляющей орга­низации. Рудиментарное Я замещает первоначальную при­митивную защиту барьера стимулов более гибкой и каче­ственной, а именно селекцией поступающих стимулов.

Отныне энергетические заряды, возбуждаемые посту­пающими стимулами, могут быть разделены и распределены между различными системами мнемических следов, помеще­ны в резерв или, если понадобится, разряжены в форме направленного действия, а не только случайного диффузно­го возбуждения. Способность младенца к направленному действию ведет к быстро прогрессирующему развитию всего разнообразия систем Я, начиная с телесного Я, к которому в дальнейшем добавляются другие. Направленное действие становится уже не только выходом для разрядки либиди-нозной и агрессивной энергии, но и приемом для достиже­ния господства и контроля психическими средствами, тем самым также ускоряя развитие. В литературе эта функция направленной активности, действий как таковых, способству-


 

ющих развитию в течение первого года жизни, до сих пор учитывалась недостаточно. Мы часто рассуждаем об агрес­сивных влечениях, но редко вспоминаем, что агрессивные влечения отнюдь не ограничиваются проявлениями враждеб­ности. Основная и гораздо более важная часть агрессивного влечения служит источником любого движения, всей актив­ности, большой или малой, и в конечном счете становится ведущим принципом самой жизни (Spitz, 1953а).

Та часть агрессии, которая отводится на целенаправлен­ное действие, сталкивается с определенными трудностями, но она может найти и некоторые способы, облегчающие достижение своей цели. Способы достижения цели опреде­ляют паттерны и структуру действия. Пропорционально успеху этих действий подобные паттерны получают пред­почтение перед ненаправленной разрядкой агрессии; позднее эти схемы действия приведут к консолидации различных аппаратов Я (то есть локомоции, речи и т. д.). Мне представляется очень важным более тщательно изучить эти ранние паттерны поведения и то, как они складываются в рамках объектных отношений, в свою очередь влияя на эти отноше­ния. Выявление движущих сил, лежащих в основе этих пат­тернов поведения, может оказаться существенным вкладом в психоаналитическую теорию обучения.

3. Даже наивный наблюдатель, не обремененный теорией,

не может не заметить мгновенного перехода младенца

от пассивности к активности в период, когда возникает

реакция улыбки.

И. Наконец, появление реакции улыбки означает начало

социальных отношений. Это прототип и предпосылка

всех дальнейших социальных отношений.

Я перечислил девять аспектов глобального феномена, который можно считать признаком перехода от первичного нарциссического состояния к стадии предобъектных отно­шений. Исходным пунктом мы считаем совпадение всех де­вяти аспектов данного феномена, несколько из них мы об­судим в дальнейшем. Нам, однако, не следует упускать из виду и тот факт, что в этот момент, то есть в возрасте трех месяцев, психическая структура по-прежнему пребывает в зачаточном состоянии, Я остается чисто рудиментарным, а объектные отношения устанавливаются на стадии предтечи объектов.

 

 

103


ГЛАВА 6


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.