История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-10-20 | 122 |
5.00
из
|
Заказать работу |
То, о чем говорилось в последних абзацах предыдущего раздела, приводит нас к неизбежному выводу: в начале жизни мать, человеческий партнер ребенка, оказывается посредником в любом восприятии, в любом действии, ин-сайте, познании. Нам удалось получить доказательства этого в сфере зрительного восприятия. Поскольку глаза ребенка следуют за каждым движением матери, поскольку ему удается выделить и установить знак-гештальт в рамках лица матери, то, следовательно, с помощью матери ребенок выделяет в хаосе окружающих его бессмысленных «вещей» некую имеющую смысл реальность. Благодаря продолжительному аффективному взаимодействию эта реальность, лицо матери, приобретает все большее значение для ребенка.
Процесс выделения значимой реальности из множества бессмысленных вещей и установления ее в качестве знака-гештальта является частью процесса научения. Так осуществляется переход от состояния, в котором младенец воспринимает мир лишь эмоционально, к более дифференцированному состоянию, в котором он уже начинает различать, или, как я предпочитаю говорить, воспринимает мир диакритическим способом. Наши фильмы убедительно показывают, как грудь матери, ее пальцы дают малышу множество тактильных стимулов; как эти стимулы предоставляют ему возможность научиться восприятию и ориентации; как младенец воспринимает поверхностное прикосновение, глубокую чувствительность и изменение равновесия, соприкасаясь с телом матери и реагируя на ее движения. Едва ли нужно добавлять к этому, что голос матери является для ребенка жизненно важным акустическим стимулом, подготавливающим развитие речи.
Между тем стоит также отметить, что развитие речи, происходящее в первый год жизни, представляет собой сложный процесс, включающий как восприятие, так и разрядку энергии. В качестве физиологического феномена овладение речью снабжает нас также дополнительной информацией о переходе ребенка от состояния пассивности (в котором разрядка напряжения следует принципу удовольствия—неудовольствия) к состоянию активности, в котором разрядка сама по себе становится источником удовлетворения. С этого момента активность (в наиболее примитивной форме иг-
ровой деятельности) начинает участвовать в развитии. Издаваемые малышом звуки, первоначально помогавшие разрядке напряжения, подвергаются постоянному изменению до тех пор, пока лепет не превращается в игру, в которой ребенок повторяет и воспроизводит звуки, издаваемые им самим. Первоначально младенец не различает звуки, доносящиеся извне и произносимые им самим, но в ходе созревания в первые два месяца жизни различные отделы органов восприятия отделяются друг от друга. В определенный момент (хронологически, примерно на третьем месяце жизни) младенец замечает, что он может прислушиваться к звукам, которые он сам издает, и что его собственные звуки отличаются от доносящихся извне. На звуки, исходящие от внешнего мира, младенец повлиять не может, однако он способен развлечь самого себя, издавая собственные интересные звуки или прекращая их издавать.
Эта активность кажется мне одним из наиболее ранних видов деятельности, в которых младенец испытывает свое всемогущество. Теперь ребенок уже прислушивается к своей вокализации. Вокализация по-прежнему помогает разрядке напряжения и получению удовольствия, однако в его жизни появляется и новое удовольствие: умение самому создавать нечто, что другой отдел воспринимающего аппарата может воспринять в качестве стимула. Теперь, начиная с третьего месяца жизни мы можем наблюдать, как ребенок экспериментирует с достигнутым умением, лепеча целые монологи. Вскоре мы увидим, как ребенок ритмично повторяет звуки, варьируя их, то переднеязычные, то губные. При этом он внимательно прислушивается к ним, а затем повторяет снова и снова, создавая собственное эхо, первое акустическое подражание. Через полгода ребенок начнет использовать этот опыт, подражая звукам, произносимым матерью.
Эта последовательность иллюстрирует также и менее существенную деталь перехода от нарциссического уровня, на котором ребенок воспринимает себя в качестве объекта, к уровню объектных отношений. К концу первого года жизни, когда ребенок повторяет за матерью звуки (и слова), он заменяет аутический объект собственной персоны объектом из внешнего мира, личностью матери.
В то же время эти игры представляют собой субстрат иного аспекта в зарождении и развитии объектных отношений. Повторение звуков — первоначально тех, которые исходят от ребенка, затем произносимых матерью — шаг за
95
шагом, почти незаметно для наблюдателя приведет к появлению семантических сигналов. Однако, прежде чем это случится, должны произойти важные динамические трансформации, чтобы в детской психике образовались совершенно новые структуры.
Роль аффектов в отношениях
между матерью и ребенком
Мы вынуждены еще раз вернуться к началу и обсудить всеобъемлющую роль матери в возникновении и развитии сознания младенца, ее жизненно важное участие в процессах научения. В данном контексте едва ли можно переоценить значение чувств матери к своему ребенку. Известно, что эти чувства могут достаточно сильно варьировать, однако эти различия не получили должной оценки, поскольку подавляющее большинство женщин становятся нежными, любящими и преданными матерями. Они создают в отношениях матери и ребенка то, что я бы назвал эмоциональным климатом, который во всех отношениях способствует развитию малыша. < Этот климат создается чувствами матери к ребенку. Ее любовь и нежность превращают его в объект неисчерпаемого интереса, благодаря которому мать предлагает своему ребенку постоянно обновляющийся, богатый и разнообразный мир жизненно важных впечатлений. Эти впечатления оказываются столь важными для ребенка именно потому, что они вплетены в материнские аффекты, этими аффектами обогащены и раскрашены; ребенок же в свою очередь аффективно реагирует на аффект матери. Для младенчества это крайне важно, поскольку в данном возрасте аффекты имеют гораздо большее значение, нежели на более поздних этапах жизни. В течение первых нескольких месяцев в переживаниях младенца преобладают аффективное восприятие и аффекты, практически исключающие все остальные способы восприятия. С психологической точки зрения сенсориум, аппарат восприятия и сенсорное различение пока еще недостаточно развиты. Более того, значительная часть этого аппарата даже не достигла зрелости. Следовательно, эмоциональное отношение матери, ее аффекты помогают ориентировать аффекты младенца и привносят качество реальной жизни в его опыт.
Разумеется, все матери разные. Дело осложняется еще и тем, что каждая мать меняется даже по отношению к самой себе, изо дня в день, с часу на час, от ситуации к ситуации.
Индивидуальная личность младенца в циклическом процессе реагирует на этот меняющийся паттерн, влияя на аффекты матери своим поведением и установками. В соответствии с личностью матери для нее будет очень важно, опережает ли ее ребенок в развитии или отстает, «легкий» он или «трудный», послушный или шумный.
Эти изменения иллюстрируются появившейся на третьем месяце жизни реакцией улыбки. Однако данный возраст является лишь среднестатистическим — самое раннее появление реакции улыбки, запечатленное в нашем фильме, произошло у одного ребенка уже на двадцать шестой день жизни. Но реакция улыбки может возникнуть и значительно позднее, только на пятом или шестом месяце жизни. Совершенно очевидно, что подобные различия оказывают огромное влияние на эмоциональный климат отношений матери и ребенка. Реакция улыбки — это лишь один пример, к тому же не самый значительный, среди множества вариаций поведения и поведенческих проявлений, которые управляют разнообразными отношениями, складывающимися между матерью и ребенком.
Рассмотрим и другой пример: поведение ребенка при кормлении. В конечном счете реакция улыбки имеет лишь две возможности: она либо есть, либо ее нет. И наоборот, вариации поведения младенца при кормлении практически неисчерпаемы. Встречаются хорошие едоки, которые принимают пищу быстро, полностью, с удовольствием и с последним глотком засыпают. Бывают плохие едоки: их приходится бесконечно уговаривать, они не съедают того, что следует; иной ребенок вполне удовлетворяется четырьмя или пятью дневными кормлениями и прекрасно спит ночью, а иные негодники отказываются от ужина, но зато несколько раз за ночь желают поесть и т. д. Очевидно, эти различия в поведении ребенка влияют на отношения в диаде. Снисходительная мать будет реагировать иначе, нежели отвергающая или враждебная, спокойная мать отличается от тревожной или испытывающей чувство вины. Столь же очевидно, что проблемы матери отражаются на поведении ребенка, приводя при определенных обстоятельствах к эскалации конфликта. Пример патологии, к которой могут привести нарушения во взаимоотношениях матери и ребенка, будет дан в разделе о колике в трехмесячном возрасте.
Нам могут возразить, что мать не является единственным человеком в окружении ребенка, не является она и
97
единственным человеком, способным оказать эмоциональное влияние, поскольку эта среда включает отца, братьев и сестер, родственников и прочих людей, которые могут иметь для ребенка аффективное значение. Даже культурные традиции и обычаи оказывают на ребенка влияние уже на первом году жизни. Все это самоочевидно, но тем не менее мы порой забываем, что в нашей западной культуре эти влияния сообщаются ребенку через мать или заменяющего ее лица. Именно по этой причине я сосредоточил исследования преимущественно на проблеме отношений матери и ребенка. Более того, в первые месяцы и даже годы жизни отношения матери и ребенка представляют собой психологический фактор, на который легче всего повлиять терапевтическим или профилактическим вмешательством, и поэтому они в первую очередь заслуживают особого внимания и тщательного изучения.
В отношениях матери и ребенка мать представляет окружающую среду, можно даже сказать, что мать является основным представителем внешнего мира. Со стороны ребенка исходные данные заключены в наследственном оснащении младенца, состоящем из предрасположенности и созревания.
Ни в коем случае нельзя пренебрегать значением развития нервной системы, как эмбриологического, так и эпигенетического, в первые месяцы и годы жизни. Без созревания
нервной системы оказались бы невозможны никакие действия и паттерны поведения. В результате взаимодействия
физиологического созревания и психологического развития
многие функции подвергаются изменению. До определенной
степени эти изменения остаются независимыми от окружающей среды, поскольку последовательность созревания в
значительной мере задается от рождения. Мы не станем
обсуждать здесь этот вопрос, поскольку исследование дан
ной проблемы не является необходимым для нашей работы.
Для поставленной в настоящий момент задачи существенны следующие факторы: с одной стороны, мать с ее
зрелой и структурированной индивидуальностью; с другой —
ребенок, индивидуальность которого прогрессивно развертывается, развивается и утверждается; оба они находятся в
постоянном циклическом взаимодействии друг с другом.
И мать, и ребенок живут не в вакууме, но в социоэкономи-
ческой среде, первыми представителями которой становятся
ближайшие члены семьи, в то время как более отдаленными
факторами этой среды являются этническая группа, культура, техника, национальная принадлежность, исторический период и традиции. Позднее мы вернемся к обсуждению двух действительно важных факторов, которые образуют пару мать-дитя (Benedek 1938, 1949; Mahler, 1952). Подобные рассуждения с очевидностью доказывают, что объектные отношения развиваются от появления предобъекта к наделению матери свойствами либидинозного объекта. Теперь мы рассмотрим последствия установления предобъекта, а в дальнейших главах более подробно обсудим природу, состав и трансформацию объектных отношений, подготавливающих психологические структуры, которые в конечном счете приведут к установлению либидинозного объекта.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!