Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-10-20 | 125 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Любой психоаналитик прекрасно знаком со следующей ситуацией: наблюдение за первосценой в эдиповой фазе, в пубертатный или климактерический период имеет совершенно разные значения как с точки зрения интерпретации этой сцены, так и с точки зрения последствий для наблюдателя. Столь же велики различия и в том случае, когда мы сравниваем восприятия одного и того же опыта на различных переходных стадиях младенчества.
Мы провели следующий эксперимент1: в качестве стандартного стимула для вызова ответной улыбки использовалась
карнавальная маска, изображавшая улыбающееся лицо. Мы
предъявляли эту маску Джесси в возрасте трех, семи с поло
виной и четырнадцати месяцев. Возраст выбирался отнюдь не
случайно: это три последовательных периода, в которые сред
нестатистический ребенок переходит от одного уровня психологической интеграции к следующему, более высокому и сложному. Джесси реагировала следующим образом.
1. В три месяца маска вызывала в ответ улыбку.
2. Когда маска была предъявлена Джесси в возрасте семи с половиной месяцев, девочка засмеялась, бесстрашно приблизилась к маске, попыталась выковырять из нее кусочки мрамора, изображавшие глаза, при этом активно стремясь вскарабкаться на колени наблюдателю.
3. К четырнадцати месяцам у Джесси установился прочный контакт с наблюдателем (женщиной), но когда та надела маску, на лице ребенка появилось испуганное выражение, Джесси с криком отвернулась и убежала в угол. Позднее Джесси уговорили потрогать маску, и, взяв ее в руки, она начала кусать ее глаза.
1 Этот эксперимент снят в фильме, посвященном реакции улыбки (Spitz, 1948а).
Как следует интерпретировать различие между тремя реакциями одного и того же вполне нормального и здорового ребенка в свете объектных отношений и развития Я?
|
В первом эксперименте мы застали ребенка в момент перехода от безобъектной стадии к предобъектной. При таком переходе знак-гештальт с двумя глазами, лбом и носом в движении сигнализирует о приближении объекта, удовлетворяющего потребности ребенка. Маска соответствует признакам этого знака-гештальта, и потому реакция на маску является позитивной: ребенок улыбается.
В этот же переходный период из множества разрозненных ядер Я интегрируется первое рудиментарное Я1.
К моменту второго эксперимента ребенок находится в переходной стадии между реакцией на знак-гештальт и выделением и узнаванием собственно либидинозного объекта. Знак-гештальт еще не утратил эффективности, либиди-нозный объект еще не достиг исключительности; ребенок улыбается при виде знака-гештальта (маски), активно приближается к нему и его исследует. Девочка вовлекает наблюдателя, которого она воспринимает в качестве «друга», в свою игру с маской, затевая активное общение.
Я Джесси добилось большого прогресса по сравнению с трехмесячным уровнем; благодаря опыту, приобретенному в процессе взаимных объектных отношений, девочка устанавливала и расширяла границы, и теперь ее Я превратилось в центральную управляющую организацию. Телесное Я подчиняется ее желаниям и служит осуществлению ее намерений..
Однако это телесное Я является теперь уже только частью, аппаратом более высокой организации Я, служащим развертыванию секторов Я, связанных с произвольным движением, которые в свою очередь были активизированы недавно развившимися аффективными структурами. Разумеется, теперь мы имеем дело с удивительно сложной психической
1 В частности, ядра Я, связанные с принятием пищи и сочетающие соматопсихические репрезентации орального региона, руки и т. д.; ядра Я, возникшие в связи со зрительным восприятием при удовлетворении потребности в пище; ядра Я, связанные с тактильной перцепцией, отчасти в оральной области и распространяющейся на все тело, то есть родственные также с ядрами Я, относящимися к стимуляции равновесия при изменении положения тела; и наконец, в рудиментарное Я интегрируются взаимосвязи, возникшие на данном уровне развития между этими и, возможно, многими другими ядрами Я.
|
107
организацией, хотя она и остается рудиментарной по сравнению с организацией взрослого человека. И все же, говоря в терминах психоанализа, речь идет уже о начале собственно Я.
Развитие обеспечило Джесси свободу в использовании маски при взаимном общении и игре с наблюдателем. Это взаимодействие оказывается в центре объектных отношений ребенка.
В третьем эксперименте картина вновь меняется, и мы становимся свидетелями совершенно нового развития. Объектные отношения с матерью уже надежно установлены. Более того, диада постепенно лишается своего исключительного значения единственной формы социальных отношений. К ядру первоначальной «двоицы» добавляются новые слои; возникают дополнительные объектные отношения с различными «друзьями». Однако эти «друзья» по-прежнему распознаются по их внешним атрибутам, главным из которых является знакомое лицо. Словами Ференци (1916), стадия всемогущества мысли пока еще не полностью утратила свое влияние и не передала власть чувству реальности. Магия остается наиболее могущественной силой во вселенной младенца. Логические процессы, каузальность еще не приобрели абсолютной власти, которую получат позднее. Мышление осуществляется с помощью идентификации, интроекции, проекции и сходных механизмов. Покуда ребенок убежден, что он может изменить мир вокруг, опираясь на всемогущество мысли, он будет верить, что на это способны и все остальные. Поглядите, как двухлетняя девочка, полюбовавшись заходом солнца, оборачивается к отцу: «Папочка, сделай это еще разик!» Ребенку этого возраста каждый взрослый представляется волшебником, потому что ребенок и сам — волшебник, пусть и не столь удачливый, как его родные.
Когда к четырнадцати месяцам Джесси наладила «дружбу» с наблюдателем, ей уже не было безразлично, что лицо наблюдателя внезапно превращается в маску «страшного незнакомца». Лицо (и маска) в качестве знака-гештальта уже утратило свою эффективность. Вместо этого в права вступают индивидуальные лица «матери», «отца», «друга». Когда лицо друга таинственно преображается в «чужака», ребенок убегает, крича от страха. Джесси теряет друга, на его место из ниоткуда является незнакомец — хуже того, сам друг превращается в чужака и оборотня.
|
Когда маска снимается и «друг» возвращается, Джесси после недолгих уговоров вновь признает его. Прислонившись
к другу, обретя уверенность благодаря физическому соприкосновению, она решается даже пощупать маску в руке наблюдателя, однако сохраняет недоброе чувство по отношению к злой магии маски и начинает кусать ее глаза.
В терминах Пиаже, Джесси лишь отчасти достигла обратимости. Это соответствует наблюдениям Пиаже (1947); по данным его экспериментов, обратимость, необходимая для ситуации, с которой сталкивается Джесси, будет достигнута гораздо позже, но не в четырнадцать месяцев (см. приложение).
Интересно рассмотреть роль Я в этих трех ситуациях.
Ситуация 1: в возрасте трех месяцев деятельность рудиментарного Я ограничивается восприятием, узнаванием и реакцией улыбки на удовлетворяющий потребности знак-гештальт. Рудиментарное Я не различает друга и постороннего и совершенно не способно защитить ребенка от опасности. Несмотря на такую ограниченность, рудиментарное Я способно к адекватным действиям, поскольку мать служит ему вспомогательным Я, внешним по отношению к ребенку (Spitz, 1951).
Ситуация 2: какие изменения произошли в Я Джесси? В возрасте семи с половиной месяцев ее Я уже не является рудиментарным, едва различимым, едва способным к соотнесению восприятия с определенными следами памяти и к выражению позитивного аффекта. На этой стадии начинает проявляться структура Я, принимающая на себя роль центральной управляющей организации. Теперь эта организация осуществляет посредничество между инстинктивными влечениями младенца, которые стали более дифференцированными и выражаются в форме аффективно окрашенных потребностей, желаний, стремлений и отказов. Они выливаются в моторное действие и аффективное выражение, поскольку Я начинает брать на себя роль, которую оно сохранит в течение жизни: контроль над доступом к подвижности. В этом смысле Я начинает брать на себя часть материнской роли в осуществлении желаний ребенка, однако защитная роль матери еще не переходит к Я. Побуждения, выраженные Джесси в нашем маленьком опыте, связаны с ее желанием приблизиться и вступить в общение с другом, ее любопытством по поводу новой игрушки, предоставленной ей другом и содержащей волшебный знак-гештальт.
|
Ситуация 3: Джесси исполнилось четырнадцать месяцев и восемь дней. В ее Я произошли радикальные перемены.
109
Процесс мышления заходит гораздо дальше непосредственного исполнения желания. Это становится очевидным из того, что Джесси сохранила свою дружбу с наблюдателем. Когда наблюдатель надевает маску и превращается в оборотня, Я обнаруживает свою новую роль защитника: Я подает сигнал опасности (Freud, 1926а), вызывающий панику и бегство.
На мой взгляд, эта серия наблюдений хорошо иллюстрирует многие аспекты развития ребенка. Начиная с рудиментарных зачатков в качестве телесного Я, мы видели его развитие вначале до уровня исполнительной, а затем и защитной организации личности ребенка, «стража», как это называет Анна Фрейд (1936).
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!