Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-12-27 | 149 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Психологические процессы восприятия довольно обстоятельно исследуются учеными с различных точек зрения и методологических позиций. Одни ученые подчеркивают неразрывность процессов восприятия и визуального мышления, обнаруживают творческие процессы в перцептивных действиях (РАрнхейм, В.Зинченко, Ю.Вергилес и др.). В других исследованиях выделяются различные уровни взаимодействия вербальных установок для направления зрительного поиска к конечной цели вполне определенного задания (О.Тихомиров и др.).
Различные проблемы восприятия исследуются не только психологами, но и художниками-педагогами, которые объясняют процессы восприятия, зачастую, исходя из собственной творческой практики.
Следует подчеркнуть, что композиционное восприятие может рассматриваться на двух уровнях: 1. Идеальном, когда воспринимающему не требуется воплощать объект восприятия в конкретной изобразительной технике; 2. Материальном, когда художнику необходимо воспринимаемый предмет соотносить с возможностями конкретного графического материала и личностным изобразительным опытом, в результате идеальный образ становится материальным образованием и может восприниматься и оцениваться другими.
Вполне очевидна дистанция между восприятием начинающего художника и мастера, которая заключается, прежде всего, в уровне и глубине образности восприятия и в мастерстве владения изобразительными материалами.
Для того, чтобы активизировать процесс восприятия у начинающих художников, необходимо разрабатывать наиболее эффективные методы формирования композиционного восприятия в динамике от простейших заданий на начальных этапах обучения до решения композиционно-образных задач при изображении натюрморта, портрета, пейзажа и т.д.
Традиционно процесс обучения рисунку и живописи начинается с изображения простых по форме предметов (куб, призма, пирамида, цилиндр, шар и т.д.), поскольку именно в подобных предметах наиболее отчетливо просматриваются основные параметры для оценки верности восприятия пропорций и тональных отношений, т.е. налицо все геометрические признаки. Самый сложный объект рисования—человек, может восприниматься схематично, как комплекс объемных форм различной конфигурации, которые явно не прочитываются, но три определенной установке могут быть проведены соответствующие аналогии с уже познанными геометрическими предметами. Методические рекомендации для подобного изображения довольно обстоятельно разработаны многими известными художниками (А.Дюрер, А.Ашбе, Д.Кардовский и др.). Например, Д.Кардовский в своей педагогической практике развивал принцип "обрубовки" формы при рисовании сложных объектов, суть которого заключается в том, что: Голова—это шарообразная, или яйцевидная фигура; рука в плече -цилиндр; нос—призма, ограниченная четырьмя главными плоскостями. Все это большие формы. Когда такая большая форма намечена, надо ее проверить в конструкции, в характере, в размере, пропорциях и затем вносить жизненные подробности. Например, характеров носа бесконечное количество, а основная форма
Вестник № 2
одна. Рисовать нужно не призму, а нос, но призмой руководствоваться в построении носа как большой формой. Или же, известный художник и педагог А.Ашбе считал необходимым, прежде всего, обстоятельно изучить простые по форме предметы, а затем уже переходить к рисованию человека. Он исходил из того, что в процессе обучения художник должен предварительно хорошо изучить изображаемую форму и понять ее устройство, а разбираясь в ее строении, он не может не заметить, что, как бы форма не была сложна, ее поверхность можно увидеть как сочетание отдельных частей, простых по форме предметов, например, шара, куба, цилиндра, и если художник познакомился с принципом изображения шара или цилиндра, то тогда он приобретает возможность нарисовать любой предмет. Важно отметить, что методические рекомендации этих художников значительно упрощают процесс восприятия сложных объемных форм, художник выделяет в сложном объекте ряд признаков, относящих запутанные формы к определенным геометрическим построениям, где уже вполне возможно использовать принципы изображения простых предметов в новых условиях.
Известно, что на всех этапах процесса становления композиции присутствует эстетическая оценка предмета, которая первоначально возникает по принципу "нравится" или " не нравится". С уточнением композиционных параметров происходит более определенное становление и эстетической оценки изображаемого, что выражается в практической деятельности студента по поиску выразительности рисунка, его композиционной целесообразности в процессе воплощения умозрительного замысла. Именно наличие замысла является важнейшим фактором существования эстетического начала в изображении и существенным критерием при оценке степени соответствия содержания и формы в конкретной композиции. Существование эстетических качеств в замысле выражается в том, что, формируясь как общее представление о будущей композиции, замысел включает в себя эмоциональную оценку предмета изображения и предполагает обобщенное представление о художественном материале и технике его применения.
Безусловно, в процессе практической реализации замысла в конкретном материале происходит постоянное обогащение первоначального образа, в результате чего нередко меняются композиционные и пластические посылки его осуществления. Наличие эстетического фона в восприятии всегда заставляет художника не ограничиваться формальным решением изобразительных задач, а требует целенаправленного поиска выразительных средств для его реализации. Естественно, глубина замысла может появиться, прежде всего, в результате целенаправленных наблюдений и размышлений художника по поводу воспринимаемых предметов, жизненных явлений, отдельных фактов, требующих анализа и обобщения.
Поэтому на занятиях по рисунку и живописи целесообразно рекомендовать задания на решение посильных композиционных тем. Замечено, что попытки изображения на темы обнаруживают два вида действий рисующего: 1) прежде всего, действия, направленные на образование ситуации, где выделяются опорные точки предмета, с помощью которых осуществляется конкретное преобразование ситуации, направленное на формирование и решение замысла, а сами изобразительные действия рассматриваются в соответствии с содержанием замысла. Поэтому замысел можно считать основным регулятором изобразительной деятельности в пределах решения определенной задачи; 2) регулирующую функцию реализации замысла выполняет эмоциональная активность, которая выделяет и закрепляет действия, непосредственно ведущие к реализации замысла в рисунке. Любое изменение первона-
146
Вестник № 2
чального замысла также нередко вызывается эмоциональной окраской.
Анализ процесса формирования замысла показывает, что он связан с эмоциональными реакциями, которые фиксируют и выделяют из других смысловых образований, тем самым, делая их основными на определенный период, В соответствии с этим протекает деятельность по поиску средств, удовлетворяющих сформированный замысел. Кроме замысла композиционная деятельность управляется и другими факторами, например, специальными умениями и навыками рисования, которые выступают как промежуточные цели между замыслом и конечной целью изображения.
Очевидно, что композиционное восприятие необходимо рассматривать в контексте формирования замысла, достижения промежуточных целей, предполагающих, прежде всего, поисковые действия, направленные на преобразование ситуации для реализации замысла в конкретную композиционную структуру.
147
Вестник № 2
Костенко В. И.,
Омский государственный педагогический университет
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!