Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-12-27 | 164 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
И ПЛАСТИЧЕСКИХ ОСНОВ В ПРОЦЕССЕ
СКУЛЬПТУРНОЙ ЛЕПКИ
Работа скульптора предполагает решение двуединой задачи: с одной стороны, определить типичные признаки модели, с другой — выявить наиболее характерные свойства и качества объемно-пластической формы, что и составляет целостное представление о человеке.
Художнику при изучении модели приходится из множества альтернативных ее свойств осмысленно отбирать наиболее важные свойства и дополнять их художественным замыслом. Поэтому создание пластического скульптурного образа требует сформированности особого восприятия, способного различать конструктивно-пластическое строение и семантико-выразительные особенности оригинала.
Тем не менее представление о модели, полученное при ее восприятии, оказывается недостаточно полным без фиксации адекватного образа в материале.
Студенты с различным уровнем подготовки по-разному воспринимают натурную постановку, т. к. конструктивно-пластическое восприятие модели зависит от умения организовывать активный мыслительный процесс и от полноты впечатления, производимого моделью на студентов.
Если на первом этапе изображения с натуры восприятием руководит эмоциональный образ, то на втором этапе восприятие создаваемого объемного скульптурного изображения оказывает существенное влияние на восприятие модели с новых позиций, вследствие чего вносятся существенные коррективы в становящееся изображение.
Благодаря тому, что замысел является связующим звеном между восприятием объемной формы и восприятием его пластического скульптурного изображения, он может быть разным в зависимости от установки, от индивидуальных суждений, от полноты представления о модели, от знания технических и пластических возможностей материала, от умений и навыков владения ими.
|
Процесс практической реализации результатов восприятия предполагает оформление зрительных впечатлений средствами пластического скульптурного изображения, суть которой заключается в ее условности. Эта условность направляет восприятие художника на более дифференцированную пластическую характеристику восприятия модели.
На взаимообусловленность развития конструктивного восприятия и повышения уровня знаний и умений в скульптурной лепке указывают многие художники-педагоги, которые связывают недостатки работ студентов с натуры с неумением организовать свое восприятие. В процессе обучения скульптурному изображению важно научиться дифференцировать пластическую чувствительность, требующую чуткости к изменениям объемной формы, и тонкости восприятия.
Организация восприятия для последующего выражения впечатлений пластическими скульптурными средствами направляет на «схватывание» выразительных сторон. Художник определяет в модели не привычную схему, а индивидуальные возможности раскрытия образа конструктивно-пластическими средствами. Степень владения материалом и техникой не только ставит границы восприятию, но и в оп-
Вестник № 2
ределенной степени формирует умозрительный пластический скульптурный образ исходя из своих возможностей и понимания процесса технического воплощения в конкретном материале.
В ряду пространственных искусств скульптура связана с организацией пространственных объемов, воспринимаемых непрерывной массой, поэтому скульптура всегда является трехмерным физическим телом.
Соответствие художественной формы содержанию приводит к целостности образа, где конструктивные и пластические структурные элементы неразъединимы. Для определения взаимодействия конструктивных и пластических основ в процессе лепки, необходимо разобраться, в чем состоит их специфика. Конструкция и пластика формы лежат в основе всех изобразительных искусств и являются одним из средств выражения замысла. В скульптуре нет других возможностей выражения художественного замысла, кроме создания выразительной, объемно-конструктивной и пластической формы. Что и позволяет проникать в глубь проблемы, т. е. определять особенности конструктивно-пластического языка и подтвердить предположение о том, что в скульптуре этот язык находит наиболее полное, яркое и самоценное выражение и, соответственно, что развитие конструктивно-пластического восприятия наиболее эффективно достигается в процессе освоения скульптуры.
|
Скульптура обладает собственным условным языком, зависимым от материала, заставляет художника учитывать свою специфику и требует определенной меры художественного обобщения и абстрагирования.
В процессе развития конструктивно-пластического восприятия в скульптуре объемные трехмерные изображения зачастую рассматриваются как два различных вида искусства — пластика и ваяние. Дословно, скульптура — это высекание, вырезание, ваяние, т. е. скульптурное произведение—это запись широких движений режущего и отбивающего орудия, а пластика — переводится как лепка, произведения пластики представляются записью прикосновений.
Рубка и лепка в скульптуре создают систему пересекающихся плоскостей, вычленяющих конструктивную форму из реального пространства. Такой подход к построению произведения способствует обобщению изображаемого, где не может быть и речи о воспроизведении фактуры поверхности изображаемого. Следы, остающиеся от ударов, запечатлеют лишь их ритм и характер. Поэтому скульптура при передаче изображаемого основывается не на внешнем, а на внутреннем подобии и пытается передать внутреннюю, конструктивную структуру объекта.
Лепка же строится совершенно иначе: форма раскручивается в пространство из точки путем наложения массы вещества через прикосновение. Объем, плоскости и мазки, получаемые при этом, занимают определенное пространство, но не имеют направления, в отличие от ваяния, где плоскости дают направление и характеристику изображаемому месту. В связи с этим при лепке возникает потребность как-то иначе придать определенность каждой плоскости, что ведет к воспроизведению поверхностных фактур.
|
В создании и восприятии скульптуры участвуют не только зрительные органы, но и осязательная энергия, это ставит перед скульптором сложнейшие задачи передачи сразу нескольких состояний. И все же основой скульптуры является ее трехмерность, а из этого вытекает основная специфика создания скульптурного образа, ее суть в поиске и построении объемно-пространственной конструктивно-пластической формы, обозначающей, то содержание, которое заложено художником в произведение.
149
Вестник № 2
Основным изображением в скульптуре является человек, а в реалистическом искусстве ощущение конструктивно-пластического объема и анатомия неразделимы. Поэтому, помимо главного в скульптуре — чувства конструктивной объемной формы, немалую помощь оказывает знание и понимание взаимозависимости формы и содержания, т. е. строения тела и характера человека.
Важнейшее место в скульптуре занимает фигурная пластика. Отличительной чертой ее является образ конкретного человека, его состояние. Подход к решению пластических задач при создании фигуры в скульптуре также специфичен. Основой, от которой образ развивается и усложняется, является объемная пластическая конструкция, которая на знаковом уровне выражает основную суть изображаемого.
Поэтому важнейшим нюансом в скульптуре является поиск аллегории, символа, при помощи которого можно опосредованно выразить содержание. Аллегория и символика — очень сильные способы пластического выражения замысла, позволяющие решать образ, не разрушая скульптурную форму.
Требования к поиску знака, символа выражения, идеи очень велики и требуют оригинального, лаконичного пути их решения, привлечения необычных ассоциативных связей. В свою очередь, пластический язык скульптуры подразумевает четкую, лаконичную форму выражения.
Натурализм в скульптуре, основанный на внешнем, буквальном сходстве лишен возможности передать суть вещей и их взаимоотношений. Объемная же копия внешней стороны объекта вообще перестает восприниматься скульптурой, а напоминает муляж или куклу.
|
Необходимо подчеркнуть, что художественная выразительность скульптуры — это выразительность объемов, масс, составляющих живое целое и выражающих внутреннюю построенность, гармонию, динамизм и одухотворенность этого целого. При этом следует помнить, что «чувство объема» принадлежит к категории высокоразвитых эстетических чувств и вырабатывается сравнительно поздно.
В скульптуре, как ни в каком другом виде изобразительного искусства, для передачи пластического состояния персонажа используются образные возможности жестов, движений, т. к. они способствуют пониманию принципа конструирования образа.
Для скульптора замысел, какими бы он ни был, реализуется посредством пластики: напряженные или расслабленные мышцы, выгиб торса, опора на одну ногу или обе ноги — таков этот язык. Общий замысел здесь изображается многостепенно, проходя путь как бы двойного опосредования: через внутреннее состояние человека, которое, в свою очередь, отражается на внешнем положении его тела.
Пластический замысел есть нечто принципиально иное. Он не может ни присоединиться к изображению, ни сочетать их на равных основаниях — он может только найти аналог в изображаемых материальных явлениях. Однако возможна большая или меньшая мера эквивалентности. Вполне отвлеченные понятия могут быть выражены на языке скульптуры только ассоциативно, в этих случаях скульптура издавна прибегает к аллегории.
Олицетворение в человеческом образе собирательных понятий, относящихся к деятельности человека и его нравственному миру, — закономерный путь скульптуры. Она возводит частное к общему и идеальному. Даже если аллегория не может быть разгадана зрителем при помощи атрибутов, это не значит, что в скульптуре нет замысла. Пластический замысел включает в себя не одно, а много интеллектуальных понятий, а аллегорический образ и смысл скульптуры может основываться на
150
Вестник № 2
выборе одного из возможных, но полнота, многогранность пластического языка сохраняет при этом свою самостоятельную ценность.
Скульптуру необходимо не только видеть и чувствовать, но и «читать». Плодотворность образов заключается в том, что скульптура стремится найти эквивалентные формы пластического языка для своих разнообразных, сложных идей, и сюжетов, тем самым побуждая к поискам все новых и новых пластических идей и приходит к большому разнообразию их и богатству.
Рассматривая особенности пластического языка скульптуры, необходимо выделить два компонента, формирующих неповторимые, индивидуальные особенности этого вида искусства. Первый компонент — замысел-представление о предстоящем изображении, который не может не влиять на процесс развития конструктивно-пластических основ восприятия у студентов в процессе лепки.
|
Вторым компонентом является материал и техника его воплощения, которые имеют большое значение в создании пластического образа в скульптуре. Умение сформировать конструктивно-пластический замысел и реализовать его в соответствующем материале является важным показателем профессионализма скульптора.
Известно, что материалы по-разному реагируют на прикосновения рук скульптора, неодинаково подчиняются его фантазии. Материал тогда дает желаемый результат и эффект, когда учитываются все его возможности в процессе формирования замысла.
Скульптор выражает себя в пластических образах, но здесь необходимо обратить внимание на проблему, заключающуюся в разнице между замыслом, сформированным в голове автора, и реальным его воплощением в материале. Первоначальный замысел, материализуясь, претерпевает некоторые изменения, которые вытекают из свойств и качеств материала, выбранного художником как средство воспроизведения. Скульптура, в отличие от других пространственных искусств, имеет наибольшую зависимость от материала в процессе воплощения пластического замысла.
Однако в художественных учебных заведениях мало говорится о том, что средства пластики служат выявлению образа, что, опираясь на необходимый запас знаний, необходимо развивать в себе не только конструктивное, но и пластическое восприятие.
Испокон веков принятыми в скульптуре материалами были глина, камень, дерево, бронза, кость и другие. Новые задачи пластики ориентируют скульпторов на поиски новых материалов. Достояние скульпторов становятся различные сплавы, стекло, сталь, пластмассы.
Скульптор ищет среди многообразных, существующих в природе материалов такие, которые по своим свойствам, качествам и конструктивным возможностям могли бы быть наилучшими выразителями осуществляемой им формы и его художественного замысла.
Путь от замысла к материалу и от материала к замыслу тогда только закономерен, когда, в первом случае, художник выбирает тот материал, который по содержанию своему будет наилучшим выразителем, и во втором, — когда, исходя из особенностей этого материала, он найдет адекватный ему замысел.
В художественно-техническом отношении каждый материал представляет комплекс свойств, пластических качеств и конструктивных возможностей, рассматриваемых художником в том объеме, в котором он используется в скульптуре. Это будет содержание материала, в него войдут как физические свойства, воспринимаемые зрением и осязанием, так и его психическое воздействие, которое он произво-
151
Вестник № 2
дит на ассоциации, возбуждение соответствующих эмоций; влияние ритма органического материала, влияние сопротивления материала.
Из этого следует, что каждый скульптурный материал имеет свои качества и обладает только ему присущими возможностями. Одной из важных задач художника является наиболее полное выявление и конструктивно-пластических, и декоративных особенностей материала. Освоение материала позволяет студентам открыть для себя не только его пластические и технические возможности, но и приблизиться к пониманию собственного стиля, манеры в искусстве скульптуры.
152
Вестник № 2
Скрипникова Е. В.,
ГОУ «Омский государственный педагогический университет»
РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ
Одной из главных задач дизайнера является формирование эстетической среды человека, где цвет выступает главным носителем красоты и гармонии, соответственно успешность профессиональной деятельности дизайнера напрямую зависит от умения работать с цветом.
Проблемы формирования восприятия будущих дизайнеров исходят из целого ряда факторов, которые следует учитывать при работе с цветом. Рассмотрим важнейшие из них:
1. Эстетический.
Здесь цвет выступает в качестве главного выразителя красоты и гармонии. Дизайнер эстетизирует среду, на нем лежит большая ответственность за формирование цветовых предпочтений и вкусов общества.
Редко кто из людей без специального художественного образования скажет, что огромный процент визуальной рекламы в СМИ низкокачественный, неэстетический продукт.
2. Символический.
В данном случае цвет выступает как выразитель определенных свойств, качеств, понятий, идей.
Цветовая символика многообразна, в этом понятии переплелись история и культура человечества, она настолько различна в некоторых культурах и социумах, что для ее восприятия требуется большая интеллектуальная подготовленность, чтобы смысл цвета был однозначно определен.
3. Психологический.
Этот фактор основывается на глубоких знаниях психофизиологического воздействия цвета на человека и является, пожалуй, одним из главных в профессиональной деятельности дизайнера.
Научные исследования убедительно доказали, что организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В тоже время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению — «пассивных». Исходя из этого, становится «психофизиологически» понятным ряд «положительных» и «отрицательных» значений цветов.
4. Физиологический.
Фактор проистекает из психофизиологии нашего зрения, основан на пространственных свойствах цвета. Например, в дорожных знаках нельзя применять сочетания цветовых тонов одинаковой светлоты, начинает рябить в глазах.
5. Оптико-физический.
Оптико-физический фактор основывается на свойствах цвета отражать и поглощать световые лучи. Все знают, что в жаркую погоду в темной одежде очень быстро становится душно.
Таким образом, будущему специалисту предстоит изучить цвет со стороны его многочисленных функциональных особенностей, понять зрительные свойства цвета и освоить визуальную культуру общества, формировать которую ему предстоит.
Вестник № 2
Исходя из вышеперечисленных факторов должен строится методический подход по подготовке специалистов в области дизайна. Этот вопрос (формирования методов развития) становится актуальным уже на начальном этапе обучения живописи.
Обучение работе с цветом должно осуществляться комплексно, органично включаться в программу по проектированию, компьютерным технологиям, декоративно-прикладному искусству, цветоведению, но основная роль, несомненно, принадлежит живописи.
Из множества составляющих понятие качественности цветового восприятия важными элементами следует считать аконстантность, целостность, умение чувствовать цветовую гармонию. Исходя из этого в качестве основ, влияющих на развитие цветовосприятия студентов-дизайнеров на занятиях по живописи, мы выделяем:
1. Формирование аконстантного видения
2. Изучение способов гармонизации цветового пространства
3. Цельность восприятия
Под константностью цвета мы понимаем неизменность цветового восприятия объектов при тех или иных изменениях в освещении.
Точная оценка цвета предмета (цветовая константность) достигается главным образом самопроизвольной модификацией чувствительности сетчатки и сужением или расширением зрачка. В нашей окончательной оценке видимого цвета участвуют очень сложные факторы, которые связанны с деятельностью головного мозга. Эта приближенная константность цвета видимых предметов, несмотря на значительные качественные и количественные изменения в освещении поля зрения,— одно из самых значительных и важных факторов физиологической оптики. В том случае, если бы наше восприятие не обладало константностью, то при малейшем повороте головы или изменении освещения, практически постоянно, в нашем восприятии изменились бы свойства, по которым мы узнаем предметы, наблюдалось бы непрерывное мерцание находящихся в постоянном движении изменяющих свою форму пятен и световых бликов.
Но в художественной деятельности огромное значение имеет аконстантное восприятие (отсутствие константности). Наличие аконтантного видения поднимает восприятие студента на качественно иной уровень, позволяет более свободно и грамотно дифференцировать цвета, оперировать их сочетаниями.
На практических занятиях по живописи, особенно у начинающих, можно наблюдать следующую картину: предметы постановки закрашиваются просто локальным цветом, причем довольно несложным по составу, белый предмет остается белым, с небольшой примесью серых тонов, несмотря на искусственное верхнебоковое освещение и т.д. Таким образом, начинающие художники воссоздают на листе то, что соответствует их привычному представлению о цвете предметов, а не то, что наблюдается в действительности при данных условиях освещения.
По этой же причине не может быть решен целый ряд учебных и творческих задач: выявление объема, пространства, материальности предметов и прочее.
Итак, одной из важных составляющих качеств цветового восприятия является аконстантность, представляющая собою умение абстрагироваться от привычки видеть предметный мир в его абсолютных размерах и локальных цветах, умение видеть форму и цвет с учетом произошедших с ними изменений — в определенной материальной среде, при назначенных условиях освещения на расстоянии.
Формирование аконстантного видения довольно активно происходит при
154
Вестник № 2
условии систематического выполнения ряда краткосрочных упражнений, которые должны предшествовать длительным постановкам. На первом курсе при выполнении упражнений студентам предлагается решить четко определенные задачи.
Следующий немаловажный компонент в процессе формирования цветового восприятия студентов — гармонизация цветового пространства. Цветовая гармония — важнейшее средство художественной выразительности. В самом термине (от греческого harmonia — созвучие, согласие, противоположность хаосу) заключается смысл устремлений творческих исканий.
Задача гармонизации цветовых сочетаний должна решаться комплексно на таких учебных предметах как цветоведение, где студенты изучают нормативные теории гармонических сочетаний цветовых тонов, проектирование, где рассматриваются концепции решения пространства и его цветовые составляющие. В то же время живопись помогает практически синтезировать и применить в учебной работе комплекс полученных знаний по цветовой теории.
Л.Н. Миронова выделила девять основных признаков гармонии цвета и обстоятельно проанализировала их. Все признаки довольно цельно и емко описывают изучаемое понятие, представляется целесообразным проанализировать их совместно со студентами, у которых должно сложиться ясное представление об этом явлении:
- Связь, слаженность. Достигается разными путями: связующим фактором может быть монохромность (единство цветового тона), ахроматичность (отсутствие цветового тона), объединяющие подмеси или «налеты» (подмесь белого, серого, черного, покрытие лаком или олифой, сдвиг к какому-либо цветовому тону, «вуаль» тени или света).
- Контраст. На цветоведении студентам предстоит ознакомится с группами сочетаний родственных цветов, родственно-контрастных цветов, контрастных цветов и гармонических сочетаний в отношении родства и контраста цветов.
- Мера. Отсутствие чрезмерного в цветовой гамме (например ослепительно сияния).
- Пропорциональность. В гармонической цветовой композиции сильные раздражители берутся в количестве в несколько раз меньше, чем слабые.
- Равновесие. Цветовые пятна на расстоянии от центральной оси картины должны быть примерно равны.
- Организованность, порядок, рациональность.
Задача поиска цветовой гармонии в живописи заключается в поиске согласованности цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении особого оттенка каждого цвета. Эту задачу на предмете живопись невозможно решить, абстрагируясь от конкретного задания или постановки, она пролегает через всю учебную работу, через каждое упражнение и именно здесь цветовые схемы и колористические теории приобретают зримое воплощение и дисгармоничное звучание выбивается наружу, словно плохой певец в слаженном хоре.
Еще одним важным компонентом цветовосприятия является целостность.
Глаз человека видит обобщенно и целостно, он не останавливается на мельчайших деталях без определенной на то цели. В результате избирательности, обобщений мы имеем целостный образ мира. Отсюда и впечатление от живописной работы должно быть тождественным этому зрительному образу.
Практика показывает, что подобное впечатление целостности и единства студентам в начале обучения удается достичь в очень редких случаях. Переводя взгляд
155
Вестник № 2
с одного предмета на другой, они на каждом заостряют свое пристальное внимание и так же четко выписывают каждый предмет, добавим сюда константное видение и готово дисгармоничное, визуально «разваливающееся» изображение учебного натюрморта. Выражение Д.Дидро как нельзя лучше отражает эту проблему: «Нет прекрасного вне единства и нет единства вне подчиненности».
Решение задачи цветовой целостности довольно трудоемко для начинающих художников, поэтому имеет смысл разбить данную задачу на ряд более мелких, из которых она складывается:
- выделение цветовой доминанты постановки, в соответствии с замыслом работы;
-нахождение пропорциональности цветовых отношений;
- выделение общей цветовой составляющей постановки (объединяющее ос
вещение, колорит).
Опираясь на эти задачи следует выстраивать краткосрочную работу с группой.
Большую роль в этом процессе играет постоянное сравнение всех частей натурной постановки. Работу рекомендуется вести по всей поверхности листа. Этот способ довольно подробно описан в учебных пособиях. Но важное, что нужно отметить — рациональнее всего, на первых порах работать в технике алла прима, которая позволяет студенту каждый раз сравнивать цветовые оттенки между собою и сопод-чиненность их цветовой доминанте.
Таким образом, развитие цветовосприятия студентов-дизайнеров на начальном этапе обучения является сложной и многогранной проблемой, решение которой должно происходить комплексно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беда Г.В. Живопись: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
2. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. — 2-е изд.— Мн.: Бе-
ларусь, 2003. — 151 с: ил.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер Ком, 1999. — 720 с.
156
Вестник № 2
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!