История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2019-12-27 | 271 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Понятие «творческая деятельность» отражает высший уровень познания, наиболее сложную форму деятельности, присущую человеку, порождающую нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В искусстве результатом творчества является создание произведений искусства, т.е. специфическое отображение объективной реальности в особой форме—в форме художественных образов.
Тематический портрет является одним из основных показателей наличия профессиональных знаний, умений и навыков, творческой активности выпускника художественно-графического факультета. В процессе работы над портретом студент учится анализировать, видеть главное в модели, передавать при помощи цвето-то-новой моделировки конкретный облик человека, раскрывать в пластической характеристике образ портретируемого.
Учебные задачи, которые ставятся педагогом при работе над портретом, направлены на изучение основ изображения человека, овладение знаниями, умениями и навыками изобразительной деятельности, и в частности портретной живописи. Они являются базой, основой, овладев которой студенты будут решать задачи творческого плана, как в своих самостоятельных работах, так и на занятиях под руководством преподавателя.
В творческой же работе недостаточно достижения одного внешнего сходства, поскольку подлинная глубина портрета заключается в раскрытии внутреннего мира человека. В мимике лица, в выражении глаз, в жесте и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, необходимо увидеть проявление тех или иных черт характера, настроений и чувств, т.е. стержня, сути состояния человеческой личности. Задачи портрета в художественной педагогике и в профессиональном искусстве имеют как сходства, так и различия. Базисные задачи портрета:
|
—композиционное решение (поиск структурно-пластического, сюжетно-те-матического решения, определение главного в портрете, компоновка);
—конструктивное построение.
Задачи живописности, колористической выразительности:
—живописность отношений светотеневого и цветового построения формы, обусловленных освещением, окружением, пространственным положением;
—передача индивидуального сходства портретируемого;
—объемно-пространственная лепка формы цветом. Задачи творческого портрета:
—композиционное решение;
—конструктивное построение;
—живописность отношений светотеневого и цветового построения формы;
—передача индивидуального сходства портретируемого;
—объемно-пространственная лепка формы цветом;
—художественно-образное познание и воссоздание конкретного облика человека;
—раскрытие в пластической характеристике человека его душевных качеств;
—передача психологической характеристики портретируемого;
Вестник № 2
—создание целостного образа определенной личности;
—выражение в портрете своего отношения к портретируемому
На практике, в процессе работы над портретом, педагог чаще всего ставит лишь учебные задачи, мало уделяя внимания творческому развитию студентов. Это связано со многими причинами, и в частности, с недостаточным методическим обеспечением образовательного процесса, направленного на формирование активной, творческой личности будущего художника-педагога.
Решение данной проблемы требует выработки теоретико-методологической основы. В теории и практике высшего художественного и художественно-педагогического образования накоплен достаточно большой материал по формированию творческой деятельности будущего специалиста. Изучение истории развития русской и зарубежной художественной школы, обобщение передового педагогического опыта в данной области, позволило нам разработать концепцию обучения портретной живописи с 3 по 5 курсы, направленную на активизацию творческой деятельности студентов художественно-графического факультета в процессе работы над живописным тематическим портретом. Основу и новизну разработанной концепции составляют: система принципов, цели, задачи и содержание основного блока заданий по живописи портрета; блок дидактических заданий для самостоятельной работы под руководством преподавателя и самостоятельной творческой работы; дидактические принципы, формы, методы и методические приемы обучения; средства обеспечения всех учебных и развивающих процессов на занятиях живописью.
|
К основным формам работы со студентами относятся: лекционные занятия, направленные на изучение теоретических вопросов портретной живописи; практические аудиторные занятия; самостоятельная работа под руководством преподавателя; творческая самостоятельная работа, индивидуальные задания. Все формы работы логически связаны, что обеспечивает целенаправленность обучения, поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками. Самостоятельная работа студентов над портретом является обязательной и проводится под руководством преподавателя, она не дублирует программных заданий, но логически связана с ними. Такие занятия наиболее благоприятны для активизации творческой деятельности студентов в процессе работы над тематическим портретом.
К основным видам работы относятся: рисование с натуры, по памяти и по представлению, объемно-конструктивное изображение головы; упражнения на изображение головы человека в пространстве; быстрые наброски, зарисовки фигуры человека; задания на характер модели; выполнение автопортрета; шаржирование; аналитические зарисовки композиций портретов известных художников; копирование работ выдающихся мастеров портретного жанра.
В качестве системообразующего компонента выступает самостоятельная деятельность обучающихся, организованная с помощью комплекса дидактических заданий (анализ натуры, выявление конструкции и пропорций головы натурщика, задания творческого характера):
1. краткосрочные этюды головы (модель на один сеанс);
2) рисование по памяти и по представлению на развитие зрительной памяти, выделение наиболее характерных черт портретируемого;
|
3) шаржирование с целью развития умения выделять характерные особенности человека, схватывать главное во внешности, формировать навыки передачи образа портретируемого;
4) выполнение автопортрета с целью формирования интереса к портрету, рас-
132
Вестник № 2
крытию своей индивидуальности;
5) копирование работ известных художников-портретистов с целью изучения приемов построения композиции и техники работы великих мастеров;
6) психологический портрет с целью передачи образа портретируемого, соответствие цветовой гаммы психологическому состоянию модели.
В процессе наблюдения за ходом выполнения заданий и анализа работ было установлено, что у студентов наблюдается различный уровень творческой активности в процессе работы над портретом.
1 уровень (высокий) свободное владение, умелое творческое использование знаний, умений и навыков при работе над портретом, активный познавательный интерес, творческая индивидуальность, высокий эмоциональный уровень при выполнении задания, сформированность профессионально-творческих способностей;
2 уровень (средний) свободное владение умениями и навыками работы над портретом, но не достаточно стабильный познавательный интерес, удовлетворительный уровень сформированности профессионально-творческих способностей, перепады эмоционального настроя в работе;
3 уровень (низкий) недостаточное владение знаниями, умениями и навыками при работе над портретом, несформированность устудентов познавательного интереса, отсутствие эмоционального подъема при работе над портретом, не сформированность профессионально-творческих способностей.
Основные признаки уровней: операциональный (наличие знаний, умений и навыков при работе над живописным тематическим портретом); мотивационный (наличие у студентов познавательного интереса при выполнении задания); эмоционально-волевой (проявление волевых качеств, наличие эмоционального подъема при работе над портретом).
Повышение уровня активности творческой деятельности студентов художественно-графического факультета в процессе работы над живописным тематическим портретом возможно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
|
—последовательная разработка заданий и упражнений от первоначального знакомства с изображением человека до портрета с элементами психологической характеристики и тематического портрета;
—четкая постановка целей и задач каждого задания;
—целенаправленное, систематическое использование лекции, беседы, объяснения, активизирующих творческую деятельность студентов;
—формирование умения при помощи художественно-выразительных средств показать свое отношение к личности портретируемого;
—обучение учащихся умению анализировать средства художественной выразительности в творчестве выдающихся художников-портретистов, применять эти средства в своей работе;
—поэтапное усложнение учебных и творческих задач живописи портрета; использование различных моделей творческой деятельности студентов (модель творческой деятельности на основе традиционного метода анализа натуры, модель творческой деятельности на основе эвристических стратегий, тактик, методов и приемов изображения; применение специальных заданий на правильную организацию процессов восприятия и наблюдения натуры).
133
Вестник № 2
Григорьева И. В.,
сттарший преподаватель кафедры ДПИ Липецкого государственного педагогического университета
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!