Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2019-12-27 | 182 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО
ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Современные тенденции в художественно педагогическом образовании предполагают расширение содержательной части области художественно-эстетических дисциплин, что направленно на предоставление обучаемым более широкого поля выбора связанного с их будущей профессиональной деятельностью. На это на наш взгляд направлен институт спецкурсов и дополнительных факультативных дисциплин введенный в практику образовательной деятельности высших образовательных учреждений.
Одним из предметов, которые могут преподаваться в этом качестве является художественная обработка текстиля, а именно гобелен который может способствовать развитию творчества студентов и таких профессиональных умений как моделирование, организация деятельности и т.д. Знание данного раздела искусства позволяет студентам расширить свои представления о декоративно прикладном искусстве как области материальной культуры окружающей человека на протяжении всей жизни.
История изготовления изделий из гобелена уходит своими корнями в глубокую древность. Еще в Древнем Египте производили обивку для мебели и одежду из гобелена. Некоторые древние приемы изготовления гобеленов используются до сих пор. В Европе первыми производить гобелены начали немецкие монахи. Панно из гобелена не только украшало стены каменных построек, но и позволяло сохранять тепло.
Основным приемом изготовления гобелена является чередование нитей различных цветов, для передачи постепенного изменения тона или рельефности. В ходе изготовления одновременно создается и изображение и сама ткань, причем делается это по определенному эскизу. Атак как невозможно выткать два совершенно одинаковых экземпляра даже по одному и тому же рисунку, каждая гобеленовая картина является уникальной.
|
В качестве эскизов часто берутся работы известных мастеров. Иногда художники специально занимаются изготовлением картин, выполненных по "малому шаблону". Созданием эскизов для гобеленов занимались такие известные художники, как Рафаэль, Лебрен, Дюмон.
Начиная с XIV века в Европе наблюдается заметный подъем искусства гобелена. На смену гобеленов с узорами приходят гобелены с образами на исторические темы. Ярким примером является картина "Condottiere", созданная в 1330 году, на которой изображен капитан Гуидо Ричио де Фоглиано после одержания своей очередной победы.
Следует отметить также "Даму с единорогом" (Париж, музей Клуни), авторство которой приписано одному из учеников Вюлькопа. Среди заказчиков гобеленов для своих дворцов есть и известные политические деятели средневековья: Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик VIII. Благодаря им были созданы картины: "Жизнь и смерть Христа", "История Спициона", "История Константинополя",
119
Вестник № 2
WT |
"История Дианы" и ряд других. Большинство этих картин до сих пор можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы.
В ходе своего развития как области искусства гобелен был функциональной частью интерьера (перегородкой, навесом, утеплителем), декоративным украшением (настенным ковром, панно), а в отдельных случаях заменял архитектуру (шатры кочевников, где тканый ковер был одновременно и ограждающей конструкцией, и мебелью, и декором). Ковры, в зависимости от эпохи и страны, имеют различные названия: аррации, обюссоны, вердюры, шпалеры. Слово "гобелен" вошло в обиход с 1662 г. — времени создания мануфактуры братьев Гобеленов во Франции.
В XX веке наблюдается новый расцвет этого древнего искусства. Эскизы для гобеленов создавали такие художники, как Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский, Пикассо, Жорж Руо, Бове Матисс. Среди известных картин великолепнейшими шедеврами являются "Цветы зла", "Гроза", "Апокалипсис", "Полинезия".
|
Современные художники пытаются создать нейтральные изображения, способные вписаться в любой интерьер. Так что история гобелена не заканчивается, напротив, гобелен продолжает жить и становится одной из самых модных тенденций домашнего интерьера.
Некоторые нынешние гобелены настолько необычны, что собственно гобеленами их можно назвать лишь с определенной натяжкой. Нетрадиционные технологии, материалы и изобразительные сюжеты превратили их в сложные пространственные структуры. В некоторых случаях классическая тканая структура намечена достаточно условно. К примеру, подвесной потолок, выполненный в подобной технике, меньше всего вызывает ассоциации с плоским гобеленом. Включение в ткань гобелена различных материалов (кожи, металла, дерева) позволяет ему превращаться в некую "вещь в себе", легко представимую, может быть, только на художественной выставке. Это позволяет думать о том, что гобелен — не просто "ковёр" на стене, а скорее пластическая среда, способная породить необычайное разнообразие форм.
" та |
ЦО^г'фР' |
Сейчас художники стремятся как можно лучше показать все достоинства и возможности используемых материалов. Поэтому большее значение придается форме, нежели содержанию. Но от этого красота гобелена не теряется. Наоборот, более абстрактные работы еще интереснее. Каждый художник видит все, что ему хочется. Распространенный в настоящее время стиль Hi-tech продолжил историю гобелена. Современные художники стараются создать нейтральные изображения, которые способны вписаться в любой интерьер. Пусть художественная ценность современных гобеленов промышленного производства несопоставима с копиями старинных шпалер, но приятно осознавать, что в помещениях, оформленных в жестких и минималистических тенденциях, находится место яркому текстильному пятну. Сегодня гобелен не воспринимается как живописное полотно. Его фактура, плотность, матовость, пластичность позволяют ему
Вестник № 2
выгодно сочетаться с фактурой стены, создавая ощущение мягкого, теплого цветового пятна, не дающего бликов и хорошо воспринимающегося с любой точки интерьера. Особый мир полутонов, живописных пятен, диковинных птиц, животных и растений, который при ближайшем рассмотрении оказывается несметным числом разноцветных переплетений, завораживает именно своей рукодельностью.
|
Гуманистические начала гобеленов ручной работы трудно переоценить, незаменима их роль в создании комфортной среды для жизни человека в техногенном пространстве современного бытия. Способность одухотворять, приближать к человеку материальную среду, в которой он находится, изначально заложена в гобелене, гобелен хранит живое прикосновение человеческих рук. Искусство гобелена генетически связано с наследием художественного ремесла, развития художественного творчества.
Исследованию проблемы воображения и творчества, в том числе художественного, посвящены работы многих отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов.
Наиболее распространённым является понятие творчества как деятельности человека, создающей новые, оригинальные материальные и духовные ценности, обладающей общественной значимостью и профессиональностью. Потенциально элементы творчества содержатся в каждом виде человеческой деятельности. Но их проявление обусловлено творческим потенциалом, прежде всего творческими способностями личности, осуществляющей эту деятельность. Следовательно, развитие творчества может и должна быть связана с педагогическим процессом, поскольку именно в нем личность приобретает основные когнитивные навыки и способы деятельности.
Обучение в высшей школе должно всеми средствами стимулировать развитие творческих умений студента, как средства его личностного и профессионального саморазвития.
Наряду с основополагающим свойством художественно-развитой личности — способностью к образному мышлению — в ходе приобщения к творчеству в университете в наилучшей степени развиваются такие специфические личностные качества, как воображение (способность создавать новые и восстанавливать чувственные и мыслительные образы), фантазия (умение создавать образы, характеризующиеся особой силой и необычностью), эмоциональная отзывчивость и эмпатия, не шаблонность и критичность мышления, способность к обобщениям.
|
Развитие художественно-образного мышления заключается в систематических и целенаправленных встречах с искусством, в осознании его содержательного и эстетического смысла, огромной его ценности для человека. Поэтому искусство гобелена — это та область художественной деятельности, которая дает возможность развивать художественно-образное мышление.
В художественном образе как форме мышления сосредоточивается широкая информация о природе, обществе, общественных отношениях, истории, научных знаниях, которые он может выразить средствами прикладного искусства, в частности гобелена.
При выполнении работ в технике гобелена происходит развитие художественной культуры студента, связанной с приобщением к реально существующему миру художественных ценностей, с приобретением специальных умений, позволяющих познавать мир художественного творчества, создавать в нем ценности (посредством исполнения, создания произведений искусства, осмысления образцов художественного творчества).
121
Вестник № 2
При такой деятельности происходит формирование мотивации занятий художественным творчеством, познание самого себя посредством искусства, приобретением знаний и способов деятельности в искусстве направленных на формирование положительных, художественно обусловленных личностных качеств студента (сопереживание, осознание самого себя как творца, способность эстетически воспринимать различные явления жизни).
В гармонизированном процессе обучения основам искусства, общие задачи современного художественного образования, выглядят следующим образом:
—формирование художественной творчества как социально-художественного опыта;
—развитие художественно-творческих способностей обучаемых при освоении искусства (в частности гобелена);
—совершенствование эмоциональной сферы студента, его интереса и любви к образцам высокого и "бытового" искусства (приемлемого художественного уровня), желания активно действовать в области художественного творчества;
— овладение системой опорных знаний, умений, способов деятельности,
обеспечивающих основу для самостоятельного художественного творчества и со
вершенствования своего художественного творчества посредством художественно
го самообразования и самовоспитания.
Таким образом, изучение искусства создания гобелена способствует развитию художественного мышления студентов, самостоятельности оценок, личностной обусловленности художественных вкусов, потребностей и идеалов.
|
При этом происходит становление национального, интернационального и общечеловеческого компонентов внутренней духовной культуры личность, развитие в эстетическом сознании обучающегося позитивных черт национального менталитета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Савицкая В.И. Превращения шпалеры. — М.: Галарт, 1995
2. Орлова Н.Г. Текстильные изделия в общественном интерьере-М. 1988
3. Мировая художественная культура. Справочник. М.1996.
4. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь./
Под общ. Ред. А.М.Кантора.- М.:Эллис Лак, 1979.- 736с.
122
Вестник № 2
Авдеева Е. Н.,
Сахалинский государственный университет,
г. Южно - Сахалинск
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ
В современном мире знания, накопленные в сфере наук, включая общественные и гуманитарные науки, и их эффективное применение являются основой для развития личности человека, социальной гармонии общества и социально-экономического развития.
В июле 2006 года была принята Московская декларация как результат встречи министров образования государств — членов «Группы восьми», где были определены приоритетные направления развития системы образования этих государств, что признано одной из ключевых проблем стремительных социально-экономических изменений в значительной мере обусловленных достижениями в сфере науки и технологии. Поэтому «профессиональному образованию, в том числе университетскому и иному высшему образованию и обучению, отводится первостепенная роль в инновационном обществе». Особо в декларации отмечается, что «Данному типу образования должна быть присуща способность быстрой адаптации человека к изменяющимся потребностям общества и рынка труда, для чего необходимо создавать современные, эффективные системы образования, отвечающие требованиям глобального инновационного общества и дающие возможность каждому человеку полноценное в нем участие».
В современных условиях подготовка специалистов в вузах России осуществляется в логике модернизации всей системы образования. В нормативных документах отмечается в этом аспекте деятельности вузов, что «Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту социальной и профессиональной мобильности, удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».
Вузовская система образования стоит на пороге преобразований еще и потому, что на современном этапе ее развития произошла научно-теоретическая смена парадигм. Как отмечает В. В. Краевский, направленность вузовского обучения «призвана помочь студенту перейти от содержательно-отражательного получения научных знаний к конструктивно-деятельностному». Образовательные системы должны быть ориентированы на развитие интеллектуального потенциала не только за счет овладения содержанием, но и посредством обработки, усвоения и применения имеющейся информации, а также, что особенно важно, способности отыскивать путь к новым знаниям.
Философия, предметом которой является логика поиска и обозначения целей жизни, как видим, тоже напрямую согласована с нравственным выбором человека целей созидания или разрушения, что приводит к поступательному развитию или гибели сообществ людей, государств, а, возможно, и цивилизации.
В развитии науки на рубеже XX и XIX веков, на рубеже тысячелетий четко
Вестник № 2
обозначилось мнение о том, что отказ от нравственно мировоззренческой доминанты не только гуманитарных, но и точных наук, привели как к искажению самой сути предметных областей различных отраслей науки, приведших человечество к одностороннему пониманию мироздания, к развитию ограниченного механистического мышления, нерационального опыта причинной (не целевой) деятельности, так и к возможному порогу гибели земной цивилизации из-за духовной несостоятельности людей.
Ученые отмечают: если поворот к духовно-нравственным ориентирам в жизни современного человечества не произойдет, то земной цивилизации суждено исчезнуть. «На фоне... кризиса возникает еще одна проблема XX века — это крах автономной морали и безрелигиозного гуманизма. Вопросы духовные, связанные с ментальностью, гораздо важнее экономических... Педагогика важнее экономики в силу того, что мы имеем серьезные духовно-нравственные проблемы, которые тормозят страну. А проблему эту может решить лишь школа» [4, с. 2]. Главный форпост государственной и национальной безопасности России находится в школе. Идет перестройка мировозрения и мышления, а униженные нищетой учителя ведут по полторы-две ставки, иначе не прожить, а такая нагрузка не позволяет работать качественно, да еще повышать квалификацию. В отчетах и на бумаге все обстоит благополучно, но ведь каждому человеку ясно, что при таком положении воспитать поколение нельзя. Поэтому для вывода страны из кризиса необходимо начинать с коренного изменения отношения к системе образования, из пространства которой выходят «и гении, и злодеи», пока такие люди выходят из стен школ по чистой случайности: кто как смог, что как получилось V а необходимо все образовательные учреждения сделать школой воспитания субъектов становления своего духовного, интеллектуального и профессионального потенциала. Учителей к этому необходимо серьезно готовить, обеспечив им достойное существование.
Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом. Отношение человека к природной среде, социальному окружению, к себе как части природы во многом определяется его экологической культурой, сознанием, от уровня развития которых зависит понимание личностью ценности самой природы. Принципиально новой мировоззренческой установки, связанной с осознанием единства природы и общества, их целостности.
Исследователи отмечают, что на смену природопокорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей, в создании которой, по мнению ученого, особая роль принадлежит системе образования.
Особо значимую роль в этом процессе играет экологическое образование, гуманистическое содержание которого заключается в том, что оно призвано формировать адекватное мировосприятие современного человека, способствовать продуктивному переосмыслению места человека в природе, воспитывать чувство ответственности за свои дела. Это выдвигает проблему формирования экологической культуры современного человека в качестве первоочередных.
Исходными идеями в проблеме становления экологической культуры выступают идеи исторической взаимосвязи общества с природой (Л.Н. Гумилёв, В.О. Ключевский, Ф. Сен-Марк, В. Хесле и др.). Особое значение имеет аксиологическое направление исследования, раскрывающее ценностное содержание среды, используемое обществом в жизнедеятельности (А.М. Коршунов, Н.Д. Никандров, В.Г. Прянникова, З.И. Равкин, М.А. Розов, Н.З. Чавчавадзе и др.
Принципиальное значение для исследования проблемы становления и фор-
124
Вестник № 2
мирования экологической культуры имеют идеи В.И. Вернадского о возникновении на Земле такого специфического явления, как ноосфера. Проблемы экологического императива и обратной экологической связи разрабатывались академиком Н.Н. Моисеевым, систематизацией экологических и экосоциальных законов занимался Н.Ф. Реймерс, проблемы экологической деятельности исследовали А.Д. Урсул, Б. Небел, В. Хесле.
Процесс формирования экологической культуры предопределен рядом проблем и противоречий общеметодологического и педагогического характера, в числе основных из которых можно отметить противоречия между человеком и биосфе-ро-ноосферным комплексом, между назревшей необходимостью нового подхода к оценке экологической ситуации и сложившимся общественным сознанием, между необходимостью изменения общественного сознания и отсутствием разработанной научно-теоретической базы.
Указанные противоречия глобального характера усугубляются рядом противоречий, характерных для системы образования на современном этапе ее развития, возникших в сфере отношений и проектирующих соответствующее становление экологической культуры между:
—несоответствием сложившейся системы образования требованиям современной науки и практики и необходимостью формирования новых духовно-ценностных ориентации в отношениях «Человек — Общество — Природа»;
—стройностью, четкостью взаимосвязи социально-экологической системы и разрозненностью отражающих ее знаний в экологической культуре личности;
—необходимостью улучшения подготовки педагогических кадров, способных на высоком профессиональном уровне подготавливать школьников к становлению у них экологической культуры, и недостаточным состоянием этой подготовки.
Экологическое воспитание заключается в понимании системности мира, базирующегося на развитии планетарного мышления, которое современная наука считает способом выживания человечества. В основе экологического воспитания находятся четыре ведущих идеи:
1. Определение целей и технологий экологического поведения личности.
2. Сохранение и сбережение разнообразия живых существ на Земле, что предполагает наличие положительной нравственной позиции и созидательного взаимодействия с миром естественной природы и с культурно-созидательными (лучше — ноосферными) системами каждого из народов планеты. Общечеловеческие нравственные ценности в таком случае включаются в информационное поле для осуществления свободы целевого выбора субъекта, определяя нормы его поведения, ибо система разрешений и запретов, задаваемых культурой, и есть то, что отличает сознание и поведение человека от высших животных.
Сами запреты и разрешения, т. е. нормы поведения, вытекают из ценностных ориентации, к которым относятся цели добра и зла.
3. Ответственность встраивания систем поведения человека в гармонию мира вне зависимости от специфики деятельности. Это предполагает и конструирование созидательной среды бытия и ландшафта.
4. Развитие нового мировоззрения на основе великих открытий XX века: теории большого взрыва, синергетики, торсионных полей и т. д. Новая картина мира — гармоничность и тайна естественного порядка, в которой предстоит жить человеку, не разрушая ни себя, ни окружающий мир.
Концептуальные идеи предполагают совершенно определенные способы по-
125
Вестник № 2
ведения человека среди людей:
1. Развитие диалоговых способов общения. Осуществление деятельности как взаимодействия.
2. Сохранение и сбережение разнообразия живых существ на Земле и культур в человеческом сообществе.
3. Подходы и действия, способствующие переводу задаваемой (целевой) информации в личностный потенциал.
4. Интеграция предметных областей учебных дисциплин посредством синтеза логического и образного мышления с гуманизацией образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года /Вестник образова-
ния. - 2002. - № 2.
2. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследовате-
ля / В. В. Краевский. — Самара, 1994.
3. Московская декларация: «Образование для инновационных обществ в XXI веке». -Газета «Мой профсоюз» от 31.08.06. -№ 35, с. 4.
4. Ямбург. Е. А. Стратегия и тактика развития образования перед лицом вызовов XXI века / Е. А. Ям-
бург. — М.: Эврика — Авангард, 2003.
126
Вестник № 2
Павельева И. Н.,
аспирант кафедры живописи
Московского государственного
областного университета
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!