Как средство формирования профессиональных — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Как средство формирования профессиональных

2019-12-27 182
Как средство формирования профессиональных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО

ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Современные тенденции в художественно педагогическом образовании пред­полагают расширение содержательной части области художественно-эстетических дисциплин, что направленно на предоставление обучаемым более широкого поля выбора связанного с их будущей профессиональной деятельностью. На это на наш взгляд направлен институт спецкурсов и дополнительных факультативных дисцип­лин введенный в практику образовательной деятельности высших образовательных учреждений.

Одним из предметов, которые могут преподаваться в этом качестве является ху­дожественная обработка текстиля, а именно гобелен который может способствовать развитию творчества студентов и таких профессиональных умений как моделирование, организация деятельности и т.д. Знание данного раздела искусства позволяет студентам расширить свои представления о декоративно прикладном искусстве как области мате­риальной культуры окружающей человека на протяжении всей жизни.

История изготовления изделий из гобелена уходит своими корнями в глубокую древность. Еще в Древнем Египте производили обивку для мебели и одежду из гобе­лена. Некоторые древние приемы изготовления гобеленов используются до сих пор. В Европе первыми производить гобелены начали немецкие монахи. Панно из гобелена не только украшало стены каменных построек, но и позволяло сохранять тепло.

Основным приемом изготовления гобелена является чередование нитей раз­личных цветов, для передачи постепенного изменения тона или рельефности. В ходе изготовления одновременно создается и изображение и сама ткань, причем делается это по определенному эскизу. Атак как невозможно выткать два совершенно одина­ковых экземпляра даже по одному и тому же рисунку, каждая гобеленовая картина является уникальной.

В качестве эскизов часто берутся работы известных мастеров. Иногда худож­ники специально занимаются изготовлением картин, выполненных по "малому шаблону". Созданием эскизов для гобеленов занимались такие известные художни­ки, как Рафаэль, Лебрен, Дюмон.

Начиная с XIV века в Европе наблюдается заметный подъем искусства гобе­лена. На смену гобеленов с узорами приходят гобелены с образами на исторические темы. Ярким примером является картина "Condottiere", созданная в 1330 году, на которой изображен капитан Гуидо Ричио де Фоглиано после одержания своей оче­редной победы.

Следует отметить также "Даму с единорогом" (Париж, музей Клуни), авто­рство которой приписано одному из учеников Вюлькопа. Среди заказчиков гобе­ленов для своих дворцов есть и известные политические деятели средневековья: Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик VIII. Благодаря им были созданы карти­ны: "Жизнь и смерть Христа", "История Спициона", "История Константинополя",

119


Вестник 2


WT

"История Дианы" и ряд других. Большинство этих картин до сих пор можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы.

В ходе своего развития как области искусст­ва гобелен был функциональной частью интерьера (перегородкой, навесом, утеплителем), декоратив­ным украшением (настенным ковром, панно), а в отдельных случаях заменял архитектуру (шатры кочевников, где тканый ковер был одновременно и ограждающей конструкцией, и мебелью, и деко­ром). Ковры, в зависимости от эпохи и страны, имеют различные названия: аррации, обюссоны, вердюры, шпалеры. Слово "гобелен" вошло в обиход с 1662 г. — времени создания мануфактуры братьев Гобеленов во Франции.

В XX веке наблюдается новый расцвет этого древнего искусства. Эскизы для го­беленов создавали такие художники, как Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кан­динский, Пикассо, Жорж Руо, Бове Матисс. Среди известных картин великолепней­шими шедеврами являются "Цветы зла", "Гроза", "Апокалипсис", "Полинезия".

Современные художники пытаются создать нейтральные изображения, спо­собные вписаться в любой интерьер. Так что история гобелена не заканчивается, на­против, гобелен продолжает жить и становится одной из самых модных тенденций домашнего интерьера.

Некоторые нынешние гобелены настолько необычны, что собственно гобе­ленами их можно назвать лишь с определенной натяжкой. Нетрадиционные техно­логии, материалы и изобразительные сюжеты превратили их в сложные пространс­твенные структуры. В некоторых случаях классическая тканая структура намечена достаточно условно. К примеру, подвесной потолок, выполненный в подобной тех­нике, меньше всего вызывает ассоциации с плоским гобеленом. Включение в ткань гобелена различных материалов (кожи, металла, дерева) позволяет ему превращаться в некую "вещь в себе", легко представимую, может быть, только на художественной выставке. Это позволяет думать о том, что гобелен — не просто "ковёр" на стене, а скорее пластическая среда, способная породить необычайное разнообразие форм.

" та

ЦО^г'фР'

Сейчас художники стремятся как можно лучше показать все достоинства и возможности используемых материалов. Поэтому большее значение придается фор­ме, нежели содержанию. Но от этого красота гобелена не теряется. Наоборот, более абстрактные работы еще интереснее. Каждый художник видит все, что ему хочется. Распространенный в настоящее время стиль Hi-tech продолжил историю го­белена. Современные художники стараются создать нейтральные изображения, которые способны вписаться в любой интерьер. Пусть художественная ценность современных го­беленов промышленного производства несо­поставима с копиями старинных шпалер, но приятно осознавать, что в помещениях, офор­мленных в жестких и минималистических тен­денциях, находится место яркому текстильно­му пятну. Сегодня гобелен не воспринимается как живописное полотно. Его фактура, плот­ность, матовость, пластичность позволяют ему


Вестник 2

выгодно сочетаться с фактурой стены, создавая ощущение мягкого, теплого цвето­вого пятна, не дающего бликов и хорошо воспринимающегося с любой точки ин­терьера. Особый мир полутонов, живописных пятен, диковинных птиц, животных и растений, который при ближайшем рассмотрении оказывается несметным числом разноцветных переплетений, завораживает именно своей рукодельностью.

Гуманистические начала гобеленов ручной работы трудно переоценить, неза­менима их роль в создании комфортной среды для жизни человека в техногенном пространстве современного бытия. Способность одухотворять, приближать к чело­веку материальную среду, в которой он находится, изначально заложена в гобелене, гобелен хранит живое прикосновение человеческих рук. Искусство гобелена гене­тически связано с наследием художественного ремесла, развития художественного творчества.

Исследованию проблемы воображения и творчества, в том числе художест­венного, посвящены работы многих отечественных и зарубежных философов, пси­хологов, педагогов.

Наиболее распространённым является понятие творчества как деятельности че­ловека, создающей новые, оригинальные материальные и духовные ценности, облада­ющей общественной значимостью и профессиональностью. Потенциально элементы творчества содержатся в каждом виде человеческой деятельности. Но их проявление обусловлено творческим потенциалом, прежде всего творческими способностями лич­ности, осуществляющей эту деятельность. Следовательно, развитие творчества может и должна быть связана с педагогическим процессом, поскольку именно в нем личность приобретает основные когнитивные навыки и способы деятельности.

Обучение в высшей школе должно всеми средствами стимулировать развитие творческих умений студента, как средства его личностного и профессионального саморазвития.

Наряду с основополагающим свойством художественно-развитой личности — способностью к образному мышлению — в ходе приобщения к творчеству в универ­ситете в наилучшей степени развиваются такие специфические личностные качест­ва, как воображение (способность создавать новые и восстанавливать чувственные и мыслительные образы), фантазия (умение создавать образы, характеризующиеся особой силой и необычностью), эмоциональная отзывчивость и эмпатия, не шаб­лонность и критичность мышления, способность к обобщениям.

Развитие художественно-образного мышления заключается в систематичес­ких и целенаправленных встречах с искусством, в осознании его содержательного и эстетического смысла, огромной его ценности для человека. Поэтому искусство гобелена — это та область художественной деятельности, которая дает возможность развивать художественно-образное мышление.

В художественном образе как форме мышления сосредоточивается широкая информация о природе, обществе, общественных отношениях, истории, научных знаниях, которые он может выразить средствами прикладного искусства, в частнос­ти гобелена.

При выполнении работ в технике гобелена происходит развитие художествен­ной культуры студента, связанной с приобщением к реально существующему миру художественных ценностей, с приобретением специальных умений, позволяющих познавать мир художественного творчества, создавать в нем ценности (посредством исполнения, создания произведений искусства, осмысления образцов художествен­ного творчества).

121


Вестник 2

При такой деятельности происходит формирование мотивации занятий худо­жественным творчеством, познание самого себя посредством искусства, приобрете­нием знаний и способов деятельности в искусстве направленных на формирование положительных, художественно обусловленных личностных качеств студента (со­переживание, осознание самого себя как творца, способность эстетически воспри­нимать различные явления жизни).

В гармонизированном процессе обучения основам искусства, общие задачи современного художественного образования, выглядят следующим образом:

—формирование художественной творчества как социально-художественно­го опыта;

—развитие художественно-творческих способностей обучаемых при освое­нии искусства (в частности гобелена);

—совершенствование эмоциональной сферы студента, его интереса и любви к образцам высокого и "бытового" искусства (приемлемого художественного уров­ня), желания активно действовать в области художественного творчества;

— овладение системой опорных знаний, умений, способов деятельности,
обеспечивающих основу для самостоятельного художественного творчества и со­
вершенствования своего художественного творчества посредством художественно­
го самообразования и самовоспитания.

Таким образом, изучение искусства создания гобелена способствует развитию художественного мышления студентов, самостоятельности оценок, личностной обусловленности художественных вкусов, потребностей и идеалов.

При этом происходит становление национального, интернационального и общечеловеческого компонентов внутренней духовной культуры личность, разви­тие в эстетическом сознании обучающегося позитивных черт национального мен­талитета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Савицкая В.И. Превращения шпалеры. — М.: Галарт, 1995

2. Орлова Н.Г. Текстильные изделия в общественном интерьере-М. 1988

3. Мировая художественная культура. Справочник. М.1996.

4. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь./

Под общ. Ред. А.М.Кантора.- М.:Эллис Лак, 1979.- 736с.

122


Вестник 2

Авдеева Е. Н.,

Сахалинский государственный университет,

г. Южно - Сахалинск

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ

В современном мире знания, накопленные в сфере наук, включая обществен­ные и гуманитарные науки, и их эффективное применение являются основой для развития личности человека, социальной гармонии общества и социально-эконо­мического развития.

В июле 2006 года была принята Московская декларация как результат встре­чи министров образования государств — членов «Группы восьми», где были опреде­лены приоритетные направления развития системы образования этих государств, что признано одной из ключевых проблем стремительных социально-экономичес­ких изменений в значительной мере обусловленных достижениями в сфере науки и технологии. Поэтому «профессиональному образованию, в том числе университет­скому и иному высшему образованию и обучению, отводится первостепенная роль в инновационном обществе». Особо в декларации отмечается, что «Данному типу образования должна быть присуща способность быстрой адаптации человека к из­меняющимся потребностям общества и рынка труда, для чего необходимо созда­вать современные, эффективные системы образования, отвечающие требованиям глобального инновационного общества и дающие возможность каждому человеку полноценное в нем участие».

В современных условиях подготовка специалистов в вузах России осуществля­ется в логике модернизации всей системы образования. В нормативных документах отмечается в этом аспекте деятельности вузов, что «Основная цель профессиональ­ного образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответс­твенного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смеж­ных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту социальной и профессиональной мобильности, удовлетворение потребностей лич­ности в получении соответствующего образования».

Вузовская система образования стоит на пороге преобразований еще и по­тому, что на современном этапе ее развития произошла научно-теоретическая сме­на парадигм. Как отмечает В. В. Краевский, направленность вузовского обучения «призвана помочь студенту перейти от содержательно-отражательного получения научных знаний к конструктивно-деятельностному». Образовательные системы должны быть ориентированы на развитие интеллектуального потенциала не только за счет овладения содержанием, но и посредством обработки, усвоения и примене­ния имеющейся информации, а также, что особенно важно, способности отыски­вать путь к новым знаниям.

Философия, предметом которой является логика поиска и обозначения целей жизни, как видим, тоже напрямую согласована с нравственным выбором человека целей созидания или разрушения, что приводит к поступательному развитию или гибели сообществ людей, государств, а, возможно, и цивилизации.

В развитии науки на рубеже XX и XIX веков, на рубеже тысячелетий четко


Вестник 2

обозначилось мнение о том, что отказ от нравственно мировоззренческой доминанты не только гуманитарных, но и точных наук, привели как к искажению самой сути пред­метных областей различных отраслей науки, приведших человечество к односторонне­му пониманию мироздания, к развитию ограниченного механистического мышления, нерационального опыта причинной (не целевой) деятельности, так и к возможному по­рогу гибели земной цивилизации из-за духовной несостоятельности людей.

Ученые отмечают: если поворот к духовно-нравственным ориентирам в жиз­ни современного человечества не произойдет, то земной цивилизации суждено ис­чезнуть. «На фоне... кризиса возникает еще одна проблема XX века — это крах ав­тономной морали и безрелигиозного гуманизма. Вопросы духовные, связанные с ментальностью, гораздо важнее экономических... Педагогика важнее экономики в силу того, что мы имеем серьезные духовно-нравственные проблемы, которые тор­мозят страну. А проблему эту может решить лишь школа» [4, с. 2]. Главный фор­пост государственной и национальной безопасности России находится в школе. Идет перестройка мировозрения и мышления, а униженные нищетой учителя ведут по полторы-две ставки, иначе не прожить, а такая нагрузка не позволяет работать качественно, да еще повышать квалификацию. В отчетах и на бумаге все обстоит благополучно, но ведь каждому человеку ясно, что при таком положении воспитать поколение нельзя. Поэтому для вывода страны из кризиса необходимо начинать с коренного изменения отношения к системе образования, из пространства которой выходят «и гении, и злодеи», пока такие люди выходят из стен школ по чистой слу­чайности: кто как смог, что как получилось V а необходимо все образовательные учреждения сделать школой воспитания субъектов становления своего духовного, интеллектуального и профессионального потенциала. Учителей к этому необходи­мо серьезно готовить, обеспечив им достойное существование.

Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в со­знании личности и общества в целом. Отношение человека к природной среде, со­циальному окружению, к себе как части природы во многом определяется его эко­логической культурой, сознанием, от уровня развития которых зависит понимание личностью ценности самой природы. Принципиально новой мировоззренческой установки, связанной с осознанием единства природы и общества, их целостности.

Исследователи отмечают, что на смену природопокорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей, в создании которой, по мнению уче­ного, особая роль принадлежит системе образования.

Особо значимую роль в этом процессе играет экологическое образование, гуманистическое содержание которого заключается в том, что оно призвано фор­мировать адекватное мировосприятие современного человека, способствовать про­дуктивному переосмыслению места человека в природе, воспитывать чувство от­ветственности за свои дела. Это выдвигает проблему формирования экологической культуры современного человека в качестве первоочередных.

Исходными идеями в проблеме становления экологической культуры вы­ступают идеи исторической взаимосвязи общества с природой (Л.Н. Гумилёв, В.О. Ключевский, Ф. Сен-Марк, В. Хесле и др.). Особое значение имеет аксиологичес­кое направление исследования, раскрывающее ценностное содержание среды, ис­пользуемое обществом в жизнедеятельности (А.М. Коршунов, Н.Д. Никандров, В.Г. Прянникова, З.И. Равкин, М.А. Розов, Н.З. Чавчавадзе и др.

Принципиальное значение для исследования проблемы становления и фор-

124


Вестник 2

мирования экологической культуры имеют идеи В.И. Вернадского о возникновении на Земле такого специфического явления, как ноосфера. Проблемы экологическо­го императива и обратной экологической связи разрабатывались академиком Н.Н. Моисеевым, систематизацией экологических и экосоциальных законов занимался Н.Ф. Реймерс, проблемы экологической деятельности исследовали А.Д. Урсул, Б. Небел, В. Хесле.

Процесс формирования экологической культуры предопределен рядом про­блем и противоречий общеметодологического и педагогического характера, в числе основных из которых можно отметить противоречия между человеком и биосфе-ро-ноосферным комплексом, между назревшей необходимостью нового подхода к оценке экологической ситуации и сложившимся общественным сознанием, между необходимостью изменения общественного сознания и отсутствием разработанной научно-теоретической базы.

Указанные противоречия глобального характера усугубляются рядом проти­воречий, характерных для системы образования на современном этапе ее развития, возникших в сфере отношений и проектирующих соответствующее становление экологической культуры между:

—несоответствием сложившейся системы образования требованиям совре­менной науки и практики и необходимостью формирования новых духовно-цен­ностных ориентации в отношениях «Человек — Общество — Природа»;

—стройностью, четкостью взаимосвязи социально-экологической системы и разрозненностью отражающих ее знаний в экологической культуре личности;

—необходимостью улучшения подготовки педагогических кадров, способных на высоком профессиональном уровне подготавливать школьников к становлению у них экологической культуры, и недостаточным состоянием этой подготовки.

Экологическое воспитание заключается в понимании системности мира, базирующегося на развитии планетарного мышления, которое современная наука считает способом выживания человечества. В основе экологического воспитания находятся четыре ведущих идеи:

1. Определение целей и технологий экологического поведения личности.

2. Сохранение и сбережение разнообразия живых существ на Земле, что пред­полагает наличие положительной нравственной позиции и созидательного взаи­модействия с миром естественной природы и с культурно-созидательными (луч­ше — ноосферными) системами каждого из народов планеты. Общечеловеческие нравственные ценности в таком случае включаются в информационное поле для осуществления свободы целевого выбора субъекта, определяя нормы его поведения, ибо система разрешений и запретов, задаваемых культурой, и есть то, что отличает сознание и поведение человека от высших животных.

Сами запреты и разрешения, т. е. нормы поведения, вытекают из ценностных ориентации, к которым относятся цели добра и зла.

3. Ответственность встраивания систем поведения человека в гармонию мира вне зависимости от специфики деятельности. Это предполагает и конструирование созидательной среды бытия и ландшафта.

4. Развитие нового мировоззрения на основе великих открытий XX века: те­ории большого взрыва, синергетики, торсионных полей и т. д. Новая картина мира — гармоничность и тайна естественного порядка, в которой предстоит жить челове­ку, не разрушая ни себя, ни окружающий мир.

Концептуальные идеи предполагают совершенно определенные способы по-

125


Вестник 2

ведения человека среди людей:

1. Развитие диалоговых способов общения. Осуществление деятельности как взаимодействия.

2. Сохранение и сбережение разнообразия живых существ на Земле и культур в человеческом сообществе.

3. Подходы и действия, способствующие переводу задаваемой (целевой) ин­формации в личностный потенциал.

4. Интеграция предметных областей учебных дисциплин посредством синтеза логического и образного мышления с гуманизацией образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года /Вестник образова-

ния. - 2002. - № 2.

2. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследовате-

ля / В. В. Краевский. — Самара, 1994.

3. Московская декларация: «Образование для инновационных обществ в XXI веке». -Газета «Мой профсоюз» от 31.08.06. -№ 35, с. 4.

4. Ямбург. Е. А. Стратегия и тактика развития образования перед лицом вызовов XXI века / Е. А. Ям-

бург. — М.: Эврика — Авангард, 2003.

126


Вестник 2

Павельева И. Н.,

аспирант кафедры живописи

Московского государственного

областного университета


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.