Обучения декоративному искусству — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Обучения декоративному искусству

2019-12-27 185
Обучения декоративному искусству 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Художественная образность декоративного искусства, предполагающая вы­сокую степень условности, обобщенность, синтетические качества образа, опреде­ленное абстрагирование от природных объектов и особую эмоциональную насы­щенность изобразительно-смыслового начала предметной формы, основанную на ассоциативно-метафорическом языке декоративного искусства, предоставляет ис­ключительные возможности для активизации интеллектуальной деятельности лич­ности в процессе декоративного творчества.

Использование эмоционально-ассоциативных возможностей декоративной формы лежит в основе художественного образа декоративно-прикладного искусст­ва. Художественная форма произведения декоративно-прикладного искусства всег­да сохраняет пластические особенности исходных природных форм, определенные ассоциации с ними, поскольку условность обобщения жизненного материала явля­ется следствием интерпретации жизненных форм, их составным элементом.

Образные характеристики, содержащие эмоционально-ассоциативные связи, складываются в ходе ассоциативного мышления, которое, по словам Н.Л. Лейзеро-ва «... сводится к замещению неясного искомого явным, хотя, как правило, и не­ожиданным, представлением, сложившимся на основе предшествующего знания и эмоционального эстетического опыта»1.

Связанные с образным мышлением эмоциональные переживания, возник­шие в результате творчества — создания предметной декоративной формы и внесе­ния в нее элементов образности, — обусловливают эмоциональные свойства худо­жественной выразительности произведений декоративно-прикладного искусства. Образно-эмоциональная выразительность декоративной формы служит средством достижения художественной выразительности и включает в себя «сложный комп­лекс переживаний, составляющий образ объективно существующей вещи во всех ее многосторонних взаимодействиях»2.

В процессе построения художественного образа декоративного искусства необ­ходим учет ассоциативных связей, вызываемых предметной формой, сопутствующих основному представлению о ней, ее функциональном назначении. Особую эмоцио­нально-ассоциативную реакцию вызывает также учет расширительного смысла, ме­тафорического значения, свойственных традиционным изобразительным мотивам декоративно-прикладного искусства и элементам его художественной формы. Архети-пическая связь вещей, издревле запечатленная в глубинах сознания человека, оставила след в самой структуре смыслового восприятия и мысленного воспроизводства мира.

Предметная декоративная форма способна порождать и чисто зрительные ассоциации, сложность и отдаленность которых зависят от степени обобщенности формы. Чем более обобщен, формализован объект изображения в структуре деко­ративного образа, тем менее определенно изобразительное значение декоративной

1 Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. — М., 1974, с. 82

2 Сап его И. Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в созда­
нии пластической формы. — М., 1984, с.85


Вестник 2

формы. Отстраненная от иллюзорно-натуралистической изобразительной функции художественная форма легко переходит в новые, часто неожиданные, изображения, позволяет проецировать на себя множество образов. Так, в современном декоратив­ном искусстве отсутствие конкретности изобразительного решения становится залогом многозначности образов, возможности различных толкований, призывом к активности зрительской фантазии, к соучастию зрителя в творческом акте художника.

Установка восприятия для целей изображения на формализацию, обобщение натурного объекта ведет к изобразительной неоднозначности, возможности различ­ной интерпретации, позволяет использовать ассоциативность как художественный прием, углубляющий образно-эмоциональную сферу, обогащающий метафоричес­кий язык произведений декоративного искусства.

В качестве основного практического метода, обеспечивающего формирова­ние образных изобразительно-выразительных характеристик декоративного произ­ведения, выступает прием стилизации, являющейся также действенным средством освоения художественного опыта создания выразительной и содержательной деко­ративной формы.

Стилизация в искусствоведческой науке буквально определяется как обраще­ние к внешним формам и приемам, сложившимся в искусстве прошлого. В структу­ре художественного образа декоративно-прикладного искусства стилизация высту­пает как система изобразительного обобщения натуры, приобретающая условный характер, который диктуется необходимостью переработки объекта изображения в соответствии с предметной формой декоративного произведения.

Преображение реальных жизненных форм в стилизованном изображении осуществляется на основе найденных и выделенных художником специфических выразительных черт объекта действительности. В связи с этим метод стилизации включает такие важные моменты, как обобщение, типизация, абстрагирование.

Стилизация, выступающая как метод изобразительного обобщения натуры, базируется на тенденциях к обобщениям, заложенных в природе художественного восприятия и имеющих два основных направления.

С одной стороны, процесс восприятия для целей изображения включает дви­жение от созерцания к образованию обобщений понятийного плана, так как сам процесс синтезирования чувственных данных в образ объекта опирается на кате­гориальную направленность мыслительной деятельности. Таким образом, художес­твенное обобщение проявляется в тяготении изобразительных элементов к алле­гории, эмблеме, символу, что сообщает декоративному образу иносказательность, метафоричность, основанные на сложных логических ассоциациях.

С другой стороны, в художественном восприятии заложено тяготение к структу­рированию зрительных данных, организации их по определенным рациональным схе­мам, к построению из выделенных элементов ясных структур, подчиняющих реальные формы своего рода условной геометризации. Так изобразительное обобщение реализует присущую зрению человека тенденцию к формализации объектов, что проявляется в композиционной, пластической, тектонической, линейно-ритмической, колористи­ческой упорядоченности стилизованного декоративного изображения.

Таким образом, процесс декоративного обобщения охватывает формальный и содержательный аспекты сложения стилизованного образа посредством поня­тийно-содержательного и визуального обобщения, базирующихся на тенденциях к формализации объекта изображения, заложенных в природе художественного вос­приятия и связанного с ним художественно-образного мышления.

115


Вестник № 2

Лихачев А. Ю.,

Старший преподаватель кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна МПГУ


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.