Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2019-12-27 | 307 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Программа курса декоративно-прикладного искусства (ДПИ) даёт студентам художественно-графических факультетов педколледжей достойные знания и умения в области декоративных и оформительских работ на уровне эстетических требований сегодняшнего дня. Обучаясь данной дисциплине, ребята изучают шриф-товедение, стилизацию всевозможных животных и орнаментов (рис. 1, 14), эскизы оформления холлов и аудиторий (рис. 2), интерьеров школы и выставок и т.д. Исходя из этих соображений, программное обеспечение ДПИ в Амурском педколледже предусматривает довольно широкое ознакомление учащихся со многими видами графического, декоративно-оформительского и прикладного искусства, с техникой работы и т.д.
Методическая разработка учебного процесса курса по декору, ставит своей целью всемерное приближение теоретических и практических положений, предусмотренных общественно-полезной направленностью к профессиональному мастерству. И естественно, что без навыков владения искусством рисунка, живописи и композиции учащиеся не смогут в полной мере справиться с теми заданиями, которые им необходимо выполнить.
Данная статья, не может охватить проблемы преподавания всех художественных дисциплин. Но так как композиция объединяет в себя все выше перечисленные предметы, считаем важным, остановиться на ней более подробно, так как её роль в освоении ДПИ занимает особое место.
Курс декоративно-прикладного искусства рассчитан на 210 часов, и состоит из 6 разделов: 1) шрифт; 2) орнамент; 3) декоративные композиции; 4) декоративные формы; 5) оформление интерьера; 6) организация свободного пространства. Мы считаем, что прежде чем приступить к изучению декоративной композиции, следует: а) проследить развитие и становление её «как предмета» (история вопроса — 1 лекция); б) разобрать базовые основы, на примере живописных картин (2 лекции — по 2 часа). А затем уже переходить к более специализированному её изучению в рамках не только декора, но и охватывая другие народные промыслы.
|
Учебная программа строится на общедидактических принципах. Анализ композиции на примере произведений живописи позволит добиться системности изложения материала (от общего к частному), а также логической связи одного задания с другим. Всвязи с этим, видим необходимость озвучить теорию композиции, так как считаем, что этому аспекту в ДПИ во многих педколледжах не уделяется должного внимания.
Композиция является важным разделом в современном художественном образовании. Как учебный предмет она появилась гораздо позже, чем рисунок и живопись. Её возникновению способствовали композиционные достижения мастеров изобразительного искусства. Также их влияние отразилось и на методике преподавания этой дисциплины в декоре. М.В.Алпатов писал: «Слово «композиция» происходит от латинского слова compositio (сопоставление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок). Но как не различно было понимание этого термина, в нём можно усмотреть нечто общее, так как он включает представление о сторонах,
Вестник № 2
частях, при их соединении образующих некоторое единство». В композиции важно всё — массы предметов, их силуэты, ритм и зрительный «вес», перспектива, линия горизонта и точка зрения на изображаемое действие — прямо на уровне глаз, сверху (с «птичьего полёта») или снизу (так называемая «лягушачья перспектива»), цвет и колорит картины, группировка действующих лиц, направление их взглядов и перспективного сокращения, изменение предметов, распределение светотени и т.д. В декоративно-прикладном искусстве композиция на наш взгляд, может вбирать в себя три аспекта:
|
1) как результат творческого акта (конкретная композиция, заключающая в себе стилизованное изображение — художественный образ);
2) как практический язык ритмического построения на плоскости декоративных элементов (разработка графической работы, средств выразительности);
3) как наука и раздел искусствоведения (метод материализации мыслей человека, определённый способ кодирования, хранения и переноса во времени и пространстве его мировоззрения, и расшифровка информации зрителем).
Известный исследователь графического искусства А.А. Сидоров пишет: «Наличие идеи создаёт композицию». Из этого следует, что чем больше «образности» (творческой переработки предметов мёртвой и живой природы) заложено в содержании выполненного задания, тем сильнее оно приближается к определению «композиция» в декоративном искусстве. Если в живописи композиция носит название картины и призвана создать иллюзию пространства, уходящих далей (отличаясь по глубине и широте охвата), то, например, в монументальном искусстве художник композиционными приёмами, наоборот, стремится «удержать» стену, зрительно не «разрушить» архитектуру, и даже подчёркивать её особенности. Таким образом, композиция как синтез художественных дисциплин (рисунка, живописи и ДПИ) включает в себя «сочинение» и «изображение». Это, значит, воображать и представлять, т.е. собирать, соединять воображаемое в единый образ, воплощаемый в материале. И здесь нам не обойтись без знания средств гармонизации композиции и её видов, а также правил её организации, основных законов и приёмов. Ниже мы разберём основы данной дисциплины, т.к. считаем, что знание их, необходимо для разрешения проблемы преподавания композиции в ДПИ.
«Композиция не есть что-то застывшее, догматичное. В науке есть чёткие законы. В искусстве же любой чёткий закон не может быть доведён до предельной чёткости: всегда должно оставаться хоть немного места для свободного творчества» — пишет исследователь А.К.Буров.
А). Общие законы композиции.
I. Цельность.
Е. В. Шорохов пишет: «Закон цельности подразумевает неповторимость элементов композиции, включая сюда формы, размеры, пятна, интервалы, характеры, типы, жесты. Всё похожее либо объединяется в силуэт, либо чем-то отличается, индивидуализируется».
|
107
Вестник № 2
о Я Си
|
| ВИДЫ | ЛИ | нэп inn i:;31.>i id rr- -yn 11 ut\ ii' | | ||||||
|
|
|
| |||||||
|
1 1
uviiH^igo
'
г
I i
IHIH'n-CJ.tLMLJlj]
-*■
t
-_ i ■ 1 1 11 ':i\
СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ
1 1
ii::ii:|ihiii'.Iii
1 1
ofljjamKui
I i
awion
I i
Oil 1 НЕЕ
КОМПОЗИЦИЯ
1 1
ХжАш
<. >
ПРИЕМЫ
E - HHiUS R < l UK H JI 4 H 4 rBHUJUII |;
1 1
iiltm iu - tl * н н Hirv.iiiui.il (Iuj
1 1
ll. ll. l Jll '■ llll
1 1.
1 ШО 1111 Г ¥1, КЭН,{ Н 0 Н? НН 31 ГХТ >1?11 Я
ПРАВИЛА
diK?n цпннонпи^ониод -ввшноо
*. г
у
к
1 1
ННЛЫШУНЭР
1 1
liin! i.M-.un i
1 1
Hind
-*■
ЗАКОНЫ
IHlliHIIhrOUOJ H CNffDHHirj
1 1
|
/pediHtoi
г
I 1
Hininr мни i
I
- ШЧШиОЕГЭП
<
ft. Ю
С К
С
в
ш
N о
Си
Uc О
О U О
<:
0.
I — I ■ 1 '
CQ -С
< щ
А ь
Н и
Е - В
«-►
VdAlMVQ
хаап
139Э
УШОФ
Итак, сущность «цельности» заключается в неделимости произведения искусства. Её главной чертой является невозможность самостоятельного существования главных частей картины. «Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет, расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения» — пишет исследователь Н.М.Сокольникова. Таким образом, цельность композиции зависит
Вестник № 2
от умения подчинять второстепенные детали главному.
2. Типизация.
Е.В.Шорохов раскрывает три основные черты закона типизации: Первая черта — типичность характеров и типичность обстоятельств, в которых развивается композиционное действие. В его основе лежит создание художественного образа (передача типического через характерное, общего через единичное). Вторая черта — передача движения, развитие действия во времени. Главным является выделение кульминационного момента содержащего признаки предыдущего и последующего события.
Третья черта — новизна. Е.А.Кибрик выделяет эту черту, как подчёркивает Шорохов, в самостоятельный закон новизны. Примером могут послужить работы всё тех же авторов А.К.Саврасова, И.И.Левитана.
3. Контраст.
Контрасты — это максимальное изменение качеств изобразительных средств. Они существуют в форме, цвете, фактуре и т.д. Как утверждает Р.В.Паранюшкин, «контраст — близкий родственник ритма». Голубева приводит пример, контрастов большого и малого элемента, круглого и квадратного, чёрного и белого, зелёного и красного, гладкого и шероховатого. В «Трактате о живописи» Леонардо да Винчи, автор отмечает необходимость использования контрастов величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, плоскости, объёма. У Микеланджело мы наблюдаем, контрасты объёма и плоскости, в результате чего его фигуры приобретали монументальность.
4. Единство и соподчинение.
Единство и соподчинение (О.Л.Голубева) или закон подчинённости всех элементов композиции идейному замыслу (Е.В.Шорохов) заключает в себе идейно-содержательную и высокохудожественную цельность произведения. Тоесть в его основе лежит гармония. А для этого, как подчёркивает Шорохов, «...художник должен обладать развитым умом, горячим сердцем и быть способным глубоко мыслить».
|
Б). Правила композиции.
1. Ритм
По словам Аристотеля, «ритм» соответствует природе человека».
«Ритм — одно из средств, наиболее часто употребляемых для создания гармоничной композиции» — подчёркивает Голубева. Р.В.Паранюшкин в свою очередь отмечает, что: «Ритм по определению — это равномерное чередование элементов. Равномерность — наиболее простая, маршеобразная форма ритма. В композиции равномерное чередование элементов определяется словом «метр» (отсюда — метроном)».
Очевидно, что метр это повторение чего-либо без изменений, а ритм это чередование, изменение (движение). «Ритм как средство композиции часто применяется в сочетании с пропорцией: тогда элементы не только чередуются, но и сами изменяются по размерам в соответствии с какой-либо закономерностью (орнамент) или свободно». Таким образом, ритм (в отличие от метра) — это динамика, порождающая движение.
2. Симметрия (рис. 1).
Американский физик Е.Вигнер писал: «...приближенная точность законов симметрии — это общее явление и может стать общим законом».
Симметричными композициями называют работы, в которых левая и правая части уравновешены по массам, цвету, тону и по форме. Из этого следует, что сущ-
109
Вестник № 2
ностью симметрии, является тождество противоположностей.
3. Асимметрия.
Асимметрия не нарушает устойчивости и применяется в тесном взаимодействии с симметрией при создании комплексов архитектурных сооружений. Она может вызывать ощущение делимости картинной плоскости вертикальной осью на две равные части. При этом композиционное равновесие сохраняется независимо от величин масс, форм, тонального и цветового состояния.
4. Сюжетно-композиционный центр.
Сюжетно-композиционный центр располагается на более видимой части
композиции (не далеко от геометрического центра), и зависит от характера действия, направления движения фигур, а также от общего идейного замысла. Так расположен сюжетный центр в картинах А.К.Архипова «Обратный», В.Г.Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом» и т.д. В). Приёмы композиции.
1. Впечатление монументальности.
Среди множества способов достижения впечатления монументальности есть наиболее употребительный пример — показ фигуры во фрагментарном виде. Е.В.Шорохов пишет: «Будучи показанным полностью, снизу доверху, изображаемый объект производит меньшее впечатление, чем при фрагментировании. Этот приём, мастерски использованный во многих произведениях искусства, зиждется на законах зрительного восприятия».
2. Пространство.
Пространство, используемое в открытом горизонтально развёрнутом панорамном пейзаже, кажется более большим, нежели в тех работах, где боковые края картины прикрыты всевозможными деревьями, домами. Если же изобразительные элементы расположены на втором пространственном плане, то они наиболее полно передают глубину. Как отмечает Е.В.Шорохов: «Глубина пространства в картине, где далёкий горизонт прикрыт находящимся на первом плане бугром, высоким лесом или зданиями, гораздо явственнее имитируется, чем в открытом просторе. Это можно. Это можно наблюдать в картине А.А.Дейнеки «Раздолье».
3. Горизонтали и вертикали.
Использование горизонтальных направлений позволяет показать состояние покоя и тишины (работа В.М.Васнецова «После Игорева побоища»). С помощью параллельных вертикальных направлений можно подчеркнуть состояние парадности, приподнятости и величия (колонны греческой архитектуры, сооружения готического стиля).
4. Диагональные направления.
Один из идеологов Баухауза И. Иттен писал: «Диагональные направления создают движение и развивают пространство картины в глубину. Живописцы эпохи барокко с помощью диагоналей добивались в своих фресках иллюзий глубокой перспективы. Кубисты использовали диагональные ориентации и треугольники с совершенно иными целями усиления впечатления рельефной глубины работ». «Построение композиции по диагонали позволяет также показать значительную степень глубины пространства». Изображение движения слева направо или параллельно плоскости картины активизирует движение, а справа налево несколько ослабляет.
Г). Средства гармонизации композиции.
1. Линия и Штрих.
Линия — важное средство гармонизации. Она бывает контурной и прямой,
ПО
Вестник № 2
округлой и кривой, волнистой, продольной и т.д. Её разнообразие, качество и количество проявлений в графике, набросках, эскизах и законченных произведениях художников, очень чётко прослеживается. Штриховые линии бывают длинными и короткими, толстыми и плавно переходящими в тонкие едва заметные паутинки.
2. Пятно.
Понятие «Пятно» — многогранно. В каждом изобразительном виде ему можно дать краткое определение. Так, в рисунке пятно — это конкретный предметный тон; в живописи — определённый цвет и тон; в декоративной композиции — одновременно тон и цвет, масса (количество форм), общий тон работы (светлая или тёмная) в гармонии с общей стилизацией.
3. Нюанс, тождество.
Нюанс — это минимальные вариации изобразительных средств, тождество — повторение этих качеств. Все средства гармонии — это порождение природы. Р.В.Паранюшкин пишет: «Нюанс, создавая целостность в какой-то момент может не оставить ничего от контраста, превратить композицию в вялую монотонность» (5.С.38). Многообразие цветовых нюансов в листве и коре дерева, влечёт за собой разновидности форм, их фактур. Кроны деревьев состоят из похожих друг на друга листьев, что является тождеством.
4. Пропорции.
Масштабная пропорциональность как средство композиции применяяется в любой упорядоченности фигур или предметов. Пропорция — тонкое средство, основанное на интуиции. Посредством пропорций (и масштаба) передаётся перспектива — уменьшение элементов в глубину картины создаёт пространство. Из этого следует, что пропорции имеют большую существенность в выражении гармонии декоративных работ.
5. Масштаб.
«Насыщенно, конкретно и математически точно раскрывается фундаментальный тезис античной философии «человек — мера вещей» — пишет исследователь И.Ш.Шевелёв. Это в свою очередь и определяет главную идею масштаба — соразмерность произведения и человека. Она достигается применением систем пропор-ционирования. «Расчленяя форму на отдельные детали, можно тем самым добиться нужного масштаба. Форма будет восприниматься более интимной, менее значимой. И наоборот, укрупняя её, сопоставляя с мелкими, специально введёнными и уменьшенными элементами (то есть, применяя контраст), можно создать более монументально воспринимаемую форму, придать ей большую значимость».
Д) Виды композиции.
1. Фронтальная композиция.
К фронтальным относятся все «плоскостные» композиции (роспись) и те, которые имеют рельеф. Достаточно вспомнить чеканные работы грузинских мастеров, мраморные рельефы Микеланджело, керамические изразцы на соборах в Ярославле, пряничные доски, выполненные в технике резьбы по дереву. Рельефам (композиция, выступающая на плоскости) свойственна работа материала, игра фактуры.
2. Объёмная композиция.
К объёмным композициям можно отнести те произведения, которые имеют три измерения (длину, высоту и ширину). Они присутствуют в скульптуре, мелкой пластике, в малых архитектурных формах и произведениях декоративно-прикладного характера, в одежде или различных утилитарных объёмах (посуда, мебель) — «в общем, всё то, что включает в себя дизайн». Также немаловажную роль в объёмной
111
Вестник № 2
композиции играет проблема вписывания объёма в окружающее пространство. Он наиболее реален и ощутим, нежели фронтальная композиция и имеет вес и идею.
3. Глубинно-пространственная композиция.
Глубинно-пространственная композиция — это вершина творческих возможностей для живописца. Она включает в себя сочетание плоскостей,
объёмов в гармонии с пространством чьё влияние на зрителя более сильное. Средства, которые применяют художники этого вида композиции те же. Особое значение для её организации имеет работа в макете.
Мы разобрали теоретические основы композиции. Считаем, что их использование при составлении декоративных натюрмортов, графических изображений, росписи стен, предметов специальными красками при возможности их обжига в тигельной печи или росписи гуашью без обжига, — позволит добиться в декоративном произведении высокой художественности. Что подтверждает большую роль данного исследования в деле решения нашей проблемы на занятиях декоративно-прикладным искусством.
Советы и рекомендации.
Обучение студентов композиции на занятиях по ДПИ в педколледже на наш взгляд, должно проходить в следующей последовательности:
ПЕРВЫЙ ЭТАП: Шрифт и шрифтовые работы (вводная лекция о роли и значении шрифта в декоративно-оформительском искусстве, и т.д.). На лекции следует подчеркнуть, что рисование шрифтов это работа, требующая не только технического мастерства, но и определённого композиционного подхода, без которого шрифт теряет своё эстетическое значение.
ВТОРОЙ ЭТАП: Методика изучения орнамента: а) исторический обзор развития орнамента; б) практика рисования узоров их характеристика и классификация, стилизация композиционных элементов, где заложена чисто практическая задача утилитарного назначения: реализация полученных теоретических знаний и практических навыков; в) история становления композиции — как предмета (одна лекция); г) теоретический анализ базовых основ композиции на примере картин художников (две лекции); д) основные законы композиционного построения орнаментальных мотивов.
ТРЕТИЙ ЭТАП: Курсовые работы: а) композиция из знаков алфавита в сочетании с текстом — материал: бумага, тушь, цветной карандаш, гуашь (размер 35x45 см.); б) таблицы шрифтового плаката или книжной обложки в любом материале.
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП: Графические работы: а) выполнение упражнений-заданий на ритм, движение, нюанс, тождество, пропорции и т.д.; б) выполнение графических рисунков (стилизованный образ человека, пейзажа и т.д.); в) разработка эмблем, символических значков, эскизов оформления залов и аудиторий учебных заведений; дополнительно (по желанию): печать способом шелкографии; занятия по линогравюре, литографии и офорту.
Учитывая, всеобъемлющее влияние композиции на виды изобразительного искусства, мы считаем, что все задания по ДПИ должны строится таким образом, чтобы цели и задачи, предъявляемые программой, перекликались с целями и задачами других художественных специальных дисциплин. При этом кабинет, в котором проходят занятия по декоративно-прикладному искусству, должен быть приспособлен не только для теоретического курса программы, но и для практических работ студентов. Ведь преподавание композиции в ДПИ требует больших возможностей в организации учебного процесса: это и применение наглядных пособий (студен-
112
Вестник № 2
ческих курсовых и дипломных работ), материалов, инструментов и оборудования в количестве, обеспечивающем одновременную работу студентов от 11 до 14 человек, а также специальная литература по вопросам композиции в декоративно-прикладном искусстве.
Мы надеемся, что изложенный выше материал и рекомендации помогут разрешить проблему преподавания композиции в ДПИ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голубева О.Л. Основы композиции: Уч. для студентов образовательных учреждений высш. и сред.
худ. образования, изучающих курс «основы композиции» / О.Л.Голубева: — М.: Изобразительное искусство, 2001.
2. Иттен И. Искусство цвета / Пер. с немецкого; 2-е издание; Предисловие Л.Монаховой. — М.: Изд.
ДАронов, 2001. — 96 с; ил.
3. Котляров А.С. Композиция изображения: Учеб. пособие по худож. образованию для межвуз. ис-
пользов. / А.С.Котляров, М-во образов. Рос. Федерации Моск. Гос. ун-т. Печати. — М.: Изд-во МГУП,2001-61,[2]с.
4. Паранюшкин РВ. Композиция / Паранюшкин Рудольф Васильевич. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
-79 с.
5. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак.
пединститутов / Сост. Н.Н.Ростовцев и др. — М.: Просвещение, 1989. — 207 с.
6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы ком-
позиции. — Обнинск: Титул, 1996. — 80 с: цв. ил.
7. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «чер-
чение, рисование и труд». — М.: Просвещение, 1979.
8. Шевелёв И.Ш., Марутаев М.А., Шмелёв И.П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии.
- М.: Стройиздат, 1990. - 343 с; ил.
113
Вестник № 2
Даутова О. Г.,
старший преподаватель кафедры НХР
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!