Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-12-27 | 198 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
(ФИТОДИЗАЙН В ШКОЛЕ)
Стремление человека к прекрасному проявляется у него с раннего детства. Можно и нужно развивать и поощрять это стремление всеми средствами. Каждый человек в состоянии научиться понимать истинную красоту, которая, в свою очередь, преображает, делает его натуру отзывчивой, возвышенной и творческой. И в этом помогает, прежде всего, общение с искусством, красотой и прародительницей многих наук — живой природой. Она является источником вдохновения для художников разных рангов и направлений.
Изобразительное искусство как предмет не стоит на месте. Методика его преподавания претерпевала много изменений и новшеств, но главная цель оставалась всегда: формирование творческой гармонически развитой личности.
В настоящее время народ все больше нуждается в духовном возрождении, в формировании нравственно-эстетических качеств. Проблема развития духовности личности на сегодняшний день, я считаю, одна из самых актуальных.
На решение этой проблемы направлены силы современной педагогики и психологии. Активно возрождаются декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Общество понимает насколько велико влияние художественного искусства на развитие личности, на его духовное формирование.
Формированию тех или иных качеств личности могут способствовать различные виды искусства. Главное — правильно и интересно «донести» его до человека. А так как личность формируется с раннего возраста, то знакомство надо начинать с детства.
Любой вид искусства является могучим инструментом освоения прекрасного в самой действительности, своеобразной школой жизни. Эмоционально воздействуя на человека, оно развивает, формирует и разум, и чувства человека.
|
Идейно-эстетическое воспитание проходит успешнее, если правильно организована деятельность самих учащихся, если они учатся выражать свои чувства и мысли, свое эстетическое отношение к окружающей действительности в своих творческих работах.
Для эффективного обучения должна быть правильно и интересно составленная программа, содержащая основные дидактические принципы.
Итак, учитывая ваше сказанное, можно активно формировать нравственно-эстетические качества личности через изучение какого-либо вида искусства.
Одним из этих видов является флористика (аранжировка цветов). Этот вид искусства зародился достаточно недавно. В Россию европейская флористика пришла немногим более десяти лет тому назад. Это совсем небольшой срок, но достигнуты успехи и огромный интерес к ней налицо.
Актуальность данного направления связана с одной из характерных черт культуры XX в. и XXI в. — проектностью, художественно-проектной деятельностью, охватывающей создание предметной среды (интерьеров, вещей, машин) и основанной на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты. Фитодизайн создает
Вестник № 2
предметную среду с помощью природного растительного материала.
Для дизайна характерно моделирование предмета, художественно-графическое проектирование его, что позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических и других решений. При этом рисунок и модель являются своеобразным инструментом проектирования.
На протяжении многих веков цивилизации растения служили оптимизации эстетических характеристик среды обитания человека, символизируя духовную сторону отношений между людьми, природой и обществом в целом.
Особенность методики преподавания фитодизайна в том, что она базируется одновременно на методиках преподавания, как дизайна, изобразительного искусства, так и биологии.
|
Задача методики преподавания фитодизайна — создать условия для развития творческой личности в общеобразовательных учреждениях, где педагог за достаточно короткий период обучения передает свои знания и творческий опыт. Для этого она должна выявить, синтезировать и впитать в себя все необходимое из методик преподавания своих предшественников — биологии, изо и дизайна, а также использовать возможности «погружения» в эстетическую среду.
Обучение основам фитодизайна должно осуществляться во взаимодействии с обучением изобразительной грамоте как средством выражения проектной идеи, художественного образа.
В связи с этим основы курса «Фитодизайн» должны включать в себя изучение цветоведения и моделирование. В разделе «Цветоведение» особое внимание должно обращаться на свойства цвета, его прикладные возможности в формировании предметной среды. В разделе «Моделирование» обязательны вопросы определения структурных качеств различных объектов, познания закономерностей создания знаков и простых геометрических структур, а также обучения видению этих форм в природной и предметной среде.
При освоении фитодизайна в школе основное внимание должно быть обращено на изучение правил, приемов и средств композиции, цветоведения, основ формообразования, моделирования, макетирования и комплексного проектирования. Упражнения с двухмерным и трехмерным пространством закрепляют знание категорий композиции, а главное, развивают ощущение ритма, глубины пространства, движения и пр.
В целом на занятиях по фитодизайну можно определить общие задачи воспитания и развития детей средствами природы:
1. Развивать ощущения восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт, обращая их внимание на эстетические свойства и качества объектов и явлений природы.
2. Развивать способность эстетического восприятия, целенаправленного наблюдения в процессе знакомства с эстетическими свойствами природы. Вызывать и поддерживать интерес детей к природе.
3. Развивать образные представления и образное мышление средствами эстетического восприятия природы.
4. Развивать воображение детей.
5. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и
формированию художественно-творческих способностей у детей средствами при
роды, для чего необходимо при описании и характеристике объектов и явлений
природы привлекать разные виды искусства: поэзию, музыку, изобразительное ис-
|
128
Вестник № 2
кусство. Это в свою очередь позволит углубить эмоциональные переживания детей при эстетическом восприятии и оценке природы.
6. Широко включать природу как объект творческого осмысления в изобразительное творчество, предлагая детям передавать образы природы в рисунках, лепке, аппликациях, коллажах как индивидуально выполняемых, так и коллективно.
7. Вызывать у детей желание и стремление любоваться объектами и явлениями природы, вызывать чувство удовольствия от созерцания красоты природы.
8. Формировать эстетическое суждение и отношение к природе.
Из накопленного к настоящему времени опыта практической работы по воспитанию у младших школьников эколого — эстетической культуры на основе формируемого в педагогическом процессе эмоционально — ценностного отношения к природе особый интерес представляет деятельность Павлышской средней школы под руководством В.А.Сухомлинского. Одной из задач системы воспитания он видел в том, чтобы научить человека жить в мире прекрасного, сделать красоту мира его потребностью. На первом месте в решении этой проблемы, по его мнению, стоит природа. Поэтому с детских лет следует учить открывать красоту природы, чтобы «...духовная жизнь ребенка и природа словно бы связывались интеллектуальными, эмоциональными, творческими нитями».
Началом эмоционального и эстетического воспитания педагог называет развитие ощущений и восприятий, в первую очередь слуховых и зрительных. Сравнивая восприятие красоты звуков и красок, рождающихся в мире природы, с азбукой познания искусств.
Среди разных способов эстетического освоения природы одним из значительных педагог называет рисование. По его убеждению, детей необходимо выводить в природу, где они бы учились наблюдать, находить для себя красоту природных объектов и выражать ее в своих рисунках.
Другим способом эстетического воспитания Сухомлинский считает созидание в мире природы. Это дает возможность научить воспитанников еще больше любить и ценить красоту. Он пишет: «У человека может быть прочная нравственная сердцевина лишь при том условии, когда мерой всего, что он делает,...являются первоначальные ценности, а этими ценностями является родная земля, богатства, бережно сохраненные и переданные нам ушедшими поколениями».
|
В последние годы проблема гуманитаризации и эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых проблем не только педагогики, но и всего общества в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, пластичность межличностного общения. Развитие всех этих качеств невозможно без создания эффективной системы эстетического образования и воспитания. Эстетика, выступая в тесном единстве с этикой, философией, культурологией, экологией, этнопедагогикой, как раз и способна создать тот фундамент, на котором формируется разносторонне образованная и нравственно высокая личность.
Положительный эффект эстетического образования и воспитания достигается лишь в том случае, если воспитуемый не просто сталкивается время от времени с теми или иными явлениями искусства, художественными идеями и образами, но оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы чувственного мировосприятия и мировоззрения человека.
129
Вестник № 2
На уроках ИЗО большое внимание необходимо уделять созданию эстетической среды.
Эстетическая воспитательно-образовательная среда представляет собой систему факторов, целенаправленно формирующих в человеке эстетические и духовно — нравственные начала: чувство прекрасного, образное видение мира, ощущение сопричастности человека к всеобщей гармонии природы, развитый эстетический вкус, приверженность идеалам добра, справедливости, гуманизма, человеческого взаимопонимания и взаимопомощи.
Деятельность учителя ИЗО призвана создавать у детей ориентацию на высшие ценности бытия, на творческое отношение к жизни, должна активно способствовать такому выбору жизненного пути, который ведет к максимальному развитию природных и благоприобретенных способностей человека в интересах как самого индивида, так и всего общества.
130
Вестник № 2
КоханикА. С.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!