На уроках изобразительного искусства — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

На уроках изобразительного искусства

2019-12-27 198
На уроках изобразительного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(ФИТОДИЗАЙН В ШКОЛЕ)

Стремление человека к прекрасному проявляется у него с раннего детства. Можно и нужно развивать и поощрять это стремление всеми средствами. Каждый человек в состоянии научиться понимать истинную красоту, которая, в свою оче­редь, преображает, делает его натуру отзывчивой, возвышенной и творческой. И в этом помогает, прежде всего, общение с искусством, красотой и прародительницей многих наук — живой природой. Она является источником вдохновения для худож­ников разных рангов и направлений.

Изобразительное искусство как предмет не стоит на месте. Методика его пре­подавания претерпевала много изменений и новшеств, но главная цель оставалась всегда: формирование творческой гармонически развитой личности.

В настоящее время народ все больше нуждается в духовном возрождении, в формировании нравственно-эстетических качеств. Проблема развития духовности личности на сегодняшний день, я считаю, одна из самых актуальных.

На решение этой проблемы направлены силы современной педагогики и пси­хологии. Активно возрождаются декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Общество понимает насколько велико влияние художественного искус­ства на развитие личности, на его духовное формирование.

Формированию тех или иных качеств личности могут способствовать различные виды искусства. Главное — правильно и интересно «донести» его до человека. А так как личность формируется с раннего возраста, то знакомство надо начинать с детства.

Любой вид искусства является могучим инструментом освоения прекрасного в самой действительности, своеобразной школой жизни. Эмоционально воздейс­твуя на человека, оно развивает, формирует и разум, и чувства человека.

Идейно-эстетическое воспитание проходит успешнее, если правильно ор­ганизована деятельность самих учащихся, если они учатся выражать свои чувства и мысли, свое эстетическое отношение к окружающей действительности в своих творческих работах.

Для эффективного обучения должна быть правильно и интересно составлен­ная программа, содержащая основные дидактические принципы.

Итак, учитывая ваше сказанное, можно активно формировать нравственно-эстетические качества личности через изучение какого-либо вида искусства.

Одним из этих видов является флористика (аранжировка цветов). Этот вид искусства зародился достаточно недавно. В Россию европейская флористика при­шла немногим более десяти лет тому назад. Это совсем небольшой срок, но достиг­нуты успехи и огромный интерес к ней налицо.

Актуальность данного направления связана с одной из характерных черт куль­туры XX в. и XXI в. — проектностью, художественно-проектной деятельностью, ох­ватывающей создание предметной среды (интерьеров, вещей, машин) и основанной на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты. Фитодизайн создает


Вестник 2

предметную среду с помощью природного растительного материала.

Для дизайна характерно моделирование предмета, художественно-графи­ческое проектирование его, что позволяет проверять, предлагать и отбирать опти­мальные варианты композиционных, цветографических, эргономических и других решений. При этом рисунок и модель являются своеобразным инструментом про­ектирования.

На протяжении многих веков цивилизации растения служили оптимизации эстетических характеристик среды обитания человека, символизируя духовную сто­рону отношений между людьми, природой и обществом в целом.

Особенность методики преподавания фитодизайна в том, что она базируется одновременно на методиках преподавания, как дизайна, изобразительного искусст­ва, так и биологии.

Задача методики преподавания фитодизайна — создать условия для развития творческой личности в общеобразовательных учреждениях, где педагог за достаточ­но короткий период обучения передает свои знания и творческий опыт. Для этого она должна выявить, синтезировать и впитать в себя все необходимое из методик преподавания своих предшественников — биологии, изо и дизайна, а также исполь­зовать возможности «погружения» в эстетическую среду.

Обучение основам фитодизайна должно осуществляться во взаимодействии с обучением изобразительной грамоте как средством выражения проектной идеи, художественного образа.

В связи с этим основы курса «Фитодизайн» должны включать в себя изучение цветоведения и моделирование. В разделе «Цветоведение» особое внимание долж­но обращаться на свойства цвета, его прикладные возможности в формировании предметной среды. В разделе «Моделирование» обязательны вопросы определения структурных качеств различных объектов, познания закономерностей создания знаков и простых геометрических структур, а также обучения видению этих форм в природной и предметной среде.

При освоении фитодизайна в школе основное внимание должно быть об­ращено на изучение правил, приемов и средств композиции, цветоведения, основ формообразования, моделирования, макетирования и комплексного проектирова­ния. Упражнения с двухмерным и трехмерным пространством закрепляют знание категорий композиции, а главное, развивают ощущение ритма, глубины пространс­тва, движения и пр.

В целом на занятиях по фитодизайну можно определить общие задачи воспи­тания и развития детей средствами природы:

1. Развивать ощущения восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт, обра­щая их внимание на эстетические свойства и качества объектов и явлений природы.

2. Развивать способность эстетического восприятия, целенаправленного на­блюдения в процессе знакомства с эстетическими свойствами природы. Вызывать и поддерживать интерес детей к природе.

3. Развивать образные представления и образное мышление средствами эсте­тического восприятия природы.

4. Развивать воображение детей.

5. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и
формированию художественно-творческих способностей у детей средствами при­
роды, для чего необходимо при описании и характеристике объектов и явлений
природы привлекать разные виды искусства: поэзию, музыку, изобразительное ис-

128


Вестник 2

кусство. Это в свою очередь позволит углубить эмоциональные переживания детей при эстетическом восприятии и оценке природы.

6. Широко включать природу как объект творческого осмысления в изобрази­тельное творчество, предлагая детям передавать образы природы в рисунках, лепке, аппликациях, коллажах как индивидуально выполняемых, так и коллективно.

7. Вызывать у детей желание и стремление любоваться объектами и явления­ми природы, вызывать чувство удовольствия от созерцания красоты природы.

8. Формировать эстетическое суждение и отношение к природе.

Из накопленного к настоящему времени опыта практической работы по вос­питанию у младших школьников эколого — эстетической культуры на основе фор­мируемого в педагогическом процессе эмоционально — ценностного отношения к природе особый интерес представляет деятельность Павлышской средней школы под руководством В.А.Сухомлинского. Одной из задач системы воспитания он ви­дел в том, чтобы научить человека жить в мире прекрасного, сделать красоту мира его потребностью. На первом месте в решении этой проблемы, по его мнению, сто­ит природа. Поэтому с детских лет следует учить открывать красоту природы, чтобы «...духовная жизнь ребенка и природа словно бы связывались интеллектуальными, эмоциональными, творческими нитями».

Началом эмоционального и эстетического воспитания педагог называет раз­витие ощущений и восприятий, в первую очередь слуховых и зрительных. Сравни­вая восприятие красоты звуков и красок, рождающихся в мире природы, с азбукой познания искусств.

Среди разных способов эстетического освоения природы одним из значитель­ных педагог называет рисование. По его убеждению, детей необходимо выводить в природу, где они бы учились наблюдать, находить для себя красоту природных объ­ектов и выражать ее в своих рисунках.

Другим способом эстетического воспитания Сухомлинский считает сози­дание в мире природы. Это дает возможность научить воспитанников еще больше любить и ценить красоту. Он пишет: «У человека может быть прочная нравствен­ная сердцевина лишь при том условии, когда мерой всего, что он делает,...являются первоначальные ценности, а этими ценностями является родная земля, богатства, бережно сохраненные и переданные нам ушедшими поколениями».

В последние годы проблема гуманитаризации и эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых проблем не только пе­дагогики, но и всего общества в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, пластичность межличностного общения. Развитие всех этих качеств невозможно без создания эффективной системы эстетического образо­вания и воспитания. Эстетика, выступая в тесном единстве с этикой, философией, культурологией, экологией, этнопедагогикой, как раз и способна создать тот фунда­мент, на котором формируется разносторонне образованная и нравственно высокая личность.

Положительный эффект эстетического образования и воспитания достигается лишь в том случае, если воспитуемый не просто сталкивается время от времени с теми или иными явлениями искусства, художественными идеями и образами, но оказывает­ся погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы чувственного мировосприятия и мировоззрения человека.

129


Вестник 2

На уроках ИЗО большое внимание необходимо уделять созданию эстетичес­кой среды.

Эстетическая воспитательно-образовательная среда представляет собой сис­тему факторов, целенаправленно формирующих в человеке эстетические и духовно — нравственные начала: чувство прекрасного, образное видение мира, ощущение сопричастности человека к всеобщей гармонии природы, развитый эстетический вкус, приверженность идеалам добра, справедливости, гуманизма, человеческого взаимопонимания и взаимопомощи.

Деятельность учителя ИЗО призвана создавать у детей ориентацию на вы­сшие ценности бытия, на творческое отношение к жизни, должна активно способс­твовать такому выбору жизненного пути, который ведет к максимальному развитию природных и благоприобретенных способностей человека в интересах как самого индивида, так и всего общества.

130


Вестник 2

КоханикА. С.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.