Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-12-27 | 208 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тема «нового человека» явилась одной из наиболее «востребованных» и дискуссионных в искусстве первых десятилетий XX века, став предметом рефлексии представителей различных художественных направлений. Эстетическая мысль авангарда породила множество трактовок воскрешенной мифологемы «нового человека», демонстрируя пестрое разнообразие подходов, «начиная от архаической магии и мессианских ожиданий и кончая новейшими научными изысканиями в области биологии, медицины, генетики и психологии»1. Актуальность этой темы не исчерпала себя и в 1920-е годы, сформировавшие собственный взгляд на эту проблематику, взращенный уже на иной социокультурной почве. Постреволюционный контекст определил новые ракурсы в ее рассмотрении и очертил специфический круг способов и механизмов развертывания ее логики. С очевидностью наметилась тенденция к сжиманию смыслового поля этого образа, приобретшего устойчивые, типизированные значения, что, между тем, не исключало вариативность и гибкость идеи в означенных рамках. Одной из подобных адаптированных дефиниций стало отождествление «нового человека» с образом «организатора». Яркая, художественно плодотворная концепция в осмыслении образа «нового человека» как «организатора» претворилась в искусстве Общества художников-станковистов (ОСТа) — одной из ведущих художественных группировок 1920-х — начала 1930-х годов. В данной статье будет исследована рецепция образа организатора, рассмотрены основные подходы к его артикуляции в контексте изучения поэтики пространства ОСТа.
Рассуждая о программном полотне К. Вялова «Милиционер» (1923) С. Лу-чишкин отмечал: «...это был не просто милиционер-регулировщик — это был образ как бы организатора быта»2. Возникновение образа «организатора» в произведениях художников ОСТа — явление весьма показательное. Сам факт закрепления этой терминологии в их художественной рефлексии обнажает сразу несколько моментов их творческой деятельности, позволяя проследить ее связи с авангардистской эстетикой и объяснить природу и механизм формообразовательных процессов.
|
В обращении к понятию «организация» мастера ОСТа напрямую апеллируют к ценностным ориентирам эпохи, которая выдвинула его в качестве основной категории и общекультурной стратегии, породив многочисленные «организационные» теории. Организация элементов как способ сознательного построения картины стала ключевым моментом искусства авангарда. Однако если этими идеями в той или иной мере руководствовались художники и на протяжении первых десятилетий XX века, то концептуальный характер принцип организации приобрел в искусстве конструктивизма, будучи теоретически отрефлексирован и закреплен в качестве основы формотворчества3.
Приобщение будущих остовцев к подобному типу художественного мышле- ния. состояло сь в период обучения во Вхутемасе, где в начале 20-х годов происхо-
1 Бобринская Е. Новый человек в эстетике русского авангарда 1910-х годов. В кн. Бобринская
Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы. М., 2003. С. 71
2 Лучишкин С.А. Я очень люблю жизнь. Страницы воспоминаний. — М., 1988. С. 93-94
3 Сидорина Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. — М., 1995
Вестник № 2
дило активное насаждение идеалов конструктивизма. Немаловажную роль в становлении их концепции сыграло и непосредственное соприкосновение с поэтикой конструктивизма уже в процессе самостоятельной профессиональной практики, предшествовавшей созданию объединения. Так, например, непосредственное отношение к конструктивизму имел Николай Денисовский, входивший в состав Обмо-ху Понятие «организация» было закреплено в декларации обжективистов 1921 года. Напомним, что состав Рабочей группы обжективистов уже на втором ее заседании пополнил в качестве сотрудника один из будущих представителей ОСТа Николай Тряскин. После создания учебной подгруппы, ее секретарем стал еще один будущий остовец — Сергей Лучишкин. Они утверждали: «Обжективизм исходит из отрицания изобразительного и абстрагированного мира в искусстве и ставит своей целью организацию конкретизированных свойств элементов в новый вещественный организм»1. На заседаниях Инхука обжективисты провозглашали: «Наше настоящее сознание диктует нам организацию элементов»2.
|
Сходные позиции обнаруживает и концепция проекционистов, часть из которых затем вошла в состав ОСТа (Лабас, Лучишкин, Тряскин, Тышлер). В 1922 году лидер и главный теоретик проекционистов С. Никритин писал: «При свете современной индустрии — ВОЙНЫ и РЕВОЛЮЦИИ обнажился смысл эпохи — разрешение всеобщего ХАОСА в ЯСНОСТЬ и ОРГАНИЗОВАННОСТЬ - как может быть ясна и организованна математическая формула»3. Согласно Никритину проекцио-низм есть «учение о том, что «сегодня» природа эволюционно вступает на путь конкретной Всеобщей организованности»4.
Используя опыт беспредметного искусства, художники ОСТа предлагают собственную версию художественного осмысления принципа-призыва «сознательно строить картину». Закономерно, что определяющим понятием в их искусстве становится категория-код конструктивистской культуры — «организация». В этом контексте рассмотрение образа организатора, несущего в себе смыслообразующую значимость, является одной из ключевых вех в прояснении ряда принципиальных черт остовского искусства.
Поскольку ОСТ не имел развернутой текстовой программы, следует обратиться к декларации художников-конкретивистов5, вошедших в состав объединения, которая проясняет позиции объединения в целом. Помимо требования пластической ясности и дисциплинированности формы, концепция конкретивистов содержала и иные смысловые акценты, словно возвращающие к истокам самой формулировки — к кантовскому категориальному аппарату. Восприятие «вещи в себе» как «предмета», обладающего бытием внепространственным и вневременным, являющегося причиной событий и предопределяющего конкретную ситуацию, и экстраполирование его свойств на более общие явления, заявленные группой конкретивистов, стали в дальнейшем одним из важнейших идейных посылов творчества мастеров
|
1 Цит. по Хан-Магомедов СО. Конструктивизм — концепция формообразования. — М., 2003.
С. ПО
2 Древин А.Д. Из протокола заседания в Инхуке, «Дискуссия №1. Выяснение понятия — Об
жективизм» от. 19.04.1921. Цит по. Лучишкин С.А. Я очень люблю жизнь. Страницы воспоминаний.
-М., 1988. С. 51-52
3 РГАЛИ, ф. 2717, оп. 1, ед. хр. 14, л. ПО
4 РГАЛИ, ф. 2717, оп. 1, ед. хр. л. 107
5 В группе «Конкретивисты» выставлялись: П. Вильяме, Б. Волков, К. Вялов, В. Люшин, Ю.
Меркулов. Декларация конкретивистов: «I. конкретность — вещь в себе; П. конкретность — сумма
опыта; III. Конкретность — форма. Предпосылки вещей: 1. Современность. 2. Ясность задачи. 3. Точ
ность обработки». — Каталог 1-ой дискуссионной выставки. М., 1924. С. 13
Вестник № 2
ОСТа в их рецепции образа организатора.
Это может быть проиллюстрировано уже упомянутым полотном Вялова «Милиционер», где гигантская фигура регулировщика, размещенная на условной поверхности темного лакированного фона, соотнесена с изображением некоей системы координат, данной в верхнем правом углу. Сходные черты обнаруживают полотна Тышлера, населенные диковинными персонажами, олицетворяющими разумную упорядоченность мира. Таков, к примеру, «Директор погоды» (1926) — метафорический образ, снабженный многочисленными деталями, являющий собой целую метеорологическую станцию, с помощью хитроумных приспособлений регулирующую атмосферные явления. Мощной пластической и идейной доминантой, своеобразным «волевым стержнем» выступает в работе Пименова «Антиимпериалистический митинг в Нью-Йорке» (1931) фигура рабочего, возвышающаяся над остальными,
— блеклыми, обесцвеченными, «аморфными» участниками сцены.
Остовцы облекают «полномочиями» организатора не только анонимные аллегорические фигуры или же образы собирательные и типические. Эта идея последовательно развертывается в их портретном искусстве, конкретизируясь в индивидуальных характеристиках героев произведений. Один из самых ярких примеров художественного претворения образа организатора в творческом наследии ОСТа
|
— работа Климента Редько «Восстание» (1925). Хотя художник и не вошел в состав
объединения в силу ряда жизненных обстоятельств, его произведения второй поло
вины 1920-х — начала 1930-х годов можно с уверенностью отнести — как стилисти
чески, так и концептуально — к феномену остовского искусства. Фигура вождя на
картине — и тектонический центр, вокруг которого располагаются многочисленные
детали и персонажи, и идеальный, и, в то же время, персонифицированный образ
руководителя, перекраивающего и регулирующего реальность.
В творчестве ОСТа тема «нового человека», отчасти продолжая традиции авангарда, приобретает новое звучание, обрастая конкретными характеристиками и функциями, существуя без отрыва от социального контекста. Ее отличает более трезвый, расчетливый подход, где превалирует рациональное начало, вытесняющее экзальтированность, провокативность и внутреннее расточительство, тотальное раскрытие вовне нового человека в его толковании авангардом. Избранность и уникальность заменяется «омассовлением» на основе идеально-типических образцов. В то же время намечается тенденция к выстраиванию организующей вертикали, своеобразной иерархической структуры, где происходит расслоение с точки зрения охвата «сфер влияния».
Несмотря на прямое утверждение идеалов современности, корни этой поэтики залегают в мышлении, отделенном от реалий XX века толщей культурных напластований. Вслед за авангардом, мастера ОСТа воскрешают в своем искусстве образы и приемы архаического мифомышления в осмыслении пространственно-временной структуры произведения. Образ организатора в искусстве ОСТа — образ, несомненно, динамический в силу своего особого статуса. Его территория — ритуальное пространство, в котором он выступает как средоточие сакрального, центр обретенного Космоса. С ним связывается обрядовое сотворение мира заново, преодоление стихии хаоса и превращения ее в порядок. Столп и первоисточник организации, воплощающий обретение стабильности, он реализует себя в творческом акте преображения внешнего, символической пространственной экспансии. Картинное изображение осознается как сакральное пространство, одновременно выступающее образцовой моделью, точкой отсчета для освоения территорий, лежащих вовне.
94
Вестник № 2
Динамика рождается в самом мотиве воздействия, подразумевающем постоянный контакт со зрителем, обнаруживающим свою причастность к новому миропорядку в акте свершающейся инициации.
Эти идеи получают формальное воплощение в использовании широкого спектра средств, почерпнутых из разнообразных источников — от агитационной лексики плаката (и в этом случае образ организатора трактуется с присущим агитации буквализмом, становясь визуальным аналогом словесных призывов и лозунгов) до символического иносказания древнерусской иконописи.
|
Проблема слияния внешнего и внутреннего смыкается с вопросом типических приемов решения пространства с точки зрения позиции художника по отношению к изображению. В этом ракурсе композиционная система ОСТа тяготеет к претворению позиции внутреннего наблюдателя, т.е. помещения как самого художника, так и зрителя внутрь изображаемого пространства. В подобном понимании пространства можно усмотреть несколько источников. Во-первых, это концепция Кандинского о вхождении автора внутрь картины, продленная в поэтике футуризма и теоретически отрефлексированная в манифесте Ларионова «Лучизм»: «Футуризм... ставит художника в центр картины»1.
Вторым источником пространственной поэтики ОСТа, несомненно, послужила иконопись. Обращение художников ОСТа к древнерусскому искусству было отмечено уже современной критикой, утверждавшей: «... остовцы — модернизаторы иконописи, иконописного маньеризма»2. Адресуясь к древнерусской художественной традиции, художники ОСТа часто заимствуют композиционную структуру определенных иконографических изводов. В их полотнах нередко прослеживаются аналогии с иконой в сопоставлении плоского и объемного в конструкции фигуративных изображений, использовании определенных ракурсов и канонических поз, введением символических деталей, адресующихся к библейской традиции, выстраивании характерных пространственных мизансцен. Однако наиболее существенным моментом становится осмысление изобразительного пространства в ракурсе зрительской позиции. Рассматривая принципы пространственной организации иконы, Б. А. Успенский отмечал: «Позиция древнего художника прежде всего не внешняя, а внутренняя по отношению к изображению:... он изображает в первую очередь не самый объект, но пространство, окружающее этот объект..., и, следовательно, помещает себя и нас как бы внутрь этого изображаемого пространства»3.
Суггестивное, динамичное в своем воздействии пространство остовских работ неизменно втягивает в свое поле зрителя, который из стороннего наблюдателя переходит в статус активного персонажа, участника разворачивающегося художественного действия. Акт созерцания, осмысленный как сопричастность художественному пространству, имеет и иные, помимо иконописной традиции, корни, обращая к проблематике театральной образности ОСТа. Опираясь на опыт современной драматургии, они переводят основные принципы взаимоотношения актеров и зрителей в новом театре в область изобразительного, где художественное пространство обнаруживает признаки сценического действия. Рецепция спектакля как сакрального акта — одно из ключевых положений поэтики символистского театра. Исследуя этот феномен, Н.А. Хренов отмечает: «В театре символисты усматривали не столько эстетическую структуру представляемого, сколько некий коллективный акт обще-
1 Ларионов М. Лучизм. М., 1913. СП
2 Тугендхольд Я.А. Живопись революционного десятилетия (1918-1927). В. кн. Из истории
западноевропейского, русского и советского искусства. М., 1987. С. 239
3 Успенский Б.А. Семиотика иконы. В кн. Семиотика искусства. М., 2005. С. 252
Вестник № 2
ния с втянутыми в него зрителями. Они доказывали мысль о превращении театра в храм, а восприятие спектакля — в литургию»1. Разработанные в символизме «новые формы отношений между актерами и зрителями, когда зритель обращается в активного творца»2, были восприняты и продолжены футуристами. Закрепившись в театральной поэтике авангарда, подобная рецепция театрального действия получила множество различных толкований с точки зрения проблемы воздействия зрелища на аудиторию.
Одной из таких интерпретаций стала концепция Соломона Никритина, основателя Проекционного театра, активное участие в деятельности которого принимали некоторые остовцы. Целью работы мастерской Проекционного театра явилось «правильно организовать форму в пространстве и времени, так чтобы она наиболее воздействовала на зрителя»3. При этом в качестве научного основания работы привлекались труды в области социальной психологии и рефлексологии как «объективные данные о законах восприятия»4. Характерно, что театральное пространство трактуется в единстве сцены и зрительного зала, где «массовое действие» достигается «через решение проблемы единого актера-зрителя»5. В качестве одного из основных компонентов «данного сценического содержания» Никритин провозглашает «конструктивно выявленную игру всего объема данного пространства (сегодня: сцена и зрительный зал — от самого низа и до самого верха, от крайнего левого и до крайнего правого и т.д.)»6. Эти постулаты о слиянии реальности художественной и внехудожественной через непосредственное, активное, организующее воздействие первого на второе, остовцами переносится из области театральной поэтики в область поэтики изобразительной.
Особая театральная компонента образности ОСТа стала проекцией общей социо-культурной ситуации 20-х годов, когда очевидно наметилась тенденция к театрализации эпохи в целом, всеобщему лицедейству как культурной доминанте, возобладавшей в полной мере в 30-40-х годах7. В контексте этой установки ключевое значение приобретает символическая фигура вождя как режиссера8 этого массового театрального действа. В искусстве ОСТа отождествление организатора и режиссера получило яркое художественное преломление, тем более что многие остовцы связали свою профессиональную деятельность с театром, и театральные мотивы органично вплелись в их станковое искусство.
В этом ракурсе наиболее характерным примером предстает творчество П. Ви-льямса, уже в 1920-е годы ступившего на стезю сценографии и театрально-декорационного искусства. Среди его работ особое место принадлежит портрету В. Мейерхольда 1925 года. Волевое и экспрессивное профильное изображение режиссера помещено на фоне конструкции, в которой можно уловить отзвук характерных сценографических решений театра, хотя художник не ссылается на какую-либо конкретную постановку. Этот схематический «задник» не только фиксирует новаторские решения Мейерхольда, транслируя его театрально-декорационную концепцию, но и провоцирует рассмотрение театра как образа современности, проецируя эти мотивы на организацию жизнеустройства в целом.
1 Хренов Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс. М., 2006. С. 381
2 Там же. С. 382
3 РГАЛИ. Ф. 2717. Оп. 1. Д. 21. Л. 58
4 Там же
5 РГАЛИ. Ф. 2717. Оп. 1. Д. 14. Л. 30
6 Там же. Л. 106
7 Хренов Н. А Зрелища в эпоху восстания масс. М., 2006. С. 164
8 Там же. С. 182
Вестник № 2
Носителем функций организатора может представать не только режиссер, но и актер «новой формации», непосредственно контактирующий со зрителем, вовлекающий его в пространство театрального действия, и, одновременно, выступающий в качестве эталона «нового человека». Воплощением подобного актера предстает образ «Акробатки» (1927) — персонаж Анны Ахманицкой из постановки «Мандат» театра Мейерхольда. Убедительную характеристику этого портрета привел во вступительной статье к альбому Вильямса А. Сидоров: «Это в первую очередь актриса нового театра, куда зритель ходит не столько развлекаться и отдыхать, сколько участвовать в некоем социально значимом действии, в художественно-организованном общественном акте; это представитель нового искусства и это, наконец, идеал новой женщины»1. Мотив воздействия здесь ощутим еще отчетливей, нежели в портрете самого Мейерхольда. Если образ режиссера «обрастает» некими сакральными коннотациями, утверждающими его избранность и мессианство, то фигура актера располагается в «организаторской» иерархии на ступени, более приближенной к воспринимающему зрителю. Образ режиссера монологичен и, в некоторой степени, довлеет себе, в то время как актер демонстрирует относительную гибкость и коммуникабельность по отношению к аудитории, втягивая ее в двусторонний диалог. Именно актер реализует установку на создание единого синтетического театрального пространства, в котором нивелируется членение на сцену и зрительный зал.
Принципиальная значимость актера как организатора — один из центральных тезисов театральной концепции Никритина. Разрабатывая программу Мастерской Проекционного театра, особое место он отводил формированию нового типа актера: «Решается проблема создания актера, который путем знания законов формы сценического действия может изнутри строить завершенную конструкцию сценической работы»2. Актеру отводится первостепенная позиция в моделировании и развертывании театрального действия. Основной постулат проекционистского театра — уход «от текста, создание его в процессе работы как волевой проекции действующих»3. Поэтому сценическое содержание, по Никритину, — это, в первую очередь, «воля актерского коллектива»4.
В работе Вильямса, хорошо знакомого с концепцией Никритина, актер предстает воплощением этого суггестивного организационного опыта, опирающегося на новаторские разработки в области рефлексологии и физиологии. Отсюда — совмещение иератичности позы как утверждения образа нового человека и внутреннего динамизма персонажа, в котором акцентуированы «решительность, целеустремленность, готовность к действию»5. «Безжалостная отобранность художественных средств»6 становится зримым претворением идеи сценической реализации «научно-проверенных», «объективных» законов воздействия как нормативно закрепленного инструментария театрального языка.
Экспериментируя на тему «актер-организатор», Вильяме пытается примерить этот образ и на себя. Как было отмечено А.Сидоровым, его произведение «Человек в лодке», по сути, автопортретно, и несет явный отпечаток игровой театральности: «Вильяме подкупающе открыто играет в героя силача, воображая и изображая себя с мощной шеей и грудью, могучими мускулистыми руками, в большой крепко ско-
1 СидоровА. Петр Вильяме. М., 1980. С. 8
2 РГАЛИ. Ф. 2717. Оп. 1. Д. 14. Л. 29
3 Там же. Л. 106
4 Там же
5 СидоровА. Петр Вильяме. М., 1980. С. 8
6 Там же
Вестник № 2
лоченной лодке, нагруженной «дарами природы»»1. Подчеркнуто зрелищная трактовка автопортрета и его апелляция к игровым формам принципиально не содержат в себе элементов сознательной мистификации или притворства. Перевоплощение в героического персонажа, почти фольклорного богатыря, имеет иную внутреннюю мотивацию: «Человеческое тело становится здесь конкретным измерителем мира, измерителем его реальной весомости и ценности для человека»2.
Эпоха, порождающая бесчисленное множество утопических проектов, приобретает черты идеальности, граничащей с эфемерностью, утрачивая свое конкретно-материальное начало. Задачей художника становится «воссоздание адекватного пространственно-временного мира как нового хронотопа для нового гармонического, цельного человека и новых форм человеческого общения»3. Именно человек оказывается точкой отсчета в восстановлении утраченной материальности: «В соотнесении с конкретной человеческой телесностью и весь остальной мир приобретает новый смысл и конкретную реальность, материальность, вступает не в символический, а в материальный пространственно-временной контакт с человеком»4.
Демонстративная гиперболизация образа, нагнетание материальности упрочивает его контакт с внешним миром, расширяет и умножает связи с пространством вокруг, многократно усиливает его воздействие на это пространство. Мотивы гигантизма, гиперболизации часто обыгрываются в работах Дейнеки. Так, на полотне «На стройке новых цехов» акцентирована мощная пластика правой женской фигуры, данная в утрированных скульптурных объемах. Заострение телесности, ее первостепенное значение в образном строе произведения нивелирует умозрительность ожидаемого и предвосхищаемого будущего. Стремление к полнокровной, полновесной реальности в ее материальной конкретности порождает своеобразное «почвенничество» в формировании специфического типажа нового человека, облик которого восходит к древним, архаическим представлениям о внешнем идеале. На полотнах ОСТа запечатлены широкоплечие, коренастые мужчины и сильные женщины с крепко сбитыми фигурами, с подчеркнуто широкими бедрами как воплощение образа плодородия. «Почвенная» конкретность становится способом преодоления абстрактности выстаиваемой модели художественной реальности, задает точки опоры в ее дальнейшем осуществлении, переводит ее проектный, утопический характер в обдуманную стратегию, базирующуюся на жизненном основании. Культ физического здоровья, силы, атлетизма в остовском искусстве часто предстает в транскрипции разнообразных спортивных мероприятий — одного из основных сюжетов в их тематическом спектре. Спортивная тема не только раскрывается как утверждение человека в его настоящем, но оказывается своеобразным смотром сил, демонстрацией внутренних возможностей. Физическая мощь человека рассматривается в качестве действенного потенциала в строении будущей проектируемой реальности. Антитезой новому человеку предстают персонажи «старого мира» — худосочные, долговязые, нескладные или же, наоборот, обрюзгшие, ожиревшие, словом, ущербные в своей материальности, где ее недостача, как и ее разлагающаяся, растлевающаяся избыточность предстают формами ее самоуничтожения и самоизживания.
Возвращаясь к произведению Вильямса, нужно подчеркнуть, что в подобном построении картины мира через гротескные, игровые формы автопортрета, худож-
1 Там же. С. 9
2 Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе. В кн. Вопросы литературы и эстетики.
Исследования разных лет. М., 1975. С. 320
3 Там же. С. 318
4 Там же. С. 320
98
Вестник № 2
ник предпринимает попытку самоопределения, осознания своего места и своей роли в антиципируемом организованном будущем. И здесь тема организатора как персонажа произведения смыкается с темой художника — организатора. В творческом наследии ОСТа автопортреты, как правило, редки. Сами художники часто остаются «за кадром», однако присутствие личного начала исключительно выражено. Созидая художественную реальность, автор утверждает себя в качестве организатора нового мироздания, мысля себя режиссером развертывающегося действия, переходящего из области изобразительного во внехудожественные сферы и обнаруживающего стремление к всеохватной экспансии вовне. Однако, в отличие от режиссера, его участие в созидании реальности осуществляется не путем своеобразного диктата и доминирования, а изнутри: художник оказывается целиком причастным сотворенному миру, он растворен в изобразительном пространстве, где реальной действующей силой оказывается художественная воля, формирующая вокруг себя единое поле воздействия, на котором происходит становление нового «пространственного организма».
99
Вестник № 2
Башкатов И. А.,
старший преподаватель кафедры
Изобразительного искусства Липецкого
Государственного Педагогического Университета
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ И СКУЛЬПТУРЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКА - ПЕДАГОГА
В настоящее время общество предъявляет повышенные требования к педагогическим вузам России. Эти требования, в первую очередь, продиктованы необходимостью повышения качества профессионального образования будущих художников-педагогов, художников-дизайнеров, художников декоративно-прикладного искусства, художников-архитекторов, отличающихся трудовой и социальной активностью, способностью творить, развивать, обучать, принимать самостоятельные решения, реализовывать себя в различных видах художественного творчества. На основе задач, выдвинутых обществом на современном этапе, была выбрана тема для исследования «Взаимосвязь обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке художника-педагога». Диссертация направлена на изучение и исследования путей и методов повышения качества специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в сфере их будущей профессиональной деятельности. Предпосылки для реализации этой деятельности в изобразительном искусстве и в педагогической деятельности закладываются в процессе изучения специальных дисциплин, и в частности скульптуры и рисунка. Эти два предмета в специальной подготовке оказывают сильнейшее влияние на формирование художественных, эстетических, педагогических и нравственных основ будущих специалистов художественного направления.
Приоритетным направлением в развитии высшего образования на художественно-графических факультетах, в системе подготовки художника-педагога в контексте модернизации системы обучения является процесс формирования у студентов профессиональных знаний и умений в области художественных дисциплин.
Был сделан экскурс в историю развития методов взаимосвязей обучения скульптуре и рисунку. По проблеме развития методов преподавания рисунка были изучены фундаментальные труды таких авторов как Н.Н Ростовцев, Белютин, Г. Б. Смирнов, А. Барщ, Е. И. Игнатьев, В.П. Зинченко, B.C. Кузин, В. К. Лебедко: где очень полно отражается данная тема. По развитию методов обучения скульптуре подобная тема исследовалась не так глубоко и подробно. Представленный выше материал собран на основе анализа многочисленных источников, теоретических работ художников и педагогов: Микеланджело, А. Бурдель, Э Лантери., А. С. Голубкина, С. Т. Коненков, О. П. Воронова и т. д., а также диссертационные исследования А. Г. Алексеевой, А. А. Ворохоб, Н. С. Боголюбова, где, так или иначе, затрагивается эта тема.
Также, изучив и проанализировав литературу по философии, психологии, педагогики с целью выявления состояния изучаемой нами проблемы в науке, выявив и обосновав педагогические условия формирования методов обучения рисунку и скульптуре на современном этапе, мы пришли к следующим выводам.
На протяжении каждого временного периода в развитии рисунка и скульптуры и их обучения определяющее значение имеют одни и те же тенденции.
С древнейших времён зарождения изобразительного искусства не было разделения на его виды — рисунок, скульптура, живопись воспринимались как нечто
Вестник № 2
цельное, неотделимое. В период палеолита не было обучения искусству, изобразительная деятельность носила познавательный характер, при помощи её изучали окружающий мир. В эпоху неолита появилась потребность украшать и, как следствие того, передавать накопленный опыт в изобразительной деятельности.
В Древнем Египте рисованию, скульптуре и живописи учили вместе с другими основными науками, в том числе и черчением. Рисунок и скульптура, вследствие этого носят чётко вымеренный чертёжный характер. В Древней Греции изобразительное искусство основывалось на изучении натуры и представлениях об идеальном образе. В этот период работа с натуры велась как в области рисования, так и при обучении скульптуре. В период, когда главенствовал метод копирования — копировали и рисунки, и скульптуру, и живопись. Подтверждение тому — произведения скульптуры, архитектуры и живописи периода Римской Империи.
Начиная с глубокой древности, мы проследили развитие особенностей обучения рисунку и скульптуре на разных временных этапах. Рассмотрели особенности развития живописи, скульптуры и методов обучения рисунку и скульптуре, как ключевые этапы их развития.
Сравнили произведения искусства в области скульптуры и рисунка отдельных периодов, а также рассмотрели творчество, как художников-ваятелей, так и художников-живописцев, которые одинаково прекрасно владели трёхмерной передачей объёма и воплощением его на плоскости. Таких примеров в истории оказалось достаточно, для того, чтобы сделать вывод, что процессы создания объёмного трёхмерного произведения и произведения, где необходима передача объёма на плоскости, в своей основе имеют одно и то же обоснование. Отсюда мы находим подтверждение тому, что методы обучения рисунку и скульптуре целесообразно рассматривать во взаимосвязи, что, в свою очередь, активно помогает формированию мировоззрения и становлению художника-педагога. Также на данном этапе развития современного общества необходимо, чтобы полученные знания по осмыслению природы и искусства были научными и фундаментальными. В этом случае художник-педагог, имея твёрдую профессиональную подготовку, сможет достойно и грамотно обучать подрастающее поколение основам изобразительного искусства и его пониманию в историческом и современном процессе развития мирового искусства.
Рассматривая философские суждения и взгляды, отметили, что они базируются на психологии восприятия. Все они рассматривают процесс создания изображения как проблему передачи пространства и глубины, при этом опираются на два вида представления: зрительное и двигательное, которые взаимодополняют друг друга. Кроме этого нельзя недооценивать влияние законов и канонов на развитие изобразительного искусства, которые служили выявлению образности и значимости изображаемых объектов.
Изучая проблемы формы и формообразования в их историческом развитии, было отмечено, что:
1. Объяснить образование формы в рисунке очень сложно, не прибегнув к объёмной (скульптурной) пластической модели в пространстве. Таким образом, суть изображения сводится к реальному трёхмерному восприятию.
2. Изображение пространства на плоскости возможно лишь при разрушении формы изображаемого через перспективные сокращения, законы которых являются незыблемыми в реалистическом изображении трёхмерных объектов на плоскости.
Из выше названного следует, что лепка имеет большое значение для изучения натуры, приводит к осмысленному и объективному отражению окружающей
101
Вестник № 2
действительности, помогает перейти от трёхмерного объёма к изображению его на двухмерной плоскости.
Изучение изобразительной грамоты, основанной на перспективе и других законах реалистического искусства необходимо для самовыражения художника в различных видах изобразительного искусства. Изобразительная грамота базируется на представлении об объекте изображения, для формирования которого не достаточно только зрительного образа с одной зафиксированной точки зрения, необходимо его изучение дополнить через осязание. Цельность восприятия не данность — её надо вырабатывать, этому нужно учиться. Восприятие всегда субъективно. Работающий над рисунком увидит в натуре лишь то, что знает из прошлого опыта и то, на что в данный момент настроено его внимание. Восприятие формируется в процессе практики — представляет собой систему перцептивных действий, которыми надо овладеть. Восприятие неразрывно связанно с мышлением.
Анализ принципов обучения на художественно-графических факультетах разных учебных заведений и выведенные нами ранее положения, позволили сделать вывод о том, что на современном этапе художественного образования взаимосвязи методов обучения рисунку и скульптуре не уделяется должного внимания. Именно в этом мы видим причину недостаточно высокого уровня специальной подготовки художников-педагогов, художников-дизайнеров, художников декоративного искусства, художников-архитекторов. Возникла необходимость введения новых инновационных систем и методов обучения, которые окажут существенное влияние на эффективное формирование основ изобразительной грамоты студентов художественно-графических факультетов, а так же повысить качественный уровень их профессиональной подготовки. Исходя выше сказанного, определена цель диссертационного исследования, найти пути повышения уровня специальной подготовки художника-педагога.
На базе теоретических и методологических основ организации методов обучения рисунку и скульптуре, которые были подведены к диссертации и внимательному изучению действующих программ и методик на художественно-графических факультетах мы выдвинули гипотезу. Гипотеза заключается в том, что уровень специальной подготовки художника-педагога будет существенно повышаться, если использовать в рамках реалистической школы методическую систему основанную на тесной взаимосвязи рисунка, скульптуры и пластической анатомии в теоретическом и практическом плане, стимулировать у студентов творческий подход к созданию объемно-пластических и рисуночных изображений посредством оптимального сочетания практических <
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!