Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2019-12-27 | 195 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
СПОСОБНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ АРХИТЕКТУРНО - ДИЗАЙНЕРСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В настоящее время изучение цвета в системе архитектурно-дизайнерской профессиональной подготовки развивается в следующих основных направлениях: цветоведение, как дисциплина, включающая в себя сведения физике цвета, его систематизации и комбинировании; живопись, как дисциплина, изучающая цвет окружающей среды с практическими навыками работы с цветом на плоскости; колорис-тика, как раздел науки о цвете, который включает знания о природе цвета, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре; а так же цвет как композиционное средство формообразования с навыками работы с цветом на трехмерной форме.
Цветоведение ставит своей целью изучение теоретических основ цвета, оно является необходимой базой разностороннего практического освоения и применения цвета.
В содержании предмета «Живопись» имеется попытка сбалансировать художественный и архитектурный подходы в обучении, отражающий декоративный характер. Колористика, как художественная категория, рассматривает цвет во всей его широте и объеме.
В современной архитектурной школе для выявления основных тенденций и методики изучения цвета используются положения колористики, созданные А.В. Ефимовым и охватывающие вопросы цветового проектирования пространства, где полихромия является сложной многоаспектной системой и находится под воздействием главным образом от природно-климатических и культурно-исторических факторов.
В программе Л. Н. Мироновой практическая деятельность студентов опирается на теоретический материал, на основе которого подбираются задания с концептуальными или ассоциативными задачами, а так же с направленностью на развитие пространственных и объемно-пространственных задач с выполнением колористических макетов.
|
Некоторая условность восприятия макета в сравнении с восприятием архитектурного произведения в натуре происходит в результате несколько иной оценки времени, размера, масштаба, структуры. Все же, несмотря на условности в восприятии учебного макета, в работе студента-архитектора трехмерность создает неоспоримые преимущества в сравнении с упражнениями на плоскости наглядными процессами развития полихромии.
Такой подход к дисциплине открывает новые варианты и возможности использования свойств материала и цвета, раскрытию такого понятия как цветофор-мообразование. Студенты должны осознавать, что практические задания и упражнения по цветоведению являются базой для творческого развития, включающее взаимодействие широкого спектра умений, навыков и художественных и проектных представлений.
Чтобы понять разницу в обучении колористическому творчеству в художественной и архитектурно-дизайнерской профессиональных школах, нам необходимо
Вестник № 2
представить те различия, характеризующие специфику подготовки каждой специальности, которые в первую очередь связаны с отношением общества к необходимости развития данных отраслей — художника и архитектора-дизайнера.
Цвет несет существенную эмоционально-смысловую нагрузку в структуре художественного произведения, и в процессе обучения педагогом раскрывается зависимость цвета от характера плоскостной или глубинной трактовки формы, от светотеневой характеристики, а также осуществляется анализ выразительных средств, которые необходимо соотносить с эмоционально-чувственными категориями восприятия, среди которых — цвет и плоскость, локализация цвета, цвет и пространственная светотеневая трактовка формы и цветовая полифония.
Поиски дизайнерской специфики в рамках живописи как формы изучения цвета привели к осуществлению ряда упражнений с аналитическими задачами плоскостного характера изображений.
|
Эти навыки используются в создании композиционных разработок мини-проектов и художественном оформлении предметного дизайна или интерьера. Здесь имеют значение отношения таких выразительных средств как цвет и плоскость, где развиваются у студентов наряду с восприятием представления, оказывающие непосредственное влияние на формирование художественного образа.
Цветовая гармония в живописи — это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия, основанном на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Живописный колорит является средством художественного выражения и как элемент художественной формы неразрывно связан с идейно — смысловым и образным содержанием живописного произведения. Он выражает неповторимое мировосприятие художника, его эстетические взгляды и в опосредованном виде общую художественную культуру эпохи. Он также непосредственно взаимосвязан со спецификой изображения пространства и стилистикой трактовки форм элементов изображения.
Основу колорита как системы организации цветовых сочетаний в пространственной светотеневой живописи составляют цветовые и тональные отношения, ва-лер, тон, полутона, тональность, гаммы, оттенки и т. д. В связи с этим, колорит в живописи включает в себя законы гармонических сочетаний цветовых тонов, явления светлотного и цветового контрастов, законы оптического смешения цветов.
Живописный колоризм связывается со способностью передавать посредством цвета внешний, видимый мир. Цвет в живописи не является, подобно колориту, элементом художественной формы, поскольку оценка цвета в картинах предопределяется содержанием изображенного. В колористике цвет является средством для создания новой пластической реальности, новой эмоциональной атмосферы и новых эстетических переживаний.
Специфика архитектурно-дизайнерского творчества заключается в воспитании у студентов чувства цветовой гармонии, композиционного мышления в цвете, умения использовать живописные средства в процессе проектирования на различных его этапах, овладении возможностями плоскостного, объемного и пространственного живописного изображения, и умении связать его с архитектурным и дизайнерским проектированием.
|
Методика обучения колористики как части живописной подготовки большей частью определяется комплексностью и систематичностью образования, поэтому максимальный объем знаний, умений и навыков владения всеми изобразительными средствами, выраженный в количестве академических часов оказывает активное
89
Вестник № 2
влияние на развитие художественно-творческих способностей.
Что касается принципов создания архитектурной формы, то основным из них будет художественно выразительное соотношение частей и целого, получаемое в результате равновесия, систематичности и неожиданности таких ее элементов, как цвет, геометрический вид, величина, фактура поверхности и др., которые создают эту форму. Цветовая гармония архитектурной композиции неразрывно связана с процессом ее формирования, то есть возникает при образовании архитектурной формы.
В архитектурном колорите, как правило, рассматривается всего два типа колорита: первый — достигаемый преимущественно освещением, и второй, — достигаемый преимущественно цветом окраски, либо применением разноцветных конструктивных и отделочных материалов. Можно также отметить разницу отношения цвета к свету: в живописи освещение воспроизводится, а в архитектуре оно существует, обогащая сооружения игрой светотени и рефлексов. А также то, что задача цветового решения архитектуры сводится к подбору локальных цветов.
Разница функций цвета в двух сферах творчества — живописи и дизайне состоит в изображении материально-пространственной среды и создании ее нового визуального образа.
И в тоже время в стремлении к тонкости видения цвета, расширении цветовой палитры, поиске разнообразных приемов цветовой гармонизации, новых эстетических переживаний состоит единство колористки и живописи.
Анализ студенческих работ показывает, что традиционный подход к преподаванию живописи, оставаясь важным этапом, оказывается недостаточным и приводит к трафаретным, заученным способам решения цветовых отношений. В то же время цветоведение ограничивает студента набором теоретических знаний. Поэтому мы предприняли попытку создания соответствующих условий, направленных на формирование живописного творчества у будущих дизайнеров и архитекторов средствами цветоведения.
|
Неоспоримым условием успешного овладения студентами навыков цветовой передачи является необходимость научить их особенностям плоскостного изображения при выполнении композиций живописного характера, и только затем переходить к комплексу мер, способствующих цветовому формообразованию предмета или среды.
В результате анализа колористической деятельности учебно-творческих работ был выявлен состав основ цветоведения: научные знания по теории цветоведения, вопросы композиционного равновесия, ритма, колорита; умение формировать структуру объемно-пространственной композиции, умение трансформировать формы в условные образы, навыки владения изобразительными и проектными средствами, навыки исполнения проектов.
Основная цель практического курса научить студентов видеть цветовые отношения, способствующие моделированию цветоформы и передавать их весовые, температурные, пространственные и психологические характеристики; умение грамотно создавать цветовые композиции по воображению; а также соотносить колористические данные объекта и передавать их в материале, а также привить студентам навыки колористической деятельности при работе над цветовыми композициями, где особое внимание уделяется следующим положениям: определению взаимосвязи между цветом предмета и его формой, и изучению работы фактур в различных цветотональных отношениях. Важным составляющим компонентом методических мероприятий является
90
Вестник № 2
контроль за правильным применением колористических знаний.
Наиболее полно специфике архитектурно-дизайнерского творчества отвечает изучение цвета в объемно-пространственной композиции, поскольку для архитектора, суть работы заключается в формировании объемно-пространственной композиции, и специфика изучения цвета исходит, прежде всего, из возможности использовать полихромию в качестве средства создания этой композиции. Композиционная функция цвета заключена в его способности акцентировать внимание на наиболее важных местах, участвовать в организации пространства и определять последовательность зрительного восприятия. Цветовая композиция является организацией цвета соответственно логике изображаемых предметов, смыслу образного содержания и существенна важна для построения способности цветовой композиции создавать за счет светлоты, цветового тона и насыщенности собственный рисунок.
|
Цветовая гармония архитектурной композиции неразрывно связана с процессом ее формирования, то есть возникает при образовании архитектурной формы. Что касается принципов создания архитектурной формы, то основным из них будет художественно выразительное соотношение частей и целого, получаемое в результате равновесия, систематичности и неожиданности таких ее элементов, как цвет, геометрический вид, величина, фактура поверхности и др., которые создают эту форму.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Н.Н. Цвет в живописи. — М.: Искусство, 1965.
2. Гёте И.В. Избранные сочинения по естествознанию. К учению о цвете. — Л.: АН СССР, 1957.
3. Дизайн архитектурной среды: Уч. для вузов. /Г.Б. Минервин. А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В
Ефимов, Н.И Щепетков, АА Гаврилина, Н.К. Кудряшов — М.: архитектура-С, 2004 — 504 с, ил.
91
Вестник № 2
Малова Т. В.,
аспирант НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!