Особенности формирования колористических — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности формирования колористических

2019-12-27 195
Особенности формирования колористических 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СПОСОБНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ АРХИТЕКТУРНО - ДИЗАЙНЕРСКОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В настоящее время изучение цвета в системе архитектурно-дизайнерской профессиональной подготовки развивается в следующих основных направлениях: цветоведение, как дисциплина, включающая в себя сведения физике цвета, его сис­тематизации и комбинировании; живопись, как дисциплина, изучающая цвет окру­жающей среды с практическими навыками работы с цветом на плоскости; колорис-тика, как раздел науки о цвете, который включает знания о природе цвета, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре; а так же цвет как композиционное средство формообразования с навыками работы с цветом на трехмерной форме.

Цветоведение ставит своей целью изучение теоретических основ цвета, оно является необходимой базой разностороннего практического освоения и примене­ния цвета.

В содержании предмета «Живопись» имеется попытка сбалансировать худо­жественный и архитектурный подходы в обучении, отражающий декоративный ха­рактер. Колористика, как художественная категория, рассматривает цвет во всей его широте и объеме.

В современной архитектурной школе для выявления основных тенденций и методики изучения цвета используются положения колористики, созданные А.В. Ефимовым и охватывающие вопросы цветового проектирования пространства, где полихромия является сложной многоаспектной системой и находится под воздейс­твием главным образом от природно-климатических и культурно-исторических факторов.

В программе Л. Н. Мироновой практическая деятельность студентов опирает­ся на теоретический материал, на основе которого подбираются задания с концеп­туальными или ассоциативными задачами, а так же с направленностью на развитие пространственных и объемно-пространственных задач с выполнением колористи­ческих макетов.

Некоторая условность восприятия макета в сравнении с восприятием архи­тектурного произведения в натуре происходит в результате несколько иной оценки времени, размера, масштаба, структуры. Все же, несмотря на условности в воспри­ятии учебного макета, в работе студента-архитектора трехмерность создает неоспо­римые преимущества в сравнении с упражнениями на плоскости наглядными про­цессами развития полихромии.

Такой подход к дисциплине открывает новые варианты и возможности ис­пользования свойств материала и цвета, раскрытию такого понятия как цветофор-мообразование. Студенты должны осознавать, что практические задания и упраж­нения по цветоведению являются базой для творческого развития, включающее вза­имодействие широкого спектра умений, навыков и художественных и проектных представлений.

Чтобы понять разницу в обучении колористическому творчеству в художест­венной и архитектурно-дизайнерской профессиональных школах, нам необходимо


Вестник 2

представить те различия, характеризующие специфику подготовки каждой специ­альности, которые в первую очередь связаны с отношением общества к необходи­мости развития данных отраслей — художника и архитектора-дизайнера.

Цвет несет существенную эмоционально-смысловую нагрузку в структуре ху­дожественного произведения, и в процессе обучения педагогом раскрывается зави­симость цвета от характера плоскостной или глубинной трактовки формы, от све­тотеневой характеристики, а также осуществляется анализ выразительных средств, которые необходимо соотносить с эмоционально-чувственными категориями вос­приятия, среди которых — цвет и плоскость, локализация цвета, цвет и пространс­твенная светотеневая трактовка формы и цветовая полифония.

Поиски дизайнерской специфики в рамках живописи как формы изучения цвета привели к осуществлению ряда упражнений с аналитическими задачами плос­костного характера изображений.

Эти навыки используются в создании композиционных разработок мини-проектов и художественном оформлении предметного дизайна или интерьера. Здесь имеют значение отношения таких выразительных средств как цвет и плоскость, где развиваются у студентов наряду с восприятием представления, оказывающие не­посредственное влияние на формирование художественного образа.

Цветовая гармония в живописи — это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и со­звучия, основанном на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Живо­писный колорит является средством художественного выражения и как элемент ху­дожественной формы неразрывно связан с идейно — смысловым и образным содер­жанием живописного произведения. Он выражает неповторимое мировосприятие художника, его эстетические взгляды и в опосредованном виде общую художествен­ную культуру эпохи. Он также непосредственно взаимосвязан со спецификой изоб­ражения пространства и стилистикой трактовки форм элементов изображения.

Основу колорита как системы организации цветовых сочетаний в пространс­твенной светотеневой живописи составляют цветовые и тональные отношения, ва-лер, тон, полутона, тональность, гаммы, оттенки и т. д. В связи с этим, колорит в жи­вописи включает в себя законы гармонических сочетаний цветовых тонов, явления светлотного и цветового контрастов, законы оптического смешения цветов.

Живописный колоризм связывается со способностью передавать посредс­твом цвета внешний, видимый мир. Цвет в живописи не является, подобно коло­риту, элементом художественной формы, поскольку оценка цвета в картинах предо­пределяется содержанием изображенного. В колористике цвет является средством для создания новой пластической реальности, новой эмоциональной атмосферы и новых эстетических переживаний.

Специфика архитектурно-дизайнерского творчества заключается в воспита­нии у студентов чувства цветовой гармонии, композиционного мышления в цвете, умения использовать живописные средства в процессе проектирования на различ­ных его этапах, овладении возможностями плоскостного, объемного и пространс­твенного живописного изображения, и умении связать его с архитектурным и ди­зайнерским проектированием.

Методика обучения колористики как части живописной подготовки большей частью определяется комплексностью и систематичностью образования, поэтому максимальный объем знаний, умений и навыков владения всеми изобразительны­ми средствами, выраженный в количестве академических часов оказывает активное

89


Вестник 2

влияние на развитие художественно-творческих способностей.

Что касается принципов создания архитектурной формы, то основным из них будет художественно выразительное соотношение частей и целого, получаемое в результате равновесия, систематичности и неожиданности таких ее элементов, как цвет, геометрический вид, величина, фактура поверхности и др., которые создают эту форму. Цветовая гармония архитектурной композиции неразрывно связана с процессом ее формирования, то есть возникает при образовании архитектурной формы.

В архитектурном колорите, как правило, рассматривается всего два типа ко­лорита: первый — достигаемый преимущественно освещением, и второй, — дости­гаемый преимущественно цветом окраски, либо применением разноцветных конс­труктивных и отделочных материалов. Можно также отметить разницу отношения цвета к свету: в живописи освещение воспроизводится, а в архитектуре оно сущес­твует, обогащая сооружения игрой светотени и рефлексов. А также то, что задача цветового решения архитектуры сводится к подбору локальных цветов.

Разница функций цвета в двух сферах творчества — живописи и дизайне со­стоит в изображении материально-пространственной среды и создании ее нового визуального образа.

И в тоже время в стремлении к тонкости видения цвета, расширении цвето­вой палитры, поиске разнообразных приемов цветовой гармонизации, новых эсте­тических переживаний состоит единство колористки и живописи.

Анализ студенческих работ показывает, что традиционный подход к препо­даванию живописи, оставаясь важным этапом, оказывается недостаточным и при­водит к трафаретным, заученным способам решения цветовых отношений. В то же время цветоведение ограничивает студента набором теоретических знаний. Поэто­му мы предприняли попытку создания соответствующих условий, направленных на формирование живописного творчества у будущих дизайнеров и архитекторов средствами цветоведения.

Неоспоримым условием успешного овладения студентами навыков цветовой передачи является необходимость научить их особенностям плоскостного изобра­жения при выполнении композиций живописного характера, и только затем пере­ходить к комплексу мер, способствующих цветовому формообразованию предмета или среды.

В результате анализа колористической деятельности учебно-творческих ра­бот был выявлен состав основ цветоведения: научные знания по теории цветоведе­ния, вопросы композиционного равновесия, ритма, колорита; умение формировать структуру объемно-пространственной композиции, умение трансформировать фор­мы в условные образы, навыки владения изобразительными и проектными средс­твами, навыки исполнения проектов.

Основная цель практического курса научить студентов видеть цветовые отно­шения, способствующие моделированию цветоформы и передавать их весовые, тем­пературные, пространственные и психологические характеристики; умение грамотно создавать цветовые композиции по воображению; а также соотносить колористичес­кие данные объекта и передавать их в материале, а также привить студентам навыки колористической деятельности при работе над цветовыми композициями, где особое внимание уделяется следующим положениям: определению взаимосвязи между цветом предмета и его формой, и изучению работы фактур в различных цветотональных от­ношениях. Важным составляющим компонентом методических мероприятий является

90


Вестник 2

контроль за правильным применением колористических знаний.

Наиболее полно специфике архитектурно-дизайнерского творчества отвечает изучение цвета в объемно-пространственной композиции, поскольку для архитектора, суть работы заключается в формировании объемно-пространственной композиции, и специфика изучения цвета исходит, прежде всего, из возможности использовать по­лихромию в качестве средства создания этой композиции. Композиционная функция цвета заключена в его способности акцентировать внимание на наиболее важных мес­тах, участвовать в организации пространства и определять последовательность зритель­ного восприятия. Цветовая композиция является организацией цвета соответственно логике изображаемых предметов, смыслу образного содержания и существенна важна для построения способности цветовой композиции создавать за счет светлоты, цвето­вого тона и насыщенности собственный рисунок.

Цветовая гармония архитектурной композиции неразрывно связана с про­цессом ее формирования, то есть возникает при образовании архитектурной фор­мы. Что касается принципов создания архитектурной формы, то основным из них будет художественно выразительное соотношение частей и целого, получаемое в результате равновесия, систематичности и неожиданности таких ее элементов, как цвет, геометрический вид, величина, фактура поверхности и др., которые создают эту форму.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Н.Н. Цвет в живописи. — М.: Искусство, 1965.

2. Гёте И.В. Избранные сочинения по естествознанию. К учению о цвете. — Л.: АН СССР, 1957.

3. Дизайн архитектурной среды: Уч. для вузов. /Г.Б. Минервин. А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В

Ефимов, Н.И Щепетков, АА Гаврилина, Н.К. Кудряшов — М.: архитектура-С, 2004 — 504 с, ил.

91


Вестник 2

Малова Т. В.,

аспирант НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.