Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Письма святителя Игнатия Брянчанинова к Н.Н. Муравьеву-Карскому

2018-01-05 263
Письма святителя Игнатия Брянчанинова к Н.Н. Муравьеву-Карскому 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Письма святителя Игнатия Брянчанинова к С.И. Снессоревой

Иеромонах Марк (Лозинский)

Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия Брянчанинова

От составителя

Пятый том Полного собрания творений святителя Игна­тия Брянчанинова содержит капитальный его труд — «При­ношение современному монашеству», исполненный им как духовное завещание инокам. «Чудным призванием и неиз­реченною милостию» называет он монашество, вставшее на тесный путь спасения. Этим спасительным путем всю жизнь неколебимо шел и сам подвижник Божий святитель Игна­тий, до конца своего земного странствования работавший на благо Православия. Для этого надо было с младых лет отказаться от немощной жизни по стихиям мира. Он пи­шет: 4 Не предоставлено мне было принести жизнь мою в жертву суете и тлению! Взят я, восхищен с широкого пути, ведущего к вечной смерти, и поставлен на путь тесный и прискорбный, ведущий в живот. Путь тесный имеет самое глубокое значение: подъемлет с земли, выводит из омраче­ния суетою, возводит на небо, возводит в рай, возводит к Богу, поставляет пред лице Его в Незаходимый свет для вечного блаженства».

При духовном восхождении, а затем и при создании этой книги епископ Игнатий руководствовался учением святых Отцов, среди них — Иоанн Лествичник, Григорий Синаит, Симеон Новый Богослов, Исаак Сирин. А в главе «О Богомыслии» Владыка ссылается на опыт отечественных под­вижников благочестия — Димитрия Ростовского и Тихона Воронежского. Труд совершен в высшей степени благого­вейно, оттого-то и служит он около полутора столетий ос­новным духовным пособием для монашествующих. Наша публикация целиком повторяет подлинный текст епископа Игнатия, подготовленный им самим к изданию; выдержки из Писания сверены по синодальному изданию источников.

Особенности авторского текста, по возможности, соблю­дены.

В разделе «Приложение» помещены письма Святителя к видному военачальнику, Николаю Николаевичу Муравье­ву-Карскому (1794—1866), и к даровитой духовной писа­тельнице, Софии Ивановне Снессоревой (1816—1904). С настоятелем Троице-Сергиевой пустыни архимандритом Иг­натием генерала Н. Н. Муравьева-Карского связывала давняя дружба, и оживленную переписку они вели многие годы. Самое обстоятельное письмо генералу подвижник Божий Игнатий послал 12 июня 1856 года из Оптиной Пустыни, куда он собирался переместиться на жительство. Оптинский Скит виделся ему самым подходящим местом для вдохновенных литературных занятий. В письме этом сказано: «Тщательное чтение и изучение самых глубоких писаний святых Отцов привело меня в монастырь, поддер­живало, питало в нем. В Скиту я нахожу свой род занятий, свой род мыслей; в Скиту я вижу людей, живущих в точ­ном смысле для человечества в духовном, высоком его на­значении; вижу людей, с которыми могу делиться мысля­ми, ощущениями, перед которыми могу изливать мою душу». Архимандрит Игнатий пристально следил за издательской деятельностью монастыря: как раз именно тогда в нем ста­ли выходить в свет замечательные книги, подготовленные к печати Оптинскими монахами под началом всероссийского наставника и молитвенника великого старца Макария: «Ему обязана Оптина Пустыня своим нравственным благосостоя­нием. Много монахов из других монастырей, много мона­хинь, множество мирских людей, удрученных скорбями и нуждающихся в наставлении стекается в Оптину Пустыню к отцу Макарию за спасительным советом и словом утеше­ния. Его непринужденность, простота, откровенность со­всем противоположны той натянутой и жестокой святости, за которою ухаживают различные графини и княгини». Публикация писем владыки Игнатия к генералу Н. Н. Мура­вьеву-Карскому осуществлена Ольгой Ивановной Шафра­новой, долгое время серьезно изучающей литературное наследие Преосвященного. Ей же принадлежат и коммен­тарии к текстам писем.

Письма Святителя к Софии Ивановне Снессоревой чрез­вычайно важны не только для большего понимания характера взаимоотношений знаменитого подвижника Божия со своими духовными детьми, но и для выяснения меры учас­тия этой незаурядной православной писательницы в про­цессе издания творений епископа Игнатия — сотрудниче­ство велось на протяжении последних двадцати лет его жизни. Благодаря архивным разысканиям Елены Михай­ловны Аксененко, сотрудницы Пушкинского Дома (Инсти­тут русской литературы, Санкт-Петербург), в научный обо­рот впервые вводятся сведения о жизни и творчестве Со­фии Снессоревой, создательницы проникновенной повести «Дарьюшка-странница» и большой книги «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». Только из настоящей публикации читатели узнают о том, как тесно велось литературное сотрудничество талантливой и трудолюбивой писательницы со светилом духовного мира — архимандритом, а затем и епископом Игнатием. Немалый интерес представляет и «Автобиографическая записка» СИ. Снессоревой, впервые пуб­ликуемая в печати.

«Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия Брянчанинова» — богословский трактат иеромонаха Марка (Лозинского; 1939—1973). Тру­ды этого видного богослова, его архивные занятия по выяв­лению писем Владыки хорошо известны православным ис­торикам. Магистерская диссертация о. Марка, состоящая из восьми солидных машинописных томов, завершена и защи­щена им в Московской Духовной академии еще в 1967 году, в пору жесточайших гонений на Православную Церковь и безграничного издевательства безбожников над верующи­ми. Несмотря на чрезвычайно неблагоприятную общую об­становку, о. Марк создал труд замечательный: вплоть до настоящего издания творений святителя Игнатия диссерта­ция иеромонаха Марка оставалась самым обширным собра­нием писем Владыки, причем как тех, что публиковались ранее, так и тех, что впервые введены им в научный оборот. Принадлежащее его перу богословское рассмотрение творе­ний и писем епископа Игнатия публикуется нами на основе всё той же его диссертации, разумеется, взят во внимание и более поздний печатный текст. Объем цитат в этом тексте приведен в соответствие с назначением публикации. Бого­словский трактат о. Марка — произведение выдающееся, его истолкования учения святителя Игнатия отличаются глубиной и внутренним духовным достоинством. Встречающиеся постраничные ссылки предусматривают следующие источники:

1) Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. В. 5т. – 3-е изд., испр., и дополн. – СПб., 1905 (Сокращенно: Соч.);

2) Приложение к работе иеромонаха по творениям и письмам епископа Игнатия Брянчанинова». Т. I-III. Полное собрание писем епископа Игнатия Брянчанинова. МДА, 1967 (сокращенно: Прилож.) Даны также ссылки на конкретные номера писем с указанием томом в пределах этого Приложения.

Александр Стрижев

Письма


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.