Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное (Сочинено другом для друга и для брата братом, к взаимной пользе и сочинителя и читателя) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное (Сочинено другом для друга и для брата братом, к взаимной пользе и сочинителя и читателя)

2018-01-05 147
Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное (Сочинено другом для друга и для брата братом, к взаимной пользе и сочинителя и читателя) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Статья первая

Алеф

Беф

Гимель

Далеф

Ге

Вав

Заин

Иф

Теф

Иод

Каф

Ламед

Мем

Нун

Самех

Айн

Фи

Цади

Коф

Реш

Шин

Фав

 

Статья вторая

Алеф

Беф

Гимель

Далеф

Ге

Вав

Заин

Иф

Теф

Иод

Каф

Ламед

Мем

Нун

Самех

Айн

Фи

Цади

Коф

Реш

Шин

Фав

Статья третья

 

 

Алеф

Беф

Гимель

Далеф

Ге

Вав

Заин

Иф

Теф

Иод

Каф

Ламед

Мем

Нун

Самех

Айн

Фи

Цади

Коф

Реш

Шин

Фав

 

Заключение

Приложение

От составителя

Письма святителя Игнатия Брянчанинова к Н.Н. Муравльеву-Карскому

Ольга Шафранова. Предисловие

Письма святителя Игнатия Брянчанинова к Н.Н. Муравьеву-Карскому

 

Три письма Андрея Николаевича Муравьева к Н.Н. Муравьеву-Карскому

Письма святителя Игнатия Брянчанинова к С.И. Снессоревой

Елена Аксененко. Предисловие

Письма святителя Игнатия Брянчанинова к С.И. Снессоревой

С.И. Снессорева

<Автобиографическая записка>

 

Иеромонах Марк (Лозинский)

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ МИРЯНИНА И МОНАХА ПО ТВОРЕНИЯМ

И ПИСЬМАМ ЕПИСКОПА ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА

Часть первая

I.Епископ Игнатий о состоянии христианства в его время

II.Взгляд епископа Игнатия на земную жизнь человека как на приготовление к жизни вечной

III.Учение епископа Игнатия о спасении и совершенстве

Основы духовной жизни

IV.Изучение Евангелия

V.Изучение творений святых Отцов

VI.Покаяние

VII.Молитва

VIII.Постоянное бодрствование над собой

IX.Любовь к ближним

X.Страх пред Богом и любовь к Богу

XI.Предостережение епископа Игнатия от опасностей на пути спасения

1. О чтении книг, содержащих лжеучение

2. Ложное направление духовной жизни

Часть вторая

Духовная жизнь монаха

I.Учение епископа Игнатия о монашестве

II. Телесный и духовный подвиг монаха

III. Мнение епископа Игнатия о видах иноческой жизни применительно к монашеству его времени

IV. Основные препятствия к развитию духовной жизни монаха

V. Учение епископа Игнатия об Иисусовой молитве

Советы епископа Игнатия новоначальному делателю Иисусовой Молитвы.

Заключение.


 


 


[1] ...всякая гора и остров двинулись с мест своих (Откр. 6. 14)

[2] Долго жила душа моя (Пс. 119. 6)

[3] Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлека­ет меня. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего] (Пс. 68. 3, 4).

[4] Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме (Пс. 142. 3)

[5] Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной (Пс. 21.15, 16)

[6] Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня (Пс. 17. 5, 6)

[7] ...уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое (Пс. 142. 4)

[8] Лествица. Слово 26, гл. 14

[9] Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни нале­во; удали ногу твою от зла [потому что пути правые наблюдает Господь, а левыеиспорчены. Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит] (Притч. 4. 26—29).

[10] Церковный Устав, гл. 35

[11] Лествица. Слово 1, гл. 18 и 19, по переводу на русский язык 1851 года.

 

[12] Там же, гл. 9

[13] Лествица. Слово 4, гл. 3 и 5.

[14] Книга 4, гл. 8 и 9

[15] Так названо монашество в писаниях многих святых Отцов: в «Слове о рассуждении» преподобного Кассиана Римлянина, Добротолюбие, часть 1, в Поучениях аввы Дорофея; в Сло­вах святого Симеона Нового Богослова и проч

[16] Лествица. Заглавие слова 28

[17] Церковный Устав, гл. 37, и Лествица. Слово 19, гл. 5

[18] Лк. 18. 14

[19] Лествица. Слово 28, гл. 3. Великий. Алфавитный патерик

[20] Преподобный Пимен

 

[21] Тщательная исправность от чтеца требовалась в древних монасты­рях. Преподобный Кассиан, книга 2, гл. И. За ошибку при чтении чтец подвергался эпитемии. Преподобный Кассиан, книга 4, гл. 16

[22] ...плод уст (Евр. 13. 15).

[23] Церковный Устав, гл. 27

[24] Заимствовано из Церковного Устава, Следованной псалтири и из обычаев благоустроеннейших монастырей российских

[25] Церковный Устав, гл. 29

[26] Преподобный авва Дорофей. Поуче­ние 3. О совести

[27] Преподобный Нил Сорский. Слово 5, статья о мере пищи

[28] Церковный Устав, гл. 35

[29] Преподобного Григория Сииаита Гла­вы зело полезные, глава 18. Добротолюбие. Ч. 1.

[30] Церковный Устав, гл. 35

[31] Там же и в Патерике Алфавитном

[32] Послание к иноку Николаю

[33] Монастырское выражение

[34] Алфавитный патерик

 

[35] Писавший эти правила, посещая при первоначалии своем опытнейших старцев, заметил у них этот похвальный обычай

[36] Житие преподобного Симеона Нового Богослова, рукопись; имеется житие сего угодника Божия и печатное издание Оптиной Пустыни

[37] Преподобный авва Дорофей. Поучение 4 о страхе Божием

[38] Изречение преподобного Исайи Отшельника. Алфавитный патерик

[39] Мф. 25. 40

[40] Святого Исаака Сирского Слово 8 и преподобного Симеона Нового Богослова, гл. 125. Добротолюбие. Ч. 1 Книга 4, гл. 10 и 11

[41] Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчин­но, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Сол. 3. 6).

[42] ...кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, «.или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе (1 Кор. 5. 11)

[43] ...худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15. 33)

[44] Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего... дело преступное я ненавижу... клевещу­щего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими (Пс. 100. 2—7)

[45] Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! (Пс. 138. 17)

[46] Алфавитный патерик

[47] Еккл. 4. 10

[48] Притч. 8. 19

[49] Алфавитный патерик и Достопамятные сказания, статья 10

[50] 2 Кор. 4. 10

[51] Очевидно, что правила эти, в существенных началах своих, должны быть непременно соблюдаемы, как заключающие в себе постано вления Апостолов и святых Отцов, как принадлежащие к нравствен­ному преданию Церкви. Столько же очевидно, что в мелочных частно­стях, относящихся к наружному благочинию, должно применяться к требованию и положению каждого монастыря

[52] Четьи-Минеи, житие святого Василия Великого, 1 января

[53] Не Великий, но другой, позднейший ииок Скита

[54] Алфавитный патерик и Достопамятные сказания

[55] Притч. 15. 27

[56] Так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их (Лев. 15. 31)

[57] Мф. 26. 23

[58] Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия и Иоанна. Ответы на вопросы 256 и 258

[59] Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия и Иоан­на. Ответы на вопросы 256 и 258

[60] Святого Исаака Сирского Слово 9

[61] Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. Статья о авве Агафоне

[62] Положи, Господи, охрану устам моим (Пс. 140: 3)

[63] Никифора Монашествующего Слово. Добротолюбие. Ч.2.

[64] 1 «Тех, которые притворяются добродетельными и кожею овчею по наружному виду являют одно, а в сущности по внутреннему человеку суть другое, которые исполнены всякой неправды, исполнены зависти, ревности и злосмрадных страстей, почитают святыми и бесстрастными весьма многие, имеющие неочищенное душевное око и не могущие по­знать их от плодов их; пребывающих же во благоговении, добродетели и простоте сердца, истинно святых, пренебрегают как бы обыкновен­ных людей, оставляют их без внимания и презирают, вменяют за ничто. Таковые говорливого и тщеславного признают учительным и духовным, а молчаливого и хранящегося от празднословия провозглашают невеж­дою и безгласным. Высокомудрые и недугующие диавольскою гордое тию отвращаются от говорящих Святым Духом, как от высокомудрого и гордого, более ужасаясь слов его, нежели умиляясь от них; напротив того, они очень похваляют и приемлют тонкословствующего из ученос­ти своей или чрева (под словом чрево надо понимать плотское состоя­ние) и лгущего против спасения своего». Преподобный Симеон Новый Богослов, гл. 70, 71 и 72. Добротолюбие. Ч. 1

[65] Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28. 19, 20).

[66] Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14. 21).

[67] ...кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой воз любит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14. 23)

[68] Без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают....Пребудьте в любви Моей. Если за поведи Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15. 5, 6, 9, 10)

[69] Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие ска жут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззакония (Мф. 7. 21—23)

[70] Мф. 5. 19

[71] См. толкование блаженного Феофилакта Болгарско­го

[72] ...суть дух и жизнь (Ин. 6. 63)

[73] Душевный человек не прини­мает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безуми­ем (1 Кор. 2. 14)

[74] 1 Кор. 15. 49

[75] -плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия (1 Кор. 15. 50)

[76] ...приближаться к Богу! на Господа Бога я возложил упование мое (Пс. 72. 28).

[77] Мф. 25; Ии. 5. 22, 27

[78] Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но послав ший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я гово­рил, говорю, как сказал Мне Отец (Ин. 12. 48—50)

[79] Слово 1, гл. 4

[80] Vie des peres des deserts d'Orient par Michel Ange-Marin. Святой Тихон Воронежский знал на память Евангелие и Псал­тирь

[81] Наставление 2. Издание 1844 г., Москва

[82] Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет (Пс. 1. 1—3)

[83] Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих (Пс. 77. 1)

[84] Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, упо­доблю мужу благоразумному, который построил свой дом на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне (Мф. 7. 24, 25)

[85] А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7. 26, 27).

[86] 1 Кор. 1. 24

[87] Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Закон Бога его в сердце у него; не поколеб­лются стопы его (Пс. 36. 29-31)

[88] Алфавитный патерик

[89] Слово 57. Здесь и о винах грехов, равно как и в Слове 56

[90] Изречение аввы Зинона. Алфавитный патерик

[91] Собеседование 1 (Collatio) о рассуждении. Пролог, июля 22

[92] Алфавитный патерик

[93] 2 Цар. 11

[94] Преподобного Нила Сорского Слово 11

[95] Руководство к духов ной жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна Проро ка, ответ 108

[96] ...безмерно обширна (Пс. 118. 96)

[97] Л юбящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25)

[98] Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8. 35)

[99] ...кто... не возненави­дит... самой жизни своей,... не может быть Моим учеником(Лк. 14. 26).

[100] Мф. 19. 27-29

[101] Мф. 19. 27-29

[102] ...наказывает... это милость (Пс. 140. 5)

[103] Сир. 32. 21

[104] Ответ 59

[105] 1 Ин. 2, 23

[106] Прибли жаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, серд­це же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча уче нием, заповедям человеческим (Мф. 15. 8, 9)

[107] Мф. 6. 1—18

[108] Преподобный Макарий Великий. Беседа 21. ский. Слово 61.

[109] Святой Исаак Сирский Слово 61

[110] Пс. 19. 12

[111] Свящешюмученик Петр Дамаскин. Книга 1. О осьми умных видениях. Добротолюбие. Ч. 3. — Лествица. Слово 27, гл. 26

[112] Во всех благоустроенных общежитиях читается ежедневно на утре­ни в «Благовестнике» объяснение дневного Евангелия

[113] Слово 27, гл. 78

[114] Преподобный Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. Преподобный Григорий Синаит. Гл. 11. О чтении. Добротолюбие. Ч. 1

[115] Слово 27

[116] Слово 4

[117] Деян. 27. 21—49

[118] Житие преподобного Антония Великого. Четьи Минеи, 17 января и Vitae Patrum Patrologiae coursus complectus, т. LXXIII

[119] Алфавитный патерик

[120] Алфавитный патерик и Досто­памятные сказания

[121] Четьи-Минеи, 1 апреля

[122] Слово 4, гл. 120

[123] Слово 27, гл. 5

[124] Пролог, января 9 день

[125] Патерик Печерский и Четьи Минеи 14 февраля

[126] Патерик Печерский и Четьи-Мипеи, 31 января

[127] Слово 4 гл. 12

[128] Во времена наши в Москве, в доме умалишенных, находился подоб пый пророк, к которому стекалось множество любопытных. Имя проро­ку — Иван Яковлевич. Некоторого пустынного монаха посетили москов­ские жители и начали пред ним выхвалять своего пророка. Они гово­рили, что в даре прозорливства его убедились собственным опытом, спросив его о своем родственнике, находившемся в Нерчинске в каторжной рабо­те. Иван Яковлевич с час времени не давал ответа. Когда вопросившие понуждали скорее дать ответ, то он сказал им: «А до Нерчинска далеко ли?» Они отвечали: -«Более 6000 верст». — -«Так скоро ли туда сбега ешь!» — возразил пророк. Ответ его состоял в том, что у ссыльного обтерлись ноги до крови. Чрез несколько времени вопрошавшие получи ли от Нерчинского родственника письмо, в котором он описывал тяжесть своего положения и упоминал, что ноги его обтерты до крови кандалами. «Представьте себе, каково прозорливство Ивана Яковлевича!» — заклю­чили таким возгласом рассказ свой москвичи. Монах отвечал: «Прозор ливства тут нет, а тут — очевидное сношение с падшими духами». Свя­той Дух не имеет нужды во времени: Он немедленно возвещает тайны, и земные и небесные. Иваном Яковлевичем послан был находившийся при нем бес из Москвы в Нерчинск, и принес сведение пустое, вещественное, удовлетворяющее тщеславию пророка и любопытству плотских людей, его вопрошавших. Святой Дух всегда возвещает что-либо духовное, ду­шеспасительное, существенно нужное, а падший дух возвещает всегда что либо плотское, как пресмыкающийся по своем падении в греховных страстях и вещественности. — В образец действия и характера, принадлежащих святому прозорливству, даруемому Богом, представляем заме­чательное событие из церковной истории. Святой Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, поведая епископу Аммонию о бегстве своем от императора Иулиана богоотступника, говорит: «В эти времена я видел великих мужей Божиих, Феодора, настоятеля Тавенисиотских монахов, и Паммона, авву монахов, живших в окрестностях Антинои. Я, вознаме­рившись укрыться у Феодора, взошел в его лодку, которая была прикры та со всех сторон; Паммон сопутствовал нам по чувству уважения. Ветер не благоприятствовал; я молился в стесненном сердце; монахи Феодора, вышедши на берег, тащили лодку. Авва Паммон, видя печаль мою, уте­шал меня. Я отвечал ему: -«Поверь мне, что сердце мое не имеет столько мужества во время мира, сколько имеет во время гонений, потому что, страдая за Христа и укрепляемый Его благодатию, уповаю получить тем большую милость от Него, хотя бы и убили меня». Еще я не кончил этих слов, как Феодор взглянул на авву Паммона и улыбнулся; Паммон взаимно взглянул на него, улыбаясь. Я сказал им: «С чего смеетесь вы сло­вам моим? не обвиняете ли меня в робости?» Феодор, обратись к Паммо-ну, говорит: -«Скажи Патриарху причину нашего смеха». Паммон отве­чал: «Это принадлежит тебе». Тогда Феодор сказал: «Сей час убит Иулиан в Персии, как предрек о нем Бог: прозорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает.Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается (Авв. 2. 5). Восстанет император христианин, муж превосходный, но жизни краткой. Почему не углубляйся в Фиваиду, не утруждай себя, но тайно отправься навстречу новому императору: ты увидишься с ним на пути, будешь принят им очень благосклонно и возвратишься к своей Церкви, а его возьмет Бог скоро из этой жизни». Все и случилось так» (Sancti Athanasii omnia, torn. 2, pag. 979—982)

[129] Монах Иоанникий был родной племянник Феодора. По кончине Феодора он не прекращал общения с Леонидом и впоследствии для сожительства с ним переместился в Оптину Пустыню

[130] Пс. 9. 30

[131] Добротолюбие. Ч. 1

[132] Четьи-Минеи, 15 мая

[133] Слово о Духовном Законе, гл. 34

[134] Ответы 1—54

[135] Потому что дни лукавы(Еф. 5. 16). — Ответ 311

[136] Смотри житие преподобных Антония Великого, Онуфрия Великого и других отшельников и затворников

[137] Ответы 312, 313

[138] Слово 8, гл. 10, 18, 21, 25. — Слово 27, гл. 13, 36

[139] 88 глава преподобного Симеона Нового Богосло­ва. Добротолюбие. Ч. 1

[140] Святого Григория Синанта, главы 128, 131, 132. Добротолюбие. Ч. 1

[141] По отпадении Западной Церкви от Восточной

[142] Преподобный Кассиан. Об уставе общежитий. Книга 2, гл. 3

[143] Мф. 15. 14. Преподобный Симеон Новый Богослов, главы 32 и34. Доб ротолюбие. 4.1

[144] Слово 8

[145] ...не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7. 23)

[146] Еф. 6. 6

[147] У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1. 10)

[148] Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к сметой, или послушание к праведности? (Рим. 6. 16)

[149] начинал скот пред прутьями (Быт. 30. 39)

[150] Патерик алфавитный и Достопамятные сказания

[151] Лествица. Слово 4, гл. 3

[152] Слово 1

[153] ...не приняли любви истины для своего спасе ния. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Сол. 2. 10—12)

[154] ...по вере вашей да будет вам (Мф. 9. 29)

[155] Алфавитный патерик, буква Ф

[156] Четьи-Минеи, 9 июля

[157] Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, уда­ляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Сол. 3. 6).

[158] Алфавитный патерик

[159] Четьи-Минеи, 17 января

[160] Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближ­нему; уста льстивы, говорят от сердца притворного (Пс. 11.2, 3)

[161] Глава 33. Добротолюбие. Ч. 1

[162] Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь веч­ную; а они свидетельствуют о Мне (Ии. 5. 39)

[163] А все, что писано было прежде, написано нам в наставление (Рим. 15. 4). Предисловие к Уставу, или Преданию

[164] Преподобного Нила Сорского Предание. Не лишним будет заметить здесь, что преподобный Нил Сорский хотя имел благодать Божию, но не дерзал объяснять Писания самопроиз­вольно, а последовал объяснению, сделанному Отцами. Путь смиренно­мудрия есть единственный верный путь ко спасению

[165] Мф. 12. 36

[166] Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый, тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»? (Пс. 11.4, 5)

[167] ...Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божий; слу­жит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем про­славлялся Бог через Иисуса Христа (1 Пет. 4. 10, 11)

[168] 1 Кор. 7. 23

[169] Здесь говорится не о наружном послушании монастырском, не о трудах и занятиях монастырских, назначаемых монастырским началь­ством, но о послушании нравственном, сокровенном, совершаемом в душе

[170] Мнение свящепномученика Петра, митрополита Дамасского, и других Отцов. Добротолюбие. Ч. 3

[171] 2 Тим. 4. 1

[172] Алфавитный патерик и Достопамятные сказания о авве Макарий Городском, гл. 2

[173] Пс. 29. 6

[174] ...Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2. 11)

[175] Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды (Пс. 142. 10)

[176] Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего....Не скрывай от меня запо ведей Твоих (Пс. 118. 18, 19)

[177] Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля по­славшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6. 38—40)

[178] Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И я знаю, что запо­ведь Его есть жизнь вечная (Ин. 12. 49, 50)

[179] Гал. 5. 24; Кол. 3. 9, 10

[180] И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угод­ная и совершенная (Рим. 12. 2)

[181] Ин. 1. 18

[182] Я открыл имя Твое человекам (Ин. 17. 6)

[183] И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин. 17. 26). Смотри объясне ние блаженного Феофилакта Болгарского.

[184] ...возьмите щит веры, кото­рым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6. 16)

[185] Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 16. Добротолюбие. Ч. 2

[186] ...побеждали царства, творили правду, получали обетования, заг раждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, ук­реплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр. 11. 33, 34)

[187] ...смиритесь под крепкую руку Божию... Все забо­ты ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5. 6, 7)

[188] Дан. гл. 3

[189] ...ибо надобно придти соблазнам (Мф. 18. 7)

[190] Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть (Мф. 24. 6)

[191] Преданы также будете и родителями, и братьями, и род­ственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Лк. 21. 16, 17)

[192] ...всякий, убиваю­щий вас, будет думать, что он тем служит Богу. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16. 2, 33)

[193] но и волос с головы вашей не пропадет (Лк. 21. 18)

[194] терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21. 19)

[195] ...успоко­ились, сказав: да будет воля Господня (Деян. 21. 14)

[196] ...начал пре­кословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!... Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16. 22, 23)

[197] Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои: я славил бы
Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей
(Пс. 118. 6, 7)

[198] Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день (Пс. 24. 5)

[199] Лествица. Слово 26

[200] ...возлюби Господа Бога твоего всем серд­цем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближ­него твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22. 37-40)

[201] 1 Ин. 2. 23

[202] 2 Ин. 1. 6

[203] Алфавитный патерик и Достопамятные сказания, гл. 9

[204] Алфавитный патерик и Достопамятные сказания, гл. 37

[205] Слово 6 О рае и духовном законе

[206] Мф. 5. 21-28

[207] Мф. 7. 1-12

[208] Мф. 18. 23-35

[209] Главы 125, 126. Добротолюбие. Ч. 1

[210] Слово 8

[211] ...истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из братьев Моих мень­ших, то сделали Мне (Мф. 25. 40)

[212] В книге Поучений преподобного аввы Дорофея Сказание о препо добном Досифее

[213] Быт. 18

[214] Быт. 19. Лавсаик и Алфавитный пате рик

[215] Пс. 116. 32

[216] ...можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни(Лк. 5. 34, 35). Преподобного Кассиаиа кн. 5. О чревообъядеиии, гл. 24

[217] ...Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1. 15)

[218] Слово 89

[219] Лествица. Слово 28, гл. 33

[220] Преподобного Макария Великого Слово 3, гл. 1

[221] Мф. 22. 37—40

[222] Выражение это принадлежит святому Иоанну Лествичнику. Слово 28

[223] Лествица. Слово 28, гл. 34

[224] Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною, а меня сохранишь в целости моей и поставишь пред лицем Твоим на веки (Пс. 40. 12, 13)

[225] Мф. 6. 14, 15; 7. 2; Лк. 6. 37, 38

[226] ...и Духом Бога нашего (1Кор. 6. 11)

[227] Прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя, и не будь как человек, искушающий Господа (Сир. 18. 23).

[228] Слово 28, гл. 4

[229] И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согреше­ний ваших (Мк. 11. 25, 26)

[230] Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богудух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 18, 19)

[231] Слово 55

[232] ...не оправдится пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142. 2)

[233] ...чист в суде Твоем (Пс. 50. 6)

[234] ...не входи в суд с рабом Твоим (Пс. 142. 2)

[235] Лествица. Слово 28, гл. 1

[236] Будьте постоянны в молитве, бодр­ствуя в ней с благодарением (Кол. 4. 2); сличи: Флп. 4. 6

[237] Непрес­танно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Сол. 5. 17, 18).

[238] Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением (Кол. 2. 6, 7). Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Господь близ­ко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благо­дарением открывайте свои желания пред Богом (Флп. 4. 4—6)

[239] Слово 28, гл. 17

[240] ..меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6. 17)

[241] Заимствовано из Лествицы. Слово 28, гл. 1

[242] Алфа­витный патерик и Достопамятные сказания о авве Агафоне, гл. 9

[243] Святые Отцы говорят: «Никогда не прими, если 6 ты увидел что либо чувственное или мысленное, вне или внутри тебя: будет ли это вид Христа, пли Ангела, или какого святого, или мечтательное изображение света в уме. Пребывай не веруя этому и не благоволя о этом. Неире станно блюди ум твой необразным, пезапечатленным чем-либо при по средстве воображения, безвидным, внимая единственно словам молит вы». Добротолюбие. Ч. 2. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмол вии и молитве, гл. 75

[244] Алфавитный патерик

[245] Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои (Пс. 24. 18)

[246] Каноник. Издание святой Киево Печерской Лавры.

 

[247] Преподобный Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы. Добротолюбие. Ч. 1

[248] Слово 27, гл. 33

[249] Слово 27, гл. 77

[250] В Слове о трех образах молитвы, о третьем образе. Добротолюбие. 4.1. «Да упражняется в псалмопении, сиречь, да молится усты»

[251] О безмол­вии, в 15 главах: гл. 4, О еже како подобает пеги. Добротолюбие. 4.1

[252] ...всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Иоил. 2.32)

[253] Рим. 10. 13

[254] Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10.9)

[255] ...начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израиль скому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Ко торого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он пред вами здрав.... Иоо нет другого имени под небом, данного человекам, которым над­лежало бы нам спастись (Деян. 4. 8—10, 12)

[256] Ин. 13. 31; 14. 15. 16

[257] Заимствовано из 10 главы святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве. Добротолюбие. Ч. 2

[258] И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин. 14. 13, 14)

[259] Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна (Ин. 16. 23, 24)

[260] Ин. 14. 26

[261] Гл. 12. О безмолвии и молитве святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов

[262] Преподобного Нила Сорского Слово 7

[263] Лествицы Слово 28, гл. 46

[264] Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 21. Добротолюбие. Ч. 2

[265] Пр сите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7. 7)

[266] Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Не­му день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18. 7, 8)

[267] Непрестанно молитесь (1 Сол. 5. 17)

[268] Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молит­вы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2. 8)

[269] Святого Исаака Слово 69

[270] Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день. Возвесели дугиу раба Твоего, уповающего на Тебя (Пс. 85. 3, 4)

[271] Добротолюбие. "Ч. 2

[272] Добротолюбие. Ч. 2

[273] Добротолюбие. Ч. 2

[274] Глава 53 Ксанфопулов о безмолвии и молитве. Добротолюбие. Ч. 2

[275] О силах души смотри главы преподобного Филофея Синайского. Добротолюбие. Ч. 2

[276] Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6. 16)

[277] Преподобного Пимена Великого спросили, что значат слова Писания: Причастник аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя?Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои (Пс. 118. 63). Преподобный отвечал: «Это говорит о Себе Святой Дух». Алфавит­ный патерик

[278] Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширигиь сердце мое (Пс. 118. 32)

[279] Издание Оптиной Пустыни 1847 года

[280] Книга 1. О осьми умных видениях. Добротолюбие. Ч. 3

[281] Книга 1. О осьми умных видениях. Добротолюбие. Ч. 3

[282] Слово 27, гл. 10 и 11

[283] Слово 25, гл. 11

[284] Преподобный Касси ан. Книга 5. О духе чревообъядения, гл. 34

[285] Иов. 15. 15

[286] Совет святого Иоанна Лествичника. Лествица. Сло во 7, гл. 10

[287] Vita sancti Pachomii, abbatis Tabennensis. Patrologie. Tom. LXXIII

[288] Мф. 7. 13

[289] Ин. 16. 33

[290] Ин. 15. 18, 19

[291] Ин. 16. 2, 3

[292] ...овец среди волков (Мф. 10. 16)

[293] Сын мой! если ты приступаешь слу­жить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению; управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; приле пись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключиться тебе, принимай охотно, и в превратнос­тях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения (Сир. 2. 1—5, 6)

[294] Блаженны плачущие ныне... Горе вам, смеющимся ныне (Лк. 6. 21, 25)

[295] Я пришел призвать... к покаянию (Мф. 9. 13)

[296] Святитель Тихон Воронежский. Келейное письмо 99, 15

[297] Лк. 23. 40, 43

[298] ...терпя недостатки, скорби, озлобления...и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле (Евр. 11. 37, 13).

[299] Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание (Евр. 13. 12, 13)

[300] Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны (Евр. 12. 8)

[301] Ибо Господь, кого лю­бит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12. 6)

[302] Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр. 3. 19)

[303] Мк. 10. 21

[304] Деян. 20. 24

[305] С великою радостью принимайте... когда впадете в различные искушения (Иак. 1. 2)

[306] Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и весели тесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5. 11, 12)

[307] 1 Пет. 2. 21

[308] Лк. 14. 27

[309] Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро (1 Пет. 4. 19)

[310] Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь (Пс. 33. 20)

[311] Флп. 1. 29

[312] Пс. 33. 22

[313] Не ревнуй успевающему на пути своем, человеку лукавствующему....Не завидуй делающим беззако ние, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут (Пс. 36. 7, 1, 2)

[314] ..я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо нет ни страданий до смерти... На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обло­жила их, и дерзость, как наряд, одевает ux (Пс. 72. 3—6)

[315] ...сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12. 5)

[316] Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорой нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешаюгцего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит (2 Кор. 1. 8-10)

[317] благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа (2 Кор. 12. 7—10)

[318] А я не желаю хва­литься, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, кото рым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6. 14)

[319] Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, принося­щую плод, очищает, чтобы более принесла плода (Ин. 15. 2)

[320] Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне (Ин. 15. 4).

[321] Ин. 15. 6

[322] Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя (Пс.120: 3).

[323] Не искушайте Господа, Бога вашего-. не искушай Господа Бога твоего (Втор. 6. 16; Мф. 4. 7)

[324] Боящиеся Господа! ожидайте милости Его и не уклоняйтесь от Него, чтобы не упасть. Боящиеся Господа! веруйте Ему, и не погиб­нет награда ваша. Боящиеся Господа! надейтесь на благое, на ра­дость вечную и милости. Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господуи был постыжен? или кто пребывал в страхе Его — и был оставлен? или кто взывал к Нему, и Он презрел его? Ибо Господь сострадателен и милостив и прощает грехи, и спасает во время скорби. Горе с


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.25 с.