I. Епископ Игнатий о состоянии христианства в его время — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

I. Епископ Игнатий о состоянии христианства в его время

2018-01-05 170
I. Епископ Игнатий о состоянии христианства в его время 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Епископ Игнатий был невысокого мнения о христианства своего времени.

Он считал, что христианское общество должно быть соединено в одно духовное тело, иметь один образ мыслей, один дух, одну общую Главу – Христа Спасителя.

Идеалом христианского общества во все века будет первохристианская иерусалимская община, у которой все было едино (Деян. 2: 44). Когда в обществе усиливается грех, то исчезает это дивное единство и вместо него появляются чуждые христианскому духу раздробленность, разномыслие и неприязнь.

Епископ Игнатия всей душой любил свою Родину, свой народ и от всей души желал ему всестороннего прочветания. Но когда вопрос касался религиозно-нравственного состояния всего русского общества, то здесь Владыка с болью в сердце всегда признавал, что общество его времени далеко отступило от первохристианских идеалов. Своим духовным взором Святитель видел то, что обычному чело­веку было неприметно — грех во всем его ужасающем много­образии глубоко проник во все слои общества того време­ни. Греховная порча проникла всюду: от крестьянской избы до царского дворца.

В великосветском обществе ревнитель благочестия видел лицемерие, постоянные интриги, карьеризм и полное без­различие к религии. Среди интеллигенции процветали нигилизм, скептицизм и наряду с ними грубые суеверия. В простом народе Святитель видел крайний недостаток в духовных познаниях, приверженность к форме, суеверия, ослабление вековых христианских устоев, страсть к винопитию, упадок нравственности, следствием чего всегда бы­вает отступление от веры.

Высшая иерархия, по весьма осторожному, но меткому замечанию епископа Игнатия, была слаба духом и в духов­ной жизни имела темные, сбивчивые понятия по букве, которые всегда убивают духовную жизнь. Низшее духовен­ство было малообразованно и не отличалось ревностью в назидании пасомых. Страсть же к деньгам, по словам Епис­копа Игнатия, «прокралась во все сословия и саны» и за­глушила все благие побуждения и священные обязанности.

В 1847 году архимандрит Игнатий, направляясь в Ба-байки, посетил многие города, села и монастыри. Результат своих наблюдений за духовной жизнью народа он изложил в одном из писем. «Во время странствования моего я имел возможность довольно подробно взглянуть на землю Израилеву — на Церковь. Что сказать о ней? О ней надо ска­зать слова пророка... «Бысть пуста весьма» (Иез. 38, 8)»[1699], — писал о. Игнатий. Не в том смысле были сказаны эти сло­ва, что не встретил архимандрит Игнатий благочестивых людей. Нет, он сам говорил, что в это путешествие «видел людей набожных посреди мира и в монастырях», но эти люди встречались крайне редко. Всюду, и даже среди луч­ших христиан, он встречал оскудение истинного духовного знания и недостаток правильного духовного руководства.

Беседуя со многими пастырями, истинный ревнитель чистоты православия убедился, что многие из них имеют понятия о христианстве «сбивчивые и темные». «Видим в настоящее время многих, считающих себя христианами и даже учителями Христовой Церкви, — писал он, — из них иной не верит чудесам Христовым, исчисленным в Еванге­лии, — другой верит одной части учения Христова, а дру­гую отвергает, не верит существованию демонов; опять иной думает, не умея различать дел веры от дел естества, что все спасутся за свои добрые дела...»[1700].

Очень редко пастыри возвещали пасомым истинное Сло­во Божие и не поучали их регулярно истинам веры и благо­честия. От этого все с большей силой в народе нарастал глад слышания Слова Божия. Епископ Игнатий как никто другой сознавал, сколь велико это бедствие. «Глад слыша­ния Слова Божия, — писал он, — вот бедствие, несравненно тягчайшее бедствие всех бедствий, которые когда-либо были попущены на христиан»[1701]. Почти полное отсутствие духо-носных пастырей, оскудение проповеди Слова Божия, умень­шение количества приходских священников, повсеместное охлаждение в вере привело к тому, что многие христиане перестали сознавать себя членами единого мистического тела Христова — Святой Церкви, утратилось знание Истины и люди стали чуждыми друг другу. «Ныне всякий имеет бо­лее или менее свой образ мыслей, — пишет Владыка, — свою религию, свой путь, принятый произвольно и случай­но, признаваемые правильными или только оправдывае­мые. Это бесчисленное стадо представляет духовному на­блюдателю вид величайшего беспорядка: каждая овца бре­дет в свою сторону, никто о ней не заботится; люди уже более не слышат — так отяжелел их слух — спасительного гласа истинного Пастыря, раздающегося из Его Святой Церкви,...оглушил их шум земных, лютых попечений, шум увеселений чувственных, шум земного преуспеяния. Прильпе земли душа их, неспособна к восприятию впечат­лений духовных»[1702].

Духовные бедствия христиан, по словам епископа Игна­тия, усугубились еще и обилием лжеучителей и книг, со­держащих душепагубные учения. Сравнивая свое время с временем свв. Апостолов, епископ Игнатий говорил, что и в те времена было много лжеучителей, но «в наше время число лжеучителей бесконечно расплодилось, расплодились зараженные лжеучением и сообщающие лжеучение; страш­но расплодились книги, содержащие и сообщающие лже­учение»[1703]. Проповедь лжеучителей имела немалый успех — многие члены Церкви совращались в раскол и различные секты.

Видя всеобщее ослабление в вере, Владыка, как истин­ный сын Церкви Христовой, весьма скорбел, но он по­нимал — рукой невозможно остановить течение реки. Зная из Священного Писания, что наступят времена всеобщего отступления от веры, он не предвидел восстановления Церкви в ее древней красоте и предполагал, что всему церковному зданию предстоит еще «поколебаться страшно и быстро»[1704].

Сознавая истинное положение христианства, Преосвя­щенный Игнатий не приходил в уныние. Его твердая вера говорила ему: необходимо предаваться воле Божией и в самих попущениях Божиих, и даже благоговеть пред ними. Он неоднократно говорил о том, что нужно видеть и пони­мать истинное положение вещей, но не осуждать тех, кто сбился с истинного пути, и с большим вниманием заботить­ся о своем спасении. «Очевидно, — писал он, — что христи­анство — этот таинственный духовный дар человекам — удаляется неприметным образом для не внимающих своему спасению из общества человеческого, пренебрегшим этим даром. Надо увидеть это, чтобы не быть обманутыми акте­рами и актерством благочестия; увидев, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтобы не подвергнуться пороку осуж­дения ближних, надо обратить взоры на самих себя, поза­ботиться о собственном спасении»[1705].

Как ни трудны были времена епископа Игнатия для хри­стианства, но он сознавал и неоднократно писал о том, что как в его время, так и во все времена Господь дарует воз­можность спасения тем, кто всей душой ищет спасения. Он видел вокруг себя многих избранников, которые слышали глас истинного Пастыря — Христа Спасителя и шли на Его голос. Правда, им приходилось, по словам Святителя, про­биваться «с величайшим усилием и трудом сквозь густую толпу, несвязно шумящую, их окружающую»[1706]. В сравнении с людьми, избравшими широкий, но пагубный путь жизни, число идущих по узкому трудному пути, ведущему в жизнь вечную, было невелико, «но, — пишет епископ Игна­тий, — Господь ободряет их: «Не бойся, — говорит Он (Гос­подь), — малое стадо, яко благоволи Отец ваш дати вам Царство» (Лк. 12. 32)»[1707].

В своем взгляде на положение Церкви епископ Игнатий не был одинок. Лучшие представители духовного мира того времени также видели тяжкие недуги, которым было под­вержено христианское общество. Подвижник Никифоров-ской пустыни старец Исайя в откровенной беседе однажды сказал архимандриту Игнатию: «Пойми время. Не жди бла­гоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено, в частности, спасаться людям, же­лающим спастись»[1708].

Сознавая внешние и внутренние трудности своего време­ни, епископ Игнатий из опыта собственной жизни видел, что при почти полном отсутствии духоносных наставников единственными руководителями в духовной жизни для хри­стиан остаются на все времена творения святых Отцов.

Написанием, а затем изданием своих сочинений, преис­полненных святоотеческим духом и имеющих практичес­кую цель — помочь христианам на трудном пути духовного совершенствования, епископ Игнатий показал свой опти­мистический взгляд на будущие времена.

Несмотря на все трудности окружавшей его жизни, он видел перед собой многих истинных христиан; некоторых из них он сам воспитал и направил по истинному спаси­тельному пути, и несомненно Святитель верил, что и в бу­дущие времена найдутся люди, которым его творения по­служат на пользу.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.